Конспект урока на тему: Знакомство со сказками К. Ушинского «Гусь и журавль», JI. Толстого «Зайцы и лягушки (УМК "Школа России" 1 класс)
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Знакомство со сказками К. Ушинского «Гусь и журавль» и JI. Толстого «Зайцы и лягушки»;
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предмет: Литературное чтение
Класс: 1-2
Тема: Знакомство со сказками К. Ушинского «Гусь и журавль», JI. Толстого «Зайцы и лягушки»
Цель: познакомить со сказками К. Ушинского «Гусь и журавль» и JI. Толстого «Зайцы и лягушки»; прививать интерес и любовь к устному народному творчеству; упражнять в выразительном чтении; учить определять характер героев сказки, ее главную мысль; развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся выразительно, плавно, целыми словами, верно выделяя ударные слоги; определять последовательность событий в сказке; отвечать на вопросы по содержанию произведения; называть героев сказки и оценивать их поступки; ориентироваться в прочитанных произведениях; отгадывать загадки; подбирать пословицы.
Личностные: положительное отношение и интерес к урокам чтения; умение соотносить свои жизненные наблюдения с читательскими произведениями.
Тип урока: открытие новых знаний
Оборудование: учебник «Азбука» 1 класс, 2 часть, под редакцией В.Г.Горецкого; презентация
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный Словесный : слово учителя | 1 мин | Здравствуйте, ребята! Подравняйтесь, настройтесь на работу на уроке. Прозвенел уже звонок Начинается урок. Мы сегодня с вами дружно В путешествие пойдём, И с хорошим настроеньем В страну сказок попадём. -Присаживайтесь! | Приветствовать учителя Настраиваться на работу | Р: Осознание необходимости рабочего настроя на уроке. |
Актуализация знаний Словесный: строят речевые высказывания Словесный: слово учителя Практический: составление пословиц Словесный: строят речевые высказывания | 5 мин | - Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы вспомним много знакомых сказок и познакомимся с произведениями из старинных книг. - Ребята, скажите, а где можно встретиться со сказкой? (В книгах, в мультфильмах, кино) - Любите ли вы читать сказки? Почему? (Сказки читать интересно. Там всё волшебное, происходят разные чудеса и приключения. Животные умеют разговаривать…) -А почему говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок»? (Потому, что сказка – это неправда, в жизни этого не бывает. Но в ней есть народная мудрость, которая учит нас быть дружными, добрыми, смелыми.) Литературная викторина «Узнай сказку» - Ребята, а много сказок знаете вы? - Отгадайте, о какой сказке идёт речь? 1.«Кто-то за кого-то ухватился цепко, Ох, никак не вытянуть, Ох, засела крепко. Но ещё помощники скоро прибегут Победит упрямицу дружный общий труд». («Репка») - На слайде пословицы, но подул ветер, и слова перемешались. -Давайте попробуем составить пословицы, которые относятся к сказке «Репка» ( Вместе любое дело спорится . Без труда не выловить и рубку из пруда.) 2. «Колотил да колотил По тарелке носом Ничего не проглотил И остался с носом» . («Лиса и журавль») -Как вы понимаете значение выражения слов «остался с носом»? (Остался ни с чем, нечего не получил) -Из какой сказки этот отрывок? «Шел дед лесом, а за ним бежала собачка . Шел дед , шел да и обронил …» («Рукавичка») -Какую пословицу можно подобрать ? ( В тесноте, да не в обиде) Формой он похож на мяч. («Колобок») -О чем говорит народная мудрость? ( Не верь речам, где мёду с лишком, не будь самоуверен слишком) «Что за славный теремок? Ах, какое чудо! Кто тут в домике живет, Дружно песенки поёт»? («Теремок») - О каких сказках шла речь? Перечислите их («Репка», «Лиса и журавль», «Рукавичка», «Колобок», «Теремок»). - Что объединяет эти сказки? Кто их написал? Сочинил? (Это русские народные сказки) -Какие еще русские народные сказки вы знаете?(«Царевна лягушка», «По щучьему велению», «Гуси – лебеди», «Снегурочка») - А как называется сказки, написанные писателями? (Авторские или литературные) - Каких писателей сказочников вы знаете? (А.С.Пушкин, К.И.Жуковский, С.Я. Маршак, Е.Чарушин.) - Сегодня мы с вами продолжим путешествие по стране сказок.
| Вспоминать пройденное Отвечать на вопросы учителя Отгадывать названия сказок Составлять пословицы Отгадывать название сказок Вспоминать название сказки
| П: формулировать ответы и выводы К: слушать и понимать речь других К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции К: слушать и понимать речь других |
Постановка учебной задачи Словесный: строить речевые высказывания | 5 мин | - Наше путешествие продолжается. Откройте учебник на странице 58. - Посмотрите на страничку и определите какая тема урока сегодня у нас будет? Тема: Познакомиться со сказками К. Ушинского «Гусь и журавль», JI. Толстого «Зайцы и лягушки». - Правильно! | Предполагать, размышлять на поставленный вопрос Формулировать тему урока | Р:понимать, что такое цели изучения раздела и где в учебнике они зафиксированы |
Решение частных задач Словесный : речь учителя Словесный: строят речевые высказывания | 15 мин | - Кто автор первой сказки? (Константин Дмитриевич Ушинский) - Что вы знаете об этом писателе? - Рассказываю детям основное о К.Д. Ушинском (ДОП. КНИЖКА) - Сейчас я вам прочитаю сказку, а вы внимательно меня слушайте и пальчиком следите! - Какую важную мысль автор сообщает читателям? (Лучше знать что ни будь одно хорошо, чем всё, да плохо. Не надо хвастаться.) - Какими словами гусь восхищался собой? («Какая я, право, удивительная птица! И хожу-то я по земле, и плаваю по воде, и летаю по воздуху: нет другой такой птицы на свете! Я всем птицам царь!») -Почему журавль назвал гуся « глупой птицей»? -Как нужно читать слова гуся – громко или тихо? Почему? - Сейчас, каждый самостоятельно читает шепотом, а я буду проходить и слушать как вы читаете! - Давайте, прочитаем сказку по цепочке! Первая парта начинайте, а все остальные следят! | Рассказывать моменты биографии из жизни писателя Слушать чтение учителя Высказывать свое мнение Читать в полголоса Следить по тексту, читать по цепочке | К: слушать и понима К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции |
Физкультминутка | 1 мин | Потрудились – отдохнем, | Выполнять физкультминутку | Л: ЗОЖ |
Решение частных задач Практический: прочтение сказки Словесный: строят речевые высказывания | 15 мин | - Переверните страничку и прочитайте, кто написал следующую сказку? (Л.Н. Толстой) - Что вы знаете о Л.Н. Толстом? - Как называется сказка? (Зайцы и лягушки) - Сейчас, садитесь удобно, расслабьтесь и приготовьтесь слушать сказку (ауди) - Почему зайцы поскакали на озеро? -Почему испугались лягушкта? - На что жаловались зайцы? - Как они преодолели свой страх? - А сейчас, выразительно начинает читать Даша (+еще 3 человека после нее) -Чему учит эта сказка? | Рассказывать биографию Слушать сказку Отвечать на вопросы Читать сказку, следить по тексту
| К: выражение свои мыслей с достаточной полнотой и точностью; П: формулировать ответы и выводы |
Рефлексия По содержанию Словесный – ответы на вопросы | 3 мин | - О чем говорили на уроке? (О русских народных и авторских сказках) - Кто написал сказку « Петух и собака»? -Кто написал сказку «Зайцы и лягушки»? - Закончите предложения: - Сегодня я узнал… - Мне было интересно… - Я бы хотел… Всем спасибо за старанье, За задор, за прочность знаний И за сказок всех познанье. | Записывать дз Подводить итоги урока | Р: осуществляют итоговый контроль |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок»? Будит лес, поля и горы, Все полянки и сады. Он во сне стучится норы. Напевает у воды: «Просыпайтесь! Просыпайтесь! Пойте, смейтесь, улыбайтесь!» Далеко слышна свирель, Это будит всех …
«Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок»? Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.
«Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок»? ЗОЛА АРЫК ГОД АНГИНА ДОЛГ КОРМА АЛМАЗ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме: «Знакомство с буквой Ъ. Запись слов с разделительным Ъ. Его значение и роль в словах»
разработка урока по русскому языку в 1 классе...
План – конспект урока по теме: «Знакомство с городом – героем Тулой»
Одним из аспектов патриотического воспитания учащихся в рамках введения ФГОС является воспитание любви к родному краю, своему народу, его культуре и обычаям, т...
Конспект урока на тему: "Знакомство с алгоритмом разбора глагола по составу".
Разработка урока по русскому языку для 4 класса , ОС "Школа 2100"....
Открытый урок по теме: "Знакомство со сказкой А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
"Знакомство со сказкой А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке" 4 класс литературное чтение...
Конспект урока по теме «Знакомство с задачей»
Урок изучения нового материала...
Конспект урока по теме: «Знакомство с единицей измерения длины- дециметр».
На уроке дети знакомятся с единицей измерения длины- «дециметр»; учатся использовать приобретенные математические знания в практической деятельности...
Конспект урока на тему: «Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей (УМК "Школа России" 1 класс)
Знакомство с учебником "Русский язык", с его структурой. Первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения....