Методическая разработка урока литературного чтения "И в шутку, и всерьёз. Рассказы Виктора Драгунского".
методическая разработка по чтению (4 класс)
Методическая разработка в форме технологической карты к уроку литературного чтения или для внеклассной работы в 3-4 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dragunskiy_dlya_detey.docx | 21.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: И в шутку, и всерьёз. Рассказы Виктора Драгунского.
Цели:
• воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему, какие эмоции вызвало содержание текста)
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ |
Ι. Актуализация знаний. | 1 2 Проверка домашнего задания. Выставка иллюстраций к одному из стихотворений. Выразительное чтение стихов наизусть по предыдущему домашнему заданию | Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, иллюстрировать фрагменты произведения. |
II. Развитие умений. | 2 4 2 3 2 1 4 Работа с текстом рассказа В. Драгунского «Надо иметь чувство юмора». 1. Работа с текстом до чтения. – Прочитайте название, фамилию автора. Вы согласны с утверждением, которое автор вынес в заглавие рассказа? Почему? Объясните. – Как вы думаете, почему рассказы Драгунского называются «весёлыми»? Должен ли человек уметь смеяться над собой, относиться к некоторым жизненным ситуациям с юмором? А хотите знать, что думает об этом писатель Виктор Драгунский? 2. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение части 1 (дети читают самостоятельно, про себя). 2. Выявление первичного восприятия. – В части 1 сначала смеются Дениска и Мишка. Над чем? – Кто такие лемуры? (слово вынесено на доску, для наглядности подобрана иллюстрация) Лемур – полуобезьяна с длинным хвостом и удлинёнными задними конечностями. Живёт в тропических лесах. – А в конце этой части Дениска смеётся один. Почему? – Можете ли уже сказать, у кого из героев есть чувство юмора? 3. Первичное чтение частей 2 и 3 (вслух, комбинированное чтение). При чтении части 2 в конце нужно провести диалог с автором: После предложения «Они оба на меня смотрели и хохотали» (Они смеялись почему-то или над кем-то?) «…мы этого ещё не проходили» (А Дениске было смешно? Почему?) «…такого скоро выгонят из школы» (Вы поняли, почему Дениска ушёл? Что он чувствовал?) При чтении части 3 нужен небольшой комментарий: «…я могу уйти из дома прямо на целину» (Что такое целина, куда собрался Дениска? Это освоение никогда не паханной земли в Казахстане, Поволжье, Сибири. В 1954–1960 годы в эти места ехали люди, особенно молодёжь, чтобы осваивать, покорять дикие степи, пахать землю и выращивать урожай хлеба.) – Вот как Дениска обиделся на папу за эту задачу и как ему жалко себя – он даже собирался уйти из дому на целину! 4. Обобщающая беседа. а) – Как вы думаете, стоило ли Дениске обижаться на задачу? (Слушаем версии детей.) А почему всё-таки он обиделся? (Принял задачу на свой счёт, решил, что несправедливо папа про него говорит; обиделся, что папа с Мишкой смеялись.) б) – Почему папа первый подошёл к Дениске, нашёл его за вешалкой? (Папа понял, что Дениска обиделся, чувством юмора он ещё не обладает в полной мере. Папа старается смягчить ситуацию и помочь сыну научиться смеяться над собой.) в) – Есть ли у Дениски чувство юмора? (Не совсем.) А у его отца? (Конечно. Задачку придумал смешную и полезную.) г) – Поможет ли папина задача Дениске стать лучше? (Задача заставила сына задуматься о своём обычном поведении и критически взглянуть на себя со стороны.) 5. Самостоятельное перечитывание текста про себя, выполнение заданий по вариантам. I вариант: выписать ключевые слова. II вариант: составить простой план. Проверка по окончании работы. 3. Работа с текстом после чтения. 1. Итоговая беседа. – Как бы вы теперь ответили на вопрос темы урока? – Как вы думаете, кому живётся лучше: человеку, обладающему чувством юмора, или тому, кто не имеет этого чувства? – А у вас есть чувство юмора? – Чему научил вас рассказ В. Драгунского? 2. Рассказ учителя о В. Драгунском с презентацией и викториной по произведениям автора: (слайд 3) Родился Виктор Юзефович в Нью-Йорке. Это большой город в Америке. Детство его прошло в Гомеле, небольшом зелёном городе, что находится в Белоруссии. В. Драгунского часто называют мастером улыбки. Он был артистом театра и эстрады, несколько лет руководил собственным театром, который назывался «Синяя птичка». А ещё В. Драгунский работал Дедом Морозом на ёлках, и все дети, мамы, папы, бабушки и дедушки просто животики надрывали от смеха – такой весёлый это был Дед Мороз. В. Драгунский одно время работал клоуном в цирке на Цветном бульваре в Москве, рыжим клоуном – в лохматом рыжем парике. Во время войны Виктор Юзефович с другими артистами ездил на фронт выступать перед бойцами, чтобы у них было хорошее настроение. (слайд 4) Когда у В. Драгунского подрос сын Дениска, с ним начали происходить всякие смешные истории, и вскоре вышли книги: «Денискины рассказы», потом «Он живой и светится», «Расскажите мне про Сингапур», «Человек с голубым лицом». Всего В. Драгунский написал около 90 рассказов. (слайд 5) А сейчас мы с вами вспомним некоторые из произведений В. Драгунского. На слайдах будут фрагменты из рассказов писателя, вам нужно узнать название произведения, главных героев и вспомнить, чем закончились эти истории. слайд 6 – «Арбузный переулок», слайд 7 – «Где это видано, где это слыхано», слайд 8 – « Девочка на шаре», слайд 9 – «Куриный бульон», слайд 10 – «На Садовой большое движение», слайд 11 – «Пожар во флигеле». слайд 12 – Желаем новых открытий! – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? | 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3.Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. |
ΙΙΙ. Итог. | – Как бы вы оценили свою работу на уроке? | |
IV. Домашнее задание. | 1. Пересказать рассказ, используя план и опорные слова. 2. Ответить письменно на вопрос: что такое чувство юмора? |
Список литературы:
Литературное чтение. 4 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др.]. 5-е изд.- М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил.- (Школа России).
Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению. 4 класс.- 2-е изд. М.: ВАКО, 2016.- 432 с.- (В помощь школьному учителю).
Драгунский В. Ю. Денискины рассказы. – М.: Изд-во Эксмо, 2015.
Драгунский В. Ю. Денискины рассказы: (рассказы)/ Виктор Драгунский. – М.: Астрель: АСТ; Владимир: ВТК, 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературного чтения "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова"
Представлена технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова". На уроке используется технология проблемного обуче...
Урок литературного чтения по теме "Нравственный смысл рассказа В.Драгунского "Тайное становится явным", 2 класс, УМК "Школа России"
2 класс Школа "России"...
Методическая разработка урока литературного чтения 1 класс по рассказу В.Осеевой "Плохо".
Конспект урока литературного чтения в 1 классе по рассказу В.Осеевой "Плохо".Главными целями на данном уроке является создание условий для полноценного восприятия рассказа В.Осеевой.Также ос...
Презентация "И в шутку, и всерьёз. Рассказы Виктора Драгунского".
Презентация-викторина по произведениям замечательного детского писателя содержит также краткую информацию о жизни и творчестве Виктора Драгунского. Может быть использована как на уроке литературного ч...
Методическая разработка. Урок - викторина «И в шутку и всерьёз»
Обобщить и систематизировать знания по разделу; развивать память, внимание, мышление, речь; поддерживать интерес к чтению....
Методическая разработка урока литературного чтения. В.Ю.Драгунский «Тайное становится явным»
Цель: формирование у обучающихся способности к осмыслению главной идеи рассказа В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным».Задачи:- познакомить учащихся с содержанием рассказа- формировать...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «ТЕМА ДРУЖБЫ И ВЕРНОСТИ В РАССКАЗЕ А. КУПРИНА «БАРБОС И ЖУЛЬКА»
Данный методический материал может быть использован педагогами для организации образовательной деятельности обучающихся 4 класса по предмету «Литературное чтение» в соответствии с учебно-м...