Методическая разработка урока литературного чтения 1 класс по рассказу В.Осеевой "Плохо".
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Конспект урока литературного чтения в 1 классе по рассказу В.Осеевой "Плохо".
Главными целями на данном уроке является создание условий для полноценного восприятия рассказа В.Осеевой.
Также особое внимание уделяется работе по формированию читательских умений у первоклассников, развитию представлений о средствах создания художественного образа в литературе и изобразительном искусстве. Одной из целей урока является обучение словесному и графическому рисованию, поэтому особое внимание уделяется работе по художественному анализу текста, характеристике персонажей и мотивов их поступков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока литературного чтения в 1 классе ро рассказу В.Осеевой "Плохо" | 22.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения в 1 классе
по УМК "Школа России",
учителя начальных классов ГБОУ СОШ № 336 г. Санкт-Петербурга
Паниной Ирины Николаевны
1. Тема: В. Осеева «Плохо»
2. Цель – способствовать полноценному восприятию рассказа В. Осеевой «Плохо» , развивать умение пересказывать текст по плану, развить интерес к иллюстрированию.
3. Задачи:
предметные:
- совершенствовать навык чтения целыми словами,
- учить пересказывать текст по картинному плану, правильно формулировать ответы на вопросы по тексту
- развивать представление о средствах создания художественного образа в литературе и изобразительном искусстве.
- овладевать системой читательских умений
- обучить словесному и графическому рисованию, сопоставляя иллюстрацию с фактическими деталями и со смыслом текста
метапредметные:
- регулятивные - развивать умение ставить учебную задачу самостоятельно, способствовать развитию навыков самоконтроля;
- коммуникативные – развивать умения формулировать точные, полные ответы.
- познавательные (информационные) - способствовать формированию умения искать информацию в учебной книге, в учебных словарях, понимать информацию;
личностные:
- организация участия детей в действиях интриги учебника по данной теме, учёт позиции собеседника.
4. Оборудование:
- проектор;
- ноутбук;
-вырезанные по контуру фигурки персонажей: большой взъерошенной собаки, котенка, двух мальчиков.
Этап урока | Деятельность учителя и учащихся | УУД |
Вступительная беседа. Актуализация опорных знаний | -Сегодня я слышала, как в школьном коридоре ссорились две девочки. И одна другой выкрикнула: «Бессовестная ты! Бессовестная!» Мне захотелось поговорить с вами на эту тему. Безрадостный - значит, нет радости, безнадежный- нет надежды, а бессовестный- нет чего? А что такое совесть? (Ответы детей) Совесть - это как бы второе сознание, как бы двойник человека, который подвергает сомнению и критике различные намерения человека. А уж если человек все-таки совершил что-то неблаговидное, то совесть сурово наказывает его: человек вдруг понимает, что поступил нехорошо, жалеет о содеянном, ругает сам себя. - Как вы считаете, всегда ли должна быть у человека совесть? -А по отношению к животным должна быть у человека совесть?
| Личностные Регулятивные |
Подготовка к первичному восприятию. | - Сегодня мы познакомимся с рассказом детской писательницы Валентины Осеевой «Плохо». Она сочиняла для ребят сказки, писала пьесы и любила ставить их с детьми. Именно по просьбе детей она отнесла свои рассказы в издательство.
| Регулятивные Коммуникативные |
Первичное восприятие. | Чтение учителя. | Познаватель ные |
Постановка учебной задачи. | Давайте представим, что мы художники и нам надо проиллюстрировать этот рассказ. Какие иллюстрации мы сделаем? Прочитайте текст про себя и подумайте об этом. | Личностные Познавательные |
Чтение и анализ текста. | - Прочитайте первый абзац. Опишите как будет выглядеть первая иллюстрация. Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. -Кто на ней изображен? -Подходит ли иллюстрация к рассказу? -Обоснуйте свою точку зрения текстом. -Какие слова в тексте подскажут вам, какую нужно изобразить собаку? («яростно лаяла», «припадая на передние лапы») -А котенка? («жалобно мяукал», «маленький, взъерошенный», «прижавшись к забору») -Какие из деталей мы не сможем нарисовать? (Нельзя нарисовать,как собака лает , как котенок мяукает) - Как же художник может передать, что котенок очень испуган, что он просит о помощи? -Задача у художника и писателя одна, а средства разные.Писатель пользуется словом, а художник передает ярость собаки и беззащитность котенка с помощью позы, расположения фигур, выражения глаз. -Давайте расположим на доске вырезанные фигурки собаки и котенка, подумаем как их правильно расположить. - Кто еще должен быть изображен на рисунке? Прочитайте -Какое выражение лица должно быть у мальчиков; встревоженное, заинтересованное, безразличное, равнодушное? -Почему вы так считаете? -Где лучше расположить фигурки мальчиков- со стороны собаки или со стороны котенка? -Со стороны котенка нельзя, расположим их в сторонке. Значит художник на иллюстрации должен продумывать расположение фигур. Расположение фигур, или композиция – одно из важных выразительных средств. - Мы расставили фигуры, получилась ли иллюстрация? - Ясно ли когда происходит действие? Какое время года, погода? Писатель об этом не говорит, но художник должен это изобразить, хотя в рассказе об этом не упоминается. Эти детали являются второстепенными, а вот изменить позу собаки и котенка нельзя, так как потеряется смыcл . -Прочитайте рассказ до конца и подумайте, какие еще иллюстрации вы бы еще нарисовали? Почему к первой части рассказа легко было нарисовать иллюстрации, а ко второй- очень сложно? Потому что нельзя изобразить диалог, действие. -Значит, во второй части главное-действия персонажей и их характер. Прочитаем вторую часть и обратим внимание на то, как автор описывает действия героев. -Почему автор пишет, что женщина поспешно выбежала на крыльцо? Почему она сначала говорила с мальчиками сердито, а потом – гневно. Что вызвало гнев женщины? | Познавательные Личностные |
Физминутка | Раз - подняться на носки и улыбнуться. Два - руки вверх и потянуться. Три - согнуться, разогнуться. Четыре - снова все начать. Пять - поглубже всем вздохнуть. Шесть - на пояс руки ставим. Семь - повороты туловища начинаем. Восемь - столько раз присядем. Девять - Потягиваемся и отдыхаем. Десять - и урок наш продолжаем | |
Обобщение | - Мы говорили об отношении женщины к поступку, вернее отсутствию поступка мальчиков, а каково отношение автора? Где-нибудь Осеева прямо показывает свое отношение к персонажам? Не показывает, но подбирает такие слова, что нам становится жалко котенка и страшно за него. - В чем убеждает нас автор? Не делать ничего плохого мало, нужно делать добрые поступки. Нельзя оставаться равнодушным, когда рядом творится зло, когда рядом кто-то нуждается в помощи. -Ребята, у меня есть план этого рассказа, прочитайте его.
-Что интересного вы заметили? (нарушен порядок изложения) -Восстановите план. (2, 4, 3, 1) -Давайте попробуем пересказать рассказ. Вам в помощь будет иллюстрация и план. | Познавательные Регулятивные |
Творческие задания. | - У этого рассказа есть и другое название – "Cобака яростно лаяла». - Какой заголовок выбрали бы вы? Почему? -Как можно озаглавить этот рассказ по-другому? -Как можно продолжить рассказ? | Личностные |
Подведение итога урока. Рефлексия учащихся. | -С каким произведением познакомились на уроке? -Чтобы вы спросили у мальчиков? - Какой совет вы бы дали мальчикам? -Как вы думаете, мальчиков будет мучить совесть после слов женщины? -Как поступили бы вы на месте этих мальчиков? -Какие выводы вы сделали для себя? А я хотела бы добавить: Герои рассказа не виноваты в создавшейся ситуации, они лишь случайные свидетели. Но свидетели равнодушные. Своим рассказом В. Осеева убеждает читателей – не совершать зла мало, надо творить добро. Давайте быть добрее к окружающим и весь мир от этого станет лучше и добрее, и мы сами тоже станем лучше и добрее. Урок окончен. | Личностные Коммуникативные Регулятивные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема урока: Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки.
Конспект урока соответствует требования ФГОС, способствует формированию и развитию УУД....
Технологическая карта урока литературного чтения1 класс (обучение грамоте) по теме "Звуки [м] — [м`], буква М м"
Технологическая карта урока в период обучения грамоте по ознакомлению с согласными звуками....
Методическая разработка урока ОРКСЭ 4 класс по теме «История религий в России. Рассказ о выборе веры» с использованием игры «Как ты думаешь» (Технология критического мышления)
Данная методическая разработка урока по ОРКСЭ поможет преподавателю вышеупомянутого курса провести урок по этой теме в форме увлекательной игры (Технология критического мышления, игра "Как ты думаешь"...
Методическая разработка урока литературного чтения "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова"
Представлена технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова". На уроке используется технология проблемного обуче...
Урок литературного чтения1 класс "Гласный звук и буквы О, о."
Урок литературного чтения по программе "Школа России" Раздел "Добукварный период" Тема Гласный звук [o], буквы О, о. https://yadi.sk/d/XaSZhZ-fjvVtVw ...
Методическая разработка урока литературного чтения "И в шутку, и всерьёз. Рассказы Виктора Драгунского".
Методическая разработка в форме технологической карты к уроку литературного чтения или для внеклассной работы в 3-4 классе....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «ТЕМА ДРУЖБЫ И ВЕРНОСТИ В РАССКАЗЕ А. КУПРИНА «БАРБОС И ЖУЛЬКА»
Данный методический материал может быть использован педагогами для организации образовательной деятельности обучающихся 4 класса по предмету «Литературное чтение» в соответствии с учебно-м...