Урок литературы 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Конспект урока литературы в 4 классе на военную тему "Война - страшнее нету слова.... Б.Окуджава"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Война - страшнее нету слова" | 22.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения 4 класс
Тема урока: «Война - страшнее нету слова… Б. Ш. Окуджава «До свидания, мальчики»
Цель и задачи урока:
- введение детей средствами искусства в события Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;
- формирование представления о роли русского народа в победе над фашизмом и истоках всенародного подвига;
- развитие творческих способностей детей; повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников; повышение интереса к учебно-познавательной деятельности, к предмету;
- воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу; вызвать желание продолжить чтение книг о войне.
Ход урока
- Орг. момент.
- Актуализация знаний.
Чтение детьми стихов о войне.
Отвечают на вопросы : о чем эти стихи, какой войне они посвящены.
Урок литературного чтения – это не только урок знакомства и открытий новых произведений, это урок, который учит, мечтать, рассуждать, думать.
Эпиграфы:
Война — печальней нету слова.
Война — святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Ещё не может быть и нет.
- Мы продолжаем изучать произведения о Великой Отечественной войне 1941- 45 гг.
Тема нашего урока «Война - страшнее нету слова».
Какою задачу мы с вами должны поставить перед собой?
Должны определить роль искусства в годы ВОв.
- А для чего нам это надо? Какие цели мы преследуем?
1) знать авторов – фронтовиков
2) понимать назначение искусства в годы войны (поддержать духовно, убедить в силах, вселить уверенность в победу)
- Давайте попробуем на уровне ассоциаций создать представление о войне. Вспомните, что вы читали, видели, слышали и запишите свои ассоциации: звуки, запахи войны, что видит и чувствует человек на войне. Давайте соберем слова- ощущение войны одним словом – эпитетом или метафорой.
- Давайте прочитаем, что у нас получилось.
СТРАХ, СМЕРТЬ, УЖАС, НАДЕЖДА, ВЕРА, ЛЮБОВЬ….
- Откуда у вас такие представления о войне? (В беседе выясняем, что представления о войне ребята в основном черпали из книг, фильмов, рассказов бабушек и дедушек)
- Несмотря на то что, казалось бы, на войне не до искусства, без него человеку, ни в тылу, ни на фронте было не прожить, и поэзия в то время была самым популярным жанром. В госпиталях устраивали концерты, артисты выезжали на фронт.
Работа по теме урока.
Автобиографическая справка о поэте Б.Ш.Окуджаве.
Продолжает тему поэт Булат Шалвович Окуджава, который сам мальчишкой попал на войну. Булат Шалвович родился 9 мая 1924 года в Москве. В 17 лет ушел на войну добровольцем. Из воспоминаний поэта: "Я закончил 9 класс, когда началась война. Как и многие сверстники, отчаянно рвался на фронт. Вместе с другом мы каждый день наведывались в военкомат. Нам вручали повестки и говорили: "Разнесите их по домам, а завтра мы вас отправим". Длилось так полгода. Наконец, сломленный нашим упорством, капитан не выдержал и сказал: "Пишите свои повестки сами. У меня рука не поднимается это сделать". Мы заполнили бланки и отнесли их домой: он - ко мне, а я - к нему". Поэт три года провел на фронтах Великой Отечественной войны. Был миномётчиком, связистом и взводным запевалой. После войны Булат Окуджава закончил 10 класс, поступает в университет, работает учителем русского языка и литературы.. С 1956 года Окуджава одним из первых начал выступать как автор стихов и музыки, песен и как их исполнитель. Ему принадлежит более 800 стихотворений. Многие стихи у него рождались вместе с музыкой, песен насчитывается около 200. Скончался 12 июня 1997г.9 мая 2002 года в Москве был открыт памятник поэту Булату Окуджаве. Он установлен на Арбате, где прошло детство поэта. Стихи Окуджавы о войне особые. Война - дело мужское. Однако на самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. По мнению поэта, война не только отнимала, но и учила пониманию, терпению и любви. Эта мысль наиболее точно отражена в стихотворении «До свидания, мальчики», с которым мы с вами сегодня познакомимся.
- Чтение – знакомство со стихотворением «До свидания, мальчики»
Работа по содержанию стихотворения.
Обмен впечатлениями:
-Какие мысли возникли, прослушав стихотворение?
-Чтобы понять глубину авторского замысла, предлагаю перечитать стихотворение и подумать на сколько частей его можно поделить.(стр.. 102 )
- На сколько частей можно поделить стихотворение? Почему?
- Какие строчки повторяются в стихотворении? Почему?
- Какой прием использует автор в этом обращении к войне? (олицетворение)
Война как нечто живое, поэтому автор начинает с обращения к ней и дает ей человеческую характеристику: «подлая». «Я ненавижу войну», - писал автор. Почему?
Анализ 1-ой части стихотворения:
- Прочитайте строки из 1 части стихотворения, которые объясняют это отношение.
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли –
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат…
- Как вы поняли объяснения автора? ( Мальчики повзрослели раньше времени и подняли головы, чтобы встать на защиту своей Родины. Они лишь помаячили на пороге и ушли «за солдатом солдат, для мальчиков — будущих мужчин — война означает преждевременное, взросление, значит кончилось время детских игр, пришла пора становиться мужчинами; . Далее мальчики закономерно названы «солдатами» («И ушли за солдатом солдат»),)
- Кто прощается с мальчиками, которые уходят на фронт? (автор, лирический герой стихотворения)
- О чем он просит их? Перечитаем эти строки. «До свидания, мальчики...»
(напутствие им — это традиционное напутствие воинам: «Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими… и себя не щадите…». Герой прощается с ними и просит обязательно вернуться назад. Но это совершенно не значит, что надо прятаться от пули, чтобы выжить. Он советует не жалеть им ни пуль, ни гранат. Следует стать прямо, в полный рост, и себя не щадить в бою, но все равно постараться вернуться назад.)
Анализ 2-ой части стихотворения:
Война исконно считалась мужским делом, почти неизбежной обязанностью. Для женщин война — это жизненный слом, отказ от женской судьбы, от выполнения исконно женского предназначения.
- Как герой показывает свою ненависть к войне, из-за того, что и девочки вынуждены идти на фронт? (Вместо свадеб им суждено было увидеть лишь разлуки и дым. Свои белые платья они сменили на сапоги и крылья погон.)
-Что советует девочкам герой? (Лирический герой им советует не обращать внимания на сплетников, так как с таких людей спрос будет потом)
Все нежное, гармоничное приносится в жертву войне, поэтому с особым замиранием сердца читаются последние строчки, в которых автор провожает девочек на войну.
- И как мальчиков, о чем просит девочек? ( Постарайтесь вернуться назад)
- Отправляя на войну юношей и девушек, поэт словно призывает и заклинает их вернуться назад, говоря им не «прощай», а «до свидания»
Обобщение:
- Кроме приема – олицетворения, автор использует повторы строчек, слов-обращений как вы думаете почему? ( чтобы как можно меньше людей погибли на войне)
Частые обращения и повторы напоминают плач. Стихи, написанные слезами – протест войне.
4. Подготовка и выразительное чтение произведения.
- С какой интонацией следует читать это стихотворение? Какие слова и строчки подсказали ее?
Самостоятельная работа: девочки подготовят выразительно чтение 1 части стихотворения, мальчики – 2-ой части стихотворения.
Выразительное чтение произведения.
- Стихотворение Б.Окуджавы положено на музыку. Прослушаем эту песню.
6. Обобщающая беседа.
Работу на уроке мы начали с прочтения высказываний и строк о войне.
- Как вы понимаете эти мысли?
«Мы помним, значит живем».
«Беспамятство – оно страшнее боли.
Ведь именно память делает нас людьми».
(В наших сердцах всегда будет жива память о тех, кто погиб на этой безжалостной суровой войне. Мы помним всех: героев и рядовых, мальчишек и девчонок, солдат и офицеров, погибших за нашу святую землю, за Россию.)
- Можно ли считать полными знания об истории Великой Отечественной войны без знания песен тех лет?
- Если уйдут из жизни ветераны ВОВ, то можно ли полагать, что песни военных лет также «канут в лету»?
7. Работа по картине К.А.Васильев «Тоска по Родине»
- Столь же лаконична и эмоциональна картина Константина Васильева «Тоска по Родине». Первое впечатление — ни единого лица, лишь сплошные леденящие душу ртутным отблеском стальные каски да спины людей в серых солдатских шинелях, уходящих в разверзнутое у горизонта зарево войны. И вдруг — профиль юного солдата, нежные черты под жесткой сталью. Воин посылает, может быть, последний прощальный взгляд любимой Родине…
- Предлагаю следующие строки прочитать всем вместе:
Прошла война, прошла беда,
Но боль взывает к людям.
Давайте люди никогда об этом не забудем!
Пусть память вечную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
Ради счастья и жизни на свете,
Ради воинов павших тогда,
Да не будет войны на планете
(Все хором)
Никогда!
Никогда!
Никогда!
8. Рефлексия.
- Ребята, а теперь вернемся к вопросу, который я задала в начале урока, я хочу, чтобы вы ответили на него еще раз, но уже более осознанно: чего бы вы хотели больше всего в жизни? (индивидуальные ответы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 3 классе по теме:А.С.Пушкин "Граф Нулин", "Зимняя дорога"
Урок построен в форме путешествия в зимнее царство. Познакомиться с поэзией А.С.Пушкина помогает Добрая Фея, которая ведет ребят по страницам его стихов и навевает зимнее настроение....
урок литературы 4 класс
урок литературы по учебнику "Родная речь" М.В.Голованова по теме "Л.Н.Толстой". 4 класс...
Презентация к конспекту урока литературы в 4 классе "Поклонник вечной красоты"
Смотреть в конспект урока....
урок литературы 4 класс
закреплять знания о произведениях Пушкина...
Урок литературы, 2 класс. Л. Воронкова "Что сказала бы мама?"
Урок построен по технологии РКМЧП....
Урок литературы.2 класс Л.Воронкова "Что сказала бы мама?" (технология РКМЧП)
Урок построен на основе технологии РКМЧП....
Конспект урока литературы (чтения) во 2 классе 2 отделения школы - интерната II вида. Тема урока: Рассказ Виталия Бианки «Лис и мышонок».
Конспект урока Литературы (чтения) во 2 классе 2 отделения Школы 2 вида....