Технологическая карта урока литературного чтения. Произведение А.П. Гайдара "Горячий камень"
методическая разработка по чтению (3 класс)

Козлова Ольга Дмитриевна

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: А. П. Гайдар "Горячий камень", 3 класс, программа "Школа 21 века". В материале отражены содержание урока по теме, виды деятельности учителя и учащихся в соответствии с современными требованиями к уроку, определены цели и задачи каждого этапа . Урок выстроен на основе деятельностного подхода в начальной школе как средство достижения планируемых результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_tehnologicheskaya_karta.docx52.65 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения

Тема урока:

А П. Гайдар «Горячий камень»

Цель урока

Создать условия для ознакомления с произведением А.П. Гайдара «Горячий камень», его жизнью и творчеством; способствовать формированию и совершенствованию техники чтения и приёмов понимания текста, развитию речи, творческих способностей; содействовать воспитанию стремления к добрым поступкам, труду, любви к Родине

Тип урока

Открытие новых знаний и способов действий

Планируемые результаты (предметные)

Работают с сюжетом рассказа по сюжетно-композиционному треугольнику. Пользуются средствами речевой выразительности; контролируют своё чтение; умеют определять жанр, тему и главную мысль произведения; пользуются справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации

Личностные результаты

Знают моральные нормы и умеют выделять нравственный аспект поведения; ориентируются в социальных ролях и межличностных отношениях

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные: общеучебные-осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; структурируют знания; владеют техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; логические- владеют умением определять главную мысль рассказа.

Регулятивные: проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы.

Коммуникативные: составляют несложные монологические высказывания о героях; взаимодействуют с окружающими

Ресурсное обеспечение урока:

Портрет писателя, презентация к уроку, учебник Л. А. Ефросининой, М.И. Омороковой «Литературное чтение, 3 класс» часть вторая, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», толковые словари Ожигова С.И., Ушакова Д.Н., Даля В. И., выставка книг писателя.

Основное содержание темы, понятия и термины.

А.П. Гайдар «Горячий камень». Герои произведения, отношение к ним автора. Сюжет рассказа, сюжетно-композиционный треугольник. Выразительное чтение. Моделирование обложки. Понятие «счастье». Псевдоним.

Наименование этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые результаты

  1. Организационный момент

Цель: мотивирование к учебной деятельности

- Подберите ассоциации к слову «счастье».

- Что такое счастье?

- Данное предложение пока оставим незаконченным, а окончание его допишем в конце урока.

- Обратимся к толковым словарям и прочитаем определение «счастья» в словарях Ожигова С. И., Ушакова Д.Н., Даля В. И.

- Счастье для меня это…

Ученики читают определение «счастья» из текста словарей.

Ожигов С.И.: счастье- 1) чувство и состояние полного, высшего удовлетворения; 2) успех, удача.

Ушаков Д.Н.: счастье- состояние довольства, благополучия, радости от полноты жизни, от удовлетворения жизнью; 2) успех, удача.

Даль В.И.: счастье- случайность, желанная неожиданность, талант, удача, успех.

 Познавательные: произвольно строят речевые высказывания в устной форме, рассуждения

Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Предметные: пользуются справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации

  1. Актуализация знаний

Цель: Антиципация (предугадывание предстоящего чтения)

- Разобраться в том, что такое счастье, нам поможет произведение А.П. Гайдара «Горячий камень». (Учитель обращает внимание на портрет.)

- Рассмотрите иллюстрации к тексту. Предугадаем, о чём будет содержание произведения.

- Давайте сформулируем учебные задачи нашего урока.

- Как вы думаете сегодня на уроке, мы будем продолжать совершенствовать умения работать с текстом?

- Вам интересно будет узнать, чему хотел научить нас автор?

Читают тему урока.

Предугадывают содержание предстоящего чтения.

Формулируют учебные задачи.

Задача №1 Совершенствовать умения работать с текстом.

  1. Вычитывание информации
  2. Определение темы текста
  3. Определение жанра текса
  4. Определение главной мысли текста
  5. Составление плана текста

Задача №2. Узнать, чему хотел научить автор читателей.

Ответить на вопрос:

-Что бы я хотел изменить в себе?

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме

Предметные: воспринимают на слух информацию

  1. Работа с текстом во время чтения

Цель: Эмоциональное восприятие произведения. Понимание произведения на уровне смысла и содержания.

Учитель читает произведение А.П. Гайдара «Горячий камень»

Проводит словарную работу.

Восвояси-домой.

Сельсовет- сельский совет: так называлась в Советской России власть, управляющая селом; дом (контора), где работали служащие сельсовета.

Кооператив-здесь: сельский магазин.

Колхозный- коллективный, принадлежащий всем жителям села.

Тиф-тяжёлая инфекционная болезнь.

Цигарка- скрученная из бумаги трубочка с табаком, самодельная папироска.

- Ваше впечатление о прочитанном?

- Какие чувства вы испытали при слушании рассказа?

Слушают чтение рассказа учителем.

Узнают значение незнакомых слов.

Отвечают на вопросы.

Делятся впечатлениями.

Личностные: эмоционально воспринимают произведение

Предметные: воспринимают содержание на слух

Коммуникативные: высказывают своё мнение

  1. Работа с текстом после чтения

Цель: Анализ содержания произведения.

Определение отношения автора к героям.

Применение разных видов чтения.

Совершенствование навыков самостоятельной работы.

  1. - Какие вопросы можно задать по содержанию текста?

1 часть

Почему люди думали, что старик в жизни видел много горя?

Чем он занимался на селе?

2 часть

Зачем Ивашка Кудряшкин полез в колхозный сад?

Что с ним произошло?

Почему старик отпустил Ивашку?

3 часть

Как Ивашка набрёл на камень?

Почему он решил, что камень волшебный?

Почему надпись на камне огорчила Ивашку?

4 часть

Как решил Ивашка поступить?

Что старик приказал ему сделать?

5 часть

О чём думал Ивашка, когда тянул камень на гору?

6 часть

 Почему старик не стал разбивать камень?

Для чего старик приказал Ивашке вытащить камень на гору?

Почему долгие годы камень оставался не разбитым?

  1. - А. П. Гайдар описал нам двух людей. Можно ли назвать их счастливыми?

- Определите понятие «Счастье» для каждого из героев.

- Почему камень оказался невостребованным?

- Вернёмся к незаконченному предложению.

- Как жизненное кредо писателя звучат заключительные строки его произведения «Чук и Гек»:

«Что такое счастье- это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовётся Советской страной».

  1. Определите жанр произведения. Что это рассказ, сказка, быль? Докажите. Нарисуйте модель нашего произведения.

  1. Тема произведения?

  1. Чему хотел научить нас автор?

  1. - Как автор передаёт своё отношение к героям? В каких словах это слышится?

- Какими чертами характера должен обладать человек, чтобы достойно прожить жизнь?

  1. Дополните план произведения.

        8)  – Вам хотелось бы узнать биографию этого замечательного писателя? Вы можете подготовить сообщение из дополнительных ресурсов о жизни и творчестве этого писателя.

        9)    Творческие задания

* Составьте буриме по произведению

   (Работа в парах.)

             *Решите кроссворд

     По горизонтали:

3 - Из него сделана кисть для извёстки.5 - Оно переломило ногу старику.6 - Её нёс в ведре старик.10 - Камень был горячий, как он.11 - Ивашке показалось, что он сел на это жалящее насекомое.13 - Он подвез Ивашку на блестящей легковой машине.15 - Туда попал заблудившийся Ивашка.17 - Их подшивал старик.18 - Ей Ивашка зацепился за гвоздь.19 - Они были начертаны на камне.

По вертикали:

1 - Она стояла под надписью на камне.2 - Его зарабатывал старик, работая сторожем.4 - За него зацепился Ивашка.7 - Ей сторож мог стегануть Ивашку.8 - Её Ивашка поймал голыми руками.9 - От неё отказался старик.12 - В этот кустарник свалился Ивашка.14 - Их плёл старик.16 - Им болел старик.18 - Ей старику рассекли лицо.

Составляют и отвечают на вопросы по содержанию рассказа.

Подтверждают свои ответы словами из текста.

Строят рассуждения.

Счастье

Ивашки

Счастье

старика

Подвезли до школы не блестящей легковой машине

Справился с тяжёлой болезнью

Голыми руками поймал большую щуку

Враг разбит и наша армия наступает

Дядя Митрофан взял в город   на праздник Первое мая

Мечтал о том, чтобы страна была могучей и великой

Жизнь прошла трудно, но ясно и честно

Работают в группах. Заполняют таблицу.

1 группа «Счастье Ивашки»

2 группа «Счастье старика»

-  Счастье человека -это сама его жизнь.

- Сказка, потому что есть зачин: «Жил на селе одинокий старик»; Имя мальчика - Ивашка (в сказках - Иван, Иван-царевич); волшебный камень с надписями).


- Жизнь дана на добрые дела.

     

- Надо думать, какие поступки ты совершаешь, жизнь одна и надо её прожить достойно. Ведь вернуться назад, чтобы исправить допущенные ошибки, никому не дано.

Высказывают своё мнение и доказывают словами из текста.

Просмотровое чтение произведения. Восполнение плана.

  1. Старик
  2. Встреча Ивашки со стариком
  3. ?
  4. Горячий камень
  5. Горячий камень и автор
  6. ?
  7. Поступок Ивашки

_________________ лежит

_________________ сторожит

_________________ разбить

_________________ получить 

           

Разгадывают кроссворд

Личностные: высказывают своё отношение к героям произведения, к их поступкам

Предметные: отвечают на вопросы по содержанию произведения; выполняют поисковое чтение

Регулятивные: учатся работать по предложенному учителем плану

Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения; осуществляют моделирование

  1. Рефлексия
  1. Итог работы

- Какие задачи мы решали на уроке?

        2. Дополните фразы:

-Урок заставил меня задуматься…

- Я понял, что …

Дополняют фразы.

Регулятивные: дают адекватную самооценку

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме

  1. Задание          на дом

- Подготовьте пересказ рассказа А.П. Гайдара «Горячий камень» кратко по плану.

Задания по желанию:

  1. Биография писателя.
  2. Подготовить рассказ об одном из героев.
  3. Придумай историю о человеке, который бы разбил горячий камень

Записывают в дневник домашнее задание.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературного чтения. Произведения русских классиков XIX века.

в занимательной форме закрепляются знания детей по изученным произве¬дениям; вызывает интерес к творчеству русских классиков; познавательную активность учащихся на уроке; формируются умения выразител...

Конспект урока литературного чтения "Произведения о родной природе", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века".

Конспект урока литературного чтения "Произведения о родной природе", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"....

Урок литературного чтения. Произведения Л.Н.Толстого. "Прыжок"

Урок содержит ссылки на две презентации: одна - по теме, вторая - тест к системе  мониторинга качества знаний PROklass. Еще есть ссылки на аудиофайлы: по тексту произведения Л.Н.Толстого и к физ....

Технологическая карта урока литературного чтения 4 класс. Тема: Л.Н.Толстой "Как мужик убрал камень"

Литературное чтение 4 класс. Тема урока: Л.Н.Толстой "Как мужик убрал камень" УМК Школа России...

Конспект урока литературного чтения: "Произведения Л.Н. Толстого. Характеристика героя произведения «Котенок»

Урок закрепления изученного материала по произведениям Л.Н. Толстого «Филиппок», «Старый дед и внучек», «Котенок». Формир...

Технологическая карта урока литературного чтения "Произведение Н. Рубцова «Доволен я буквально всем»" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)

Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1) познакомить с биографическими сведениями об авторе и содержанием произведения;2)  освоить навыки выразительного чтения.Предметные:зн...