Урок литературного чтения в 3 классе по теме Е.Пермяк "Мама и мы"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Урок литературного чтения в 3 классе по теме Е.Пермяк "Мама и мы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок литературного чтения Е Пермяк "Мама и мы" | 22.09 КБ |
Презентация к уроку | 648.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения по теме: Е.Пермяк «Мама и мы» 3класс
Учитель: Гаврилова Светлана Михайловна
Цель: в процессе читательской деятельности совершенствовать умение анализировать произведение. Создать условия для осмысленного чтения.
Задачи:
Формировать УУД:
Личностные: развивать учебно-познавательный интерес к новому материалу, умение выказывать своё отношение к событиям рассказа, оценивать поступки героев в соответствии с ситуацией, развивать чувство любви и уважения к матери; желание заботиться о ней. Подвести к осознанию значимости изучаемой темы для дальнейшей жизни.
Познавательные: понимать фактическое содержание текста, выделять в нём нужные отрывки, формулировать несложные выводы, осознавать смысл незнакомых слов из контекста, обогащать словарный запас детей.
Регулятивные: формулировать цель урока, принимать алгоритм выполнения учебной цели, планировать этапы работы, развивать умение работать в парах.
Коммуникативные: эмоционально воспринимать содержание рассказа, высказывать собственное мнение, уважать мнение собеседников. Ориентироваться в нравственных понятиях: доброта, забота, любовь, сопереживание, сочувствие.
На изучение данной темы отводится 2 урока. На первом уроке читается начало текста до слов «Да любит ли она нас? – впервые подумал я. – Любит ли?»
Учитель использует прием «Антиципация»: учитель предлагает детям прочитать слова: «Я бросился к матери и обнял её ноги. Сквозь толщу юбок я почувствовал, что её колени забинтованы. Но я даже не подал виду. Я никогда ещё не был так ласков с нею. Я никогда ещё так не любил свою мать. Обливаясь слезами, я целовал её обветренные руки. »
-Что же могло произойти, что мальчик так переменился по отношению к маме? Прочитайте дома весь рассказ, а на следующем уроке поработаем над ним.
2 урок
Содержание и ход урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты |
1 Вводно-мотивацион-ный Актуализация опорных знаний. Мотивация Целеполага-ние 2.Операцион-но-содержатель-ный этап. 3. Рефлексивно-оценочный. | -На прошлом уроке мы начали читать новое произведение. Назовите автора и название. Перескажите кратко 1 часть. -Как 12-летнему мальчику удалось принять такое единственно правильное решение? -В каком ещё произведении знание природы помогло автору выжить? Учитель показывает слайд, как птицы зарываются в снег зимой. -Зачитайте из текста: как голос мамы помог мальчику не растеряться и принять решение. -Где ещё он слышал голос мамы? -А ваши мамы помогают вам в трудной ситуации? -Как вы узнаёте, что мама вас любит? По ходу ответов детей учитель составляет кластер на доске: МАМА ДОБРОТА ЗАБОТА ПОДДЕРЖКА ЛАСКА -А что же было с мамой тех мальчиков в эту ночь? Как вы думаете? Давайте дочитаем произведение до конца и продолжим разговор. Поставим себе цель на урок. Учитель показывает слайд: ЦЕЛЬ: дочитать…
Постараться понять… Чтение 2 части текста. Во время чтения делается пауза для физкультминутки. -Какое впечатление оказал на вас этот рассказ? -Как вела себя мама, когда мальчики вернулись? -Какая мысль закралась старшему мальчику? -Как мальчик понял, что мама их сильно любит? -Почему мама себя так вела? Зачитайте из текста. Работа в парах. - Нам нужно внимательно вчитаться в текст, обращая внимание на разные «подсказки», которые делает нам автор в рассказе. Чтение-сканирование (чтение с остановками, выделяя наиболее важные – ключевые с лова) Анализ текста. 1 абзац. «Время шло медленно…» 2 абзац. «Пастухи-кочевники, оказываясь в таком же положении, выставляли из снега высокий шестик…» 3 абзац. «Моё сало давно было разделено и съедено..» 4 абзац «Всем казалось, что уже наступило утро, …Но каждый из нас понимал, какое беспокойство мы причинили всем.» 5 абзац «…Занималась какая-то сонливая, словно невыспавшаяся, бледная заря.» 6 абзац «-Утро! – крикнул я и стал проделывать ступеньки в снегу, чтобы выбраться остальным.» 7 абзац. « Саней во дворе не было –значит отец ещё не вернулся. … Мать усмехнулась. Освободилась из моих объятий и подошла к кроватке Леночки. Это наша младшая сестра. Подошла и поправила одеяльце. И сказала ей: «Спи». Хотя та и без того спала и одеяльце незачем было поправлять…» -Мама не подала виду, что волновалась. Но мы с вами знаем, что происходило в ту ночь. Зачитайте этот фрагмент из текста. -Как вёл себя мальчик, когда понял, что было с мамой? Зачитайте. -Какая была мама у этих мальчиков? Учитель добавляет на доску в кластер слова: СТРОГОСТЬ УВЕРЕННОСТЬ СПОКОЙСТВИЕ ВОСПИТАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ _ Какими же выросли её дети? Работа в парах. Посоветуйтесь в парах: -Какие же важные уроки жизни получили эти мальчики от матери, а мы с вами – прочитав это произведение? Завяжем «Узелки на память». Возвратимся к цели урока: поняли ли мы главную мысль? Домашнее задание: написать отзыв о произведении «Мама и мы» | Е. Пермяк «Мама и мы» По дороге из школы дети попали в снежный буран. Они вырыли колодец из снега и там пережидали ночь. Чтобы не уснуть, рассказывали сказки. Автор – Коля, его братишка Федя и девочки Тоня и Лида – одноклассницы Феди. 1)Голос мамы помог ему в трудной ситуации. 2)Он много знал о кочевниках Сибири, о тетеревах, которые зарываются в снег. -Паустовский «Заячьи лапы» «И вдруг в вое ветра я услышал голос матери…» «Не зря же Лида сказала: - Ты, Николай, теперь у нас сила!...» Примерные ответы детей -Мама всегда поддержит, она добрая, заботливая, ласковая… Предполагаемые ответы: -Мама волновалась. Мама плакала и др. -произведение до конца. -главную мысль произведения. Учитель спросит: надо встать Когда он сесть позволит – сядь. Ответить хочешь – не шуми, а только руку подними. -Мама спокойно покормила и отправила спать. -Да любит ли она нас? -От бабушки. Зачитывают последний абзац: «В холодной холе растила и закаливала нас наша любящая и заботливая мать…» Ученики поясняют, что детям было тяжело, они целую ночь не спали. Николай много знал о природе и как вести себя в такой ситуации. Все дети делились, поддерживали друг друга. Дети думали не только о себе, но и о родителях, которые беспокоятся за них. Состояние природы показалось детям таким же как и их состояние. Николай заботился не только о себе, а и об остальных. Мама усмехнулась, потому что не хотела, чтобы сын плакал, ведь он будущий мужчина. И сама она чуть не расплакалась, но не подала виду. Дети зачитывают: «Мать всю ночь не спала. Ревела как умалишенная. … Колени обморозила….» «Я бросился к матери…» Спокойная, строгая , требовательная и т.д. Зачитывают последний абзац. - Как можно меньше говорить о себе; - В 12 лет человек должен уметь принимать ответственные решения; - В трудной ситуации брать ответственность на себя; - Сдерживать эмоции: не выставлять напоказ слезы (слабость); - Мамы бывают разные – нужно любить такую, какова она есть. Возвращаются к слайду, который демонстрировался в начале урока. | Личностные: развивается учебно-познавательный интерес к новому материалу, Умение высказывать свое отношение к событиям рассказа. Познавательные: Выделение в тексте нужного отрывка. Коммуникативные: Ориентация в нравственных понятиях: доброта, забота, любовь, сопережива- ние, сочувствие. Регулятивные: Принимают алгоритм выполнения учебной задачи. Планируют работу на урок. Развивается умение формулировать цель урока. Познаватель-ные: Осознание смысла незнакомых слов из контекста. Обогащение словарного запаса. Познавательные: Выделение в тексте нужного отрывка. Понимать фактическое содержание текста. Коммуникативные: Эмоциональное восприятие содержания рассказа. Умение высказывать собственное мнение и уважение к мнению собеседников. Познаватель-ные: Выделение в тексте нужного отрывка, слова, фразы. Личностные: оценивать поступки героев в соответствии с определенной ситуацией. Личностные: Развивается чувство любви и уважения к матери. Личностные: Дети подводятся к осознанию значимости изучаемой темы для дальнейшей жизни. Познаватель-ные: формулировать несложные выводы. Регулятивные: умение работать в парах. Коммуникативные: развивается умение высказывать свою точку зрения |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Дочитать… Постараться понять…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения 1 класс по теме "Знакомство с разделительной фукцией мягкого знака" программа "Начальная школа XXI века"
В папке содержится разработка урока обучения грамоте по теме " Знакомство с разделительной функцией мягкого знака" ( программа " Начальная школа XXI века") по ФГОС, презентация к уроку, поясните...
Разработка урока литературной чтении 2 класса на тему "Хәтерсез күке" (на татарском языке)
Можно использовать на уроках литературы во 2 классе. Творчество Ф.Яруллина....
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"
Технологическая карта урока литературного чтения составлена в соответствии с ФГОС....
технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме :" В.Осеева"Почему?" (1-й урок)
материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения 2 класс УМК "Школа России" по теме "В.Осеева"Почему?" ( 1 урок)...
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"
В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....
План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"
В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....