Конспект урока "Лиса и рак"
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Предварительный просмотр:
МАОУ Домодедовская средняя общеобразовательная школа №1
Урок по литературному чтению в 1 «Б» классе
по программе «Планета знаний»
Тема Русские народные сказки о животных.
«Лиса и рак»
Учитель начальных классов
Червона Э.Н.
08 апреля 2019 года
Урок по литературному чтению программа «Планета знаний»
Урок 18. Тема Русские народные сказки о животных. «Лиса и рак»
Педагогические цели: создания условия для развития умений читать литературный текст по ролям, пересказывать сюжет сказки; способствовать актуализации читательского опыта.
Планируемые образовательные результаты:
- предметные: научаттся выразительно читать литературные произведения; отвечать на вопросы, используя текст; читать по ролям.
- метапредметные: научатся выделять и формулировать усвоенное; планировать свою читательскую деятельность; научатся осуществлять поиск и выделение необходимой информации; устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев; научатся слушать собеседника, вырабатывать общую позицию.
- личностные: осознают свою принадлежность к народу, стране, испытывать чувство уважения к традициям своего народа.
Методы и формы обучения
Методы: наглядный, словесный, практический
Формы: работа в паре
Основное содержание темы Русские народные сказки о животных
Образовательные ресурсы Учебник стр 58-59, 60-61; мультимедийная презентация
I. Подготовительный этап
Послушайте стихотворение:
Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожидании
Благополучного конца.
В. Берестов
- Что такое сказка? Подберите однокоренные слова (рассказ, сказывать)
-Чем отличается рассказ от сказки?
II. Усвоение новых знаний
1. Чтение статьи «Народные сказки»
-дети слушают чтение статьи хорошо читающими детьми и учителем.
У: назовите, каких героев – животных вы знаете?
Д: лиса, волк, медведь, петух, заяц, еж.
Отгадайте загадки
1
На овчарку он похож.
Что ни зуб — то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
Зубовато, серовато, зверовато,
По полям рыщет, ягнят, овец ищет. (волк)
2
Рыжая хозяюшка
из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
и с собой унесла. (лиса)
3
Летом ходит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос. (медведь)
4
Прыг-скок, трусишка!
Хвост — коротышка,
Ушки вдоль спинки,
Глазки с косинкой,
Одежда в два цвета —
На зиму и лето. (заяц)
5
Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (ёжик)
6
Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога (баран)
7
Важно ходит по двору,
Будет всех он, по – утру.
В хвастовстве имеет навык,
Красная шапчонка набок.
И с соперником обычно,
В драку лезет он, привычно:
Его пенье, режет слух
– То с утра, кричит … (Петух)
У: Каким Бывает лиса, волк, медведь, петух, заяц, ёж, баран?
Д: Лиса: хитрая, льстивая, коварная
Волк: глупый злой, голодный.
Медведь: неуклюжий, добрый.
Петух: смелый, гордый,
Заяц: трусливый, хвастливый.
Ёж: честный, трудолюбивый.
Баран: упрямый, глупый
2. У: Отгадайте загадку.
Под водой живёт народ,
Ходит задом наперёд. (РАК)
У: Какие слова помогли вам понять, что речь идет о раке?
Д: Под водой, ходит задом наперед.
У: В сказках животные наделяются именами, они разговаривают, они наделены какими-либо человеческими чертами: хитростью или простотой, добродушием или злобой, завистью.
III. Новый материал. Прогнозирование.
У: Определите цель урока.
Д: Будем знакомиться со сказками о животных.
У: кто будет героями нашей сегодняшней сказки?
Д: Лиса и рак.
Работа со сказкой «Лиса и рак».
1. Работа с текстом до чтения
У: Прочитайте заглавие.
Д: «Лиса и рак».
У: Какой народ сочинил эту сказку?
Д: Русский народ
2. Рассматривание иллюстрации.
У: Какой момент изображен на иллюстрации?
Д: Ответы детей.
У: Как вы думаете, какая история может быть рассказана в сказке, героями которой являются лиса и рак?
Д: Высказывания детей.
У: Сумеет ли обхитрить лиса рака?
Прочитаем сказку и ответим на этот вопрос.
2. Работа с текстом во время чтения.
Чтение сказки вслух учащимися.
- Что означает слово перегоняться?
- Кто же кого обхитрил?
Д: Рак обхитрил лису.
У: Какой же рак в сказке?
У: Но обычно лису изображают хитрой. Почему же рак оказался хитрее?
Д: Он знал, что проиграет и думал какой бы найти выход.
У: Рассмотрим Ситуацию. Лиса и рак решили перегоняться.
3. Анализ ситуации.
У: Какие задачи герои должны решить?
Д: Задача каждого героя прийти к финишу первым, хотя лиса и так знала, что она победит в этом соревновании, она хотела одержать легкую победу
У: Какие трудности должны преодолеть?
У: Трудности должны были быть у рака, но он сам согласился участвовать в соревновании, значит, и у него был свой план победы.
У: Как они будут это делать?
Д: лиса большая сильная, а рак маленький хитрый.
У: Для того, чтобы решить поставленную задачу, каждый использовал свои ресурсы:
лиса – свои физические данные,
а рак – находчивость, смекалку и самонадеянность лисы.
4. Работа с текстом после чтения.
У: О чём эта сказка?
Д: Это сказка о хитрости и находчивости, смекалке.
У: Эта сказка о том, что и маленький может одержать победу над большим, а слабый над сильным, если использует свои умственные способности и сумеет распознать слабые стороны противника. Это сатирическая сказка о хитрости, находчивости, смекалке.
У: На доске записаны пословицы. Найдите пословицу, которая, по вашему мнению, подходит к сказке, и докажите.
- Не рой яму другому, сам в неё попадёшь. (русская)
- Сила с хитростью не сравнится (бенгальская)
- Сильный использует силу, слабый - хитрость (вьетнамская)
Физкультминутка
Раз присядка, два –прыжок
Это заячья зарядка.
А лисята как проснутся,
Любят долго потянуться,
Обязательно зевнуть,
Ну и хвостиком махнуть.
А волчата- спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
2. Повторное чтение сказки
У: Сейчас мы будем учиться читать сказку по ролям.
5. Отгадать загадки стр 61 вопрос 3
IV. Рефлексия
- Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок».
Какой урок дали нам эти две сказки?
- Что особенно запомнилось на уроке?
- Какое задание было наиболее интересным?
У: Оцените свою работу на уроке. (Показ смайликов)
V. Домашнее задание
Выучить наизусть сказку «Лиса и рак».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"
Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...