Конспект урока по теме: «Работа с текстом и анализ стихотворения А.В. Жигулин «О, Родина!»» (4 класс). УМК Школа России
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Цели деятельности учителя:
- формирование представлений о лирике как роде литературы;
- создание образа Родины, авторское отношение к природе в стихотворениях;
- развитие навыка анализа поэтического текста.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать биографию авторов, содержание стихотворений о Родине;
- уметь анализировать произведение и биографию автора.
Личностные:
- способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
- проводить самооценку своих действий;
- развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Тип урока: урок систематизации знаний.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа с текстом и анализ стихотворения А.В. Жигулин «О, Родина!» | 35.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 8.04.2020 г. ФИО учителя: Владыкина З.А.
Школа: МОУ СОШ №49 ФИ студента: Голобородько Л.
Класс: 4 «Б» ФИО методиста: Кошкарова Л.С.
Кабинет: 203
Конспект урока по литературному чтению
Тема урока: «Работа с текстом и анализ стихотворения А.В. Жигулин «О, Родина!»»
Цели деятельности учителя:
- формирование представлений о лирике как роде литературы;
- создание образа Родины, авторское отношение к природе в стихотворениях;
- развитие навыка анализа поэтического текста.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать биографию авторов, содержание стихотворений о Родине;
- уметь анализировать произведение и биографию автора.
Личностные:
- способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
- проводить самооценку своих действий;
- развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Тип урока: урок систематизации знаний.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал.
Этап урока Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
I.Этап самоопределения к деятельности Словесный: беседа. | 1 мин. | - Здравствуйте. - Садитесь, пожалуйста, за парты. - Ребята, умеете ли вы преодолевать трудности? Поднимите руку те, кто уверен, что он справится со всеми заданиями, какими бы трудными они не были. А трудности можно преодолеть, если человек все делает с хорошим настроением, с уверенностью в своих силах и рядом с ним верные друзья. Прислушайтесь к себе и определите свое настроение. - Молодцы. | Готовят рабочее место. Настраиваются на работу. Слушать учителя и отвечать на вопросы. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II. Актуализация знаний и фиксирование затруднений Словесный: диалог. | 3 мин. | - Послушайте внимательно песню «Россия! Русь!». - Какие чувства вы испытали, слушая эту песню. - О чём и о ком эта песня? - Какие слова схожие по значению прозвучали в этой песне? - Как они называются? - С чем ассоциируются у вас эти слова? | Слушают песню. - Мы испытали гордость, восхищение. - О Родине, о защитниках нашей родины, об истории нашей Родины. - Русь, Россия, Отечество, Отчизна, Держава. - Такие слова называются синонимами. - Богатыри, Александр Невский, Дмитрий Донской, мать, отец, русский народ, берёзка, родной дом, голубое небо, защитники, патриоты, красивая природа. | К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
III. Постановка учебной задачи, целей урока Словесный: диалог. | 5 мин. | - Кто помнит, какого автора мы изучили? - С каким его произведением мы познакомились? - Верно. Кто скажет, чем мы будем заниматься сегодня? - Отлично. Какие цели мы можем поставить? - Хорошо. А кто может пересказать биографию автора? - Молодцы. | - Мы познакомились с Анатолием Владимировичем Жигулиным. - Он написал произведение «О, Родина!». - Тема нашего урока «Анализ стихотворения А.В. Жигулин «О, Родина!»». - Цели нашего урока: вспомнить биографию автора, прочитать наизусть стихотворение, провести викторину. - 1 января в 1930 году в Воронеже, в семье крестьянина, родился Анатолий Владимирович Жигулин. Летом 1942 года Великая Отечественная война пришла в Воронеж. Будущему поэту и его младшему брату пришлось несколько месяцев беспризорно скитаться во фронтовой полосе, жить в деревнях и лесах. - Образ России - один из главных в поэзии А.В. Жигулина. Он помогал сохранить в сознании современников традиционный облик святой Руси и выразил чувства горечи, вызванное утратой многих духовных ценностей. - В начале 90-х гг. А.В. Жигулин создал цикл из 12 стихотворений “Тревожное время России. Стихи цикла объединяет пронизывающая боль и скорбь поэта – он рисовал картину разрушения родины. - Умер А.В. Жигулин в Москве 6 августа 2000 года. | П.: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами. Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. |
IV. Составление плана, стратегии по разрешению затруднения Словесный: беседа. Наглядный: презентация. | 12 мин. | - Сейчас давайте послушаем ваши отрывки. По очереди выходите к доске и рассказывайте произведение. - Что необходимо указать в начале вашего выступления? - Верно. Молодцы. - Умницы. Каждый из вас получит отметку в журнал. - Скажите, пожалуйста, какие слова мы вчера разбирали? - Что же такое жнивье? - А какое значение имеет слово проселок? - А какое значение имеет слово перелеска? - Молодцы. - Сейчас мы с вами немного разомнемся. Физкультминутка. - Молодцы. Садитесь, пожалуйста. | Слушают учителя. - Сначала нужно указать автора и название произведения. Рассказывают отрывки произведения наизусть. - Значение слов курган и ляха. - Жнивье – это поле, где сжата рожь или другие зерновые хлеба. - Просёлок - грунтовая дорога между небольшими населёнными пунктами. - Перелеска – это травянистое растение семейства лютиковых, растущее в лесах. | Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий. П.: поиск и выделение необходимой информации. |
V. Реализация выбранного проекта Словесный: беседа. Наглядный: учебник, учебная презентация. | 10 мин. | - Сейчас мы с вами уже повторили биографию автора и содержания стихотворения. Так что вы полностью готовы к викторине. - Подпишите листочки, которые лежат у вас на столе. - Викторина будет содержать закрытые вопросы с вариантами ответов. Ваша задача записывать номер вопроса и букву. Каждый выполняет самостоятельно. - У каждого за эту работу будет отметка. Будьте внимательны. - У кого-то есть вопросы? Отлично, тогда начнем. 1) А.В. Жигулин 2) И.С. Никитин 3) С.Д. Дрожжин 2. Какое стихотворение написал С.Д. Дрожжин? 1) «Родине» 2) «Русь» 3) «О, Родина!» 3.Узнай стихотворение по первой строчке? Как не гордиться мне тобой…. 1) «Родине» 2) «Русь» 3) «О, Родина!» 4. Закончи пословицу: На чужой стороне Родина… 1) как мать 2) дороже глаз 3) милей вдвойне 4) одна 5. В каком стихотворении рассказывается о том, что никто не мог завоевать Русскую землю? 1) «Русь» 2) «О, Родина!» 3) «Родине» 6. По пунктам плана узнай произведение. Кто его автор? Просторы земли Русской. Русь могучая. 1) И.С. Никитин 2) А.В. Жигулин 3) С.Д. Дрожжин 7. Кто автор стихотворения «Родине»? 1) А.В. Жигулин 2) С.Д. Дрожжин 3) И.С. Никитин 8. Какое стихотворение написал А.В. Жигулин? 1) «Родине» 2) «Русь» 3) «О,Родина! В неярком блеске…» 9. Из какого стихотворении эти строки? Мои обиды и прощенья Сгорят, как старое жнивьё. 1) «О, Родина!» 2) «Русь» 3) «Родине» 10. Закончи пословицу: Человек без Родины что…. 1) птица без гнезда 2) без матери 3) птица без крыла 4) соловей без песни - Молодцы. На этом викторина закончилась. Передайте листочки на первую парту. | Слушают учителя. 1. Кто написал стихотворение «Русь»? 1) А.В. Жигулин 2) И.С. Никитин 3) С.Д. Дрожжин 2. Какое стихотворение написал С.Д. Дрожжин? 1) «Родине» 2) «Русь» 3) «О, Родина!» 3.Узнай стихотворение по первой строчке? Как не гордиться мне тобой…. 1) «Родине» 2) «Русь» 3) «О, Родина!» 4. Закончи пословицу: На чужой стороне Родина… 1) как мать 2) дороже глаз 3) милей вдвойне 4) одна 5. В каком стихотворении рассказывается о том, что никто не мог завоевать Русскую землю? 1) «Русь» 2) «О, Родина! В неярком блеске…» 3) «Родине» 6. По пунктам плана узнай произведение. Кто его автор? Просторы земли Русской. Русь могучая. 1) И.С. Никитин 2) А.В. Жигулин 3) С.Д. Дрожжин 7. Кто автор стихотворения «Родине»? 1) А.В. Жигулин 2) С.Д. Дрожжин 3) И.С. Никитин 8. Какое стихотворение написал А.В. Жигулин? 1) «Родине» 2) «Русь» 3) «О,Родина! В неярком блеске…» 9. Из какого стихотворении эти строки? Мои обиды и прощенья Сгорят, как старое жнивьё. 1) «О, Родина!» 2) «Русь» 3) «Родине» 10. Закончи пословицу: Человек без Родины что…. 1) птица без гнезда 2) без матери 3) птица без крыла 4) соловей без песни | К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. |
VI. Этап самостоятельной работы и с проверкой по эталону Словесный: беседа. Наглядный: учебная презентация. | 8 мин. | - А на итог урока я предлагаю составить синквейн на тему Родину. - Работаете в группах. - Кто хочет зачитать свои синквейны? - Молодцы. У вас очень хорошо получилось. | Россия. Сильная, великая, огромная. Любим и гордимся. Земля отцов и дедов. Отчизна. Слушают синквейны ребят. | Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. П.: структурирование знаний. |
VII. Этап рефлексии деятельности Словесный: беседа. | 3 мин. | - Мне урок понравился, Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания. - Как вы думаете. Каких ребят мы можем оценить за этот урок? Кому мы можем поставить отметку? - Полностью согласна. Спасибо вам за урок. До свидания! | К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. П.: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам" 4 класс УМК "Школа России"
Конспект урока для 4-го класса по Русскому языку.Тема: "Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам"УМК "Школа России"...
Конспект урока на тему: Знакомство со сказками К. Ушинского «Гусь и журавль», JI. Толстого «Зайцы и лягушки (УМК "Школа России" 1 класс)
Знакомство со сказками К. Ушинского «Гусь и журавль» и JI. Толстого «Зайцы и лягушки»...
Конспект урока. Тема: "Работа над ошибками. Замена сотен (десятков) единицами и единиц-десятками (сотнями)" 3 класс УМК "Школа России"
Конспект урока по математике на тему: "Работа над ошибками. Замена сотен (десятков) единицами и единиц-десятками (сотнями)" 3 класс...
Конспект урока по теме "Работа с текстом"
Конспект урока по теме "Работа с текстом". 4 класс.Педагогические задачи: создать условия для отработки навыков работы с текстом: определение темы и основной мысли текста, самостоятельный по...
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Конспект урока по литературному чтению на тему: "А.В.Жигулин "О, Родина!"", 4 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления со стихотворениями о Родине; развитие навыков правильного, выразительного чтения.Планируемые результатыПредметные:знать биографию автора С....
Конспект урока по теме "Закрепление. Конкретный смысл действия деления" (с помощью решения задач на деление по содержанию) (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя: закрепление знаний по теме «конкретный смысл деления».Планируемые результатыПредметные: Уметь: выполнять действие деление; решать задачи на деление;Знать: конкре...