Урок литературы 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Смирнова Светлана Валерьевна

Конспект урока литературы в 4 классе на военную тему "Война - страшнее нету слова.... Б.Окуджава"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения 4 класс

Тема урока: «Война - страшнее нету слова… Б. Ш. Окуджава «До свидания, мальчики»

 Цель и задачи урока:

- введение детей средствами искусства в события Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;

- формирование представления о роли русского народа в победе над фашизмом и истоках всенародного подвига;

- развитие творческих способностей детей; повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников; повышение интереса к учебно-познавательной деятельности, к предмету;

- воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу; вызвать желание продолжить чтение книг о войне.

Ход урока

  1. Орг. момент.
  1. Актуализация знаний.

Чтение детьми стихов о войне.

Отвечают на вопросы : о чем эти стихи, какой войне они посвящены.

Урок литературного чтения – это не только урок знакомства и открытий новых произведений, это урок, который учит, мечтать, рассуждать, думать.

Эпиграфы:

Война — печальней нету слова.
Война — святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Ещё не может быть и нет.

- Мы продолжаем изучать произведения о Великой Отечественной войне 1941- 45 гг.

Тема нашего урока «Война - страшнее нету слова».

Какою задачу мы с вами должны поставить перед собой? 

Должны определить роль искусства в годы ВОв.

- А для чего нам это надо? Какие цели мы преследуем?

1) знать авторов – фронтовиков

2) понимать назначение искусства в годы войны (поддержать духовно, убедить в силах, вселить уверенность в победу)

- Давайте попробуем на уровне ассоциаций создать представление о войне. Вспомните, что вы читали, видели, слышали и запишите свои ассоциации: звуки, запахи войны, что видит и чувствует человек на войне. Давайте соберем слова- ощущение войны одним словом – эпитетом или метафорой.

- Давайте прочитаем, что у нас получилось.

СТРАХ, СМЕРТЬ, УЖАС, НАДЕЖДА, ВЕРА, ЛЮБОВЬ….

- Откуда у вас такие представления о войне? (В беседе выясняем, что представления о войне ребята в основном черпали из книг, фильмов, рассказов бабушек и дедушек)

- Несмотря на то что, казалось бы, на войне не до искусства, без него человеку, ни в тылу, ни на фронте было не прожить, и поэзия в то время была самым популярным жанром. В госпиталях устраивали концерты, артисты выезжали на фронт.

Работа по теме урока.

Автобиографическая справка о поэте Б.Ш.Окуджаве.

Продолжает тему поэт Булат Шалвович Окуджава, который сам мальчишкой попал на войну. Булат Шалвович родился 9 мая 1924 года в Москве. В 17 лет ушел на войну добровольцем. Из воспоминаний поэта: "Я закончил 9 класс, когда началась война. Как и многие сверстники, отчаянно рвался на фронт. Вместе с другом мы каждый день наведывались в военкомат. Нам вручали повестки и говорили: "Разнесите их по домам, а завтра мы вас отправим". Длилось так полгода. Наконец, сломленный нашим упорством, капитан не выдержал и сказал: "Пишите свои повестки сами. У меня рука не поднимается это сделать". Мы заполнили бланки и отнесли их домой: он - ко мне, а я - к нему". Поэт три года провел на фронтах Великой Отечественной войны. Был миномётчиком, связистом и взводным запевалой. После войны Булат Окуджава закончил 10 класс, поступает в университет, работает учителем русского языка и литературы.. С 1956 года Окуджава одним из первых начал выступать как автор стихов и музыки, песен и как их исполнитель. Ему принадлежит более 800 стихотворений. Многие стихи у него рождались вместе с музыкой, песен насчитывается около 200. Скончался 12 июня 1997г.9 мая 2002 года в Москве был открыт памятник поэту Булату Окуджаве. Он установлен на Арбате, где прошло детство поэта. Стихи Окуджавы о войне особые. Война - дело мужское. Однако на самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. По мнению поэта, война не только отнимала, но и учила пониманию, терпению и любви. Эта мысль наиболее точно отражена в стихотворении «До свидания, мальчики», с которым мы с вами сегодня познакомимся.

  1. Чтение – знакомство со стихотворением «До свидания, мальчики»

Работа по содержанию стихотворения.

Обмен впечатлениями:

-Какие мысли возникли, прослушав стихотворение?

-Чтобы понять глубину авторского замысла, предлагаю перечитать стихотворение и подумать на сколько частей его можно поделить.(стр.. 102 )

- На сколько частей можно поделить стихотворение? Почему?

- Какие строчки повторяются в стихотворении? Почему?

- Какой прием использует автор в этом обращении к войне? (олицетворение)

Война как нечто живое, поэтому автор начинает с обращения к ней и дает ей человеческую характеристику: «подлая». «Я ненавижу войну», - писал автор. Почему?

Анализ 1-ой части стихотворения:

- Прочитайте строки из 1 части стихотворения, которые объясняют это отношение.

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли –

Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили

И ушли за солдатом солдат…

- Как вы поняли объяснения автора? ( Мальчики повзрослели раньше времени и подняли головы, чтобы встать на защиту своей Родины. Они лишь помаячили на пороге и ушли «за солдатом солдат, для мальчиков — будущих мужчин — война означает преждевременное, взросление, значит кончилось время детских игр, пришла пора становиться мужчинами; . Далее мальчики закономерно названы «солдатами» («И ушли за солдатом солдат»),)

- Кто прощается с мальчиками, которые уходят на фронт? (автор, лирический герой стихотворения)

- О чем он просит их? Перечитаем эти строки. «До свидания, мальчики...»

(напутствие им — это традиционное напутствие воинам: «Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими… и себя не щадите…». Герой прощается с ними и просит обязательно вернуться назад. Но это совершенно не значит, что надо прятаться от пули, чтобы выжить. Он советует не жалеть им ни пуль, ни гранат. Следует стать прямо, в полный рост, и себя не щадить в бою, но все равно постараться вернуться назад.)

Анализ 2-ой части стихотворения:

Война исконно считалась мужским делом, почти неизбежной обязанностью. Для женщин война — это жизненный слом, отказ от женской судьбы, от выполнения исконно женского предназначения.

- Как герой показывает свою ненависть к войне, из-за того, что и девочки вынуждены идти на фронт? (Вместо свадеб им суждено было увидеть лишь разлуки и дым. Свои белые платья они сменили на сапоги и крылья погон.)

-Что советует девочкам герой? (Лирический герой им советует не обращать внимания на сплетников, так как с таких людей спрос будет потом)

Все нежное, гармоничное приносится в жертву войне, поэтому с особым замиранием сердца читаются последние строчки, в которых автор провожает девочек на войну.

- И как мальчиков, о чем просит девочек? ( Постарайтесь вернуться назад)

- Отправляя на войну юношей и девушек, поэт словно призывает и заклинает их вернуться назад, говоря им не «прощай», а «до свидания»

Обобщение:

- Кроме приема – олицетворения, автор использует повторы строчек, слов-обращений как вы думаете почему? ( чтобы как можно меньше людей погибли на войне)

Частые обращения и повторы напоминают плач. Стихи, написанные слезами – протест войне.

4. Подготовка и выразительное чтение произведения.

- С какой интонацией следует читать это стихотворение? Какие слова и строчки подсказали ее?

Самостоятельная работа: девочки подготовят выразительно чтение 1 части стихотворения, мальчики – 2-ой части стихотворения.

Выразительное чтение произведения.

- Стихотворение Б.Окуджавы положено на музыку. Прослушаем эту песню.

6. Обобщающая беседа.

Работу на уроке мы начали с прочтения высказываний и строк о войне.

- Как вы понимаете эти мысли?

«Мы помним, значит живем».

«Беспамятство – оно страшнее боли.

Ведь именно память делает нас людьми».

(В наших сердцах всегда будет жива память о тех, кто погиб на этой безжалостной суровой войне. Мы помним всех: героев и рядовых, мальчишек и девчонок, солдат и офицеров, погибших за нашу святую землю, за Россию.)

- Можно ли считать полными знания об истории Великой Отечественной войны без знания песен тех лет?

- Если уйдут из жизни ветераны ВОВ, то можно ли полагать, что песни военных лет также «канут в лету»?

7. Работа по картине К.А.Васильев «Тоска по Родине»

- Столь же лаконична и эмоциональна картина Константина Васильева «Тоска по Родине». Первое впечатление — ни единого лица, лишь сплошные леденящие душу ртутным отблеском стальные каски да спины людей в серых солдатских шинелях, уходящих в разверзнутое у горизонта зарево войны. И вдруг — профиль юного солдата, нежные черты под жесткой сталью. Воин посылает, может быть, последний прощальный взгляд любимой Родине…

- Предлагаю следующие строки прочитать всем вместе:

Прошла война, прошла беда,

Но боль взывает к людям.

Давайте люди никогда об этом не забудем!

Пусть память вечную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

Ради счастья и жизни на свете,

Ради воинов павших тогда,

Да не будет войны на планете

(Все хором)

Никогда!

Никогда!

Никогда!

8. Рефлексия.

- Ребята, а теперь вернемся к вопросу, который я задала в начале урока, я хочу, чтобы вы ответили на него еще раз, но уже более осознанно: чего бы вы хотели больше всего в жизни? (индивидуальные ответы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 3 классе по теме:А.С.Пушкин "Граф Нулин", "Зимняя дорога"

Урок построен в форме путешествия в зимнее царство. Познакомиться с поэзией А.С.Пушкина помогает Добрая Фея, которая ведет ребят по страницам его стихов и навевает зимнее настроение....

урок литературы 4 класс

урок литературы  по учебнику "Родная речь" М.В.Голованова  по теме "Л.Н.Толстой".  4 класс...

урок литературы 4 класс

закреплять знания о произведениях Пушкина...