Ресурсное обеспечение урока: | Портрет писателя, презентация к уроку, учебник Л. А. Ефросининой, М.И. Омороковой «Литературное чтение, 3 класс» часть вторая, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», толковые словари Ожигова С.И., Ушакова Д.Н., Даля В. И., выставка книг писателя. |
- Организационный момент
Цель: мотивирование к учебной деятельности | - Подберите ассоциации к слову «счастье». - Что такое счастье? - Данное предложение пока оставим незаконченным, а окончание его допишем в конце урока.
- Обратимся к толковым словарям и прочитаем определение «счастья» в словарях Ожигова С. И., Ушакова Д.Н., Даля В. И.
|
- Счастье для меня это…
Ученики читают определение «счастья» из текста словарей. Ожигов С.И.: счастье- 1) чувство и состояние полного, высшего удовлетворения; 2) успех, удача. Ушаков Д.Н.: счастье- состояние довольства, благополучия, радости от полноты жизни, от удовлетворения жизнью; 2) успех, удача. Даль В.И.: счастье- случайность, желанная неожиданность, талант, удача, успех.
| Познавательные: произвольно строят речевые высказывания в устной форме, рассуждения Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя Предметные: пользуются справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации |
- Актуализация знаний
Цель: Антиципация (предугадывание предстоящего чтения) | - Разобраться в том, что такое счастье, нам поможет произведение А.П. Гайдара «Горячий камень». (Учитель обращает внимание на портрет.) - Рассмотрите иллюстрации к тексту. Предугадаем, о чём будет содержание произведения. - Давайте сформулируем учебные задачи нашего урока. - Как вы думаете сегодня на уроке, мы будем продолжать совершенствовать умения работать с текстом? - Вам интересно будет узнать, чему хотел научить нас автор?
| Читают тему урока. Предугадывают содержание предстоящего чтения. Формулируют учебные задачи.
Задача №1 Совершенствовать умения работать с текстом. - Вычитывание информации
- Определение темы текста
- Определение жанра текса
- Определение главной мысли текста
- Составление плана текста
Задача №2. Узнать, чему хотел научить автор читателей. Ответить на вопрос: -Что бы я хотел изменить в себе? | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме Предметные: воспринимают на слух информацию
|
- Работа с текстом во время чтения
Цель: Эмоциональное восприятие произведения. Понимание произведения на уровне смысла и содержания.
| Учитель читает произведение А.П. Гайдара «Горячий камень» Проводит словарную работу. Восвояси-домой. Сельсовет- сельский совет: так называлась в Советской России власть, управляющая селом; дом (контора), где работали служащие сельсовета. Кооператив-здесь: сельский магазин. Колхозный- коллективный, принадлежащий всем жителям села. Тиф-тяжёлая инфекционная болезнь. Цигарка- скрученная из бумаги трубочка с табаком, самодельная папироска.
- Ваше впечатление о прочитанном? - Какие чувства вы испытали при слушании рассказа? | Слушают чтение рассказа учителем.
Узнают значение незнакомых слов.
Отвечают на вопросы. Делятся впечатлениями. | Личностные: эмоционально воспринимают произведение Предметные: воспринимают содержание на слух
Коммуникативные: высказывают своё мнение |
- Работа с текстом после чтения
Цель: Анализ содержания произведения. Определение отношения автора к героям. Применение разных видов чтения. Совершенствование навыков самостоятельной работы. | - - Какие вопросы можно задать по содержанию текста?
1 часть Почему люди думали, что старик в жизни видел много горя? Чем он занимался на селе? 2 часть Зачем Ивашка Кудряшкин полез в колхозный сад? Что с ним произошло? Почему старик отпустил Ивашку? 3 часть Как Ивашка набрёл на камень? Почему он решил, что камень волшебный? Почему надпись на камне огорчила Ивашку? 4 часть Как решил Ивашка поступить? Что старик приказал ему сделать? 5 часть О чём думал Ивашка, когда тянул камень на гору? 6 часть Почему старик не стал разбивать камень? Для чего старик приказал Ивашке вытащить камень на гору? Почему долгие годы камень оставался не разбитым?
- - А. П. Гайдар описал нам двух людей. Можно ли назвать их счастливыми?
- Определите понятие «Счастье» для каждого из героев. - Почему камень оказался невостребованным? - Вернёмся к незаконченному предложению.
- Как жизненное кредо писателя звучат заключительные строки его произведения «Чук и Гек»: «Что такое счастье- это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовётся Советской страной».
- Определите жанр произведения. Что это рассказ, сказка, быль? Докажите. Нарисуйте модель нашего произведения.
- Тема произведения?
- Чему хотел научить нас автор?
- - Как автор передаёт своё отношение к героям? В каких словах это слышится?
- Какими чертами характера должен обладать человек, чтобы достойно прожить жизнь?
- Дополните план произведения.
8) – Вам хотелось бы узнать биографию этого замечательного писателя? Вы можете подготовить сообщение из дополнительных ресурсов о жизни и творчестве этого писателя.
9) Творческие задания * Составьте буриме по произведению (Работа в парах.)
*Решите кроссворд
По горизонтали: 3 - Из него сделана кисть для извёстки.5 - Оно переломило ногу старику.6 - Её нёс в ведре старик.10 - Камень был горячий, как он.11 - Ивашке показалось, что он сел на это жалящее насекомое.13 - Он подвез Ивашку на блестящей легковой машине.15 - Туда попал заблудившийся Ивашка.17 - Их подшивал старик.18 - Ей Ивашка зацепился за гвоздь.19 - Они были начертаны на камне. По вертикали: 1 - Она стояла под надписью на камне.2 - Его зарабатывал старик, работая сторожем.4 - За него зацепился Ивашка.7 - Ей сторож мог стегануть Ивашку.8 - Её Ивашка поймал голыми руками.9 - От неё отказался старик.12 - В этот кустарник свалился Ивашка.14 - Их плёл старик.16 - Им болел старик.18 - Ей старику рассекли лицо. | Составляют и отвечают на вопросы по содержанию рассказа. Подтверждают свои ответы словами из текста. Строят рассуждения.
Счастье Ивашки | Счастье старика | Подвезли до школы не блестящей легковой машине | Справился с тяжёлой болезнью | Голыми руками поймал большую щуку | Враг разбит и наша армия наступает | Дядя Митрофан взял в город на праздник Первое мая | Мечтал о том, чтобы страна была могучей и великой |
| Жизнь прошла трудно, но ясно и честно |
Работают в группах. Заполняют таблицу. 1 группа «Счастье Ивашки» 2 группа «Счастье старика»
- Счастье человека -это сама его жизнь.
- Сказка, потому что есть зачин: «Жил на селе одинокий старик»; Имя мальчика - Ивашка (в сказках - Иван, Иван-царевич); волшебный камень с надписями). - Жизнь дана на добрые дела.
- Надо думать, какие поступки ты совершаешь, жизнь одна и надо её прожить достойно. Ведь вернуться назад, чтобы исправить допущенные ошибки, никому не дано.
Высказывают своё мнение и доказывают словами из текста.
Просмотровое чтение произведения. Восполнение плана. - Старик
- Встреча Ивашки со стариком
- ?
- Горячий камень
- Горячий камень и автор
- ?
- Поступок Ивашки
_________________ лежит _________________ сторожит _________________ разбить _________________ получить
Разгадывают кроссворд
| Личностные: высказывают своё отношение к героям произведения, к их поступкам Предметные: отвечают на вопросы по содержанию произведения; выполняют поисковое чтение Регулятивные: учатся работать по предложенному учителем плану Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения; осуществляют моделирование |