План-конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме "Басни И. А. Крылова. Обобщение".
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Басни И. А. Крылова" в 3 классе. Разработан на основе УМК "Школа России" «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, 3 класс .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_1.docx | 127.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Басни И. А. Крылова. Обобщение.
ФИО Кузнецова Лариса Сергеевна | ||
Место работы ГБОУ СОШ №3 города Кинеля | ||
Должность учитель начальных классов | ||
Предмет литературное чтение | ||
Класс 3 класс | ||
Тема и номер урока в теме Басни И. А. Крылова. Обобщение. Урок №4 | ||
Базовый учебник «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, 3 класс (УМК «Школа России») |
- Цель урока: обобщение и систематизация знаний о творчестве писателя, баснях;
9. Задачи:
- обучающие обобщить знания детей о баснях Крылова, расширить знание биографии И. А. Крылова;
- развивающие развивать устную речь учащихся, фантазию, творческое воображение, навык выразительного чтения и чтения по ролям;
- воспитательные воспитывать нравственные качества, навык коллективной творческой деятельности, ответственное отношение к результатам своей деятельности, интерес к литературе.
- Тип урока обобщение.
- Формы работы учащихся:
- Необходимое оборудование: учебник «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, 3 класс, раздаточный материал, презентация, проектор, экран.
- Структура и ход урока
№ | Этап урока | Название используемых технологий | Время (в мин.) |
IV | Обобщение. | 1. Технология развития критического мышления. Этап осмысления. Приём «Кластер». 2. Учебная ситуация. Приём «Поклей-ка». Работа в группах 3. Технология развития критического мышления. Художественная форма письменной рефлексии. Синквейн. Работа в парах. | 15 минут |
- Организационный момент.
- Сообщение темы и цели урока.
Актуализация знаний. (Слайд 2)
Кто не слыхал его живого слова,
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
М. Исаковский - О ком эти замечательные строки?
Сегодня наш урок посвящён творчеству великого баснописца И. А. Крылова. Вам предоставляется возможность вспомнить прочитанные басни Крылова и ещё раз переосмыслить их значение и поучительность.
- Вступительное слово учителя.
Ребята! Вы все, конечно, читали басни Ивана Андреевича Крылова. А знаете ли вы, что родился он в Москве, а детские годы его прошли на Урале и в Твери. Из-за тяжелого материального положения И.А. Крылов вынужден работать с 14 лет. Он написал около 200 басен.
Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург. Им написано 13 пьес, они были опубликованы и поставлены в театре. Басни Крылов начал писать позже, впервые они появились в печати в 1806 году, когда Крылову было уже 37 лет. Они сразу всем понравились. О них много говорили. Многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: «Нави Волырк». Но вы, если прочтёте это имя справа налево (задом наперёд), сразу все поймёте. (Слайд 3)
В Петербурге в Летнем саду, поодаль от центральных аллей, на небольшой четырёхугольной площадке, окружённой со всех сторон кустарником, стоит памятник. Около него всегда играет детвора. Это памятник великому русскому поэту – баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. Памятник создан известным скульптором Петром Карловичем Клодтом и художником Александром Алексеевичем Агиным. Бронзовый Иван Андреевич Крылов сидит в кресле, глубоко задумавшись о чём-то, а у ног его теснятся бронзовые звери – это герои его басен. (Слайд 4)
Басни И.А. Крылова обладают чудодейственной силой.
- А в чём эта сила? (Слайд 5)
IV. Обобщение.
- Обобщающая беседа.
- Ребята, что же такое басня?
- Подберите слова, характеризующие жанр «Басня». (Слайд 6)
(Технология развития критического мышления.
Этап осмысления. Приём «Кластер».) (Слайд 7)
- Что такое мораль?
- Что высмеивают, обличают басни Крылова? (Слайд 8)
Физминутка (Слайд 9)
Изобразите движения героев басни:
- стрекоза летает,
- муравей колет дрова,
- стрекоза пляшет.
2. Литературная викторина «Знатоки басен» (Слайд 10)
(Учебная ситуация. «Поклей-ка». Работа в группах.)
- Я предлагаю вам вспомнить басни, с которыми мы познакомились на уроках.
Для этого делимся на группы.
- У каждой группы конверт. Откройте его, достаньте листы, прочитайте, что на них написано.
У вас листы разного цвета:
- жёлтый – отрывок из басни;
- красный – заголовок;
- синий – мораль;
- зелёный – пословица;
Вы должны прочитать отрывок из басни, подобрать к нему заголовок, мораль, пословицу. (Всё приклеивают на лист бумаги)
1 группа – «Лебедь, Рак и Щука»
2 группа – «Мартышка и Очки»
3 группа – «Зеркало и Обезьяна»
4 группа – «Ворона и Лисица»
(Каждая группа защищает свою работу)
«Крылатые выражения» (Слайд 11)
- Вы все знаете, что благодаря яркости, образности литературного языка, многие фразы из произведений Ивана Андреевича Крылова, стали крылатыми, узнаваемыми, употребляемыми в повседневной речи.
Вы должны отгадать, из какой басни то или иное выражение:
1. «Ай, Моська, знать она сильна, что лает на Слона» («Слон и Моська») (Слайд 12)
2. «А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь» («Квартет») (Слайд 13)
3. «Да только воз и ныне там» («Лебедь, Рак и Щука») (Слайд 14)
4. «От радости в зобу дыханье спёрло» («Ворона и Лисица») (Слайд 15)
5. «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку» («Кукушка и Петух») (Слайд 16)
«Продолжи отрывок из басни» (Слайд 17, 18)
* На ту беду Лиса близёхонько бежала;
Вдруг … (сырный дух Лису остановил).
* Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.
Сказал … (и в темный лес Ягненка уволок).
* Мартышка тут с досады и печали
О камень … (так хватила их,
Что только брызги засверкали).
* Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза … (уж не поёт).
* Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши слона … (ну на него метаться).
* Однажды Лебедь, Рак и Щука …
(Везти с поклажей воз взялись…)
Игра «Брейн-ринг» (Слайд 19-21)
- Назовите героя, который «слушает да ест».
(Кот Васька, басня «Кот и Повар»)
2. Кто так говорил:
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость каждый час, Так, что голову вскружило?»
(Стрекоза, басня «Стрекоза и Муравей»)
3. Перечислите героев басни, которые «затеяли сыграть квартет». (Проказница Мартышка, Осёл, Козёл да косолапый Мишка, басня «Квартет»)
4. Внимание, «чёрный ящик»!
С помощью предмета, который находится в этом ящике, можно было увидеть «что там за рожа?»
- Что это за предмет? (Зеркало, басня «Зеркало и обезьяна»)
5. Персонажи какой басни Крылова восхваляли друг друга «не боясь греха»? («Кукушка и Петух»)
6. Куда попал «Волк ночью, думая залезть в овчарню»? (На псарню, басня «Волк на псарне»)
7. Внимание, «чёрный ящик»!
В нём находится предмет, который героиня одной из басен «с полдюжины себе достала».
(Очки, басня «Мартышка и Очки»)
(Технология развития критического мышления. Художественная форма письменной рефлексии. «Синквейн». Работа в парах. )
«Сочини синквейн». (Слайд 22)
Работа в парах.
- Сочините синквейн на любого героя из басен И. А Крылова.
V. Итог урока.
- Интересно было читать басни И.А. Крылова?
- Нужна басня сегодня?
- Чему вас научили басни И. А. Крылова?
- Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока. (Слайд 23)
- Спасибо всем, кто читал басни внимательно и работал старательно! (Слайд 25)
VI. Домашнее задание. (Слайд 24)
- выразительное чтение басни наизусть (по выбору);
- нарисовать иллюстрацию к басне +.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по литературному чтению 3 класс "Басни И.А.Крылова. Обобщение"
Урок по литературному чтению разработан по необходимым требованиям, предъявляемым к конспекту урока: прописаны цели урока, необходимое оборудование, соблюдены этапы урока, использование наглядного и з...
План-конспект открытого урока по литературному чтению по теме «Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства», проведенного в 4б классе
Тема урока: Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средстваЗадачи:формировать знания учащихся о творчестве И.А.Бунина;развивать способность внимате...
План – конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе "Как хорошо уметь читать!"
Тема урока: Как хорошо уметь читать!Цель: познакомить с произведениями С. Я. Маршака «Ты эти буквы заучи» и В. Д. Берестова «Читалочка»....
План-конспект открытого урока по литературному чтению во 2 кл по теме «Стрекоза и муравей»
План-конспект открытого урока по литературному чтению во 2 клпо теме «Стрекоза и муравей»...
План – конспект открытого урока по литературному чтению в 1 "Буква э"классе
Тема: Гласный звук [э], буквы Э, э.Задачи:1. Познакомить со звуком [э], буквами Э, э.2. Совершенствовать навыки чтения, умение рассуждать, работать с те...
План-конспект открытого урока по литературному чтению 3 класс Л.Н.Толстой "Акула"
Конспект урока по литературному чтению на тему Л.Н.Толстой "Акула" 3 класс "Школа России"...
"Лев и собачка" - план-конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе. УМК "Школа России"
Тип урока: освоение нового материалаПедагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Лев и собачка»; способствовать формированию навыков чтения, умения в...