Конспект урока "Лиса и рак"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Урок по программе "Планета знаний" для 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока20.58 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ Домодедовская средняя общеобразовательная школа №1

Урок по литературному чтению в 1 «Б» классе

по программе «Планета знаний»

Тема   Русские народные сказки о животных.

                            «Лиса и рак»

Учитель начальных классов  

Червона Э.Н.

08 апреля 2019 года

Урок по литературному чтению программа «Планета знаний»

Урок 18. Тема   Русские народные сказки о животных. «Лиса и рак»

Педагогические цели: создания условия для развития умений читать литературный текст по ролям, пересказывать сюжет сказки; способствовать актуализации читательского опыта.

Планируемые образовательные результаты:

- предметные: научаттся выразительно читать литературные произведения; отвечать на вопросы, используя текст; читать по ролям.

- метапредметные: научатся выделять и формулировать усвоенное; планировать свою читательскую деятельность; научатся осуществлять поиск и выделение необходимой информации; устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев; научатся слушать собеседника, вырабатывать общую позицию.

- личностные: осознают свою принадлежность к народу, стране, испытывать чувство уважения к традициям своего народа.

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, словесный, практический

Формы: работа в паре

Основное содержание темы Русские народные сказки о животных

Образовательные ресурсы Учебник стр 58-59, 60-61; мультимедийная презентация

I. Подготовительный этап

Послушайте стихотворение:

Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша, 

Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожидании
Благополучного конца.

В. Берестов

- Что такое сказка? Подберите однокоренные слова (рассказ, сказывать)

-Чем отличается рассказ от сказки?

II. Усвоение новых знаний

1. Чтение статьи «Народные сказки»

-дети слушают чтение статьи хорошо читающими детьми и учителем.

У: назовите, каких героев – животных вы знаете?

Д: лиса, волк, медведь, петух, заяц, еж.

Отгадайте загадки

1

На овчарку он похож.

Что ни зуб — то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

Зубовато, серовато, зверовато,

По полям рыщет, ягнят, овец ищет. (волк)

2 

Рыжая хозяюшка

из лесу пришла,

Всех кур пересчитала

и с собой унесла. (лиса)

3

Летом ходит без дороги

Между сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза пряча нос. (медведь)

4

Прыг-скок, трусишка!

Хвост — коротышка,

Ушки вдоль спинки,

Глазки с косинкой,

Одежда в два цвета —

На зиму и лето. (заяц)

5

Лесом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами. (ёжик)

6

Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога (баран)

7

Важно ходит по двору,

Будет всех он, по – утру.

В хвастовстве имеет навык,

Красная шапчонка набок.

И с соперником обычно,

В драку лезет он, привычно:

Его пенье, режет слух

– То с утра, кричит … (Петух)

У: Каким Бывает лиса, волк, медведь, петух, заяц, ёж, баран?

Д: Лиса: хитрая, льстивая, коварная

     Волк: глупый злой, голодный.

     Медведь: неуклюжий, добрый.

     Петух: смелый, гордый,

     Заяц: трусливый, хвастливый.

     Ёж: честный, трудолюбивый.

     Баран: упрямый, глупый

2. У: Отгадайте загадку.

Под водой живёт народ,

Ходит задом наперёд. (РАК)

У: Какие слова помогли вам понять, что речь идет о раке?

Д: Под водой, ходит задом наперед.

У: В сказках животные наделяются именами, они разговаривают, они наделены какими-либо человеческими чертами: хитростью или простотой, добродушием или злобой, завистью.

III. Новый материал. Прогнозирование.

У: Определите цель урока.

Д: Будем знакомиться со сказками о животных.

У: кто будет героями нашей сегодняшней сказки?

Д: Лиса и рак.

Работа со сказкой «Лиса и рак».

1. Работа с текстом до чтения

У: Прочитайте заглавие.

Д: «Лиса и рак».

У: Какой народ сочинил эту сказку?

Д: Русский народ

2. Рассматривание иллюстрации.

У: Какой момент изображен на иллюстрации?

Д: Ответы детей.

У: Как вы думаете, какая история может быть рассказана в сказке, героями которой являются лиса и рак?

Д: Высказывания детей.

У: Сумеет ли обхитрить лиса рака?

Прочитаем сказку и ответим на этот вопрос.

2. Работа с текстом во время чтения.

Чтение сказки вслух учащимися.

- Что означает слово перегоняться?

- Кто же кого обхитрил?

Д: Рак обхитрил лису.

У: Какой же рак в сказке?

У: Но обычно лису изображают хитрой. Почему же рак оказался хитрее?

Д: Он знал, что проиграет и думал какой бы найти выход. 

У: Рассмотрим Ситуацию. Лиса и рак решили перегоняться.

3. Анализ ситуации.

У: Какие задачи герои должны решить?

Д: Задача каждого героя прийти к финишу первым, хотя лиса и так знала, что она победит в этом соревновании, она хотела одержать легкую победу

У: Какие трудности должны преодолеть?

У: Трудности должны были быть у рака, но он сам согласился участвовать в соревновании, значит, и у него был свой план победы.

У: Как они будут это делать?

Д: лиса большая сильная, а рак маленький хитрый.

У: Для того, чтобы решить поставленную задачу, каждый использовал свои ресурсы:

лиса – свои физические данные,

а рак – находчивость, смекалку и самонадеянность лисы.

4. Работа с текстом после чтения.

У: О чём эта сказка?

Д: Это сказка о хитрости и находчивости, смекалке.

У: Эта сказка о том, что и маленький может одержать победу над большим, а слабый над сильным, если использует свои умственные способности и сумеет распознать слабые стороны противника. Это сатирическая сказка о хитрости, находчивости, смекалке.

У: На доске записаны пословицы. Найдите пословицу, которая, по вашему мнению, подходит к сказке, и докажите.

  • Не рой яму другому, сам в неё попадёшь. (русская)
  • Сила с хитростью не сравнится (бенгальская)
  • Сильный использует силу, слабый - хитрость (вьетнамская)

Физкультминутка

Раз присядка, два –прыжок

Это заячья зарядка.

А лисята как проснутся,

Любят долго потянуться,

Обязательно зевнуть,

Ну и хвостиком махнуть.

А волчата- спинку выгнуть

И легонечко подпрыгнуть.

2. Повторное чтение сказки

У: Сейчас мы будем учиться читать сказку по ролям.

5. Отгадать загадки стр 61 вопрос 3

IV. Рефлексия

- Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок».

Какой урок дали нам эти две сказки?

- Что особенно запомнилось на уроке?

- Какое задание было наиболее интересным?

У: Оцените свою работу на уроке. (Показ смайликов) 

V. Домашнее задание

Выучить наизусть сказку «Лиса и рак».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...