Интегрированный урок литературного чтения и музыки в 4 классе начальной школы.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Кондрашова Полина Владимировна

Тема: любовь и доброта сделают мир прекрасным ( на основе слушания балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского и сказки Э. –Т. –А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»).

Учебная программа: «Литературное чтение. 4 класс» .Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова и др.

УМК «Школа 2100» Программы общеобразовательных учреждений. «Музыка» Усачёва В.О., Школяр Л.В.

 

Тип урока: урок получения новых знаний, их систематизации и формирования умений и навыков.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок литературного чтения и музыки в 4 классе начальной школы.

Тема: любовь и доброта сделают мир прекрасным ( на основе слушания балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского и сказки Э. –Т. –А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»).

Учебная программа: «Литературное чтение. 4 класс» .Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова и др.

УМК «Школа 2100» Программы общеобразовательных учреждений. «Музыка» Усачёва В.О., Школяр Л.В.

Тип урока: урок получения новых знаний, их систематизации и формирования умений и навыков.

Цели:

- исследовать особенности волшебного мира;

- продолжить наблюдение за характером главной героини;

- обсудить идею сказки.

Задачи урока:

Предметные:

  • Образовательные: 
    – развивать навыки анализа прозаического сказочного текста, обогащать представление о художественной детали;
    – активизировать образные средства языка (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения), словарь учащихся: лексику разнообразной тематики;
    – заложить основу умения сравнивать художественные произведения одного и того же жанра на разные темы; 
    – формировать умение пересказывать близко к тексту, не нарушая логики, выделять связи между явлениями, формулировать выводы и обобщать.
  • Воспитательные: 
    – подвести детей к сознанию того, как важно стремиться понять других и если это необходимо, помочь им; 
    – развивать культуру общения; формировать творческую активность школьников; 
    – воспитывать потребность общения друг с другом, учителями в неформальной, почти домашней обстановке; 
    – продолжить формирование интереса к предмету.
  • Развивающие: 
    – развивать творческое видение учащихся, воображение, память; 
    – формировать умение грамотно работать с книгой.


Метапредметные:

- овладевать навыком смыслового  чтения вслух и про себя текстов; - формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;

- учить осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор синтезатор.
Музыкальный материал: П.И.Чайковский. Балет «Щелкунчик», «Вальс цветов» - аудиозапись.

Этапы урока

1. Самоопределение к деятельности (организационный момент)

2. Актуализация знаний.

3.Постановка учебной задачи

Физминутка.

4.Открытие нового знания

Обсуждение.

Работа с текстом после чтения.

Физкультминутка для глаз.

  1. Первичная проверка понимания.

7.Итог урока. Рефлексия.

Деятельность учителя

В 1822 году в Берлине после долгой болезни умер Эрнст Теодор Амадей Гофман, известный немецкий писатель, оставивший миру светлую рождественскую сказку «Щелкунчик и мышиный король».

Через 70 лет великий русский композитор Петр Ильич Чайковский напишет по мотивам сказки балет.

Но посмертная слава надолго переживет этих гениев, потому что их творения помогают и детям, и взрослым верить в чудо.

Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в страну литературной сказки Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».

Но прежде,чем отправиться в путь,нам необходимо получить пропуск,преодолеть первое препятствие:ответить на вопрос:

-Чем литературная сказка отличается от фольклорной?

-Молодцы!Получив пропуск, мы можем озвучить тему урока: любовь и доброта сделают мир прекрасным . Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». Цель нашего путешествия: выяснить образы борьбы и любви, добра и зла.

-Итак,в путь...А почему мы отправляемся в странствие именно сегодня? 22 декабря?

Какое время изображено в сказке?

Ответы детей.

-Рождество .Возьмите цветные карандаши и запишите свои ассоциации к этому слову.

Ходит по двору индюк

Шаги на месте

Среди уток и подруг.

Вдруг увидел он грача

Остановиться, удивленно посмотреть вниз

Рассердился сгоряча.

Сгоряча затопал

Потопать ногами

Крыльями захлопал

Руками, словно крыльям, похлопать себя по бокам

Весь раздулся, словно шар

Руки на поясе

Или медный самовар

Сцепить округленные руки перед грудью

Затряс бородою

Помотать головой, приговаривая «бала – бала – бала», как  индюк

Понесся стрелою.

Бег на месте

Работа над главой «Ёлка».

С какими героями вы познакомились в первой части сказки?
(Мари – девочка 7 лет, её брат Фриц, крёстный Дроссельмейер)

Среди этих героев есть один, который особенно привлекает наше внимание.
Кто это? (Дроссельмейер)
Найдите его портретное описание в главе «Ёлка».
Привлекателен ли он внешне?
Почему же Дроссельмейера так любят и ценят взрослые и дети?
(У него добрая душа, он любит приносить радость людям, умеет творить чудеса – необычный мастер)
Что мастерил Дроссельмейер всегда к Рождеству?
Можно ли его назвать волшебником?
( волшебник не тот, кто творит волшебство, а тот, кто приносит своими делами людям добро, удовольствие).

– Почему засмеялись взрослые?

– Что имела в виду Мари, когда говорила о красоте?

– По каким параметрам она сравнивает Щелкунчика с Дроссельмейером?

– Выпишите в таблицу то, что делает старший Дроссельмейер в сказке и наяву .

Работа в парах:

– Докажите, что здесь и там действует один и тот же персонаж (абсолютно разные персонажи).

– Делаем вывод: в чём особенность крёстного Дроссельмейера в сказке? (Он объединяет обыденный и тонкий миры.)

 Разбиваемся на три группы.

1. Гофман и Дроссельмейер – это одно и то же лицо.

2. Гофман не имеет ничего общего с Дроссельмейером.

3. Гофман и оба образа Дроссельмейера имеют что-то общее, что их объединяет (найти и сформулировать).

  1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  2. Посмотреть на кончик носа, на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

 После прочтения главы «Ёлка» появилось ли у Вас предчувствие чуда?
(Предчувствие чуда появляется благодаря всем перечисленным обстоятельствам и впечатлениям:
- сидение детей в тёмной спальне в ожидании рождественского чуда-ёлки и подарков;
- разговоры о загадочном крёстном, обладающем почти сказочной внешностью и фантастическими способностями;
- мечты о чудесных подарках).

У любого музыкального спектакля есть литературная основа – ЛИБРЕТТО. Это краткое изложение балета или оперы, предназначенное для зрителей и вкладывающееся в программу спектакля / запись в тетради/.
В балетном театре либретто — детальное изложение сюжета с описанием всех танцевальных и мимических номеров (балетный сценарий).

Давайте вернёмся к началу урока и вспомним, с каким музыкальным произведением мы познакомились?

В инсценировании отрывка из «Щелкунчика» вы, наверное, заметили, что имена персонажей изменены. У Гофмана – Мари и Фриц, а у Чайковского герои – Маша и Петя.
- Как вы думаете, почему?
(потому что Чайковский – русский композитор, а Гофман – иностранный писатель).
В музыкальном искусстве России есть композитор – песенник, сочиняющий песни для детей – Геннадий Гладков.

И одна из его песен тоже посвящена новогодним чудесам. И название её тоже схоже с героями наших сказок – литературной и музыкальной. Это – «Новогодний спор Маши и Вити».

Сегодня мы совершили путешествие в чудесных мир звуков, чувств, и раздумий.

Что общего между сказками Гофмана с русскими народными сказками?

Какие чувства пробудили вас произведения Гофмана и Чайковского?

Домашнее задание: написать сочинение: «Отзыв о прочитанном произведении».

– Урок закончен! До свидания

Деятельность учащихся

Слушание.

Ответы детей.

Два ученика будут вести петевые дневники.

Ученики читают по очереди.

Выполняют физические упражнения.

Ученики читают по очереди.

Ответы учеников.

Индивидуальная работа.

Работа в парах.

Прослушивание фрагмента из балета.

Слушание песни.

Ученики отвечают.

Примечания

(фонограмма)

Слайд №1 .1

портрет Т.А.Гофмана

Слайд № 1.2

портрет Чайковского

Слайд №3. Изображение Рождества.

Звучит музыка П. И. Чайковского «Вальс цветов».

( под. Wham! – Last Christmas )

Слайд №4

с персонажами

Слайд №5 с Щелкунчиком

Трепак из балета «Щелкунчик».

Слайд №6

Фрагмент из балет Чайковского «Щелкунчик».

Слайд №7

(Гладков).

Слайд №8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературного чтения и музыки по теме: "Герои русских былин в литературных и музыкальных произведениях".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3738910","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"473","style":"width: 48px; height: 47px;","width":"480"}}]]Интегрированный урок литер...

Интегрированный урок литературного чтения и музыки по теме "РНП "Буренушка" 2 класс

Интегрированный урок литературного чтения и музыки по теме: «У истоков русской детской литературы и музыки. «Русская народная песня «Бурёнушка» является заключительным в изучении раздела «О наших друз...

Интегрированный урок литературного чтения и музыки на тему "Произведения о животных В. В. Бианки « Еж - спаситель» ( 2 класс).

Интегрированный урок литературного чтения и музыки во 2 классе. Цели: продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки. Способствовать воспитанию любви к природе. Воспитание любви к при...

Интегрированный урок литературного чтения и музыки «Образ осени в поэзии А.С. Пушкина, музыке, живописи»

Интегрированный урок литературного чтения и музыки «Образ осени в поэзии А.С. Пушкина, музыке, живописи»...

Открытый интегрированный урок (литературное чтение, ИЗО, музыка, технология) в 3 классе. Урок-биенале «Устное сочинение по картине И. Шишкина «Зима в лесу».

Открытый интегрированный урок (литературное чтение, ИЗО, музыка, технология) в 3 классе. Урок-биенале «Устное сочинение по картине И. Шишкина «Зима в лесу»....

Интегрированный урок литературного чтения и музыки во 2 классе

Урок по УМК "Школа России". Тема "Встречаем Весну!"....

Технологическая карта интегрированного урока литературного чтения и музыки в 3-4 классах малокомплектной школы

Тема урока: "Что за прелесть эти сказки".3-4 класс, малокомплектная школаУрок - обобщение...