Урок литературы в 3 классе по теме:А.С.Пушкин "Граф Нулин", "Зимняя дорога"
план-конспект урока чтения (3 класс) по теме
Урок построен в форме путешествия в зимнее царство. Познакомиться с поэзией А.С.Пушкина помогает Добрая Фея, которая ведет ребят по страницам его стихов и навевает зимнее настроение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit-ra_3kl.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 3 классе
Тема урока: «Путешествие в зимнее царство»
Стихи А.С.Пушкина «Граф Нулин», «Зимняя дорога»
Цели: - провести работу над выразительностью чтения стихов А.Пушкина,
развитие умения определять настроение героев и передавать его голосом,
работать над интонацией;
- развитие навыков беглого, осознанного, выразительного чтения,
умения вчитываться в произведение;
-воспитание любви и интереса к урокам литературы, к поэзии русских классиков.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, рефераты детей о жизни А.Пушкина, рисунок Феи, снежинки, иллюстрация зимнего пейзажа, диск с записью произведения Г.Свиридова «Метель», рисунки детей к стихотворению «Зимняя дорога»,презентация со слайдами.
Ход урока:
- Организация класса
Прозвенел звонок – начинается урок!
2. Путешествие в зимнее царство»
- Сегодня Фея приглашает нас в один из уголков своего волшебного царства. Что это за уголок, нам предстоит выяснить. Как, по-вашему, куда же нас позвала Фея?
А не оставила ли нам Фея какой-нибудь знак, кроме снежинок? Мне кажется, что вот эта снежинка - необычная. Так и есть! В ней какая-то записка:
Письмо Феи
«Дорогие ребята! Сегодня я перенесу вас в свои владения. И это будет Зимнее царство. Для того, чтобы попасть в Зимнее царство, вам нужно сделать маленький снегопад, потому что Зимнее царство не бывает без снега.
Второе, что вам поможет попасть туда – это зимние стихи. В путь, друзья мои!»
-Как же нам устроить снегопад?
Давайте возьмем свои снежинки и будем под музыку размахивать ими так, как будто у нас в классе пошел снег.
(Звучит музыка, дети размахивают снежинками)
- Вот какой у нас сильный снегопад! Настоящая метель!
Первое условие Феи мы выполнили. Теперь надо выполнить ее второе условие: прочитать зимние стихи
(Подготовленный ученик читает стихотворение Н.Некрасова «Мороз – воевода»)
- К кому же мы попали в Зимнем царстве? (К Морозу)
-Как вы думаете, как ему там живется?
Фея преподносит вам подарок – зимний пейзаж! Рассмотрите его, представьте, что вы оказались в этом волшебном чудесном лесу. Что вы там смогли увидеть и услышать? Вооружитесь своей фантазией, воображением и под музыкальный фрагмент постарайтесь представить себя в этом сказочном лесу.
(Звучит фрагмент Г.Свиридова «Метель»)
-Расскажите свои впечатления. (Высказываются дети)
3. Знакомство с жизнью и творчеством А.С.Пушкина
- Ребята, а кто знает название этого музыкального произведения?
-Фея предлагает вам совершить путешествие в мир поэзии А.С.Пушкина
Пушкин входит в нашу жизнь в раннем детстве, и мы не представляем себе жизни без его стихов и сказок. Мы растем, и нам открываются все новые и новые страницы его произведений. И чем старше мы становимся, тем большее место начинает занимать Пушкин в нашей жизни.
Пушкину удалось открыть людям много нового, нужного, важного. И до конца своей жизни читатель не перестает биться над загадкой, имя которой – Александр Сергеевич Пушкин.
4. Рассказ детей о биографии А.С.Пушкина.
- Сейчас ребята расскажут вам коротко о жизни А.С.Пушкина
(Выступают дети с рефератами о жизнедеятельности поэта)
- Вы уже прочитали ряд произведений Пушкина, он ввел вас в волшебный мир искусства. Читая его произведения, мы пытаемся понять самого поэта. Но это очень трудно – трудно понять его точку зрения, проникнуть в мир Пушкина, выяснить его отношения с рассказчиками. Сейчас мы попробуем н6ад этим поработать, не Фея предлагает вам немного отдохнуть!
5. Физкультминутка
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится,
И на землю тихо
Падает, ложится!
6. Работа над отрывком из поэмы «Граф Нулин»
- Попробуем сегодня выразительно прочитать отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Граф Нулин». Что надо понять для того, чтобы выразительно прочитать стихотворение?
(Понять картину жизни, настроение)
- Читающий стихи должен передать настроение, которое вызывает у рассказчика картина жизни. Поработаем с текстом. Сначала прочитайте этот отрывок. (Дети читают)
- Какой здесь рассказчик? (Рассказчик герой). Докажите.
О чем он нам рассказывает?
Сначала он смотрит на двор: что там происходит. А потом вдруг колокольчик зазвенел. И рассказчик герой начинает размышлять о том, кто это может ехать. Возникают две разные картины. Первая внешняя – то, что рассказчик видит перед собой. Вторая внутренняя – мысли и чувства рассказчика, вызванные звоном колокольчика.
- Обе картины вызывают у рассказчика одно и то же настроение или разное?
Разное. В первой – он недоволен, уму все не нравится: и лужа, и грязный двор – вся эта «глушь печальная». А после «вдруг», когда зазвенел колокольчик, у него возникает ожидание, волнение, мечта: кто же может приехать?
- Если это две разные картины, то при чтении мы должны как-то по-разному интонировать, чтобы сразу показать и смену картин, и смену настроений.
Давайте теперь попробуем это голосом передать.
Дети читают выразительно стихотворение.
7. Физминутка для глаз
8. Работа над стихотворением «Зимняя дорога»
-Какой здесь рассказчик? ( Рассказчик герой)
Докажите. О чем же он нам рассказывает? Меняется ли настроение у рассказчика на протяжении всего стихотворения или остается неизменным? Давайте прочитаем его по строфам и посмотрим.
(Идет работа по строфам, дети читают, определяют настроение рассказчика)
- А кто сможет передать голосом настроение, прочитать выразительно?
- Я думаю, что Фея осталась вами довольна!
9. Организация выставки книг А.С.Пушкина
- Мы с вами неоднократно встречались с творчеством А.С.Пушкина, читали многие его сказки, но сегодня я бы хотела обратить ваше внимание на его поэзию. Обратите внимание на выставку его книг. Здесь вы можете прочитать понравившиеся стихотворения.
10. Итог урока
- На уроках окружающего мира мы с вами говорили о том, что береза – символ красоты русской природы, национальная гордость. А.С.Пушкин тоже является национальной гордостью русского народа, классиком русской литературы, с творчеством которого вы будете знакомиться на протяжении многих лет, в старших классах и открывать для себя что-то новое, еще неизведанное.
11. Выставление отметок за урок
- Я надеюсь, что ваша работа понравилась Фее, она ставит вам следующие отметки…
И прощается с вами до следующих встреч!
12. Домашнее задание
-отработать выразительное чтение стихов А.С.Пушкина, по желанию – выучить наизусть.
Урок окончен!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературы 4 класс
урок литературы по учебнику "Родная речь" М.В.Голованова по теме "Л.Н.Толстой". 4 класс...
урок литературы 4 класс
закреплять знания о произведениях Пушкина...
Урок литературы, 2 класс. Л. Воронкова "Что сказала бы мама?"
Урок построен по технологии РКМЧП....
Урок литературы.2 класс Л.Воронкова "Что сказала бы мама?" (технология РКМЧП)
Урок построен на основе технологии РКМЧП....
урок литературы 3 класс Былинный сказ "Илья Муромец и Соловей-разбойник"
разработка урока литературы в 3 классе...
Урок литературы 2 класс
Урок литературы по системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. За основу взят курс Кудиной, Новлянской "Литература как предмет эстетического цикла". Тема урока: Точка зрения....
Проверочные работы для урока литературы 5 класс
Проверочные работы для урока литературы 5 класс: 1. Раздаточный материал по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"2. Зачет по литературе (5 класс 1 четверть)3. Контрольная работа по лите...