Конспект урока на тему: Знакомство со сказками К. Ушинского «Гусь и журавль», JI. Толстого «Зайцы и лягушки (УМК "Школа России" 1 класс)
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Красникова Арина Игоревна

Знакомство со сказками К. Ушинского «Гусь и журавль» и JI. Толстого «Зайцы и лягушки»; 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение

Класс: 1-2

Тема: Знакомство со сказками К. Ушинского «Гусь и журавль», JI. Толстого «Зайцы и лягушки»

Цель:  познакомить со сказками К. Ушинского «Гусь и журавль» и JI. Толстого «Зайцы и лягушки»; прививать интерес и любовь к устному народному творчеству; упражнять в выразительном чтении; учить определять характер героев сказки, ее главную мысль; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся выразительно, плавно, целыми словами, верно выделяя ударные слоги; определять последовательность событий в сказке; отвечать на вопросы по содержанию произведения; называть героев сказки и оценивать их поступки; ориентироваться в прочитанных произведениях; отгадывать загадки; подбирать пословицы.

Личностные: положительное отношение и интерес к урокам чтения; умение соотносить свои жизненные наблюдения с читательскими произведениями.

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: учебник «Азбука» 1 класс,  2 часть, под редакцией В.Г.Горецкого; презентация


Этап урока
Методы и приемы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный

Словесный : слово учителя

1 мин

Здравствуйте, ребята! Подравняйтесь, настройтесь на работу на уроке.

Прозвенел уже звонок

Начинается урок.

Мы сегодня с вами дружно

В путешествие пойдём,

И с хорошим настроеньем

В страну сказок попадём.

-Присаживайтесь!

Приветствовать учителя

Настраиваться на работу

Р: Осознание необходимости рабочего настроя на уроке.

Актуализация знаний

Словесный: строят речевые высказывания

Словесный: слово учителя

Практический: составление пословиц

Словесный: строят речевые высказывания

5 мин

- Сегодня у нас не совсем обычный урок.  Мы вспомним  много знакомых сказок и познакомимся с произведениями из старинных книг.

- Ребята, скажите,  а где можно встретиться со сказкой?

 (В книгах, в мультфильмах, кино)

- Любите ли вы читать сказки? Почему?  (Сказки читать интересно. Там всё волшебное, происходят разные чудеса и приключения. Животные умеют разговаривать…)

-А почему говорят: 

«Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок»?

(Потому, что сказка – это неправда,  в жизни этого не бывает. Но в ней есть народная мудрость, которая  учит нас быть дружными, добрыми, смелыми.)

Литературная викторина «Узнай сказку»

- Ребята, а много сказок знаете вы?

- Отгадайте, о какой сказке идёт речь?

1.«Кто-то за кого-то ухватился цепко,

Ох, никак не вытянуть,

Ох, засела  крепко.

Но ещё помощники скоро прибегут

Победит упрямицу дружный общий труд».

(«Репка»)

- На слайде пословицы, но подул ветер, и слова перемешались.

-Давайте попробуем составить пословицы, которые относятся к сказке «Репка» ( Вместе любое дело спорится . Без труда не выловить и рубку из пруда.)

2. «Колотил да колотил

По тарелке носом

Ничего не проглотил

И остался с носом» .

(«Лиса и журавль»)

-Как вы понимаете значение выражения слов «остался с носом»? (Остался ни с чем, нечего не получил)

 -Из какой сказки этот отрывок?

«Шел дед лесом, а за ним бежала собачка . Шел дед , шел да и обронил …»

(«Рукавичка»)

-Какую пословицу можно подобрать ?

( В тесноте, да не в обиде)

Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушел.

(«Колобок»)

-О чем говорит народная мудрость? ( Не верь речам, где мёду с лишком, не будь самоуверен слишком)

«Что за славный теремок?

Ах, какое чудо!

Кто тут в домике живет,

Дружно песенки поёт»?

(«Теремок»)

- О каких сказках шла речь? Перечислите их («Репка», «Лиса и журавль», «Рукавичка», «Колобок», «Теремок»).

- Что объединяет эти сказки? Кто их написал? Сочинил? (Это русские народные сказки)

-Какие еще русские народные сказки вы знаете?(«Царевна лягушка», «По щучьему велению», «Гуси – лебеди», «Снегурочка»)

- А как называется сказки, написанные писателями? (Авторские или литературные)

- Каких писателей сказочников вы знаете? (А.С.Пушкин, К.И.Жуковский, С.Я. Маршак,  Е.Чарушин.)

- Сегодня мы с вами продолжим путешествие  по стране сказок.

        

Вспоминать пройденное

Отвечать на вопросы учителя

Отгадывать названия сказок

Составлять пословицы

Отгадывать название сказок




Вспоминать название сказки


Отвечать на вопросы

П: формулировать ответы и выводы

К: слушать и понимать речь других

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции

К: слушать и понимать речь других

Постановка учебной задачи

Словесный: строить речевые высказывания

5 мин

- Наше путешествие продолжается. Откройте учебник на странице 58.

- Посмотрите на страничку и определите какая тема урока сегодня у нас будет?

Тема: Познакомиться со сказками  К. Ушинского «Гусь и журавль», JI. Толстого «Зайцы и лягушки».

- Правильно!

Предполагать, размышлять на поставленный вопрос

Формулировать тему урока

Р:понимать, что такое цели изучения раздела и где в учебнике они зафиксированы

Решение частных задач

Словесный : речь учителя

Словесный: строят речевые высказывания

15 мин

- Кто автор первой сказки? (Константин Дмитриевич Ушинский)

- Что вы знаете об этом писателе?

- Рассказываю детям основное  о К.Д. Ушинском (ДОП. КНИЖКА)

- Сейчас я вам прочитаю сказку, а вы внимательно меня слушайте и пальчиком следите!

- Какую важную мысль автор сообщает читателям? (Лучше знать что ни будь одно хорошо, чем всё, да плохо.  Не надо хвастаться.)

-  Какими словами гусь восхищался собой? («Какая я, право, удивительная птица! И  хожу-то я по земле, и плаваю по воде, и летаю по воздуху: нет другой такой птицы на свете! Я всем птицам царь!»)

-Почему журавль назвал гуся « глупой птицей»?

-Как нужно читать слова гуся – громко или тихо? Почему?

- Сейчас, каждый самостоятельно читает шепотом, а я буду проходить и слушать как вы читаете!

- Давайте, прочитаем сказку по цепочке! Первая парта начинайте, а все остальные следят!

Рассказывать моменты биографии из жизни писателя

Слушать чтение учителя

Высказывать свое мнение

Читать в полголоса

Следить по тексту, читать по цепочке

К: слушать и понима

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции

Физкультминутка

1 мин

Потрудились – отдохнем,
Встанем глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед. 
Влево, вправо поворот
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили
Всем улыбки подарили.
Тихо сели, к работе – приступили.

Выполнять физкультминутку

Л: ЗОЖ

Решение частных задач

Практический: прочтение сказки

Словесный: строят речевые высказывания

15 мин

- Переверните страничку и прочитайте, кто написал следующую сказку? (Л.Н. Толстой)

- Что вы знаете  о Л.Н. Толстом?

- Как называется сказка? (Зайцы и лягушки)

- Сейчас, садитесь удобно, расслабьтесь и приготовьтесь слушать сказку (ауди)

- Почему зайцы поскакали на озеро?

-Почему испугались лягушкта?

- На что жаловались зайцы?

- Как они преодолели свой страх?

- А сейчас, выразительно начинает читать Даша (+еще 3 человека после нее)

-Чему учит эта сказка?

Рассказывать биографию

Слушать сказку

Отвечать на вопросы

Читать сказку, следить по тексту

 

К: выражение свои мыслей с достаточной полнотой и точностью;

П: формулировать ответы и выводы

Рефлексия

По содержанию

Словесный – ответы на вопросы

3 мин

 - О чем говорили на уроке? (О русских народных и авторских сказках)
- С какими сказками познакомились?

- Кто написал сказку « Петух и собака»?

-Кто написал сказку «Зайцы и лягушки»?
-Наше путешествие в мир русской народной и авторской сказки завершается.

- Закончите предложения:

- Сегодня я узнал…

- Мне было интересно…

- Я бы хотел…

Всем спасибо за старанье,

За задор, за прочность знаний

И за сказок всех познанье.

Записывать дз

Подводить итоги урока

Р: осуществляют итоговый контроль


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок»? Будит лес, поля и горы, Все полянки и сады. Он во сне стучится норы. Напевает у воды: «Просыпайтесь! Просыпайтесь! Пойте, смейтесь, улыбайтесь!» Далеко слышна свирель, Это будит всех …

Слайд 3

«Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок»? Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.

Слайд 4

«Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок»? ЗОЛА АРЫК ГОД АНГИНА ДОЛГ КОРМА АЛМАЗ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока по теме: «Знакомство с городом – героем Тулой»

        Одним из аспектов патриотического воспитания учащихся в рамках введения ФГОС является воспитание любви к родному краю, своему народу, его культуре и обычаям, т...

Конспект урока на тему: "Знакомство с алгоритмом разбора глагола по составу".

Разработка урока по русскому языку для 4 класса , ОС "Школа 2100"....

Открытый урок по теме: "Знакомство со сказкой А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

"Знакомство со сказкой А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке" 4 класс литературное чтение...

Конспект урока по теме «Знакомство с задачей»

Урок изучения нового материала...

Конспект урока по теме: «Знакомство с единицей измерения длины- дециметр».

На уроке дети знакомятся с единицей измерения длины-  «дециметр»; учатся  использовать приобретенные математические знания в практической деятельности...

Конспект урока на тему: «Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей (УМК "Школа России" 1 класс)

Знакомство с учебником "Русский язык", с его структурой.  Первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения....