Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме: К.Д.Бальмонт «Снежинка»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Малинина Елена Евгеньевна

Цели и задачи:

  1. Предметные.

Познакомить с биографией  К.Д.Бальмонта и его произведением «Снежинка». Обогащение словарного запаса.

  1. Метопредметные.

Учиться работать с текстом, извлекать необходимую информацию.

Умение слушать, договариваться, высказывать свои мысли.

Учиться оценивать себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

по литературному чтению

во 2 классе

по теме: К.Д.Бальмонт «Снежинка»

«Открываю Мир»

Учитель: Малинина Е.Е.

Цели и задачи:

  1. Предметные.

Познакомить с биографией  К.Д.Бальмонта и его произведением «Снежинка». Обогащение словарного запаса.

  1. Метопредметные.

Учиться работать с текстом, извлекать необходимую информацию.

Умение слушать, договариваться, высказывать свои мысли.

Учиться оценивать себя.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор, экран
  • ноутбук
  • листы самооценивания своей деятельности  у каждого ученика
  • музыка Чайковского П.И. «Времена года. Декабрь»
  • лист для рисования у каждого ученика

Ход урока.

1.Организационный момент.

 - Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке вы познакомитесь с новым произведением и его автором, узнаете много нового. А тему урока вы узнаете позже.

- Сначала скажите, вы любите загадки? Начнём наш урок с загадки, отгадав вы узнаете тему нашего урока.

Что за звездочки такие

На пальто и на платке-

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь – вода в руке?

- Конечно, это снежинка.

- Какая тема нашего урока?  (открываетсяслайд с многообразием красоты снежинок, будет на протяжении всего урока).

 - На уроке мы познакомимся со стихотворением «Снежинка» Бальмонта К.Д. (на доске открывается ФИО автора, название темы)

2. Постановка проблемы. Открытие нового знания.

-Что вы знаете об этом поэте? (учитель прикрепляет на доску карточки: я знаю, я умею, я не знаю, я не умею)

-Какие стихи Бальмонта К.Д. читали?

-Можно ли сказать, что мы все знаем о Бальмонте?

-Можно ли утверждать, что мы читали все его стихи?

- Все ребята в нашем классе умеют читать выразительно стихи?

-Составим план нашего урока.

(ребята высказывают предположения, чем будут заниматься науроке)

-Сравните ваши предположения с моим планом.

 План урока.(вывешивается на доску)

  • Знакомство с творчеством поэта 19 - 20 веков Бальмонта К.Д.
  • Анализ стихотворения «Снежинка».
  • Учимся читать выразительно.
  • Подведение итогов.

- Работаем по плану, кто - нибудь может рассказать о К.Д.Бальмонте?

Портрет Бальмонта К.Д. (на доске)

К. Д. Бальмонт (1867 – 1942 гг.) родился в усадьбе Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии в семье небогатого помещика. Первые 10 лет жизни провел в деревне Родители оказали  на маленького Костю огромное влияние. Мать Бальмонта Вера Николаевна ввела  будущего  поэта в  мир  музыки, литературы, истории. Читать будущий поэт научился самостоятельно в пять лет, подсматривая за матерью, которая обучала грамоте старшего брата.  «Совсем  иное влияние  оказал на меня отец, -  так писал позднее Бальмонт. – Необыкновенно  тихий, добрый, молчаливый человек, ничего  не ценивший  в  мире, кроме вольности, деревни, природы  и охоты». Долгие годы прожил Бальмонт за границей, но всегда ощущал себя русским человеком и русским поэтом. Стихотворение Константина Дмитриевича Бальмонта «Снежинка» написано в 1903 году. Именно с 1900 по 1903 годы написаны те произведения поэта, которые считаются самыми лучшими стихами, которые помогли создать имя поэта. Каждый, кто прочтет стихотворение о снежинке, как будто вместе с поэтом впервые увидит ее красоту.

- учитель читает стихотворение «Снежинка»

Светло-пушистая,

 Снежинка белая,

 Какая чистая,

 Какая смелая!

 Дорогой бурною

 Легко проносится,

 Не в высь лазурную,

 На землю просится.

В лучах блистающих

 Скользит, умелая,

Средь хлопьев тающих

Сохранно-белая.

Но вот кончается

Дорога дальняя,

Земли касается,

Звезда кристальная.

Лежит пушистая,

Снежинка смелая.

Какая чистая,

Какая белая!

-Какое настроение возникло у вас после прослушивания?

-Какие слова – описания вы услышали?

Какая еще может быть снежинка?

3.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.

-Откройте учебники и прочитайте вполголоса стихотворение «Снежинка»,

- Прочитайте друг другу.

Словарная работа.

-Чтобы лучше понять данный текст,  рассмотрим некоторые слова, которые могут вызвать затруднение при чтении.

1) Проносится – двигается очень быстро стремительно.
2) Взметается – поднимается высоко к верху.
3) Крутится бешено – вращаться вокруг себя очень быстро.
4) Веющим – веять, т. е. дуть, обдувать.
5) Лелеющем – лелеять, заботливо ухаживать за кем-нибудь.
6) Утешена – успокоить чем-нибудь радостным.
7) Светло-пушистая – светлая и пушистая.
8) Лазурную – цвет лазури, светло-синий.
9) Звезда кристальная – звезда в форме кристалла.

-Бальмонт называет снежинку «звездой кристальной». Почему?

-Звезда – геометрическая фигура,  а в природе снежинка похожа на звезду и  построена в виде кристалла.

-Криста́ллы (от греч. κρύσταλλος, первоначально — лёд, в дальнейшем — горный хрусталь, кристалл) — твёрдые тела, в которых атомы расположены закономерно.  Возможно, вы считаете, что кристалл — это редкий и красивый минерал или драгоценный камень. Отчасти вы правы. Изумруды и бриллианты являются кристаллами. Но не все кристаллы редки и красивы. Каждая отдельная частица соли или сахара — тоже кристалл.

Физкультминутка.

- Представьте, что вы снежинки

 (танец снежинок под музыку Чайковского П.И. «Времена года. Декабрь»)

-Какие слова использует автор для описания снежинки?  Прочитайте.

-Какими словами он передает движение снежинки?  Найдите эти строки и зачитайте.

-Какими другими словами можно передать движение снежинки?  Подберите свои слова.

-Очень часто поэты используют красивые слова – описания для выделения предметов. В основном, это слова, обозначающие признаки предметов. Отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?

-Такие слова называются эпитеты.(показывается карточка)

-Чтобы представить картину, описанную автором, прочитаем стихотворение  по четверостишиям.

1 четверостишие

Светло-пушистая

 Снежинка белая,

 Какая чистая, Какая смелая!

Какой эпитет указывает на воздушность снежинки?

 Какие эпитеты автор еще  использовал?

Прочитайте 2 четверостишие.

Дорогой бурною.

 Легко проносится,

 Не в высь лазурную –

 На землю просится.

-Какой эпитет относится к “дороге”?  Что значит «бурная»? Что это за дорога для снежинки?

-Как преодолевает дорогу снежинка?

-Почему так она торопится?

-С кем сравнивает поэт снежинку?

-Как называется такой литературный прием, когда неодушевленные предметы оживают и действуют как одушевленные? ( карточка «олицетворение»)

3 четверостишие

В лучах блистающих

 Скользит, умелая,

 Средь хлопьев тающих

 Сохранно-белая.

-Найдите эпитеты.

-В чем умение снежинки?

-Бальмонт сравнивает опять снежинку с человеком. Человек сохраняет чистоту души.

-Какие слова одушевляют снежинку?

4 четверостишие

Но вот кончается

 Дорога дальняя,

 Земли касается

 Звезда кристальная.

-С чем автор сравнивает снежинку? Прочитайте. Звезда в литературе символизирует прекрасное, чистое, высокое. Бальмонт использует такой литературный прием, как метафору.

 ( карточка со словом «метафора»)

-Это еще одно художественное средство, с  помощью которого автор создает яркий образ снежинки. Метафора – скрытое сравнение, т.е. поэт сравнивает снежинку со звездой, прекрасной, чистой, сверкающей.

5 четверостишие

Лежит пушистая

 Снежинка смелая.

 Какая чистая,

 Какая белая!

-Что вы заметили в этом  четверостишии? Чем отличаются 1 и 5 четверостишия?

-Почему поэт поменял местами слова “смелая” и “белая”?  Правильно, пройдя все испытания, снежинка осталась белой и чистой.

-Кого имеет в виду Бальмонт, говоря о снежинке? Да, поэт имеет в виду человека,  сохранившего чистую душу, пройдя через тяготы  и беды.

Вывод: Человек рождается с чистой душой и, пройдя все жизненные испытания, он должен сохранить чистоту и красоту своей души.

-Какие чувства выразил поэт по отношению к снежинке?

  • восторг
  • жалость
  • удивление
  • разочарование
  • радость
  • любовь
  • восхищение
  • равнодушие

-Объясните, как относится автор к снежинке.

4.Первичное закрепление. Самоконтроль. ( самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков).

Учимся читать выразительно.Подготовимся к выразительному чтению.

-где нужно повысить голос, а где понизить?

-Прочитайте стихотворение выразительно, с чувством восхищения снежинкой.

(читают 3-4 ученика)

Творческая работа

«Конкурс снежинок», (выставка работ на доске)

-Ребята, нарисуйте свою неповторимую снежинку!

  1. Рефлексия деятельности. Домашнее задание.

-Вернемся к плану урока. Все ли задачи мы выполнили? (дети зачитывают задачи и рассуждают, что запомнили нового и изучили)

-Возьмите листы самооценивания, прочитайте задание. Вы должны оценить свою работу на уроке. Раскрасьте 3 кружка в соответствующих столбиках.

Домашнее задание (по выбору)

  • 1 группа –выучить наизусть стихотворение Бальмонта К.Д. «Снежинка»
  • 2 группа – придумать небольшой рассказ о приключениях снежинки.
  • 3 группа – написать свое четверостишие о снежинке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме: "И.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Пересказ от лица персонажа".

Тема: И.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Пересказ от лица персонажа.УМК: Планета знаний...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов

Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов...

Конспект урока по литературному чтению 1 класс по теме "Сказки К.И.Чуковского" УМК "Школа России"

Дети знакомятся с творчеством  писателя К.И.Чуковского и его сказками, учатся работать с текстом, отвечать на вопросы по содержанию....

План-конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме "Басни И. А. Крылова. Обобщение".

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Басни И. А. Крылова" в 3 классе. Разработан на основе УМК "Школа России" «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, 3 класс ....

План - конспект урока по литературному чтению 3 класс по теме: "Лев и собачка" УМК "Планета знаний"

Метеодическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС. Цель урока - создать условия для формирования умения определять тему и главную мысль произведения....

Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему "А. Барто «Разлука», «В театре"

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 «А»Тема урока: А. Барто «Разлука», «В театре».Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством А. Барто; обучать правильному чтению стихов; развивать память,...