Конспект урока "Чтение текстов с изученными буквами" (1 класс, УМК "Школа России")
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Сметанина Екатерина Илдусовна

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по русскому языку(грамоте) на тему: "Чтение текстов с изученными буквами" Данный конспект предназначен для учащихся 1 класса УМК "Школа России".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока обучения грамоте.

Тема урока: Чтение текстов с изученными буквами (с.112, 116-117). 

Цели деятельности педагога: закрепить знания учащихся о букве Я, звуках [й’а], [’а]; познакомить с разными значениями слов, одинаковых по написанию; закрепить навык чтения текстов; учить находить слова описания предмета; определять звуки буквы Я в словах, соотносить рисунки и предметы, находить букву Я на ленте букв.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение периода выполнения отдельного графического задания; находить место буквы Я на ленте букв, характеризовать пару букв А-Я, демонстрировать чтение слогов с буквами А-Я, грамотно интонировать конец предложения, перечислять значения многозначных слов и составлять рассказ о друзьях.

Личностные: стремиться к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом, рассуждать о значении изучения иностранных языков в жизни человека, о роли учащегося в школе.

Оборудование: Городецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Азбука 1 класс, часть 2, УМК «Школа России», стр. 112, 116-117, презентация, наглядность.


№ п/п

Этапы урока

Методы и приемы

Содержание урока (деятельность учителя)

Деятельность ученика

УУД

I

Организационный момент.

Словесный: рассказ о правилах посадки

- Тихо ели девочки, ещё тише мальчики.

- Вы уже в школе целый месяц и наверняка знаете о правилах посадке на уроке. Расскажите мне о них.

Формулировать и аргументировать правила поведения на уроке, демонстрировать их выполнение в процессе урока.

Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке.

II

Мотивационный.

Словесный: формулирование задач урока, характеристика звуков, разминка.

Определение целей урока

- Вы давно уже совершаете путешествия по стране «Знаний». Сегодня мы продолжим это увлекательное путешествие.

- Но чтобы понять кто нас сегодня проведет по стране «Знаний», нужно отгадать загадку:

Стоит чудо-дерево,

На дереве – мячики:

Летом – зеленые,

Осенью – румяные.(Яблоня)

- Сегодня именно яблоня нас проведет в страну знаний.

- А как вы думаете, почему именно яблоня? (слово начинается на букву Я)

- Как это может быть связано с нашим уроком? О чём мы будем говорить сегодня? (Закрепления буквы Я)

- Какие цели поставим на урок? (Закрепить знания о букве Я и звуках [й’а], [’а]

Работать с информацией, отделяя известное от неизвестного

Определять тему и цели урока.

Отвечать на вопросы.

Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Осознавать необходимость осуществлять контроль по результату.

- А для того, чтобы начать путешествие, нужно подготовиться.

Артикуляционная разминка.

- Представим, что мы на дне рождения и нам нужно задуть свечи.

- А теперь, сделали губки бантиком, повернитесь к соседу и улыбнитесь ему, опять губки бантиком, улыбнитесь соседу.

- Надули щечки, теперь перекатываем шар воздуха с одной стороны на другую.

- Прочитайте скороговорку про себя: Ящерка на ялике яблоки на ярмарку в ялике везла.

- Ялик – это лодка.

- Кто прочитает скороговорку вслух?

- Прочитайте скороговорку медленно по слогам чётко артикулируя.

- Прочитайте скороговорку медленно, четко артикулируя.

- Прочитайте скороговорку в обычном темпе.

- Прочитайте чуть быстрее.

- Прочитайте скороговорку быстро.

- Кто прочитает её быстро?

- Мы готовы работать дальше.

Выполнять артикуляционную разминку.

Овладение базовыми предметными понятиями.

Использовать знаково-символические средства представления информации.

Выражать свои мысли полно и ясно.

III

Решение частных задач

Практический: чтение слогов, анализ, сравнение

Словесный: обобщение

- А вот и первое задание от яблони.

- Откройте стр.113 в Азбуке.

- Вверху страницы таблица. Кто не нашёл?

- Что в таблице? (слоги)

- Прочитайте их про себя.

- Читаем вместе вслух эти слоги по столбикам, т.е. до синей линии. (да, дя, та, тя, ба, бя, па, пя, за, зя, са, ся)

- Что можно сказать про эти слоги? Как они объединены в пары? (в пары объединены по звонкости/глухости)

- Чем похожа 1 пара слогов? (первый звук согласный, второй гласный)

- Чем они отличаются? (согласные одни, гласные разные, в 1 слоге согласный твердый, во 2 мягкий, в 1 слоге меньше звуков, чем во 2)

- Посмотрите на остальные пары слов? Подходят ли к ним наше сравнение? (да)

- О каких особенностях русского языка говориться в этой таблице? (Буква А обозначает твердость предшествующего согласного, а буква Я – мягкость)

Слушать учителя.

Работать с учебников.

Читать слоги.

Проводить анализ грамматического материала.

Сравнивать слоги.

Находить зрительные ассоциации.

Использовать знаково-символические средства представления информации.

Выражать свои мысли полно и ясно.

Осознавать необходимость осуществлять контроль по результату.

Динамическая пауза

Практический: выполнение упражнений

Взялись зайца за бока,

Заплясали гопака.

Прилетели утки,

Заиграли в дудки.

Ах, какая красота,

Заиграли в дудки. (Дети пляшут, положив руки на пояс, имитируют игру в дудку.)

Выполнять физические упражнения.

Словесный: анализ ленты букв, обобщение материала

- Давайте посмотрим, какое задание оставила нам яблоня на яблочке.

- Посмотрите на ленту букв. Что изменилось?

- Давайте попробуем ответить на вопрос.

- На сколько частей разделена лента? (на 2)

- Какие это части? (на розовом фоне гласные буквы и на синем фоне согласные буквы)

- Какие гласные буквы вы уже изучили? (а, о, у, ы)

- Какие согласные буквы изучили? (н, м, л, р, б, п, в, к, д, т, з,с)

- Что изменилось на ленте букв? (появилась буква Я)

Работать по ленте букв.

Отвечать на вопросы.

Обобщать изученный материал.

Сравнивать объекты, находить общее и различия.

Словесный: беседа

Практический: составление слова

Практический: работа в группах. Выполнение грамматического задания.

Словесный: ответы на вопросы.

Взаимоконтроль.

- Яблоня приготовила слово, которое нужно было для выполнения следующего задания, но из-за сильного ветра в стране буквы перемешались и не понятно теперь, какие слова придумала яблоня.

- Справимся с этим заданием?

Ыизяк

- Составьте слово из этих букв. (языки)

- А что оно обозначает?

- Давайте проверим ваши предположения.

- Я поняла, какое задание приготовила для нас Яблоня. А вы поняли?

- Взгляните на страницу 116, прочитайте заголовок, который выделен жирным шрифтом вверху страницы.

- Как вы думаете, что нам нужно здесь сделать? (поработать с текстом)

- Посмотрите текстов много, и это займёт у нас много времени. Давайте схитрим. Выполним это задание в группах. Нам нужно разделиться на 4 группы. Я раздам вам текст. Ваша задача: прочитать текст, ответить на вопрос: о чём здесь говорится, выбрать 1 человека, который будет представлять группу, он должен прочитать текст и назвать ответ, который предложила команда.

- Но прежде, чем начать работать, давайте вспомнить правила работы в группе.

1.В группе должен быть ответственный.

2.Работать должен каждый на общий результат.

3.Один говорит, другие слушают.

4.Своё несогласие высказывай вежливо.

5.Если не понял, переспроси.

- Приступаем к работе. На работу вам 3 минуты.

Кто закончит, показывает мне свою готовность.

- 1 группа читает свой текст.

- Какое значение слова язык в этом тексте? (орган человека)

- 2 группа читает. Какое значение у вас? (с помощью чего общаются люди, их речь)

- 3 группа читает. У вас какое значение у слова язык? (важная часть музыкального инструмента)

- И 4 группа. Какое значение? (пламя от костра)

- Посмотрите сколько значений у одного слова. Напомните их. (орган человека, речь, часть инструмента, пламя костра)

- А теперь немного отдохнём от заданий.

Отвечать на вопросы.

Составлять слово.

Работать с учебником.

Выполнять грамматическое задание в группах.

Беседовать с учителем.

Проводить взаимоконтроль.

Уметь работать в материальной среде начального общего образования.

Использовать приемы самоконтроля.

Сравнивать объекты, находить общее и различия.

Использовать знаково-символические средства представления информации.

Выражать свои мысли полно и ясно.

Осознавать необходимость осуществлять контроль по результату.

Динамическая пауза.

Практический: выполнение упражнений

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Выполнять физические упражнения.

Словесный: беседа

Практический: сопоставление букв и звуков.

- Продолжим наше путешествие.

- Посмотрим, что нам Яблоня оставила на следующем яблочке.

- На странице 117 определите, в каком слове буква Я обозначает один звук, а в каком два.

- Давайте попробуем выполнить эту задачу.

- Прочитайте 1 слово. (яблоня) Сколько здесь букв я? (2). Где они находятся? (в 1 и последнем слоге)

- Сколько звуков обозначает буква я в 1 слоге? (2)

- Какие это звуки? Почему?

- Сколько в последнем? (1) Какой? Почему?

- Прочитайте следующее слово. (Маня)

- В каком слоге стоит буква я? (2)

- Сколько звуков она обозначает? (1) Какой? Почему?

- Какое следующее слово? (Яна)

- В каком слоге стоит буква я? (1)

- Сколько звуков она обозначает? (2) Какие? Почему?

- Какое следующее слово? (язык)

- В каком слоге стоит буква я? (1)

- Сколько звуков она обозначает? (2) Какие? Почему?

- Прочитайте следующее слово. (Таня)

- В каком слоге стоит буква я? (2)

- Сколько звуков она обозначает? (1) Какой? Почему?

- Прочитайте следующее слово. (стая)

- В каком слоге стоит буква я? (2)

- Сколько звуков она обозначает? (2) Какие? Почему?

- Прочитайте 1 слово. (яблоня) Сколько здесь букв я? (2). Где они находятся? (в 1 и последнем слоге)

- Сколько звуков обозначает буква я в 1 слоге? (2)

- Какие это звуки? Почему?

- Сколько в последнем? (1) Какой? Почему?

- Прочитайте следующее слово. (Витя)

- В каком слоге стоит буква я? (2)

- Сколько звуков она обозначает? (1) Какой? Почему?

- Прочитайте следующее слово. (змея)

- В каком слоге стоит буква я? (2)

- Сколько звуков она обозначает? (2) Какие? Почему?

- Сколько звуков может обозначать буква Я? (2)

- Какие это звуки?

- Где должна стаять буква Я в слове, чтобы обозначать 1 звук? (В середине или в конце слова)

- Где должна стаять буква Я в слове, чтобы обозначать 2 звука? (В начале слова или после гласного звука)

Отвечать на вопросы учителя.

Анализировать буквы и звуки.

Уметь работать в материальной среде начального общего образования.

Использовать приемы самоконтроля.

Сравнивать объекты, находить общее и различия.

Использовать знаково-символические средства представления информации.

Выражать свои мысли полно и ясно.

Осознавать необходимость осуществлять контроль по результату.

Динамическая пауза.

Практический: выполнение упражнений

А в лесу растёт черника

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать. (Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

Выполнять физические упражнения.

Словесный: беседа

Наглядный: работа с иллюстрацией.

Практический: определение слогов в слове.

Практический: составление схем слов

Практический: самостоятельная работа.

Практический: взаимопроверка, анализ работы

- На другом яблочке, написано, обратится к рисункам на странице 117. Так что же имела в виду Яблоня? Что нужно нам сделать? (Рассмотреть рисунки, названия птиц, составить схему к слову, в котором 2 слога).

- Давайте приступим. Кто изображён на иллюстрациях? (дятел, сорока, утка, тетерев, зяблик, ворона)

- Сколько слогов в слове утка? (2) Подходит оно к заданию? (да)

- Сколько слогов в слове тетерев? (3) Подходит оно к заданию? (нет)

- Сколько слогов в слове дятел? (2) Подходит оно к заданию? (да)

- Сколько слогов в слове зяблик? (2) Подходит оно к заданию? (да)

- Сколько слогов в слове ворона? (3) Подходит оно к заданию? (нет)

- Сколько слогов в слове сорока? (3) Подходит оно к заданию? (нет)

- В каких словах 2 слога? (утка, дятел, зяблик)

- Давайте составим схему слова утка на доске из шаблонов.

- Сколько слогов  в слове? (2)

- Назовите 1 слог. (ут)

- Какие звуки в этом слоге? (у – гласный, т – твердый согласный)

- Какие цвета будут в схеме? (розовый и синий)

- Назовите 2 слог. (ка)

- Какие звуки в этом слоге? (к – твердый согласный, а - гласный)

- Какие цвета будут в схеме? (синий и розовый)

- Где поставим ударение? (на первом слоге)

- Возьмите маленькие листочки. На них вы будете составлять схему слова. 1 вариант – слово «дятел», 2 вариант – «зяблик».

- Приступаем к заданию.

- Чтобы проверить правильность составленной схемы, поменяйте с соседом листочком. Свой листочек отдали соседу, соседа взяли себе. Возьмите в руки карандаш другого цвета. На слайде правильно составленные схемы. Сравните работу соседа с работой на слайде. Если есть ошибки, исправьте их. Поставьте «+», если нет ошибок. Верните листочек соседу.

- У кого были ошибки? Какие?

Отвечать на вопросы учителя.

Работать с иллюстрациями в учебнике.

Выполнять грамматическое задание.

Составлять схемы слов.

Самостоятельно составлять схемы слов.

Проверять работу соседа по эталону.

Использовать знаково-символические средства представления информации.

Выражать свои мысли полно и ясно.

Осознавать необходимость осуществлять контроль по результату.

Уметь работать в материальной среде начального общего образования.

Использовать приемы самоконтроля.

Сравнивать объекты, находить общее и различия.

Словесный: слушание, беседа

- Вот с каким стихотворением хочет нас познакомить Яблоня.

Всем на свете буква Я

Доложить готова:

—А вы знаете, кто я?

Я не только буква Я –

Буква, слог и слово!

- Почему буква Я буква, слог и слово?

Слушать учителя, отвечать на вопросы.

Следовать точной инструкции учителя при выполнении заданий.

V.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Словесный: ответы на вопросы

- Вот наше путешествие в страну «Знаний» подошли к концу. Посмотрите, у Яблони совсем не осталось яблок. У вас на столах лежат яблоки зелёные и красные, если вы довольны своей работой на уроке, прикрепите зелёное яблоко, если нет – красное. Оцените себя.

- Теперь на Яблоне много яблок, и она приготовит для вас много новых и интересных заданий. Будете ждать?

- Чему учились на уроке?

- Какие цели ставили на урок?

- Достигли их?

- Что нового узнали о букве Я?

- Что повторили о ней?

- Какое задание вам понравилось больше всего? Чем оно вам понравилось?

- Какое задание показалось особенно трудным?

- Что бы вам хотелось выполнить еще?

- Спасибо за работу. Урок окончен.

Отвечать на вопросы учителя.

Анализировать свою деятельность на уроке.

Осуществлять самооценку, осознавать свои достижения и неудачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте по теме: "Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами"

Урок по обучению грамоте в 1 классе "Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами  по учебнику  "Букварь"  БунеевР.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В....

Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами. Написание слогов, слов, предложений с изученными буквами

Тема урока: «Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами. Написание слогов, слов, предложений с изученными буквами». Тип урока: урок закрепления пройденного материала....

Конспект урока обучения грамоте "Чтение текста с изученными буквами"

Представляю вам конспект урока обучения грамоте на тему: "Чтение текста с изученными буквами". УМК "Школа России"....

Конспект урока на тему: "Чередование звонких и глухих согласных. Чтение текстов с изученными буквами" 1 класс

Конспект урока по обучению грамоте на тему: "Чередование звонких и глухих согласных. Чтение текстов с изученными буквами" 1 класс (конспект + презентация)...

Конспект урока письма «Повторение изученного материала по русскому языку. Письмо предложений с изученными буквами» (УМК "Школа России", 1 класс) + презентация

Конспект урока по русскому языкуТема: «Повторение изученного материала по русскому языку. Письмо предложений с изученными буквами»Цель деятельности учителя: обобщение и систематизация...

Технологическая карта урока обучение грамоте "Чередование звонких и глухих согласных. Чтение текстов с изученными буквами" (УМК «Школа России», 1 класс)

Цель урока: Обобщение знаний обучающихся о звонких и глухих согласныхЗадачи урокаДидактические: 1 Обобщить и систематизировать знания о звонких и глухих согласных 2 Выработать умение читать тексты с и...