Технологическая карта к уроку литературного чтения "Е. Чарушин "Страшный рассказ" 2 класс УМК Перспектива
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

 

Раздел

Люблю всё живое

Тема

Е. И. Чарушин «Страшный рассказ»

Цели деятельности педагога

Ознакомить учащихся с творчеством Е.И. Чарушина;

Развивать навыки выразительного, безошибочного чтения;

Сформировать представления о взаимоотношениях человека с природой, с животным миром;

Сформировать эмоционально-ценностное отношение ко всему животному и «братьям нашим меньшим».

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

 

Методы и формы обучения

Методы: практический, наглядно-образный, словесный, частично-поисковый.

Формы:  индивидуальная, работа в паре, фронтальная.

 

Образовательные ресурсы

Учебник: Литературное чтение, 2 класс, Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий.

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийная презентация.

Планируемые образовательные ресурсы

Познавательные умения:

-определять тему, главную мысль художественного произведения и обосновывать свое мнение;

-определять характер героя, его настроения и чувства, отношение автора и обосновывать свое мнение;

-анализировать содержание иллюстрации;

Регулятивные умения:

-выполнять учебные задания в соответствии с темой;

-выполнять учебные задания по алгоритму;

Коммуникативные умения:

-формулировать высказывания, используя новые понятия;

-учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

-адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания;

-использовать речевые средства для представления результата деятельности.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

 

 

Деятельность учителя

 

 

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

 

 

УУД

 

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I.Организационный  момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изученного материала

-Здравствуйте, ребята! Встаньте, подровняйтесь, улыбнитесь, пожмите друг другу руки:

«Одному или одной
Трудно справиться с бедой.
Слово мы
Сильней, чем я.
Мы семья.

И мы друзья».

-Девизом нашего урока будет «Входи в мир природы! Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной!»

-А почему я выбрала такой девиз, вы узнаете в течение урока.

Слушают учителя, настраиваются на работу во время урока.

Фронтальная

Личностные:  имеют мотивацию к учебной деятельности; понимают  личную ответственность за будущий результат.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы.

Устные ответы.

II. Речевая разминка

Практическое задание. Чтение стихотворения разными способами (жужжащее чтение, чтение с увеличением темпа голоса, с понижением темпа  голоса).

-Перед вами текст, послушайте внимательно, как я вам его прочитаю.  А теперь прочитайте его вы, жужжащим чтением.

Встретил я в лесу Ежа.
Ёж лежал в лесу ЖУЖЖА.

Я спросил ежа: — Скажите,
Отчего вы так жужжите?

Ёж сказал: — Я не жужжу,
После ужина лежу.
Я на ужин съел ужа,
Может, он лежит жужжа.

Я сказал Ужу: — Скажите,
Отчего вы так жужжите?

Уж в ответ: — Я не жужжу,
После ужина лежу.
Жабу съел я у болота,
Может, ей жужжать охота.

— Жабе я кричу: — Скажите,
Отчего вы так жужжите?

Жаба квакнула Ужу:
— И совсем не я жужжу.
Проглотила я Жука,
Жук жужжит наверняка.

Все кричат Жуку: — Скажите,
Отчего вы так жужжите?

— Ну, жужжу, — ответил Жук. —
Иждаю нормальный жвук…
Я всегда, когда лежу,
После ужина жужжу!

-К какому жанру литературного произведения относится этот текст? Обоснуйте свое мнение. Прочитайте это стихотворение, увеличивая темп голоса. Прочитайте стихотворение, уменьшая темп голоса. Прочитайте стихотворение выразительно.

Слушают учителя, отвечают на вопросы, выполняют задание.

Фронтальная

Познавательные: определять жанр произведения и обосновывать свой выбор;

Личностные: проявляют интерес к чтению;

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы.

Устные ответы.

III. Изучение нового материала.

 

1.Знакомство с автором

Наглядно-образный, практический, частично-поисковый.

На слайде изображения различных предметов (лупа, животные, краски, палитра, птицы, печатная машинка).

-Ребята, посмотрите внимательно на картинки, они связаны с жизнью и работой одного человека. Подумайте, кем мог быть этот человек? Чем он увлекался?

(Предположения учащихся)

Работа с портретом.

-Посмотрите внимательно на портрет автора, кто-нибудь его узнал?

-Это Евгений Иванович Чарушин (1901-1965).

-Что вы знаете о нем? (Предположения учащихся)

-Некоторые ученики получили секретное задание, найти и рассказать о жизни Е.И. Чарушина.

-Садитесь поудобнее и внимательно слушайте.

Рассказ о Е.И. Чарушине.

Родился на Урале в семье архитектора.  Как и его отец, архитектор, сам юный Чарушин великолепно рисовал с детства.  В основном зверей и птиц.  Живой натуры для юного художника вполне хватало. Она была повсюду. Во-первых, сам родительский дом с огромным заросшим садом был густонаселён всевозможной живностью. Это был настоящий домашний зоопарк - кудахчущий, хрюкающий, ржущий, мяукающий и лающий. Во дворе обитали поросята, индюшата, кролики, цыплята, котята и всяческая птица - чижи, свиристели, щеглы, разные подстреленные кем-то на охоте птицы, которых выхаживали и лечили. В самом доме жили кошки, на окнах висели клетки с птицами, стояли аквариумы и банки с рыбками, а ещё в доме жил некто Бобка – это был пес о трех лапах. Маленький Женя часто рассказывал ему о своих переживаниях. Любимым чтением Жени были книги о животных, в основном энциклопедии. После окончания средней школы. Чарушин был направлен на службу в красную армию. После службы Чарушин стал художником анималистом (художник, который рисует животных). Писать рассказы о животных Чарушину давалось нелегко. Он больше любил иллюстрировать чужие произведения, например произведения С.Я. Маршака.

За все свои успехи в жизни, Чарушин был благодарен своим родителям. Именно они привили ему любовь к природе и родному краю. Чарушин часто вспоминал интересные моменты из своей жизни, вот одни из них: «Шести лет я заболел брюшным тифом, так как решил однажды есть все то, что едят птицы, и наелся самой невообразимой гадости...». «В другой раз я переплыл вместе со стадом, держась за хвост коровы, широкую реку Вятку. С того лета я умею хорошо плавать...» .

Мир животных посреди первозданной природы - его родина. Он всю жизнь рассказывал о ней и рисовал этот дивный исчезнувший мир, пытаясь сохранить и передать детям его душу.

 

Выполняют задание, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ о Е.И. Чарушине рассказывают заранее подготовленные ученики

Индивидуальная, фронтальная

Познавательные - научатся самостоятельно делать умозаключения и выводы  в словесной форме, производить логические и мыслительные операции для решения учебной задачи; научатся поиску информации в различных источниках;  разовьют  внимание, мышление;

Личностные: понимают личную ответственность за выполненный результат;

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы.

Выполнение задания, устные ответы.

2. Актуализация знаний.

практический

 -Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из рассказов Е.И. Чарушина.

Перед вами таблица. В левом столбике названия литературных произведений, в правом – фамилии авторов. Соедините  линией фамилию автора с произведением.

В. Бианки

 

«Двенадцать месяцев»

Д. Мамин-Сибиряк

«Мышонок Пик»

Е. Чарушин

 

«Аленушкины сказки»

С. Маршак

 

 

-Что вы успели заметить? (Не хватает одного произведения)

-Какому автору? (Чарушину)

-Название рассказа вы узнаете на стр. 97

-Прочитайте, как называется этот рассказ. (Страшный рассказ)

-Запишите в свои таблицы название этого произведения.

-Как вы думаете, почему автор дал такое название своему произведению?

-А вас когда-нибудь охватывало чувство страха?

-Что вас напугало?

-Хотите узнать, что напугало героев этого произведения?

Несколько учеников получают индивидуальные задания.

1. Разгадай ребус.

 

2. Разгадай загадку:

Сам он круглый, а не мяч,

Рта не видно, а кусач,

Голой ручкой не возьмешь,

А зовется это….

Пока несколько учеников выполняют индивидуальную работу, остальные работают фронтально.

-Послушайте, внимательно  мой рассказ и угадайте о ком идет речь

«Он один из самых известных лесных жителей. Любимое место обитания – лиственные и смешанные леса. Глаза –  словно две черные блестящие бусинки. Видит он плохо. Нос всегда влажный. Рацион - насекомые, ужи, жабы, лягушки, улитки, мыши, змейки, земляника, малина. Жилище – гнездо или укрытие, сооружённое из листьев и веток у корней какого-либо дерева. В дневное время суток в своём укрытии он находится постоянно. А ночью бродит по лесу, добывая себе пропитание. Набрав вес за лето, досыта отъевшись, всю зиму спит в своём гнезде. Активную деятельность он начинают лишь при температуре воздуха свыше пятнадцати градусов. Зверек всегда «при параде». Никогда не снимает свой «колючий пиджак».

-Ребята, вы узнали кто это?

-Что вам помогло узнать героя «Страшного рассказа»?

 

Слушают учителя, одноклассников, участвуют в обсуждении; анализируют информацию.

фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Предметные:

прогнозировать содержание текста по его заглавию; 

Познавательные:

научатся проводить соответствие между предметом и его описанием; научатся разгадывать ребусы.

Регулятивные: определять наиболее эффективные способы достижения результата;

выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом.

Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы и формулировать ответы на них.

Устные ответы,

выполнение задания.

IV. Физминутка

 

 

 

 

 

 

-Хотите побыть друзьями Ёжика.

-Приглашаю всех на физминутку.

 

Выполняют упражнения по снятию напряжения.

Фронтальная.

Личностные:  положительно относятся к занятиям по снятию физического напряжения.

Выполнение упражнений.

V. Продолжение работы по теме урока.

 

3. Словарная работа.

 

 

 

4. Знакомство с содержанием рассказа.

Работа со словарем,  учебником.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-В этом литературном произведении вам встретятся незнакомые слова.

Сени

Чулан

 

Хорошо читающему ученику учитель выдает словарь и предлагает найти обозначение этих слов.

 

- Кто знает, что обозначают эти слова?

-А что написано в словаре?

 

Первичное чтение.

-Ребята, садитесь удобно и приготовитесь внимательно слушать.

Учитель читает рассказ.

-Вам понравилось это произведение?

-Как вы думаете, прочитанное произведение - сказка или рассказ? Почему вы так решили?

-Какие чувства он у вас вызывает?

-Хочется ли вам самостоятельно прочитать этот рассказ?

 

Самостоятельное чтение учащимися.  (Учащиеся самостоятельно читают рассказ жужжащим чтением)

-Какие проблемы поднимает автор?

-О чем позволяет задуматься?

-При чтении, какого эпизода ты стал особенно следить за развитием содержания текста?

-Отметь самый напряженный эпизод? Подтверди это словами из текста.

-Какой интонацией нужно передавать настроение героев?

-Прочитайте, с чего начинается рассказ. Почему мальчики были дома одни?

-Что напугало детей? Найдите эти строки.

-Как Шура и Петя уговаривали себя не бояться? Прочитайте их диалог.

-Ребята, давайте напомним друг другу, что такое диалог?

-Давайте почитаем этот диалог по ролям.

-А как бы вы поступил в такой ситуации?

-Удачна ли иллюстрация? Передает ли она верный эпизод текста? Найди описание иллюстрации в тексте.

-Дополни иллюстрацию своими деталями.

-Как вел себя ежик, когда искали его?

-Подумайте, что привело ежика к людям?

Отвечают на вопросы, слушают ответы одноклассников. Выполняют задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная, индивидуальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметные:  определять тему и главную мысль произведения и обосновывать свое мнение;

актуализировать знания особенностей жанра рассказа; развить навыки выразительного чтения; развитие навыков безошибочного и выразительного чтения;

познавательные:  научить работать со словарем;

регулятивны: научатся оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; коммуникативные - овладеют способностью сотрудничать с одноклассниками;

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

Выполнение задания.

VI. Итог урока. Рефлексия.

Обобщение полученных на уроке знаний.

 

-Вот и подходит наш урок к концу.

-Какая основная мысль произведения? Какова идея произведения? В чем нас хотел убедить автор? Ребята, посоветуйтесь друг с другом. Выскажите свою мысль.

-Для чего нужно оберегать диких животных? Почему нужно любить и беречь природу?

-Спасибо ребята, выше мнение очень важно для меня. Вернемся к началу урока. Ребята, вы уже догадались, кому принадлежат эти слова?

-«Входи в мир природы! Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной!». Любите природу, оберегайте ее, это наш с вами дом. Помните всегда об этом.

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Фронтальная, групповая

Предметные:  определять тему и главную мысль произведения и обосновывать свое мнение;

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища.

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

 

 

Устные ответы

 

Домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

Оценивание результатов работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.97-99 читать выразительно.

Работа на выбор

Предлагаю вам почувствовать себя анималистами (нарисовать ежика); или найти пословицы, соответствующие этому рассказу.

 

 

-У каждого из вас на столе конверты с сюрпризом, откройте их. Что вы там видите?

(У каждого ученика на столе шаблоны ежиков трех цветов: красный - мне было не интересно на уроке, и я ничего не понял; синий - мне было интересно, но у меня возникло очень много вопросов; зеленый - мне урок понравился, хочется прочитать другие произведения Е.И. Чарушина).

-Покажите ежика, который соответствует вашему мнению.

 

 

 

 

Фронтальная

Самооценка,

оценивание учащихся за работу на уроке

        

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения 2 класс Евгений Иванович Чарушин «Страшный рассказ» Подготовила Ларионова Людмила Павловна учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 547 Красносельского района Санкт- Петербурга 2015 год

Слайд 2

— Жабе я кричу: — Скажите, Отчего вы так жужжите? Жаба квакнула Ужу: — И совсем не я жужжу. Проглотила я Жука, Жук жужжит наверняка. Все кричат Жуку: — Скажите, Отчего вы так жужжите? — Ну, жужжу, — ответил Жук. — Иждаю нормальный жвук … Я всегда, когда лежу, После ужина жужжу! Встретил я в лесу Ежа. Ёж лежал в лесу ЖУЖЖА . Я спросил ежа: — Скажите, Отчего вы так жужжите? Ёж сказал: — Я не жужжу, После ужина лежу. Я на ужин съел ужа, Может, он лежит жужжа. Я сказал Ужу: — Скажите, Отчего вы так жужжите? Уж в ответ: — Я не жужжу, После ужина лежу . Жабу съел я у болота, Может, ей жужжать охота. Андрей Усачев

Слайд 4

Евгений Иванович Чарушин (1901 – 1965)

Слайд 5

В . Бианки « Двенадцать месяцев» Д . Мамин-Сибиряк « Мышонок Пик» Е . Чарушин « Аленушкины сказки» С . Маршак «Страшный рассказ»

Слайд 6

Домашнее задание: С.97-99 читать выразительно. Работа на выбор : нарисовать ежика или найти пословицы, соответствующие этому рассказу.

Слайд 7

Мне было не интересно на уроке и я ничего не понял. Мне было интересно, но у меня возникло очень много вопросов. Мне урок понравился, хочется прочитать другие произведения Е.И. Чарушина .

Слайд 8

Список используемых источников. http://www.baby-scool.narod.ru/media/book/img/foto/index.html http://www.zin.ru/animalia/coleoptera/rus/usachev2.htm http://zooschool.ru/birds/vidy/fringillidae/6.shtml http://zooschool.ru/birds/vidy/fringillidae/4.shtml http://vintage-retro.ru/pticy-vintazh.html http://20th.su/2014/06/ http://wildscat.ucoz.ru/ http://graphic.org.ru/charushin.html



Предварительный просмотр:

Раздел

Люблю всё живое

Тема

Е. И. Чарушин «Страшный рассказ»

Цели деятельности педагога

Ознакомить учащихся с творчеством Е.И. Чарушина;

Развивать навыки выразительного, безошибочного чтения;

Сформировать представления о взаимоотношениях человека с природой, с животным миром;

Сформировать эмоционально-ценностное отношение ко всему животному и «братьям нашим меньшим».

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Методы и формы обучения

Методы: практический, наглядно-образный, словесный, частично-поисковый.

Формы:  индивидуальная, работа в паре, фронтальная.

Образовательные ресурсы

Учебник: Литературное чтение, 2 класс, Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий.

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийная презентация.

Планируемые образовательные ресурсы

Познавательные умения:

-определять тему, главную мысль художественного произведения и обосновывать свое мнение;

-определять характер героя, его настроения и чувства, отношение автора и обосновывать свое мнение;

-анализировать содержание иллюстрации;

Регулятивные умения:

-выполнять учебные задания в соответствии с темой;

-выполнять учебные задания по алгоритму;

Коммуникативные умения:

-формулировать высказывания, используя новые понятия;

-учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

-адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания;

-использовать речевые средства для представления результата деятельности.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

УУД

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I.Организационный  момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изученного материала

-Здравствуйте, ребята! Встаньте, подровняйтесь, улыбнитесь, пожмите друг другу руки:

«Одному или одной
Трудно справиться с бедой.
Слово мы
Сильней, чем я.
Мы семья.

И мы друзья».

-Девизом нашего урока будет «Входи в мир природы! Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной!»

-А почему я выбрала такой девиз, вы узнаете в течение урока.

Слушают учителя, настраиваются на работу во время урока.

Фронтальная

Личностные:  имеют мотивацию к учебной деятельности; понимают  личную ответственность за будущий результат.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы.

Устные ответы.

II. Речевая разминка

Практическое задание. Чтение стихотворения разными способами (жужжащее чтение, чтение с увеличением темпа голоса, с понижением темпа  голоса).

-Перед вами текст, послушайте внимательно, как я вам его прочитаю.  А теперь прочитайте его вы, жужжащим чтением.

Встретил я в лесу Ежа.
Ёж лежал в лесу ЖУЖЖА.

Я спросил ежа: — Скажите,
Отчего вы так жужжите?

Ёж сказал: — Я не жужжу,
После ужина лежу.
Я на ужин съел ужа,
Может, он лежит жужжа.

Я сказал Ужу: — Скажите,
Отчего вы так жужжите?

Уж в ответ: — Я не жужжу,
После ужина лежу.
Жабу съел я у болота,
Может, ей жужжать охота.

— Жабе я кричу: — Скажите,
Отчего вы так жужжите?

Жаба квакнула Ужу:
— И совсем не я жужжу.
Проглотила я Жука,
Жук жужжит наверняка.

Все кричат Жуку: — Скажите,
Отчего вы так жужжите?

— Ну, жужжу, — ответил Жук. —
Иждаю нормальный жвук…
Я всегда, когда лежу,
После ужина жужжу!

-К какому жанру литературного произведения относится этот текст? Обоснуйте свое мнение. Прочитайте это стихотворение, увеличивая темп голоса. Прочитайте стихотворение, уменьшая темп голоса. Прочитайте стихотворение выразительно.

Слушают учителя, отвечают на вопросы, выполняют задание.

Фронтальная

Познавательные: определять жанр произведения и обосновывать свой выбор;

Личностные: проявляют интерес к чтению;

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы.

Устные ответы.

III. Изучение нового материала.

1.Знакомство с автором

Наглядно-образный, практический, частично-поисковый.

На слайде изображения различных предметов (лупа, животные, краски, палитра, птицы, печатная машинка).

-Ребята, посмотрите внимательно на картинки, они связаны с жизнью и работой одного человека. Подумайте, кем мог быть этот человек? Чем он увлекался?

(Предположения учащихся)

Работа с портретом.

-Посмотрите внимательно на портрет автора, кто-нибудь его узнал?

-Это Евгений Иванович Чарушин (1901-1965).

-Что вы знаете о нем? (Предположения учащихся)

-Некоторые ученики получили секретное задание, найти и рассказать о жизни Е.И. Чарушина.

-Садитесь поудобнее и внимательно слушайте.

Рассказ о Е.И. Чарушине.

Родился на Урале в семье архитектора.  Как и его отец, архитектор, сам юный Чарушин великолепно рисовал с детства.  В основном зверей и птиц.  Живой натуры для юного художника вполне хватало. Она была повсюду. Во-первых, сам родительский дом с огромным заросшим садом был густонаселён всевозможной живностью. Это был настоящий домашний зоопарк - кудахчущий, хрюкающий, ржущий, мяукающий и лающий. Во дворе обитали поросята, индюшата, кролики, цыплята, котята и всяческая птица - чижи, свиристели, щеглы, разные подстреленные кем-то на охоте птицы, которых выхаживали и лечили. В самом доме жили кошки, на окнах висели клетки с птицами, стояли аквариумы и банки с рыбками, а ещё в доме жил некто Бобка – это был пес о трех лапах. Маленький Женя часто рассказывал ему о своих переживаниях. Любимым чтением Жени были книги о животных, в основном энциклопедии. После окончания средней школы. Чарушин был направлен на службу в красную армию. После службы Чарушин стал художником анималистом (художник, который рисует животных). Писать рассказы о животных Чарушину давалось нелегко. Он больше любил иллюстрировать чужие произведения, например произведения С.Я. Маршака.

За все свои успехи в жизни, Чарушин был благодарен своим родителям. Именно они привили ему любовь к природе и родному краю. Чарушин часто вспоминал интересные моменты из своей жизни, вот одни из них: «Шести лет я заболел брюшным тифом, так как решил однажды есть все то, что едят птицы, и наелся самой невообразимой гадости...». «В другой раз я переплыл вместе со стадом, держась за хвост коровы, широкую реку Вятку. С того лета я умею хорошо плавать...» .

Мир животных посреди первозданной природы - его родина. Он всю жизнь рассказывал о ней и рисовал этот дивный исчезнувший мир, пытаясь сохранить и передать детям его душу.

Выполняют задание, отвечают на вопросы.

Рассказ о Е.И. Чарушине рассказывают заранее подготовленные ученики

Индивидуальная, фронтальная

Познавательные - научатся самостоятельно делать умозаключения и выводы  в словесной форме, производить логические и мыслительные операции для решения учебной задачи; научатся поиску информации в различных источниках;  разовьют  внимание, мышление;

Личностные: понимают личную ответственность за выполненный результат;

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы.

Выполнение задания, устные ответы.

2. Актуализация знаний.

практический

 -Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из рассказов Е.И. Чарушина.

Перед вами таблица. В левом столбике названия литературных произведений, в правом – фамилии авторов. Соедините  линией фамилию автора с произведением.

В. Бианки

«Двенадцать месяцев»

Д. Мамин-Сибиряк

«Мышонок Пик»

Е. Чарушин

«Аленушкины сказки»

С. Маршак

-Что вы успели заметить? (Не хватает одного произведения)

-Какому автору? (Чарушину)

-Название рассказа вы узнаете на стр. 97

-Прочитайте, как называется этот рассказ. (Страшный рассказ)

-Запишите в свои таблицы название этого произведения.

-Как вы думаете, почему автор дал такое название своему произведению?

-А вас когда-нибудь охватывало чувство страха?

-Что вас напугало?

-Хотите узнать, что напугало героев этого произведения?

Несколько учеников получают индивидуальные задания.

1. Разгадай ребус.

H:\2 класс\лит чт\Чарушин\ежик.png

2. Разгадай загадку:

Сам он круглый, а не мяч,

Рта не видно, а кусач,

Голой ручкой не возьмешь,

А зовется это….

Пока несколько учеников выполняют индивидуальную работу, остальные работают фронтально.

-Послушайте, внимательно  мой рассказ и угадайте о ком идет речь

«Он один из самых известных лесных жителей. Любимое место обитания – лиственные и смешанные леса. Глаза –  словно две черные блестящие бусинки. Видит он плохо. Нос всегда влажный. Рацион - насекомые, ужи, жабы, лягушки, улитки, мыши, змейки, земляника, малина. Жилище – гнездо или укрытие, сооружённое из листьев и веток у корней какого-либо дерева. В дневное время суток в своём укрытии он находится постоянно. А ночью бродит по лесу, добывая себе пропитание. Набрав вес за лето, досыта отъевшись, всю зиму спит в своём гнезде. Активную деятельность он начинают лишь при температуре воздуха свыше пятнадцати градусов. Зверек всегда «при параде». Никогда не снимает свой «колючий пиджак».

-Ребята, вы узнали кто это?

-Что вам помогло узнать героя «Страшного рассказа»?

Слушают учителя, одноклассников, участвуют в обсуждении; анализируют информацию.

фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Предметные:

прогнозировать содержание текста по его заглавию;  

Познавательные:

научатся проводить соответствие между предметом и его описанием; научатся разгадывать ребусы.

Регулятивные: определять наиболее эффективные способы достижения результата;

выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом.

Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы и формулировать ответы на них.

Устные ответы,

выполнение задания.

IV. Физминутка

-Хотите побыть друзьями Ёжика.

-Приглашаю всех на физминутку.

Выполняют упражнения по снятию напряжения.

Фронтальная.

Личностные:  положительно относятся к занятиям по снятию физического напряжения.

Выполнение упражнений.

V. Продолжение работы по теме урока.

3. Словарная работа.

4. Знакомство с содержанием рассказа.

Работа со словарем,  учебником.

-В этом литературном произведении вам встретятся незнакомые слова.

Сени

Чулан

Хорошо читающему ученику учитель выдает словарь и предлагает найти обозначение этих слов.

- Кто знает, что обозначают эти слова?

-А что написано в словаре?

Первичное чтение.

-Ребята, садитесь удобно и приготовитесь внимательно слушать.

Учитель читает рассказ.

-Вам понравилось это произведение?

-Как вы думаете, прочитанное произведение - сказка или рассказ? Почему вы так решили?

-Какие чувства он у вас вызывает?

-Хочется ли вам самостоятельно прочитать этот рассказ?

Самостоятельное чтение учащимися.  (Учащиеся самостоятельно читают рассказ жужжащим чтением)

-Какие проблемы поднимает автор?

-О чем позволяет задуматься?

-При чтении, какого эпизода ты стал особенно следить за развитием содержания текста?

-Отметь самый напряженный эпизод? Подтверди это словами из текста.

-Какой интонацией нужно передавать настроение героев?

-Прочитайте, с чего начинается рассказ. Почему мальчики были дома одни?

-Что напугало детей? Найдите эти строки.

-Как Шура и Петя уговаривали себя не бояться? Прочитайте их диалог.

-Ребята, давайте напомним друг другу, что такое диалог?

-Давайте почитаем этот диалог по ролям.

-А как бы вы поступил в такой ситуации?

-Удачна ли иллюстрация? Передает ли она верный эпизод текста? Найди описание иллюстрации в тексте.

-Дополни иллюстрацию своими деталями.

-Как вел себя ежик, когда искали его?

-Подумайте, что привело ежика к людям?

Отвечают на вопросы, слушают ответы одноклассников. Выполняют задание.

Фронтальная, индивидуальная

Предметные:  определять тему и главную мысль произведения и обосновывать свое мнение;

актуализировать знания особенностей жанра рассказа; развить навыки выразительного чтения; развитие навыков безошибочного и выразительного чтения;

познавательные:  научить работать со словарем;

регулятивны: научатся оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; коммуникативные - овладеют способностью сотрудничать с одноклассниками;

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Выполнение задания.

VI. Итог урока. Рефлексия.

Обобщение полученных на уроке знаний.

-Вот и подходит наш урок к концу.

-Какая основная мысль произведения? Какова идея произведения? В чем нас хотел убедить автор? Ребята, посоветуйтесь друг с другом. Выскажите свою мысль.

-Для чего нужно оберегать диких животных? Почему нужно любить и беречь природу?

-Спасибо ребята, выше мнение очень важно для меня. Вернемся к началу урока. Ребята, вы уже догадались, кому принадлежат эти слова?

Входи в мир природы! Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной!». Любите природу, оберегайте ее, это наш с вами дом. Помните всегда об этом.

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Фронтальная, групповая

Предметные:  определять тему и главную мысль произведения и обосновывать свое мнение;

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища.

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Устные ответы

Домашнее задание.

Оценивание результатов работы.

С.97-99 читать выразительно.

Работа на выбор

Предлагаю вам почувствовать себя анималистами (нарисовать ежика); или найти пословицы, соответствующие этому рассказу.

-У каждого из вас на столе конверты с сюрпризом, откройте их. Что вы там видите?

(У каждого ученика на столе шаблоны ежиков трех цветов: красный - мне было не интересно на уроке, и я ничего не понял; синий - мне было интересно, но у меня возникло очень много вопросов; зеленый - мне урок понравился, хочется прочитать другие произведения Е.И. Чарушина).

-Покажите ежика, который соответствует вашему мнению.

Фронтальная

Самооценка,

оценивание учащихся за работу на уроке



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку литературного чтения во 2 классе ОП "Школа 2100" по теме: Сказочная повесть Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

Технологическая карта к уроку литературного чтения во 2 классе ОП "Школа 2100" по теме: Сказочная повесть Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц"...

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "Великие русские писатели". "Л.Н.Толстой "Акула"

Представлена  подробная  технологическая карта к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "Великие русские писатели. Л.Н.Толстой "Акула". Карта урока разработана в соответствии с требов...

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сережа…» (фрагменты)".

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова).  Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сер...

Технологическая карта по уроку литературного чтения в 3 классе.Тема. М. М. Пришвин. Лимон

Задачи:создать условия развития внимания к состоянию рассказчика;способствовать формированию умений объяснять действия персонажей,аргументировать сделанные выводы;содействовать формированию умения соз...

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе на тему "Буква Э э, звук [э]"

Предмет: Русский языкТема: «Буква Э э, звук [э]»Класс: 1УМК: «Перспектива»Тип урока: Урок открытия нового знанияВид урока: Урок смешанного типаЦели урока:1....

Технологические карты к урокам литературного чтения в 3 классе по ФГОС "Школа России"

Технологические карты к урокам литературного чтения в 3 классе по ФГОС "Школа России"...