Технологическая карта к уроку литературного чтения "Е. Чарушин "Страшный рассказ" 2 класс УМК Перспектива
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Раздел | Люблю всё живое | |||||||||||||||
Тема | Е. И. Чарушин «Страшный рассказ» | |||||||||||||||
Цели деятельности педагога | Ознакомить учащихся с творчеством Е.И. Чарушина; Развивать навыки выразительного, безошибочного чтения; Сформировать представления о взаимоотношениях человека с природой, с животным миром; Сформировать эмоционально-ценностное отношение ко всему животному и «братьям нашим меньшим». | |||||||||||||||
Тип урока | Постановка и решение учебной задачи
| |||||||||||||||
Методы и формы обучения | Методы: практический, наглядно-образный, словесный, частично-поисковый. Формы: индивидуальная, работа в паре, фронтальная.
| |||||||||||||||
Образовательные ресурсы | Учебник: Литературное чтение, 2 класс, Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. | |||||||||||||||
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийная презентация. | |||||||||||||||
Планируемые образовательные ресурсы | Познавательные умения: -определять тему, главную мысль художественного произведения и обосновывать свое мнение; -определять характер героя, его настроения и чувства, отношение автора и обосновывать свое мнение; -анализировать содержание иллюстрации; Регулятивные умения: -выполнять учебные задания в соответствии с темой; -выполнять учебные задания по алгоритму; Коммуникативные умения: -формулировать высказывания, используя новые понятия; -учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; -адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания; -использовать речевые средства для представления результата деятельности. | |||||||||||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | ||||||||||||||||
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке |
УУД |
Промежуточный контроль | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||||||
I.Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изученного материала | -Здравствуйте, ребята! Встаньте, подровняйтесь, улыбнитесь, пожмите друг другу руки: «Одному или одной И мы друзья». -Девизом нашего урока будет «Входи в мир природы! Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной!» -А почему я выбрала такой девиз, вы узнаете в течение урока. | Слушают учителя, настраиваются на работу во время урока. | Фронтальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; понимают личную ответственность за будущий результат. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы. | Устные ответы. | ||||||||||
II. Речевая разминка | Практическое задание. Чтение стихотворения разными способами (жужжащее чтение, чтение с увеличением темпа голоса, с понижением темпа голоса). | -Перед вами текст, послушайте внимательно, как я вам его прочитаю. А теперь прочитайте его вы, жужжащим чтением. Встретил я в лесу Ежа. Я спросил ежа: — Скажите, Ёж сказал: — Я не жужжу, Я сказал Ужу: — Скажите, Уж в ответ: — Я не жужжу, — Жабе я кричу: — Скажите, Жаба квакнула Ужу: Все кричат Жуку: — Скажите, — Ну, жужжу, — ответил Жук. — -К какому жанру литературного произведения относится этот текст? Обоснуйте свое мнение. Прочитайте это стихотворение, увеличивая темп голоса. Прочитайте стихотворение, уменьшая темп голоса. Прочитайте стихотворение выразительно. | Слушают учителя, отвечают на вопросы, выполняют задание. | Фронтальная | Познавательные: определять жанр произведения и обосновывать свой выбор; Личностные: проявляют интерес к чтению; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы. | Устные ответы. | ||||||||||
III. Изучение нового материала.
1.Знакомство с автором | Наглядно-образный, практический, частично-поисковый. | На слайде изображения различных предметов (лупа, животные, краски, палитра, птицы, печатная машинка). -Ребята, посмотрите внимательно на картинки, они связаны с жизнью и работой одного человека. Подумайте, кем мог быть этот человек? Чем он увлекался? (Предположения учащихся) Работа с портретом. -Посмотрите внимательно на портрет автора, кто-нибудь его узнал? -Это Евгений Иванович Чарушин (1901-1965). -Что вы знаете о нем? (Предположения учащихся) -Некоторые ученики получили секретное задание, найти и рассказать о жизни Е.И. Чарушина. -Садитесь поудобнее и внимательно слушайте. Рассказ о Е.И. Чарушине. Родился на Урале в семье архитектора. Как и его отец, архитектор, сам юный Чарушин великолепно рисовал с детства. В основном зверей и птиц. Живой натуры для юного художника вполне хватало. Она была повсюду. Во-первых, сам родительский дом с огромным заросшим садом был густонаселён всевозможной живностью. Это был настоящий домашний зоопарк - кудахчущий, хрюкающий, ржущий, мяукающий и лающий. Во дворе обитали поросята, индюшата, кролики, цыплята, котята и всяческая птица - чижи, свиристели, щеглы, разные подстреленные кем-то на охоте птицы, которых выхаживали и лечили. В самом доме жили кошки, на окнах висели клетки с птицами, стояли аквариумы и банки с рыбками, а ещё в доме жил некто Бобка – это был пес о трех лапах. Маленький Женя часто рассказывал ему о своих переживаниях. Любимым чтением Жени были книги о животных, в основном энциклопедии. После окончания средней школы. Чарушин был направлен на службу в красную армию. После службы Чарушин стал художником анималистом (художник, который рисует животных). Писать рассказы о животных Чарушину давалось нелегко. Он больше любил иллюстрировать чужие произведения, например произведения С.Я. Маршака. За все свои успехи в жизни, Чарушин был благодарен своим родителям. Именно они привили ему любовь к природе и родному краю. Чарушин часто вспоминал интересные моменты из своей жизни, вот одни из них: «Шести лет я заболел брюшным тифом, так как решил однажды есть все то, что едят птицы, и наелся самой невообразимой гадости...». «В другой раз я переплыл вместе со стадом, держась за хвост коровы, широкую реку Вятку. С того лета я умею хорошо плавать...» . Мир животных посреди первозданной природы - его родина. Он всю жизнь рассказывал о ней и рисовал этот дивный исчезнувший мир, пытаясь сохранить и передать детям его душу.
| Выполняют задание, отвечают на вопросы.
Рассказ о Е.И. Чарушине рассказывают заранее подготовленные ученики | Индивидуальная, фронтальная | Познавательные - научатся самостоятельно делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические и мыслительные операции для решения учебной задачи; научатся поиску информации в различных источниках; разовьют внимание, мышление; Личностные: понимают личную ответственность за выполненный результат; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы. | Выполнение задания, устные ответы. | ||||||||||
2. Актуализация знаний. | практический | -Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из рассказов Е.И. Чарушина. Перед вами таблица. В левом столбике названия литературных произведений, в правом – фамилии авторов. Соедините линией фамилию автора с произведением.
-Что вы успели заметить? (Не хватает одного произведения) -Какому автору? (Чарушину) -Название рассказа вы узнаете на стр. 97 -Прочитайте, как называется этот рассказ. (Страшный рассказ) -Запишите в свои таблицы название этого произведения. -Как вы думаете, почему автор дал такое название своему произведению? -А вас когда-нибудь охватывало чувство страха? -Что вас напугало? -Хотите узнать, что напугало героев этого произведения? Несколько учеников получают индивидуальные задания. 1. Разгадай ребус.
2. Разгадай загадку: Сам он круглый, а не мяч, Рта не видно, а кусач, Голой ручкой не возьмешь, А зовется это…. Пока несколько учеников выполняют индивидуальную работу, остальные работают фронтально. -Послушайте, внимательно мой рассказ и угадайте о ком идет речь «Он один из самых известных лесных жителей. Любимое место обитания – лиственные и смешанные леса. Глаза – словно две черные блестящие бусинки. Видит он плохо. Нос всегда влажный. Рацион - насекомые, ужи, жабы, лягушки, улитки, мыши, змейки, земляника, малина. Жилище – гнездо или укрытие, сооружённое из листьев и веток у корней какого-либо дерева. В дневное время суток в своём укрытии он находится постоянно. А ночью бродит по лесу, добывая себе пропитание. Набрав вес за лето, досыта отъевшись, всю зиму спит в своём гнезде. Активную деятельность он начинают лишь при температуре воздуха свыше пятнадцати градусов. Зверек всегда «при параде». Никогда не снимает свой «колючий пиджак». -Ребята, вы узнали кто это? -Что вам помогло узнать героя «Страшного рассказа»?
| Слушают учителя, одноклассников, участвуют в обсуждении; анализируют информацию. | фронтальная, работа в парах, индивидуальная. | Предметные: прогнозировать содержание текста по его заглавию; Познавательные: научатся проводить соответствие между предметом и его описанием; научатся разгадывать ребусы. Регулятивные: определять наиболее эффективные способы достижения результата; выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом. Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы и формулировать ответы на них. | Устные ответы, выполнение задания. | ||||||||||
IV. Физминутка |
| -Хотите побыть друзьями Ёжика. -Приглашаю всех на физминутку.
| Выполняют упражнения по снятию напряжения. | Фронтальная. | Личностные: положительно относятся к занятиям по снятию физического напряжения. | Выполнение упражнений. | ||||||||||
V. Продолжение работы по теме урока.
3. Словарная работа.
4. Знакомство с содержанием рассказа. | Работа со словарем, учебником.
| -В этом литературном произведении вам встретятся незнакомые слова. Сени Чулан
Хорошо читающему ученику учитель выдает словарь и предлагает найти обозначение этих слов.
- Кто знает, что обозначают эти слова? -А что написано в словаре?
Первичное чтение. -Ребята, садитесь удобно и приготовитесь внимательно слушать. Учитель читает рассказ. -Вам понравилось это произведение? -Как вы думаете, прочитанное произведение - сказка или рассказ? Почему вы так решили? -Какие чувства он у вас вызывает? -Хочется ли вам самостоятельно прочитать этот рассказ?
Самостоятельное чтение учащимися. (Учащиеся самостоятельно читают рассказ жужжащим чтением) -Какие проблемы поднимает автор? -О чем позволяет задуматься? -При чтении, какого эпизода ты стал особенно следить за развитием содержания текста? -Отметь самый напряженный эпизод? Подтверди это словами из текста. -Какой интонацией нужно передавать настроение героев? -Прочитайте, с чего начинается рассказ. Почему мальчики были дома одни? -Что напугало детей? Найдите эти строки. -Как Шура и Петя уговаривали себя не бояться? Прочитайте их диалог. -Ребята, давайте напомним друг другу, что такое диалог? -Давайте почитаем этот диалог по ролям. -А как бы вы поступил в такой ситуации? -Удачна ли иллюстрация? Передает ли она верный эпизод текста? Найди описание иллюстрации в тексте. -Дополни иллюстрацию своими деталями. -Как вел себя ежик, когда искали его? -Подумайте, что привело ежика к людям? | Отвечают на вопросы, слушают ответы одноклассников. Выполняют задание.
| Фронтальная, индивидуальная
| Предметные: определять тему и главную мысль произведения и обосновывать свое мнение; актуализировать знания особенностей жанра рассказа; развить навыки выразительного чтения; развитие навыков безошибочного и выразительного чтения; познавательные: научить работать со словарем; регулятивны: научатся оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; коммуникативные - овладеют способностью сотрудничать с одноклассниками; Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.
| Выполнение задания. | ||||||||||
VI. Итог урока. Рефлексия. | Обобщение полученных на уроке знаний.
| -Вот и подходит наш урок к концу. -Какая основная мысль произведения? Какова идея произведения? В чем нас хотел убедить автор? Ребята, посоветуйтесь друг с другом. Выскажите свою мысль. -Для чего нужно оберегать диких животных? Почему нужно любить и беречь природу? -Спасибо ребята, выше мнение очень важно для меня. Вернемся к началу урока. Ребята, вы уже догадались, кому принадлежат эти слова? -«Входи в мир природы! Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной!». Любите природу, оберегайте ее, это наш с вами дом. Помните всегда об этом. | Слушают учителя, отвечают на вопросы | Фронтальная, групповая | Предметные: определять тему и главную мысль произведения и обосновывать свое мнение; Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.
| Устные ответы
| ||||||||||
Домашнее задание.
Оценивание результатов работы.
| С.97-99 читать выразительно. Работа на выбор Предлагаю вам почувствовать себя анималистами (нарисовать ежика); или найти пословицы, соответствующие этому рассказу.
-У каждого из вас на столе конверты с сюрпризом, откройте их. Что вы там видите? (У каждого ученика на столе шаблоны ежиков трех цветов: красный - мне было не интересно на уроке, и я ничего не понял; синий - мне было интересно, но у меня возникло очень много вопросов; зеленый - мне урок понравился, хочется прочитать другие произведения Е.И. Чарушина). -Покажите ежика, который соответствует вашему мнению.
|
| Фронтальная | Самооценка, оценивание учащихся за работу на уроке | ||||||||||||
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку | 1.87 МБ |
Технологическая карта | 54.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
— Жабе я кричу: — Скажите, Отчего вы так жужжите? Жаба квакнула Ужу: — И совсем не я жужжу. Проглотила я Жука, Жук жужжит наверняка. Все кричат Жуку: — Скажите, Отчего вы так жужжите? — Ну, жужжу, — ответил Жук. — Иждаю нормальный жвук … Я всегда, когда лежу, После ужина жужжу! Встретил я в лесу Ежа. Ёж лежал в лесу ЖУЖЖА . Я спросил ежа: — Скажите, Отчего вы так жужжите? Ёж сказал: — Я не жужжу, После ужина лежу. Я на ужин съел ужа, Может, он лежит жужжа. Я сказал Ужу: — Скажите, Отчего вы так жужжите? Уж в ответ: — Я не жужжу, После ужина лежу . Жабу съел я у болота, Может, ей жужжать охота. Андрей Усачев
Евгений Иванович Чарушин (1901 – 1965)
В . Бианки « Двенадцать месяцев» Д . Мамин-Сибиряк « Мышонок Пик» Е . Чарушин « Аленушкины сказки» С . Маршак «Страшный рассказ»
Домашнее задание: С.97-99 читать выразительно. Работа на выбор : нарисовать ежика или найти пословицы, соответствующие этому рассказу.
Мне было не интересно на уроке и я ничего не понял. Мне было интересно, но у меня возникло очень много вопросов. Мне урок понравился, хочется прочитать другие произведения Е.И. Чарушина .
Список используемых источников. http://www.baby-scool.narod.ru/media/book/img/foto/index.html http://www.zin.ru/animalia/coleoptera/rus/usachev2.htm http://zooschool.ru/birds/vidy/fringillidae/6.shtml http://zooschool.ru/birds/vidy/fringillidae/4.shtml http://vintage-retro.ru/pticy-vintazh.html http://20th.su/2014/06/ http://wildscat.ucoz.ru/ http://graphic.org.ru/charushin.html
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку литературного чтения во 2 классе ОП "Школа 2100" по теме: Сказочная повесть Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц"
Технологическая карта к уроку литературного чтения во 2 классе ОП "Школа 2100" по теме: Сказочная повесть Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц"...
Технологическая карта к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "Великие русские писатели". "Л.Н.Толстой "Акула"
Представлена подробная технологическая карта к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "Великие русские писатели. Л.Н.Толстой "Акула". Карта урока разработана в соответствии с требов...
Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сережа…» (фрагменты)".
Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сер...
Технологическая карта обобщающего урока литературного чтения во 2 классе «Люблю природу русскую. Осень».
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе....
Технологическая карта по уроку литературного чтения в 3 классе.Тема. М. М. Пришвин. Лимон
Задачи:создать условия развития внимания к состоянию рассказчика;способствовать формированию умений объяснять действия персонажей,аргументировать сделанные выводы;содействовать формированию умения соз...
Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе на тему "Буква Э э, звук [э]"
Предмет: Русский языкТема: «Буква Э э, звук [э]»Класс: 1УМК: «Перспектива»Тип урока: Урок открытия нового знанияВид урока: Урок смешанного типаЦели урока:1....
Технологические карты к урокам литературного чтения в 3 классе по ФГОС "Школа России"
Технологические карты к урокам литературного чтения в 3 классе по ФГОС "Школа России"...