Урок литературного чтения в 3 классе по теме Е.Пермяк "Мама и мы"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Гаврилова Светлана Михайловна

Урок литературного чтения в 3 классе по теме Е.Пермяк "Мама и мы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения по теме: Е.Пермяк «Мама и мы» 3класс

Учитель: Гаврилова Светлана Михайловна

Цель: в процессе читательской деятельности совершенствовать умение анализировать произведение. Создать условия для осмысленного чтения.

Задачи:

Формировать УУД:

Личностные: развивать учебно-познавательный интерес к новому материалу, умение выказывать своё отношение к событиям рассказа, оценивать поступки героев в соответствии с ситуацией, развивать чувство любви и уважения к матери; желание заботиться о ней. Подвести к осознанию значимости изучаемой темы для дальнейшей жизни.

Познавательные: понимать фактическое содержание текста, выделять в нём нужные отрывки, формулировать несложные выводы, осознавать смысл незнакомых слов из контекста, обогащать словарный запас детей.

Регулятивные: формулировать цель урока, принимать алгоритм выполнения учебной цели, планировать этапы работы, развивать умение работать в парах.

Коммуникативные: эмоционально воспринимать содержание рассказа, высказывать собственное мнение, уважать мнение собеседников. Ориентироваться в нравственных понятиях: доброта, забота, любовь, сопереживание, сочувствие.

На изучение данной темы отводится 2 урока. На первом уроке читается начало текста до слов «Да любит ли она нас? – впервые подумал я. – Любит ли?»  

Учитель использует прием «Антиципация»: учитель предлагает детям прочитать слова: «Я бросился к матери и обнял её ноги. Сквозь толщу юбок я почувствовал, что её колени забинтованы. Но я даже не подал виду. Я  никогда ещё не был так ласков с нею. Я никогда ещё так не любил свою мать. Обливаясь слезами, я целовал её обветренные руки. »

-Что же могло произойти, что мальчик так переменился по отношению к маме? Прочитайте дома весь рассказ, а на следующем уроке поработаем над ним.

2 урок

Содержание и ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты

1 Вводно-мотивацион-ный

Актуализация опорных знаний.

Мотивация

Целеполага-ние

2.Операцион-но-содержатель-ный этап.

3. Рефлексивно-оценочный.

-На прошлом уроке мы начали читать новое произведение. Назовите автора и название. Перескажите кратко 1 часть.

-Как 12-летнему мальчику удалось принять такое единственно правильное решение?

-В каком ещё произведении знание природы помогло автору выжить?

Учитель показывает слайд, как птицы зарываются в снег зимой.

-Зачитайте из текста:  как голос мамы помог мальчику не растеряться и принять решение.

-Где ещё он слышал голос мамы?

-А ваши мамы помогают вам в трудной ситуации?

-Как вы узнаёте, что мама вас любит?

По ходу ответов детей учитель составляет кластер на доске:

МАМА

ДОБРОТА        ЗАБОТА ПОДДЕРЖКА                  ЛАСКА

-А что же было с мамой тех мальчиков в эту ночь? Как вы думаете? Давайте дочитаем произведение до конца и продолжим разговор.

Поставим себе цель на урок.

Учитель показывает слайд:

ЦЕЛЬ: дочитать…

             

 Постараться понять…

Чтение 2 части текста.

Во время чтения делается пауза для физкультминутки.

-Какое впечатление оказал на вас этот рассказ?

-Как вела себя мама, когда мальчики вернулись?

-Какая мысль закралась старшему мальчику?

-Как мальчик понял, что мама их сильно любит?

-Почему мама себя так вела? Зачитайте из текста.

Работа в парах.

- Нам нужно внимательно вчитаться в текст, обращая внимание на разные «подсказки», которые делает нам автор в рассказе.

Чтение-сканирование (чтение с остановками, выделяя наиболее важные – ключевые с лова)

Анализ текста.

1 абзац. «Время шло медленно…»

2 абзац.

«Пастухи-кочевники, оказываясь в таком же положении, выставляли из снега высокий шестик…»

3 абзац.

«Моё сало давно было разделено и съедено..»

4 абзац

«Всем казалось, что уже наступило утро, …Но каждый из нас понимал, какое беспокойство мы причинили всем

5 абзац

«…Занималась какая-то сонливая, словно невыспавшаяся, бледная заря.»

6 абзац

«-Утро! – крикнул я и стал проделывать ступеньки в снегу, чтобы выбраться остальным.»

7 абзац.

« Саней во дворе не было –значит отец ещё не вернулся. …

Мать усмехнулась. Освободилась из моих объятий и подошла к кроватке Леночки. Это наша младшая сестра. Подошла и поправила одеяльце. И сказала ей: «Спи». Хотя та и без того спала и одеяльце незачем было поправлять…»

-Мама не подала виду, что волновалась. Но мы  с вами знаем, что происходило в ту ночь. Зачитайте этот фрагмент из текста.

-Как вёл себя мальчик, когда понял, что было с мамой? Зачитайте.

-Какая была мама у этих мальчиков?

Учитель добавляет на доску в кластер слова:

 СТРОГОСТЬ

УВЕРЕННОСТЬ

СПОКОЙСТВИЕ

ВОСПИТАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ

_ Какими же выросли её дети?

Работа в парах.

Посоветуйтесь в парах:

-Какие же важные уроки жизни получили эти мальчики от матери, а мы с вами – прочитав это произведение?

Завяжем «Узелки на память».

Возвратимся к цели урока: поняли ли мы главную мысль?

Домашнее задание: написать отзыв о произведении

 «Мама и мы»

Е. Пермяк «Мама и мы»

По дороге из школы дети попали в снежный буран. Они вырыли колодец из снега и там пережидали ночь. Чтобы не уснуть, рассказывали сказки. Автор – Коля, его братишка Федя и девочки Тоня и Лида – одноклассницы Феди.

1)Голос мамы помог ему в трудной ситуации.

2)Он много знал о кочевниках Сибири, о тетеревах, которые зарываются в снег.

-Паустовский «Заячьи лапы»

«И вдруг в вое ветра я услышал голос матери…»

«Не зря же Лида сказала:

- Ты, Николай, теперь у нас сила!...»

Примерные ответы детей

-Мама всегда поддержит, она добрая, заботливая, ласковая…

Предполагаемые ответы:

-Мама волновалась. Мама плакала и др.

-произведение до конца.

-главную мысль произведения.

Учитель спросит: надо встать

Когда он сесть позволит – сядь.

Ответить хочешь – не шуми, а только руку подними.

-Мама спокойно покормила и отправила спать.

-Да любит ли она нас?

-От бабушки.

Зачитывают последний абзац:

«В холодной холе растила и закаливала нас наша любящая и заботливая мать…»

 Ученики поясняют, что детям было тяжело, они целую ночь не спали.

Николай много знал о природе и как вести себя в такой ситуации.

Все дети делились, поддерживали друг друга.

Дети думали не только о себе, но и о родителях, которые беспокоятся за них.

Состояние природы показалось детям таким же как и их состояние.

Николай заботился не только о себе, а и об остальных.

Мама усмехнулась, потому что не хотела, чтобы сын плакал, ведь он будущий мужчина.  И сама она чуть не расплакалась, но не подала виду.

Дети зачитывают: «Мать всю ночь не спала. Ревела как умалишенная. … Колени обморозила….»

«Я бросился к матери…»

Спокойная, строгая , требовательная и т.д.

Зачитывают последний абзац.

- Как можно меньше говорить о себе;

- В 12 лет человек должен уметь принимать ответственные решения;

- В трудной ситуации брать ответственность на себя;

- Сдерживать эмоции: не выставлять напоказ слезы (слабость);

- Мамы бывают разные – нужно любить такую, какова она есть.

Возвращаются к слайду, который демонстрировался в начале урока.

Личностные: развивается учебно-познавательный интерес к новому материалу,

Умение высказывать свое отношение к событиям рассказа.

Познавательные:

Выделение в тексте нужного отрывка.

Коммуникативные:

Ориентация в нравственных понятиях: доброта, забота,  любовь, сопережива-

ние, сочувствие.

Регулятивные:

Принимают алгоритм выполнения учебной задачи. Планируют работу на урок. Развивается умение формулировать цель урока.

Познаватель-ные:

Осознание смысла незнакомых слов из контекста. Обогащение словарного запаса.

Познавательные:

Выделение в тексте нужного отрывка.  Понимать фактическое содержание текста.

Коммуникативные:

Эмоциональное восприятие содержания рассказа. Умение высказывать собственное мнение и уважение к мнению собеседников.

Познаватель-ные:

Выделение в тексте нужного отрывка, слова, фразы.

Личностные: оценивать поступки героев в соответствии с определенной ситуацией.

Личностные: Развивается чувство любви и уважения к матери.

Личностные:

Дети подводятся к осознанию значимости изучаемой темы для дальнейшей жизни.

Познаватель-ные: формулировать несложные выводы.

Регулятивные: умение работать в парах.

Коммуникативные: развивается умение высказывать свою точку зрения


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

Цель: Дочитать… Постараться понять…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 1 класс по теме "Знакомство с разделительной фукцией мягкого знака" программа "Начальная школа XXI века"

В папке содержится разработка урока обучения грамоте по теме " Знакомство с разделительной функцией мягкого знака" ( программа " Начальная школа XXI века") по ФГОС, презентация  к уроку, поясните...

Разработка урока литературной чтении 2 класса на тему "Хәтерсез күке" (на татарском языке)

Можно использовать на уроках литературы во 2 классе. Творчество Ф.Яруллина....

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме :" В.Осеева"Почему?" (1-й урок)

материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения 2 класс УМК "Школа России" по теме "В.Осеева"Почему?" ( 1 урок)...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....

План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"

В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....