Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме: К.Д.Бальмонт «Снежинка»
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Цели и задачи:
- Предметные.
Познакомить с биографией К.Д.Бальмонта и его произведением «Снежинка». Обогащение словарного запаса.
- Метопредметные.
Учиться работать с текстом, извлекать необходимую информацию.
Умение слушать, договариваться, высказывать свои мысли.
Учиться оценивать себя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
по литературному чтению
во 2 классе
по теме: К.Д.Бальмонт «Снежинка»
«Открываю Мир»
Учитель: Малинина Е.Е.
Цели и задачи:
- Предметные.
Познакомить с биографией К.Д.Бальмонта и его произведением «Снежинка». Обогащение словарного запаса.
- Метопредметные.
Учиться работать с текстом, извлекать необходимую информацию.
Умение слушать, договариваться, высказывать свои мысли.
Учиться оценивать себя.
Оборудование:
- мультимедийный проектор, экран
- ноутбук
- листы самооценивания своей деятельности у каждого ученика
- музыка Чайковского П.И. «Времена года. Декабрь»
- лист для рисования у каждого ученика
Ход урока.
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке вы познакомитесь с новым произведением и его автором, узнаете много нового. А тему урока вы узнаете позже.
- Сначала скажите, вы любите загадки? Начнём наш урок с загадки, отгадав вы узнаете тему нашего урока.
Что за звездочки такие
На пальто и на платке-
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке?
- Конечно, это снежинка.
- Какая тема нашего урока? (открываетсяслайд с многообразием красоты снежинок, будет на протяжении всего урока).
- На уроке мы познакомимся со стихотворением «Снежинка» Бальмонта К.Д. (на доске открывается ФИО автора, название темы)
2. Постановка проблемы. Открытие нового знания.
-Что вы знаете об этом поэте? (учитель прикрепляет на доску карточки: я знаю, я умею, я не знаю, я не умею)
-Какие стихи Бальмонта К.Д. читали?
-Можно ли сказать, что мы все знаем о Бальмонте?
-Можно ли утверждать, что мы читали все его стихи?
- Все ребята в нашем классе умеют читать выразительно стихи?
-Составим план нашего урока.
(ребята высказывают предположения, чем будут заниматься науроке)
-Сравните ваши предположения с моим планом.
План урока.(вывешивается на доску)
- Знакомство с творчеством поэта 19 - 20 веков Бальмонта К.Д.
- Анализ стихотворения «Снежинка».
- Учимся читать выразительно.
- Подведение итогов.
- Работаем по плану, кто - нибудь может рассказать о К.Д.Бальмонте?
Портрет Бальмонта К.Д. (на доске)
К. Д. Бальмонт (1867 – 1942 гг.) родился в усадьбе Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии в семье небогатого помещика. Первые 10 лет жизни провел в деревне Родители оказали на маленького Костю огромное влияние. Мать Бальмонта Вера Николаевна ввела будущего поэта в мир музыки, литературы, истории. Читать будущий поэт научился самостоятельно в пять лет, подсматривая за матерью, которая обучала грамоте старшего брата. «Совсем иное влияние оказал на меня отец, - так писал позднее Бальмонт. – Необыкновенно тихий, добрый, молчаливый человек, ничего не ценивший в мире, кроме вольности, деревни, природы и охоты». Долгие годы прожил Бальмонт за границей, но всегда ощущал себя русским человеком и русским поэтом. Стихотворение Константина Дмитриевича Бальмонта «Снежинка» написано в 1903 году. Именно с 1900 по 1903 годы написаны те произведения поэта, которые считаются самыми лучшими стихами, которые помогли создать имя поэта. Каждый, кто прочтет стихотворение о снежинке, как будто вместе с поэтом впервые увидит ее красоту.
- учитель читает стихотворение «Снежинка»
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.
В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается,
Звезда кристальная.
Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!
-Какое настроение возникло у вас после прослушивания?
-Какие слова – описания вы услышали?
Какая еще может быть снежинка?
3.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.
-Откройте учебники и прочитайте вполголоса стихотворение «Снежинка»,
- Прочитайте друг другу.
Словарная работа.
-Чтобы лучше понять данный текст, рассмотрим некоторые слова, которые могут вызвать затруднение при чтении.
1) Проносится – двигается очень быстро стремительно.
2) Взметается – поднимается высоко к верху.
3) Крутится бешено – вращаться вокруг себя очень быстро.
4) Веющим – веять, т. е. дуть, обдувать.
5) Лелеющем – лелеять, заботливо ухаживать за кем-нибудь.
6) Утешена – успокоить чем-нибудь радостным.
7) Светло-пушистая – светлая и пушистая.
8) Лазурную – цвет лазури, светло-синий.
9) Звезда кристальная – звезда в форме кристалла.
-Бальмонт называет снежинку «звездой кристальной». Почему?
-Звезда – геометрическая фигура, а в природе снежинка похожа на звезду и построена в виде кристалла.
-Криста́ллы (от греч. κρύσταλλος, первоначально — лёд, в дальнейшем — горный хрусталь, кристалл) — твёрдые тела, в которых атомы расположены закономерно. Возможно, вы считаете, что кристалл — это редкий и красивый минерал или драгоценный камень. Отчасти вы правы. Изумруды и бриллианты являются кристаллами. Но не все кристаллы редки и красивы. Каждая отдельная частица соли или сахара — тоже кристалл.
Физкультминутка.
- Представьте, что вы снежинки
(танец снежинок под музыку Чайковского П.И. «Времена года. Декабрь»)
-Какие слова использует автор для описания снежинки? Прочитайте.
-Какими словами он передает движение снежинки? Найдите эти строки и зачитайте.
-Какими другими словами можно передать движение снежинки? Подберите свои слова.
-Очень часто поэты используют красивые слова – описания для выделения предметов. В основном, это слова, обозначающие признаки предметов. Отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?
-Такие слова называются эпитеты.(показывается карточка)
-Чтобы представить картину, описанную автором, прочитаем стихотворение по четверостишиям.
1 четверостишие
Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая, Какая смелая!
Какой эпитет указывает на воздушность снежинки?
Какие эпитеты автор еще использовал?
Прочитайте 2 четверостишие.
Дорогой бурною.
Легко проносится,
Не в высь лазурную –
На землю просится.
-Какой эпитет относится к “дороге”? Что значит «бурная»? Что это за дорога для снежинки?
-Как преодолевает дорогу снежинка?
-Почему так она торопится?
-С кем сравнивает поэт снежинку?
-Как называется такой литературный прием, когда неодушевленные предметы оживают и действуют как одушевленные? ( карточка «олицетворение»)
3 четверостишие
В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.
-Найдите эпитеты.
-В чем умение снежинки?
-Бальмонт сравнивает опять снежинку с человеком. Человек сохраняет чистоту души.
-Какие слова одушевляют снежинку?
4 четверостишие
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.
-С чем автор сравнивает снежинку? Прочитайте. Звезда в литературе символизирует прекрасное, чистое, высокое. Бальмонт использует такой литературный прием, как метафору.
( карточка со словом «метафора»)
-Это еще одно художественное средство, с помощью которого автор создает яркий образ снежинки. Метафора – скрытое сравнение, т.е. поэт сравнивает снежинку со звездой, прекрасной, чистой, сверкающей.
5 четверостишие
Лежит пушистая
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!
-Что вы заметили в этом четверостишии? Чем отличаются 1 и 5 четверостишия?
-Почему поэт поменял местами слова “смелая” и “белая”? Правильно, пройдя все испытания, снежинка осталась белой и чистой.
-Кого имеет в виду Бальмонт, говоря о снежинке? Да, поэт имеет в виду человека, сохранившего чистую душу, пройдя через тяготы и беды.
Вывод: Человек рождается с чистой душой и, пройдя все жизненные испытания, он должен сохранить чистоту и красоту своей души.
-Какие чувства выразил поэт по отношению к снежинке?
- восторг
- жалость
- удивление
- разочарование
- радость
- любовь
- восхищение
- равнодушие
-Объясните, как относится автор к снежинке.
4.Первичное закрепление. Самоконтроль. ( самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков).
Учимся читать выразительно.Подготовимся к выразительному чтению.
-где нужно повысить голос, а где понизить?
-Прочитайте стихотворение выразительно, с чувством восхищения снежинкой.
(читают 3-4 ученика)
Творческая работа
«Конкурс снежинок», (выставка работ на доске)
-Ребята, нарисуйте свою неповторимую снежинку!
- Рефлексия деятельности. Домашнее задание.
-Вернемся к плану урока. Все ли задачи мы выполнили? (дети зачитывают задачи и рассуждают, что запомнили нового и изучили)
-Возьмите листы самооценивания, прочитайте задание. Вы должны оценить свою работу на уроке. Раскрасьте 3 кружка в соответствующих столбиках.
Домашнее задание (по выбору)
- 1 группа –выучить наизусть стихотворение Бальмонта К.Д. «Снежинка»
- 2 группа – придумать небольшой рассказ о приключениях снежинки.
- 3 группа – написать свое четверостишие о снежинке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме: "И.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Пересказ от лица персонажа".
Тема: И.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Пересказ от лица персонажа.УМК: Планета знаний...
Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов
Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов...
Конспект урока по литературному чтению 1 класс по теме "Сказки К.И.Чуковского" УМК "Школа России"
Дети знакомятся с творчеством писателя К.И.Чуковского и его сказками, учатся работать с текстом, отвечать на вопросы по содержанию....
План-конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме "Басни И. А. Крылова. Обобщение".
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Басни И. А. Крылова" в 3 классе. Разработан на основе УМК "Школа России" «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, 3 класс ....
План - конспект урока по литературному чтению 3 класс по теме: "Лев и собачка" УМК "Планета знаний"
Метеодическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС. Цель урока - создать условия для формирования умения определять тему и главную мысль произведения....
Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему "А. Барто «Разлука», «В театре"
Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 «А»Тема урока: А. Барто «Разлука», «В театре».Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством А. Барто; обучать правильному чтению стихов; развивать память,...
Конспект урока по литературному чтению 2 класс по теме: В.Бианки "Сова"
Конспект урока с презентацией...