План - конспект урока по литературному чтению 3 класс по теме: "Лев и собачка" УМК "Планета знаний"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Метеодическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС. Цель урока - создать условия для формирования умения определять тему и главную мысль произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План - конспект урока 3 класс | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока литературного чтения.
Учитель начальных классов Горбачева Светлана Ивановна
МБОУ «Мелеховская средняя общеобразовательная школа №1 имени И. П. Монахова»
Тема: Л. Н. Толстой «Лев и собачка» УМК «Планета знаний»
Цель: создать условия для формирования умения определять тему и главную мысль произведения
Планируемые результаты урока:
личностные;
- различают основные нравственно-этические понятия, соотносят поступок с моральной нормой; оценивают свои и чужие поступки;
метапредметные:
-регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия, анализируют собственную работу;
познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, владеют техникой чтения, строят рассуждения;
коммуникативные: воспринимают текст с учётом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для её решения, составляют монологические высказывания;
предметные:
- получат возможность научиться высказывать суждения о произведении и поступках героев;выделять главную мысль произведения.
Формируемые УУД:
- регулятивные - умение высказывать свое мнение, предположение, оценивать деятельность свою и товарища;
- познавательные – работать с источником информации, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы;
- коммуникативные – умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, выполнять различные роли в паре;
Технология: исследовательская, коммуникативная, по типу управления познавательной деятельности.
Методы: проблемно-поисковый, объяснительно- иллюстративный, работа в паре, использование ИКТ.
Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальная.
Ожидаемые результаты.
- вызвать у учащихся сочувствие, сопереживание героям рассказа, желание помочь слабому, совершить доброе дело;
- увеличение интереса к литературным произведениям о животных, желание познакомиться с другими произведениями этого же автора;
- повышение эрудиции и словарного запаса детей;
- развитие фантазии, творческого воображения;
- совершение доброго поступка по отношению к животным;
Оборудование:
– компьютер, проектор, экран, листы с заданиями на партах, учебник «Литературное чтение», Э. Кац, 3 кл.
- сердечки из бумаги, на которых нарисована радуга
Ход урока
I. Организационный момент.
Я хочу пожелать, чтобы этот урок оставил в ваших сердцах капли доброты.
2. Актуализация знаний.
-Чему учимся на уроках литературного чтения?
-Какой раздел изучаем?
-Какое произведение читали? Автор?
-Расскажите о щенке по плану.
-Удалось ли рассказчику передать информацию о щенке?
- Назовите ещё главного героя произведения. Что такое очеловечивание героя?
- Какова тема? Главная мысль?
3. Самоопределение к деятельности.
- Эпиграф нашего урока: «Чуткому сердцу откроются тайны»
4. Целеполагание.
-Произведение какого автора читаем сегодня? (На доске портрет Л. Толстого и запись «Лев Николаевич Толстой» с датами, название произведения – «Лев и собачка»).
- Можно ли по названию угадать, о чём будем читать?
-Чтобы проверить наше предположение, что нужно сделать?
- Можем ли мы сейчас назвать тему и главную мысль произведения?
- Что же будем определять на уроке?
- Назовите цель нашего урока (формировать умение определять тему и главную мысль произведения)- на доске открывается запись цели урока.
- Соберём «корзину идей» для дальнейшей работы (планируем деятельность для достижения цели)– каковы учебные задачи? Дети предлагают свои действия.
- Найдите лишнее, а остальные расставьте в нужном порядке:
- узнать биографию автора
- объяснить значение слов
- нарисовать портрет автора – (лишняя задача)
- отрабатывать навык сознательного чтения
- дать характеристику героям
- определить тему и главную мысль произведения
Учитель прикрепляет задачи урока на доску по мере их нахождения.
5. Работа по теме.
а) Биография писателя.
- Что знаете о нём?
- Я расскажу, а вы должны услышать, почему он стал писать детские произведения.
Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910), получил домашнее образование и воспитание.
После смерти родителей будущий писатель с братьями и сестрой переезжает в Казань, к родственнице.
Шестнадцатилетним юношей Лев поступает в Казанский университет, но не окончив курс, уходит из университета и приезжает в Ясную Поляну.
В 1851 году поступил на военную службу на Кавказе, где всерьез начинает заниматься литературным творчеством,
В 60-х гг. открыл у себя в уезде ряд школ, главным центром которых стала первая в России экспериментальная яснополянская школа. Ему пришлось самому писать рассказы и другие произведения для этих школ. Он учил детей без принуждения, по своим произведениям.
Но известен Толстой стал не только из-за этих произведений. Он писал и для взрослых.
В последнее десятилетие занимается, как и всегда, напряженным творческим трудом. 1910 года тайно покидает Ясную Поляну. Здоровье 82-летнего писателя не выдержало путешествия. Он простудился и, заболев, 20 ноября скончался в пути на станции Астапово.
Льва Николаевича похоронили в Ясной Поляне 10(23) ноября 1910 г., в лесу, на краю оврага, где в детстве он вместе с братом искал "зеленую палочку", хранившую "секрет", как сделать всех людей счастливыми.
- Что помогло Толстому писать детские произведения?
- Какую задачу урока мы уже решили? (Узнали биографию)
б) Словарная работа – на экране, у детей на партах на листах.
- Соединить стрелкой слово с его определением.
Лондон – возле, рядом
подле него – город столица Великобритании
барин – умерла
ощетинился – бросался
издохла – взъерошился
метался в клетке – богатый человек
затих – успокоился
Самопроверка по записям на экране.
- Какую работу мы выполнили? Что дальше будем делать?
в) Чтение текста – хорошо читающие ученики на оценку. (3 ученика)
-Что вас тронуло? Какие чувства вызвало?
- Мне понятны ваши чувства. Давайте ещё раз перечитаем цепочкой.
г) – Как вы думаете, почему лев не тронул собачку? Ведь до неё он много съел собак.
(Был сытый, понравилась сначала с первого взгляда, она была забавной, ему было одиноко в клетке, скучно, он решил оставить собачку для дружбы).
- Как собачка оказалась в клетке?
- Как вы думаете, почему нет имени у этого человека?
(Автору не нравятся такие люди, они не достойны, чтобы их имена помнили или таких людей было много)
- Как произошло знакомство? Подтвердите из текста.
- Какое чувство проявил здесь лев, не тронув собаку? (Жалость) – на доске карточка со словом жалость.
Работа в парах.
- Сейчас вы будете работать в парах. Подумайте, если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече?
Собачка: Не тронь меня, я добрая. Давай дружить! Как я тебя боюсь! Ты такой большой.
Лев: Какая ты интересная собачка! Не бойся меня, собачка, я огромный, но добрый.
- Как произошло знакомство? Подтвердите из текста.
- Какое чувство проявил лев? (доброта)
- Когда и как знакомство переросли в дружбу и преданность? Подтвердите из текста.
- Какие чувства? (забота, нежность, ласка, защита)
- Как бы вы сказали, какая у них была жизнь вместе? (Счастливая)
- Что же нарушило их счастье?
- Найдите слова, показывающие недоумение льва о смерти собачки. (Чувство - сожаление)
- Найдите строки, показывающие нарастание горя льва. (Чувства – ярость, гнев, отчаяние)
- А когда лев показал любовь и преданность? Прочитайте. (Чувства – любовь, преданность)
- Как вы думаете, а от чего умер лев? (Тоска)
- А вы дома придумаете счастливую концовку.
Домашнее задание: с. 94 – 95, чит, переск. со счастл. концом.
- Посмотрите, какие чувства испытывал лев. Чьи это чувства? (Человека).
Т. Е. лев здесь тоже очеловечен.
-Какой приём применил автор? (Аллегория)
- Мог ли написать такой рассказ человек с холодным, жёстким сердцем?
- Посмотрите в глаза на портрете Толстого. Какие они?
- Эпиграф урока. Как вы его понимаете? Чуткое сердце – отзывчивое, благородное, сострадательное, милосердное.
- А вы прикоснитесь к своему сердцу – всегда ли вы замечаете, боль, горе, радость, печаль других людей?
- Мне приятно, что в классе есть ребята с чуткими сердцами.
г) Определяем тему и главную мысль.
-Верны ли оказались наши предположения? (Действительно ли этот рассказ о льве и собачке)
- О чём рассказ?
- Какова же главная мысль произведения Л. Толстого? На экране:
Выберите нужную пословицу.
Делу время, а потехе час.
У чуткого сердечка ласковы словечки.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Зачем же Толстой написал рассказ?
-О чём вы задумались, прочитав его?
- Заголовок рассказа отражает тему или главную мысль?
-Какова была цель урока?
- Достигли ли мы цели?
- Почему через животных автор рассказал нам об этом? (Если лев имеет чуткое сердце, то уж людям тем более надо проявлять сострадание, чуткость).
6. Творческие задания.
а) с. 94 – выбрать подпись к иллюстрации.
б) игра «Да-нетка»
1. Собака – домашнее животное.
2. Л.Н.Толстой жил в имении Ясная Поляна.
3. Барин – это бедный человек.
4. В своём имении автор открыл школу для крестьянских детей.
5. Тема рассказа – жизнь людей.
6. Собачку отдал льву человек.
7. Главная мысль – быть чутким, отзывчивым и к животным, и к людям.
8. В рассказе «Лев и собачка» лев изображён добрым и заботливым.
- Ребята, соедините прямыми линиями все плюсы. Что у вас получилось?
- Это конура для собак, чтобы они не были брошенными и бездомными.
7. Рефлексия.
– Так с каким же рассказом мы сегодня познакомились? Чтобы бы вы хотели сказать автору за такой прекрасный рассказа?
– Спасибо, Лев Николаевич, за ваши добрые рассказы, за то, что Вы нас учите делать добро, учите состраданию.
- Закончите предложение: (На экране)
Мне захотелось …
- А мне захотелось побольше поставить отличных оценок.
-В течение урока я наблюдала за вашей работой. Оценки ….
– А у нас в классе есть такие ребята, которые умеют жалеть наших младших бессловесных друзей, проявляют чуткость к обиженному, могли бы защитить их в трудный момент?
– Значит у вас ребята большое и доброе сердце.
– Разрешите мне подарить вам на память каждому сердце с радугой, которое сделает вас и всех, кто вас окружает счастливыми. Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
План-конспект урока по литературному чтению на тему "Л.Н.Толстой. Быль "Птичка"для чувашских школ 4 класс
Развёрнутый план-конспект урока составлен по литературному чтению (4 класс чувашских школ) на тему "Л.Н.Толстой. Быль "Птичка". Цель урока: формирование умения осмысленного чтения литературных произве...
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
План-конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: Сказки зарубежных писателей. Ш. Перро «Подарки феи»
Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовкимладшего школьника. Он формирует функциональную грамотность, способствует общемуразвитию и воспитанию ребенка. Главной задачей курс...
План-конспект урока по литературному чтению по теме: И.А. Крылов "Стрекоза и Муравей", 2 класс УМК "Школа России",с применением ЭОР.
Урок разработан с применением ЭОР. Приложение включает в себя: план-конспект урока по теме И.А.Крылов. Басня "Стрекоза и Муравей", 2 класс по УМК "Школа России", перечень используемых ЭОР, гиперссылки...
План-конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме "Басни И. А. Крылова. Обобщение".
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Басни И. А. Крылова" в 3 классе. Разработан на основе УМК "Школа России" «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, 3 класс ....
План-конспект урока по литературному чтению на тему: «Формирование навыка слогового чтения»
Помощь в проведении урока...