Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_serebryanoe_kopyttse.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 4-м классе. П.П. Бажов. "Серебряное копытце"
Задачи:
- продолжить знакомство с жизнью и творчеством Павла Петровича Бажова, проверить знания произведения Бажова “Серебряное копытце”;
- совершенствовать навык беглого чтения; обогащать словарный запас; развивать внимание учащихся; учить составлению портретной характеристики героев; раскрыть понятие сказа как эстетического жанра литературы, выявить его особенности в сопоставлении со сказкой;
- воспитывать чувство внимания друг к другу, к животным, к природе.
Оборудование:
- учебник “Родная речь” (авторы: М.В.Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова),
- портрет П.П. Бажова, детские иллюстрации к сказу “Серебряное копытце”,
- компьютер,
- ММ проектор,
- экран,
- диск,
- исследовательская работа: “Олени”.
Тип урока: Изучение нового материала.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания. -Какое было домашнее задание?
Перечитать сказку П.П. Бажова «Серебряное копытце»
Давайте проверим, насколько вы хорошо знаете текст.
А) составить рассказ о Серебряном Копытце.( Слайд 3)
Вставьте нужные слова.
Козлик этот __________________. У него на правой ______________ передней ноге______________ копытце. Ростом он не выше __________ стола, ножки _______________, головка ____________. А рожки у козлика на _____________. Шерстка у него летом _________________, а зимой_________ . Кормится ______________, а зимой_________ .
В) Давайте ответим на вопросы теста: ( Слайд 4)
1)Как звали отца Даренки?
А) Григорий
Б) Георгий
В) Гаврила
- На какой ноге у козлика серебряное копытце? ( Слайд 5)
А) на левой передней
Б) на правой передней
В) на задней правой
- Кошка Муренка была (Слайд 6,7)
А) белая
Б) серая
В) бурая
- Сколько раз Серебряное копытце показался Даренке? (Слайд 8)
А) 1
Б) 2
В) 3
- На покосном ложке люди еще долго находили камни. А большинство камней какого цвета?( Слайд 9)
А) голубого
Б) розового
В) зеленого
Г) Беседа по содержанию ( Слайд 10).
- Что же это за такой удивительный козлик, которого охотник Кокованя хотел просто увидеть, а не застрелить, как других обыкновенных, козлов?
- Что Кокованя рассказал Даренке про козлика?
-А что говорил про рога Серебряного копытца?
- Найдите абзац, где Кокованя рассказывает Даренке, что все козлы зимой сбрасывают рога, о Серебряное Копытце всегда с рожками. ( Ученик зачитывает со слов: “ Сдалека – то его не разглядишь…”
Это ещё одно доказательство того, что герой сказа – олень, ведь олени меняют рога. Видите, как интересно!
3. Работа с текстом
А) Выборочное чтение.
- Рассмотри иллюстрации к тексту.
-Какие моменты изобразил художник на иллюстрациях.
- Подбери и прочитай соответствующие фрагменты текста.
- Какие по характеру были Кокованя и Дарёнка.
Добрые, трудолюбивые, весёлые, заботливые, мудрые, ласковые, серьёзные, бескорыстные, дружные.
- Вспомните, какой была старуха в “Сказке о рыбаке и рыбке” А.С.Пушкина.
(жадной, алчной)
- Мог ли козлик показаться такой старухе?
- А кому из девочек – героинь сказки Одоевского “Мороз Иванович” мог бы показаться козлик Серебряное копытце? Почему? Объясните.( целую горсть серебряных пяточков, на память бриллиант косыночку закалывать).
Д) Далее выполняем задание. (Слайд 11)
О чём сказ Бажова? Выбери самую точную формулировку.
А) Человек должен любить животных.
Б) Очень важно быть скромным.
В) Трудолюбие, бескорыстие и доброта обязательно будут вознаграждены.
Е) Физкультминутка.( под музыку “Лесной олень”)
- Пусть быстрая оленья упряжка помчит нас в тундру, упражнение “Олени”.
- Представьте себе, что вы олени. Поднимите руки над головой, скрестите их, широко расставив пальцы. Напрягите руки. Они стали твердыми.
Посмотрите: мы - олени,
Рвется ветер нам на встречу!
Ветер стих, расправим плечи,
Руки снова на колени. (Дети выполняют прыжки)
4. Сравнение сказки и сказа.
А) беседа
- Назови волшебных героев сказа.(Мурёнка, Серебряное Копытце)
- Как они связаны в сказе? ( У них один язык, они понимают друг друга. Оба окружены тайной).
- А где ещё мы встречаемся с волшебными героями? ( В сказке)
- Чем похожи сказка и сказ?
- Как вы поняли, какое самое главное отличие сказки от сказа?
( Сказка – вымысел, а сказ основан на реальных событиях. Сказы повествуют о событиях прошлого, настоящего, участником которых был сам рассказчик.)
Б) Отличие сказа от сказки
Чем отличается сказка от сказа?
Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. (В сказках добро побеждает зло)Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, ведущееся от лица рассказчика.
(В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно)
Отличительные черты сказа:
Герои – люди обыкновенные.
Фольклорная первооснова.
Присутствие рассказчика – человека из народа.
Волшебство и таинственность – неотъемлемая часть повествования.
Отличительные черты сказки:
Волшебные герои - добрые или злые.
Нет рассказчика.
Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание.
Не имеют реальной основы.
Подведение итогов.
- А теперь давайте вернёмся к главному герою сказа – Серебряное копытце.
- Как вы думаете почему Кокованя хотел увидеть волшебного оленя?
( Потому что старый охотник мечтал встретиться с настоящим чудом)
Как вы думаете, почему козлик Серебряное Копытце показался именно Дарёнке и Коковане, да ещё подарил камни самоцветы –Дарёнке?
(Слайд 12-16)
Уральские рабочие добывали в горах драгоценные камни. А искусные мастера делали из них украшения, шкатулки, другие предметы удивительной красоты.
5. Беседа о личности писателя. (Слайд 17)
Осенью 1889 года десятилетнего мальчика Павла Бажова увозят в Екатеринбург для получения образования. Провожая внука в дорогу, говорил ему старый дед: “Глядя, учись порядком, слушай, что учителя говорят. Не шали! Наше дело – не барское. С потовой копейки учить тебя отец с матерью собираются. Ты это помни!”
- Как вы поняли выражение “ потовая копейка”?
- Какой наказ дед дал внуку?
- Каким человеком, по-вашему, был автор уральских сказов Павел Бажов.
6. Итог урока.
- Какие качества людей привлекают автора?
- Кому открываются сокровища земли?
(Слайд 18)
О трудовых людях писал свои сказы Павел Петрович Бажов. В одном из них говориться: “ Работа – она штука долговековая, человек умрёт, а дело его остаётся” Давно уже с нами нет уральского сказочника, а работа его - “штука долговековая” - осталась, и до сих пор читаем мы сказы дедушки Бажова. Мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.
7. Домашнее задание.
Прочитать с.182- 193, рассказать понравившийся отрывок.
8. Рефлексия.- Что нового вы узнали на уроке?
- Появилось ли желание прочитать другие сказы Бажова?
- Перед каждым из вас на парте лежат по 3 цветных кружка-камушка. А на доске изображение покосного луга. Если вам после сегодняшнего урока захотелось узнать больше о сказах Павла Петровича Бажова, приклейте зеленый камушек, если вы на уроке работали хорошо, но могли бы лучше, приклейте жёлтый, а если испытывали трудности, то – красный. Давайте все вместе полюбуемся на наш луг, сияющий волшебными камнями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
Урок литературы в 4 классе по теме: Серебрянное копытце Бажова
На этом уроке использованы разнообразные методы работы, а так же инсценировка одного эпизода ( встречи главного героя с девочкой Даренкой). Глубокий анализ текста, РАБОТА С КАРТОЧКАМИ, ТЕСТАМИ...
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...
Конспект урока по литературному чтению А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»(4 класс,литературное чтение)
Конспект урока по литературному чтегнию для 4 класса...