Конспект урока по литературному чтению "Звук [и], буквы Ии" 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс)
- Познакомить с буквами Ии, обозначающими гласный звук [и]
- Наблюдать за позиционным изменением согласных звуков;
- Развивать фонематический слух, зрительную и тактильную память, мышление, закреплять знания о слогообразующей функции гласного звука;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_1klass.docx | 25.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
1 класс
Учитель: Ималова Кадрия Мавлидиновна
Тема. Звук [и], буквы Ии.
Цель: создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [и], буквами Ии.
Задачи:
- Познакомить с буквами Ии, обозначающими гласный звук [и]
- Наблюдать за позиционным изменением согласных звуков;
- Развивать фонематический слух, зрительную и тактильную память, мышление, закреплять знания о слогообразующей функции гласного звука;
- Воспитывать любовь к русской литературе, интерес к чтению, русскому языку, развивать кругозор;
- Развивать умение слушать товарища.
Ход урока
- Орг. момент
- Прозвенел звонок, начинается урок литературного чтения. К нам на урок пришли гости. Обернитесь и поприветствуйте их.
- Садитесь. Вспомним правила поведения на уроке
На уроке я сижу
Не стучу и не кричу.
Руку тихо поднимаю,
Если спросят, отвечаю
- Актуализация знаний
- Ребята, когда мы общаемся друг с другом, что мы используем? (Речь)
- Наша речь из чего состоит? (из предложений)
- Предложения состоят из чего? (Из слов)
- А слова? (Из букв)
- С какими буквами познакомились на прошлых уроках? (С буквами А,О)
- Какой звук даёт буква А? Какой звук буква О?
- Какие это звуки? (Гласные)
- Что можете сказать о гласных звуках? Как мы их произносим? (при их образовании поток воздуха не встречает преграды, гласные звуки образуются с помощью голоса, их можно пропеть).
- А ещё какие звуки бывают? (Согласные) – Как мы их произносим? (при их образовании воздух во рту встречает различные препятствия)
Вывод: Правильно, ребята, в русском языке звуки делятся на гласные и согласные. И мы уже познакомились с буквами А,О (КЛАСТЕР)
Звуки |
гласные |
согласные |
- Постановка темы и цели урока
- Сегодня на уроке мы продолжим раскрывать тайны русского языка. Чтобы узнать тему нашего урока, я вам загадаю загадку. Вы внимательно послушайте и постарайтесь отгадать.
Они обычно для шитья
И у ежа их видел я;
Бывают на сосне и ёлке
А называются …
(Иголки)
- Какой звук слышим в начале слова?
- Кто догадался, с какой буквой будем знакомиться на уроке?
- Попробуем сформулировать тему нашего урока. (Знакомство с буквой И)
- Правильно, сегодня мы познакомимся с буквой И.
- Какой звук даёт буква И? Произнесите хором.
- Гласный он или согласный? Почему? (гласный, потому что тянется, поётся)
- Чтобы проверить умение выделять в словах звук [и], поиграем в игру «Кто назовёт больше всех слов со звуком [и]»
- Назовите слова, где звук [и] находится в начале слова…
- Назовите слова, где звук [и] (и) находится в середине слова…
- Назовите слова, где звук [и] находится в конце слова…
- Молодцы! Как много слов вы назвали.
- Ребята, а с какой целью мы открываем тайны русского языка, знакомимся с буквами? (чтобы научиться читать, писать эту букву, находить в словах этот звук)
Вывод:- Правильно, ребята, чтобы научиться читать, писать и находить в словах этот звук.
- Посмотрите пожалуйста на картинку. Что изображено на ней? (роза)
- Попробуем нарисовать схему этого слова. Слово РОЗА разделите на слоги и поставьте ударение.
РО – это слог слияние, ЗА– это слог слияние.
- Каким цветом мы обозначаем гласный звук в схеме слова? (красным)
- Раскрасьте гласные звуки.
- Какое правило мы знаем про буквы А, О? Что они обозначают? (обозначают твёрдость предшествующего согласного звука)
- Правильно. Каким цветом раскрашиваем впереди стоящие согласные? (синим цветом)
- Раскрасьте…
- Что изображено на следующей картинке?
- Слово ТИНА разделите на слоги и поставьте ударение.
- Обозначьте гласные звуки красным цветом.
- Как вы думаете, впереди стоящий согласный как слышим? (Мягко)
- Значит, какой вывод можем сделать? (Буква И обозначает мягкость предшествующего согласного звука)
- Правильно. Буква И обозначает мягкость предшествующего согласного звука.
Вывод. Дополним нашу опорную схему-кластер. Гласные делятся на два вида: обозначающие твёрдость и обозначающие мягкость согласного звука.
Звуки |
гласные |
согласные |
обозначают твёрдость согласного |
обозначают мягкость согласного |
А О |
И |
IV. Физкультминутка
V. Первичное закрепление.
Работа в парах
- Сейчас поработаем в парах. На столах у вас лежат карточки. Вы вместе должны определить какая схема соответствует словам ЛИСА, КОЗА, МИР и провести линии, т.е. соединить.
- Но перед этим вспомним правила работы в паре.
- Уважай своего товарища.
- Умей выслушать каждого.
- Не согласен – предлагай!
Время пошло! (сигнальная карта)
Самопроверка по образцу (слайд)
- Время истекло, положите ручки. Прошу поднять руку ту пару, которая желает отвечать. А остальные пары проверяют у себя на листочках.
- Почему в схемах слов ЛИСА, МИР появились зелёные цвета?
- Если вы правильно определили, поставьте знак +, если ошиблись, знак -. Но вы должны исправить свою ошибку.
- Поднимите руки те, кто справился с заданием. Молодцы!
VII. Закрепление. Работа по учебнику
- Сейчас я зачитаю вам стихотворение Валентина Берестова «Ивы» на стр. 29 учебника.
- Почему вы так красивы?
- Потому, - шепнули ивы, -
Что стоим мы над рекой,
Над красивою такой.
- Давайте опишем иву, т.е. назовём её признаки. Какая она? (красивая, зелёная, высокая, стройная)
- Что дерево ива может делать?
- Теперь постарайтесь составить предложение про иву, используя слова, которые вы придумали.
- Молодцы! Какие интересные предложения вы составили. А я составила такое предложение: «У реки растёт большая ива.». На доске записано предложение
У реки растёт большая ива.
- Составьте схему этого предложения.
- Чтобы составить схему, что нужно посчитать?
- Сколько слов в предложении?
- Теперь в тетради нарисуйте схему предложения.
- Посмотрите на образец, проверьте свою работу. Если схема правильно составлена, поставьте знак +. Если неправильно, то знак -. Но вы должны исправить свою ошибку.
- Молодцы! Поднимите руки, кто правильно выполнил работу. Поаплодируем им.
VIII. Итог
- С какой буквой мы сегодня познакомились?
- Какой звук даёт буква И?
- Что обозначает буква И?
IX. Рефлексия VII.
- У светофора есть три цвета: зелёный, жёлтый и красный. Если вы сегодня на уроке всё сделали правильно и не допустили ошибок, раскрасьте кружочек зелёным цветом. Если допустили одну или две ошибки, то жёлтым цветом. Ну а если вы допустили больше двух ошибок, то красным цветом.
- Поднимите руки у кого зелёные кружочки. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме: "Повторение изученных букв" 1 класс ФГОС НОО
1. Тема «Повторение и закрепление написания ранее изученных букв».Цель: формировать навык каллиграфически правильного письма данных букв.Задачи урока че...
Конспект урока по литературному чтению во 2 «Б» классе МКС(К)ОУ II вида Тема урока: С.Я. Маршак «Где обедал воробей»
Конспект урока по литературному чтению предназначен для учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья...
Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) 1 класс по тема: "Согласные звуки [ф] [ф,], буквы Ф, ф".
Урок литературного чтения (обучение грамоте) для 1 класса по теме "Согласные звуки и буквы Фф" разработан с учетом ФГОС по УМК "Школа России". Данный урок явля...
Конспект урока по письму "Закрепление изученных букв" - 1 класс - Перспектива
Конспект урока + презентация...
Конспект урока по литературному чтению "Гласная буква Э"
Класс: 1Программа: «Школа России»Тема: Гласная буква ЭЦель: формирование представления о гласной букве э.Задачи:1.Познакомить учащихся с буквами Э,э.; дать характеристику букве э; совершенствовать нав...
Конспект урока "Чтение текстов с изученными буквами" (1 класс, УМК "Школа России")
Вашему вниманию предоставляю конспект урока по русскому языку(грамоте) на тему: "Чтение текстов с изученными буквами" Данный конспект предназначен для учащихся 1 класса УМК "Школа России"....
План-конспект урока по литературному чтению в 1 «В» классе на тему:«Звук [й’] после разделительного твёрдого знака перед буквами «Е», «Ё», «Ю», «Я»
План-конспект урока по литературному чтению в 1 «В» классе на тему:«Звук [й’] после разделительного твёрдого знака перед буквами «Е», «Ё», &la...