Конспект урока по литературному чтению "Звук [и], буквы Ии" 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Ималова Кадрия Мавлидиновна
  1. Познакомить с буквами Ии, обозначающими гласный звук [и]
  2. Наблюдать за позиционным изменением согласных звуков;
  3. Развивать фонематический слух, зрительную и тактильную память, мышление, закреплять знания о слогообразующей функции гласного звука;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_1klass.docx25.12 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

1 класс

Учитель: Ималова Кадрия Мавлидиновна

Тема. Звук [и], буквы Ии.

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [и], буквами Ии.
Задачи:

  1. Познакомить с буквами Ии, обозначающими гласный звук [и]
  2. Наблюдать за позиционным изменением согласных звуков;
  3. Развивать фонематический слух, зрительную и тактильную память, мышление, закреплять знания о слогообразующей функции гласного звука;
  4. Воспитывать любовь к русской литературе, интерес к чтению, русскому языку, развивать кругозор;
  5. Развивать умение слушать товарища.

Ход урока

  1. Орг. момент

- Прозвенел звонок, начинается урок литературного чтения. К нам на урок пришли гости. Обернитесь и поприветствуйте их.

- Садитесь. Вспомним правила поведения на уроке

На уроке я сижу

Не стучу и не кричу.

Руку тихо поднимаю,

Если спросят, отвечаю

  1. Актуализация знаний

- Ребята, когда мы общаемся друг с другом, что мы используем? (Речь)

- Наша речь из чего состоит? (из предложений)

- Предложения состоят из чего? (Из слов)

- А слова? (Из букв)

- С какими буквами познакомились на прошлых уроках? (С буквами А,О)

- Какой звук даёт буква А? Какой звук буква О?

- Какие это звуки? (Гласные)

- Что можете сказать о гласных звуках? Как мы их произносим? (при их образовании поток воздуха не встречает преграды, гласные звуки образуются с помощью голоса, их можно пропеть).

- А ещё какие звуки бывают? (Согласные) – Как мы их произносим? (при их образовании воздух во рту встречает различные препятствия)

Вывод: Правильно, ребята, в русском языке звуки делятся на гласные и согласные. И мы уже познакомились с буквами А,О  (КЛАСТЕР)

Звуки

гласные

согласные

  1. Постановка темы и цели урока

- Сегодня на уроке мы продолжим раскрывать тайны русского языка. Чтобы узнать тему нашего урока, я вам загадаю загадку. Вы внимательно послушайте и постарайтесь отгадать.

Они обычно для шитья
И у ежа их видел я;

Бывают на сосне и ёлке

А называются …

(Иголки)

- Какой звук слышим в начале слова?

- Кто догадался, с какой буквой будем знакомиться на уроке?

- Попробуем сформулировать тему нашего урока. (Знакомство с буквой И)

- Правильно, сегодня мы познакомимся с буквой И.

- Какой звук даёт буква И? Произнесите хором.

- Гласный он или согласный? Почему? (гласный, потому что тянется, поётся)

- Чтобы проверить умение выделять в словах звук [и], поиграем в игру «Кто назовёт больше всех слов со звуком [и]»

- Назовите слова, где звук [и] находится в начале слова…

- Назовите слова, где звук [и] (и) находится в середине слова…

- Назовите слова, где звук [и] находится в конце слова…

- Молодцы! Как много слов вы назвали.

- Ребята, а с какой целью мы открываем тайны русского языка, знакомимся с буквами? (чтобы научиться читать, писать эту букву, находить в словах этот звук)

Вывод:- Правильно, ребята, чтобы научиться читать, писать и находить в словах этот звук.

- Посмотрите пожалуйста на картинку. Что изображено на ней? (роза)

- Попробуем нарисовать схему этого слова. Слово РОЗА разделите на слоги и поставьте ударение.

РО – это слог слияние, ЗА– это слог слияние.

- Каким цветом мы обозначаем гласный звук в схеме слова? (красным)

- Раскрасьте гласные звуки.

- Какое правило мы знаем про буквы А, О? Что они обозначают? (обозначают твёрдость предшествующего согласного звука)

- Правильно. Каким цветом раскрашиваем впереди стоящие согласные? (синим цветом)

- Раскрасьте…

- Что изображено на следующей картинке?

- Слово ТИНА разделите на слоги и поставьте ударение.

- Обозначьте гласные звуки красным цветом.

- Как вы думаете, впереди стоящий согласный как слышим? (Мягко)

- Значит, какой вывод можем сделать? (Буква И обозначает мягкость предшествующего согласного звука)

- Правильно. Буква И обозначает мягкость предшествующего согласного звука.

Вывод. Дополним нашу опорную схему-кластер. Гласные делятся на два вида: обозначающие твёрдость и обозначающие мягкость согласного звука.

Звуки

гласные

согласные

обозначают твёрдость согласного

обозначают мягкость согласного

А    О

И

IV. Физкультминутка

V. Первичное закрепление.

Работа в парах

- Сейчас поработаем в парах. На столах у вас лежат карточки. Вы вместе должны определить какая схема соответствует словам ЛИСА, КОЗА, МИР и провести линии, т.е. соединить.

- Но перед этим вспомним правила работы в паре.

  1. Уважай своего товарища.
  2. Умей выслушать каждого.
  3. Не согласен – предлагай!

Время пошло! (сигнальная карта)

Самопроверка по образцу (слайд)

- Время истекло, положите ручки. Прошу поднять руку ту пару, которая желает отвечать. А остальные пары проверяют у себя на листочках.

- Почему в схемах слов ЛИСА, МИР появились зелёные цвета?

- Если вы правильно определили, поставьте знак +, если ошиблись, знак -. Но вы должны исправить свою ошибку.

- Поднимите руки те, кто справился с заданием. Молодцы!

VII. Закрепление. Работа по учебнику

- Сейчас я зачитаю вам стихотворение Валентина Берестова «Ивы» на стр. 29 учебника.

- Почему вы так красивы?

- Потому, - шепнули ивы, -

Что стоим мы над рекой,

Над красивою такой.

- Давайте опишем иву, т.е. назовём её признаки. Какая она? (красивая, зелёная, высокая, стройная)

- Что дерево ива может делать?

- Теперь постарайтесь составить предложение про иву, используя слова, которые вы придумали.

- Молодцы! Какие интересные предложения вы составили. А я составила такое предложение: «У реки растёт большая ива.». На доске записано предложение

У реки растёт большая ива.

- Составьте схему этого предложения.

- Чтобы составить схему, что нужно посчитать?

- Сколько слов в предложении?

- Теперь в тетради нарисуйте схему предложения.

- Посмотрите на образец, проверьте свою работу. Если схема правильно составлена, поставьте знак  +. Если неправильно, то знак -. Но вы должны исправить свою ошибку.

- Молодцы! Поднимите руки, кто правильно выполнил работу. Поаплодируем им.

VIII. Итог

- С какой буквой мы сегодня познакомились?

- Какой звук даёт буква И?

- Что обозначает буква И?

IX. Рефлексия VII.

- У светофора есть три цвета: зелёный, жёлтый и красный. Если вы сегодня на уроке всё сделали правильно и не допустили ошибок, раскрасьте кружочек зелёным цветом. Если допустили одну или две ошибки, то жёлтым цветом. Ну а если вы допустили больше двух ошибок, то красным цветом.

- Поднимите руки у кого зелёные кружочки. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: "Повторение изученных букв" 1 класс ФГОС НОО

1.     Тема «Повторение  и закрепление написания ранее изученных букв».Цель: формировать навык каллиграфически правильного письма данных букв.Задачи урока че...

Конспект урока по литературному чтению во 2 «Б» классе МКС(К)ОУ II вида Тема урока: С.Я. Маршак «Где обедал воробей»

Конспект урока по литературному чтению предназначен для учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) 1 класс по тема: "Согласные звуки [ф] [ф,], буквы Ф, ф".

Урок литературного чтения (обучение грамоте)  для 1 класса  по теме  "Согласные звуки  и буквы Фф"  разработан с учетом ФГОС по УМК "Школа России".  Данный урок явля...

Конспект урока по литературному чтению "Гласная буква Э"

Класс: 1Программа: «Школа России»Тема: Гласная буква ЭЦель: формирование представления о гласной букве э.Задачи:1.Познакомить учащихся с буквами Э,э.; дать характеристику букве э; совершенствовать нав...

Конспект урока "Чтение текстов с изученными буквами" (1 класс, УМК "Школа России")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по русскому языку(грамоте) на тему: "Чтение текстов с изученными буквами" Данный конспект предназначен для учащихся 1 класса УМК "Школа России"....

План-конспект урока по литературному чтению в 1 «В» классе на тему:«Звук [й’] после разделительного твёрдого знака перед буквами «Е», «Ё», «Ю», «Я»

План-конспект урока по литературному чтению в 1 «В» классе на тему:«Звук [й’] после разделительного твёрдого знака перед буквами «Е», «Ё», &la...