Технологическая карта и презентация урока: 2 класс "Живая шляпа"
учебно-методический материал по чтению (2 класс)

Гончарова Марина Шамильевна

Даны разработка и презентация к уроку литературного чтения во 2 классе "Живая шляпа".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе

по теме: "Н.Носов. Живая шляпа".

Технологическая  карта  

Ф.И.О. учителя: Гончарова Марина Шамильевна

Школа:  МБОУ «Илькинская сош »

Предмет: Литературное чтение

Класс: 2

УМК: «Школа России»

Тема: Н.Носов  «Живая шляпа»

Тип урока: Открытие новых знаний

Цели урока : Формировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой, обладающего определённой начитанностью.

Задачи:

     1.Познакомить учащихся с содержанием произведения Н. Н. Носова “Живая шляпа”.

     2.Подвести детей к осознанию того, что страх к неизведанному может обратиться   комической ситуацией.

     3.Формировать умение выдвигать предположения, сравнивать, аргументировать своё мнение.

     4. Развивать критическое мышление, память, воображение, речь.

     5. Воспитывать толерантное  отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.

                Формировать УУД:

- Личностные: выражать свои эмоции от рассказа Н.Н.Носова «Живая шляпа», соотносить поступки героев с этическими принципами,

Регулятивные : определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

- Коммуникативные : слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные : ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

 Планируемые результаты:

Предметные: продолжать  учиться делить текст на части, составлять план, вычленять основную мысль каждой части, работать над разными видами чтения,  над чтения по ролям.

Метапредметные: получат возможность научиться: Делить текст на смысловые части, составлять план; находить в тексте конкретные сведения в явном виде; высказывать оценочные суждения и выражать свое мнение, пересказывать текст.

Личностные: оформлять свои мысли на уровне предложения, слушать и понимать речь других, выразительно читать и пересказывать текст, работать в паре, в группах.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Оборудование:   шляпа, толковый словарь, презентация, ноутбук, проектор, задание.

Этапы урока

     Деятельность учителя

 Деятельность учащихся

 Формируемые УУД

1.Организационный  момент.

Психологический настрой.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок. 

Да здравствует школа!
Да здравствует смех!
Да здравствуют радость, удача, успех!

1 слайд

- Ребята а нас сегодня ждет успех?

*Вот и я сегодня хочу пожелать, чтобы вам на уроке было комфортно, уютно, чтобы вы с удовольствием работали, помогали своим товарищам, получили много полезной и нужной информации.

Дети отвечают на вопросы. Высказывают свою точку зрения

Личностные:

формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви;

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность

2. Речевая разминка

В презентации дается речевая разминка в виде скороговорки, подготовка к чтению. Прочитать выразительно, медленно, чуть быстрее, очень быстро 2 слайд

Читают хором в разной интонации.

формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви;

3. Проверка д.задания

Детям дается задание в схеме. Вспомнить какие произведения написали  Чуковский,  Маршак, Михалков, Барто и Носов?

3, 4 слайды

Учащиеся работают в парах

4.Актуализация знаний.

Организует диалог с учащимися, подводит их к формулированию цели урока

*Произведение, с которым мы сегодня познакомимся на уроке, написал один замечательный писатель. Имя его вам известно. Мы с ним знакомились на предыдущих уроках. Попробуйте догадаться, о каком писателе я сейчас буду говорить.

Профессиональным писателем он стал не сразу. К 30 годам освоил множество профессий-землекопа, газетного торговца. Многое умел, много знал и пользовался своими обширными знаниями и богатым жизненным опытом при написании книг для ребят. В «Приключениях о Незнайке» этот писатель рассказывает о таких машинах ,приборах и инструментах, которым только ещё предстоит появиться. Мы с вами уже познакомились с его произведениями.

-О каком писателе идёт речь? (слайд 5)

*Писатель В.Катаев сказал о нем замечательные слова:

-У этого талантливого человека вечно юная, детская, чудесная душа»

- Давайте вcпомним, что еще мы знаем о писателе.

-Когда и где родился писатель? (слай6)

- Кто были родители Николая Носова?(слайд 7)

-Какие произведения, написанные Н.Носовым , вам известны? (слайд 8)

-По многим произведениям писателя сняты мультфильмы. (слайд9)

-«Затейники», «На горке», «Приключения Незнайки», это случилось зимой, Бобик в гостях у Барбоса и т.д.

-Как вы думаете, ребята, а какие у этого писателя произведения?

Анализ, синтез, поиск информации, доказательство, высказывание предположений

- О Н.Носове

Отвечают на поставленные вопросы

-недалеко от  Киева в Украине

-отец-артистом, мама-рукодельницей и певуньей

-«Затейники», «На горке»,

«Приключения Незнайки», «Это случилось зимой», «Бобик в гостях у Барбоса» и т.д.

Варианты ответов: смешные, весёлые, юмористические и т.п.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний.

 

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу.

 

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме

5.Создание  проблемной ситуации.

(мотивация)

Организует диалог с обучающимися. Загадывает загадку:

Ношу на голове поля,
Но это вовсе не земля.

Слайд 10

А кто из вас знает, что такое шляпа?

*А сейчас послушайте, как значение слова «шляпа» трактуется в толковом словаре

Слушают загадку. Отгадывают.

Дети отгадывают загадку. Шляпа.

Ученица читает значение слова «шляпа»

.(ШЛЯПА- ГОЛОВНОЙ УБОР С ВЫСОКИМИ ПОЛЯМИ. По Ожегову)

Регулятивные:

Уметь обобщать, делать выводы, Коммуникативные:

Уметь ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции

Познавательные:

Ориентироваться в своей системе знаний

6. Сообщение темы постановка целей урока.

Выявление места и причины затруднения

-Сегодня мы познакомимся с ещё одним рассказом этого замечательного писателя, который называется «Живая шляпа» 11 слайд

Вы верите в то, что шляпы бывают живые? Аргументируйте свои высказывания.  Ребята, по вашему мнению, можно ли по названию данного произведения определить, о чём же пойдет речь?

Сегодня на уроке мы  узнаем, бывают ли шляпы живыми, познакомившись с рассказом.

-Какую же задачу мы перед собой поставим?

Учащиеся высказывают мнения, приводят доказательства…

(если подул сильный ветер ,шляпа  упала, то её унесет…т.е она «убежит»)-Отвечают на поставленный вопрос.

Формулируют задачи урока:

-Подумать и объяснить ,почему так назван рассказ.

7. Физкультминутка

8) Открытие нового знания.

А)стадия осмысления.

Б)первичное закрепление

Работа с пословицей

Слайд 12

Рыжий котик потянулся

Раз нагнулся, два нагнулся

Лапы в сторону развёл

И как будто бы пошёл,

Туловищем повертел

И за парту тихо сел.

Но прежде, чем мы начнём читать произведение Н.Носова «Живая шляпа», давайте вспомним значения некоторых слов. Слайд 13

-Что такое кочерга?

-Кто объяснит значение слова КОМОД (слайд 14) 

-Какими словами  можно заменить слова

Соскочить

Швырять

Фыркать

Плюхнулось

 15 слайд

Учитель заранее делит текст на смысловые части.

-Ребята. Сейчас мы начнём читать текст по частям, с остановками.

Чтение хорошо читающим учеником  1 части –до слов «Что-то плюхнулось, упало»

*Как вы думаете, что плюхнулось на пол?

*А кто попробует предположить, что произойдет дальше?

Далее текст читают хорошо читающие ребята

Чтение 2 части- до слов «Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли»

-Что же так испугало ребят?

-Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми. Докажите словами из текста.

-Тогда что их так напугало?

-Предположите,смогут ли ребята побороть свой страх?

Чтение 3 части-до слов «сейчас я её как тресну кочергой» 

-Чей прогноз оправдался?

_А кто из мальчиков оказался посмелей: Володя или Вадик? Обоснуйте ответ.

-Как поведут себя мальчики дальше?

Чтение 4 части-до слов «шляпа как подскочит кверху» 

-Кто из вас был прав?

-Какие действия предприняли  мальчики, чтобы узнать тайну живой шляпы?

-Как вела себя шляпа? Почему?

-Какой момент самый напряженный?

-Предположите, чем закончится произведение.

Чтение  заключительной части. 

(УЧИТЕЛЬ ДОСТАЁТ ИЗ-ПОД ШЛЯПЫ КОТЁНКА)

-Какие чувства испытали мальчики, когда узнали секрет шляпы?

Так в чем же заключается главная мысль рассказа?

Обобщает ответы детей.

*Верно..учись справляться со своим страхом ,и тогда ты найдёшь выход из трудной ситуации.

У страха глаза велики. Слайд 16-17 слайды

Отвечают на вопросы, объясняют значения слов.

-инструмент из железа или другого огнестойкого материала.

Используется для выгребания углей, перемещения дров в горящем камине или печи. Обычно это толстый железный прут, загнутый на конце под прямым углом.

-низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья и разных мелких домашних вещей.

-

 

Слушают учителя, отвечают на вопросы, прогнозируют развитие событий.

Слушают чтение товарищей, отвечают на поставленные вопросы, прогнозируют продолжение истории

-Напугала их шляпа,которая двигалась.

-Да,понимали,т.к один из мальчиков сказал, «что шляпы не бывают живыми»

-обычный предмет,но ведёт себя странно.

(высказывают мнения)

Отвечают на вопросы учителя.Высказывают своё мнение.

- Вадик храбрее. Вовка хотел уйти домой, бросить друга.

Высказывают варианты ответов.

(хотели треснуть,стучали клюшкой,кричали..)

-Она не двигалась, т.к сама боялась.

-Шляпа как подскочит кверху…

Высказывают мнения

-Радость, что всё хорошо закончилось. Стыд, что они испугались шляпы. Жалость- Ваське зря попало.

-высказывают ответы.

Учащиеся высказывают свое мнение.

Познавательные:

- уметь находить ответы на вопросы в тексте;

- уметь преобразовывать информацию           из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

 

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

 

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме

6.Включение в систему знаний и повторений.

Ребята, а теперь на ваших схемах допишите название рассказа Николая Носова который мы сегодня прошли.

Ребята ,а сейчас мы проверим, насколько внимательны вы были при работе с произведением Н.Носова «Живая шляпа»

Проведем небольшой тест по рядам

17 -

Учащиеся отвечают на вопросы группой.

Познавательные:

Уметь представить подготовленную информацию  в виде   или устных ответов.

Уметь находить дополнительные сведения по теме урока

Коммуникативные:

Развитие умений работать в группах, распределять роли. Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение.

Регулятивные:

Уметь обобщать и делать выводы

7.Рефлексия.

- Ребята, существует такое выражение «Снимаю перед вами шляпу». Можете вы это объяснить.

-Во время звучания гимна, при поднятии национального флага.

-В церкви, во время проведения религиозных служб обрядов, свадеб, похорон.

-При беседе с женщиной. Оставаться в такой момент в шляпе считалось проявлением грубости и неуважения.

-В ресторане, или другом заведении во время еды.

-В помещениях театра, на представлениях в закрытом помещении.

Из выше сказанного следует, что шляпу снимали в случаях, имеющих важное значение, в целях проявления глубокого уважения к самому событию и к окружающим людям.

Поэтому выражение "снимаю шляпу" - означает: " Я искренне и достойно уважаю..."

И, если вам понравился урок то вы приклейте на нашем листе настроения зеленую шляпу, если  не очень – желтую, совсем не понравилось – красную

Высказывают свои варианты ответов.

Оценивают результаты своей работы

Регулятивные:

 Осуществлять контроль, оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку.

Коммуникативные:

Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме

Личностные:

Оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач

8.Подведение итогов урока

--Как называется рассказ, который мы читали? Кто его написал?

-Вернемся к вашим высказываниям и посмотрим, есть ли совпадения в ваших ответах с замыслом автора?

-Есть и небольшие расхождения. Но все мы разные, мыслить одинаково не можем, у каждого своё мнение.

Отвечают на поставленные вопросы.

Познавательные:

- уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

9. Домашнее задание

Предлагаю вам дома:  прочитать текст по ролям или попробовать его пересказать.

Дети делают выбор и записывают домашнее задание

Регулятивные:

Уметь сделать выбор


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературное чтение Да здравствует школа! Да здравствует смех! Да здравствуют радость, удача, успех! МБОУ Илькинская средняя общеобразовательная школа 671331,Республика Бурятия, Заиграевский район, с.Илька, ул.Трактовая 4, тел.57-2-16 e - mail : Isoch _2007@ mail . ru . ilkinskaya @ yandex . ru , сайт: http : isosh . uozrb . ru Разработал: Гончарова Марина Шамильевна. Учитель начальных классов

Слайд 2

Мышка кошке Сшила сапожки. Кошка мышке Сшила штанишки. Речевая разминка

Слайд 3

Писатели -детям Корней Чуковский Николай носов Самуил Маршак Сергей Михалков Агния Барто

Слайд 4

Писатели - детям Корней Чуковский Николай Носов Вовка –добрая душа Затейники На горке Самуил Маршак Сергей Михалков Агния Барто Путаница Радость Федорино горе Мой секрет Кот и лодыри Мой щенок Сила воли Веровочка Мы не заметили жука В школу

Слайд 5

Николай Николаевич Носов, (23.11.1908-1976), детский писатель

Слайд 6

Родился Николай Носов 23 ноября 1908 года на Украине в Киеве

Слайд 7

Отец Николая Носова был актёром эстрады, а мама – рукодельницей и певуньей.

Слайд 8

Каждая книга Носова имела шумный успех у детей.

Слайд 9

Мир кино

Слайд 10

Ношу на голове поля, Но это вовсе не земля.

Слайд 11

Живая шляпа

Слайд 12

Рыжий котик потянулся Раз нагнулся, два нагнулся Лапы в сторону развёл И как будто бы пошёл, Туловищем повертел И за парту тихо сел.

Слайд 13

Кочерга – приспособление для перемешивания топлива в печи – толстый железный прут с прямо загнутым концом.

Слайд 14

Комод – предмет мебели, состоящий из нескольких расположенных друг над другом выдвижных ящиков (для белья и различных мелких вещей).

Слайд 15

Сос-ко-чить (с дивана) – спрыгнуть вниз Швы-рять – бросать с силой Фыр-кать – с шумом выпускать воздух Плюх-ну-лось - тяжело упало

Слайд 16

1.Береги нос в большой мороз. 2.У страха глаза велики.

Слайд 17

У страха глаза велики.

Слайд 19

Как звали кота в рассказе? Борька Васька Тишка

Слайд 20

Где сидел котенок Васька? на полу на шкафу

Слайд 21

Кто хотел поднять шляпу? Володя Вадик

Слайд 22

Шляпа подползла … к Володе к Вадику

Слайд 23

Спасаясь от шляпы,мальчики взяли: кочергу полено лыжную палку

Слайд 24

Чем стреляли мальчики в шляпу? Морковкой Огурцами Картошкой

Слайд 25

Кто первым раскрыл секрет живой шляпы? Володя Вадик Котенок

Слайд 26

Что показалось из-под шляпы? Лапа Хвост Уши

Слайд 27

Кем были Вова и Вадик? трусы фантазёры чудаки Смелые

Слайд 28

Продолжите предложение: Я сегодня познакомился с рассказом… Я узнал, что … Я справился со всеми … Я не понял … Я хочу похвалить…

Слайд 29

Дом.задание С. 54-58, читать по ролям

Слайд 30

СПАСИБО ЗА УРОК!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта и презентация урока изо УМК Л. А. Неменский 4 класс Тема урока Художественная культура Древней Греции. Керамика

Цель деятельности учителя:формирование условий для создания у обучающихся представлений о классических сосудах и навыков изображения узоров на сосудах Древней Греции.  Задачи:Дидактические:1...

Технологическая карта и презентация урока технологии "УМК Школа России" 1 класс Тема урока Образец, анализ конструкции образца изделия. Изделие по образцу. Изделие: Закладка для книги

Цель:формирование у обучающихся умений изготовления закладки для книги.Задачи:Дидактические:1.Расширить представление о правилами бережного отношения с книгой;2.Познакомить обучающихся с понятием о за...

Технологическая карта и презентация урока технологии "УМК Школа России" 1 класс Тема урока Прогнозирование порядка действий в зависимости от желаемого результата. Аппликация: Подснежники

Цель:формирование у обучающихся умений прогнозирования порядка действий в зависимости от желаемого результата и выполнения аппликации: подснежники, согласно составленному плану.Задачи:Дидактические:1....

Технологическая карта и презентация урока технологии "УМК Школа России" 4 класс Тема урока: Конструирование динамической игрушки из бросового материала» Изделие: Дед мороз

Цель:освоение технологии конструирования динамической игрушки из бросового материала.Задачи:Дидактические:1.Освоение приёмов работы с бросовым материалом.2.Изготовление изделия из бросового материала....

Технологическая карта и презентация урока технологии "УМК Школа России" 4 класс Тема урока: Оразец, анализ конструкции образца изделия. Изделие по образцу из бумажных салфеток» Изделие: Сердце для мамы

Цель: освоение технологии работы с бумажными салфетками.Задачи:Дидактические:1.Освоение приёмов работы с бумажными салфетками2.Изготовление изделия из бросового материала Развивающие:1....

Технологическая карта и презентация урока литературного чтения УМК «Начальная школа XXI» 2 класс Тема урока: Новости и источники новостей. С.Михалков А что у вас?

Цель:формирование у обучающихся читательской компитентности через знакомство с периодической печатью, формирование умения анализировать новости и понимать смысл прочитанного.Задачи:Дидактические:1) ...

Технологическая карта и презентация урока математики УМК «Начальная школа  XXI века» 3 класс Тема урока Математика вокруг нас. В бассейне.

Цель:систематизация знаний обучающихся о связи математики с окружающими нас объектами.Задачи:Дидактические:1. Закрепить и систематизировать  знания учащихся о преминении математики в жизни;2....