Открытый интегрированный урок (литературное чтение, ИЗО, музыка, технология) в 3 классе. Урок-биенале «Устное сочинение по картине И. Шишкина «Зима в лесу».
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Алексеева Наталья Ивановна

Открытый интегрированный урок (литературное чтение, ИЗО, музыка, технология) в 3 классе. Урок-биенале «Устное сочинение по картине И. Шишкина «Зима в лесу».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i.shishkin_zimoy_v_lesu._literaturnoe_chtenie._3_klass.docx162.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ «Краснозаводская средняя общеобразовательная школа №7»

Урок литературного чтения в 3 классе. Программа «Перспектива»

ТЕМА: И. Шишкин «Зимой в лесу». Устное сочинение по картине.

Личностные умения:

— проявлять интерес к произведениям изобразительного и поэтического искусства для формирования системы нравственных ценностей (красота родной природы; гордость за свою родину).

Познавательные умения:

— определять жанр, сюжет произведения изобразительного искусства и обосновывать своё мнение;

— сопоставлять произведения разных авторов на одну тему и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные умения:

— раскрывать значение слов «биеннале», «пейзаж» и использовать их в активном словаре;

— соотносить содержание поэтического текста с содержанием картины;

— представлять картину, используя простой и сложный планы;

— выбирать поэтический и музыкальный отрывки, соответствующие содержанию картины;

— создавать пейзаж для представления на биеннале.

Информационный материал:

Учебник «Литературное чтение», ч. 1.

Демонстрационный материал:

Репродукции картин И. Шишкина, В. Поленова, А. Саврасова.

Аудиозаписи произведений А. Вивальди, П. Чайковского, Г. Свиридова, М. Глинки.

Детские книги с произведениями о временах года.

Интерактивный материал: Карточки с учебными заданиями.

Межпредметные связи:

ИЗО

Русский язык

Окружающий мир

Музыка

Тема «Пейзаж».

Тема «Текст».

Тема «Лес — волшебный дворец».

Тема «Времена года».

Составила

учитель начальных классов

первой категории

Алексеева Наталья Ивановна

2017 г.

Ход урока.

  1. Организационный момент
  2. Речевая разминка. Читает ученик.

На слайде изображение зимы на картинах известных художников, звучит классическая музыка.

   "Чародейкою зимою"       

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой -
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

                                        Федор Тютчев 

- Что вы увидели? (изображение зимы)

- Что вы услышали? (музыку, стихи)

- Что вы почувствовали?

Зима - любимое время года не только у детей, но и у многих поэтов и писателей, художников и композиторов.

  1. Актуализация знаний. Проблемная ситуация.

На слайде:

Биеннале — художественная выставка, кинофестиваль, фестиваль музыкального искусства, которые проводятся один раз в два года.

 

- Аня и Ваня решили принять участие в составлении программы биеннале «Отговорила роща золотая...», посвящённой русской природе в осенне-зимний период.

Ваня приготовил поделки из природного материала, репродукции картин русских художников, посвящённых осени и зиме.

Аня сделала подборку стихов русских поэтов об осени и зиме.

Ваня очень удивился, увидев подготовленные Аней материалы.

- Ребята, почему работа Ани по составлению программы биеннале так удивила Ваню?

(Школьники высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что им пока не хватает определённых знаний и умений для убедительного представления своей позиции.)

- Есть ли у вас желание научиться составлять программу биеннале, чтобы использовать это умение в другой практической деятельности? 

- Кто догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (работать по картине, описывать ее)

- Молодцы, действительно, перед вами стоит цель описать красоту природы по картине известного русского художника.

  1. Работа по теме урока.
  1. Месяцеслов.

- Какое сейчас время года?

- Какие изменения произошли в природе?

- Прочитайте приметы:

Первые серьёзные морозы – Никольские. 

На студеного Николу снегу навалит гору.

- Как вы их понимаете? (В этот день народные приметы предрекали обильные снегопады и лютые морозы)

С Николиного дня начиналась череда зимних праздников и в народе говорили:

«Зима за морозы, а мужик – за праздники».

   По православному календарю 19 декабря – День святого Николая-чудотворца.

Никола зимний, холодный. Никола – второй после бога заступник.

https://hram.zp.ua/wp-content/uploads/2016/12/111-38.jpg

  Ученик. Крестьяне с особым трепетом относились к этому празднику. В этот период за окном крепчал мороз, который называли Никольскими морозами.

   19 декабря принято дарить подарки детям,  мириться тем, кто поссорился. Верили, что святой Николай в образе седого старика спускался на землю и совершал чудеса.

http://www.playcast.ru/uploads/2016/12/18/20941764.jpg

Ученик. Чудотворца почитали как защитника от разных напастей и помощника в благих делах. Что самое интересное, святой Николай стал прообразом Деда Мороза из-за своей доброты к людям. Он тайно дарил людям подарки, что стало традицией на Рождество.

  1. Работа по учебнику. С.12

Сообщение учителя.

- Хороша наша русская зима. Огромное снежное покрывало застилает всё вокруг. А как ударят морозы, иней сказочным узором раскрасит деревья и дома.

   Красота зимнего морозного утра и переливающегося всеми цветами радуги инея удивительно точно передана в работе известного художника Ивана Ивановича Шишкина.

- Сегодня мы открываем новую страницу учебника. Вспомните, как называется новый раздел. (Картины русской природы)

- Что вы знаете об этом художнике?

http://images16.fotki.com/v220/photos/7/1454087/11305012/___1880-vi.jpg

 

               

 Сообщение ученика.

   Иван Иванович Шишкин один из самых знаменитых и великих художников. Родился он в купеческой семье 25 января 1832 года. Все, что рисовал Шишкин, имело очень правдивые и реалистичные формы. Секрет русского художника прост, он рисовал то, что видел, не приукрашивая, и не приуменьшая.

Иван Иванович Шишкин - настоящий мастер пейзажа.

Знаменитого художника считают певцом русского леса. Именно благодаря картинам с изображением леса во всех его видах он получил наибольшую известность. Он изображал лес в разных состояниях и в разные поры года. Множество деревьев то залитых солнечным светом, то покрытых снегом.

Одной из вершин его творчества считается картина «Зима в лесу. Иней».

http://www.small-pm.ru/img/work/nomencl/16039.jpg

  1. Работа с репродукцией.

- Можно ли утверждать, что на картине изображено начало зимы? Обоснуйте своё мнение.

- Можно ли картину И. Шишкина «Зима» выставить на биеннале? Обоснуйте своё мнение.  

- Можно ли утверждать, что пейзажи создают только художники? Обоснуйте своё мнение.

- Объясните значение слова «пейзаж».

Пейзаж – общий вид какой-нибудь местности или рисунок, картина, изображающие виды природы, а также описание природы в литературном произведении.

Работа по карточкам.

КАРТОЧКА 1.

КАРТИНЫ РУССКОЙ ПРИРОДЫ.

Внимательно рассмотрите в учебнике репродукцию картины И. Шишкина «Зима в лесу». Опишите картину, опираясь на следующие вопросы.

  • Каков жанр произведения? (портрет, пейзаж, натюрморт)
  • Какое время года изображено на картине?
  • Что изображено на картине?  
  • Какими красками воспользовался художник, чтобы передать образ зимы?
  • Какие краски преобладают на картине? Почему?
  • О чём хотел рассказать нам художник?
  • Какие чувства вызывает у вас эта картина? Моё впечатление от картины (что бы я почувствовал, окажись я в таком лусу)

Постройте фразу-конструкт:

Картина И. Шишкина «Зима в лесу» — ..., потому что ... (изображена … природа).

ОПОРНЫЕ СЛОВА:

Сине-голубые, сочетал темные и светлые, с  одной стороны нарисован лес, покрытый…., а противоположная сторона -…., художник отразил в этом зимнем лесу русского человека, две стороны души, темная и светлая, словно рассказывает нам о красотах леса, красотах жизни и красоте русского человека.

Глядя на картину я.., любовь к родной природе,  оказаться в сказочном лесу.

 (по выбору)

КАРТОЧКА 2.

Внимательно рассмотрите в учебнике репродукцию картины И. Шишкина «Зима в лесу». Опишите картину.

На картине И. Шишкина "Зимой в лесу" изображён … день в … лесу. Я вижу …. снег, … небо.

На первом плане художник изобразил …. деревья, припорошенные … снегом. Справа непроходимой стеной стоит … лес. А слева лес уже совсем другой - … Тихо в лесу. Ничто не нарушает спокойствия этого … дня.

Когда мы смотрим на … И. И. Шишкина, то чувствуем … и видим настоящую красоту …. зимы.

Эти слова и выражения помогут вам красочно описать картину.

Лес

могучий, красивый, тихий, спокойный, сказочный

Снег

пушистый, белый, голубоватый, лёгкий, серебристый, словно пуховое одеяло

Деревья

могучие, величавы, крепкие, стройные, высокие

Зима

волшебница, чародейка

День

ясный, морозный, зимний, чудесный

Воздух

свежий, холодный

Задание 1.

Из данных поэтических фрагментов выберите тот, который, по вашему мнению, более всего соответствует содержанию картины И. Шишкина «Зима».

Своё выступление начните так:

«Картина И. Шишкина посвящена …, что подтверждается словами …»

А. Пушкин

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл, и — вот сама

Идёт волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сровняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз.

И рады мы

Проказам матушки зимы.

С. Есенин

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Ф. Тютчев

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,—

Не мертвец и не живой —

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой…

С. Есенин

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Повязалася сосна.

Задание 2.

Из предложенных музыкальных фрагментов выберите тот, который, по вашему мнению, более всего отражает настроение картины И. Шишкина «Зима в лесу».

Например: А. Вивальди «Времена года», П. Чайковский «Времена года», Г. Свиридов «Метель».

  1. Творческое задание.

Нарисуйте зимний пейзаж для выставления на биеннале и подберите к нему поэтическое и музыкальное сопровождение.

(Ребята оформляют зимний пейзаж - аппликацию из бархатной бумаги.

Коллективная работа.)

Прочитайте свои любимые стихотворения о природе, которые вы знаете наизусть.

РЕФЛЕКСИЯ. (Ученики поют песню)

Сказочный стал рождественский лес.
Сказка вокруг витает.
Песня любви льётся с небес,
Жизнь без чудес не бывает.
Утром на небе вспыхнет звезда,
Ярче всех звёзд на свете.
И никогда, и никогда,
Плакать не будут дети.

Припев:

Ёлка в Рождество,
Ёлка в Рождество
Пусть нам всем подарит
Радость и тепло.
Ёлка в Рождество,
Ёлка в Рождество.
Пусть на сердце станет
Тихо и светло.

  1. Подведение итогов урока.

- Что вы увидели? (изображение зимы)

- Что вы услышали? (музыку, стихи)

- Сегодня вы были читателями, слушателями, авторами, художниками.

- Какая роль вам больше всего понравилась?

- Кто помог вам увидеть красоту зимней природы?

Домашнее задание

Читать литературные произведения о природе.

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.

Пейзаж – общий вид какой-нибудь местности или рисунок, картина, изображающие виды природы, а также описание природы в литературном произведении.

Средства художественной выразительности - метафорические высказывания в художественном тексте связаны с выражением индивидуального восприятия окружающего мира.

Наблюдать – внимательно следить глазами за кем- или чем-нибудь, а также вообще внимательно следить, не упускать из виду, из поля зрения, изучать, исследовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (литературное чтение и музыка) "Картины зимней природы в лирике А.С. Пушкина"

Конспект интегрированного урока (литературное чтение и музыка) "Картины зимней природы в лирике А.С. Пушкина"...

Интегрированный урок литературного чтения и музыки по теме: "Герои русских былин в литературных и музыкальных произведениях".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3738910","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"473","style":"width: 48px; height: 47px;","width":"480"}}]]Интегрированный урок литер...

Интегрированный урок литературного чтения, изобразительного искусства, технологии и музыки

Данный урок даёт возможностьпоказать учащимся влияние поэзии о природе на чувства, настроение и внутреннее состояние человека, отражение этих особенностей в музыке и декоративно-прикладном искусстве. ...

Интегрированный урок литературного чтения и музыки "Образ зимы в искусстве на примере стихотворения А.С.Пушкина"Зимний вечер" и проиведения А.Вивальди "Зима"

На уроке анализируются произведения литературы и музыки . Развиваются умения слушаь,понимать ллитературное произведение. Показать музыку как средство слышать. чувствовать...

Интегрированный урок литературного чтения и музыки в 4 классе начальной школы.

Тема: любовь и доброта сделают мир прекрасным ( на основе слушания балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского и сказки Э. –Т. –А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»).Уче...

Интегрированный урок литературного чтения и музыки «Образ осени в поэзии А.С. Пушкина, музыке, живописи»

Интегрированный урок литературного чтения и музыки «Образ осени в поэзии А.С. Пушкина, музыке, живописи»...

Интегрированный урок литературного чтения и музыки во 2 классе

Урок по УМК "Школа России". Тема "Встречаем Весну!"....