Урок литературного чтения. Произведения Л.Н.Толстого. "Прыжок"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Суслова Елена Анатольевна

Урок содержит ссылки на две презентации: одна - по теме, вторая - тест к системе  мониторинга качества знаний PROklass. Еще есть ссылки на аудиофайлы: по тексту произведения Л.Н.Толстого и к физ. минутке 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literat._chteniya_v_3_klasse.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 города Кинеля городского округа Кинель Самарской области

Урок литературного чтения в 3 классе

«Л.Н. Толстой «Прыжок»

Подготовила Суслова Елена Анатольевна

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №1 города Кинеля

 Самарской области

Кинель, 2015


Автор урока

Суслова Елена Анатольевна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение

ГБОУ СОШ №1 города Кинеля

Республика, край

Самарская область

Город, поселение

Город Кинель

Предмет

Литературное чтение

Класс, профиль класса

3 класс общеобразовательной школы

Методическая информация

Тема урока

Произведения Л.Н.Толстого. Л.Н. Толстой «Прыжок»

Авторы учебника, по которому ведется обучение

Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова

Классификация урока в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим   и последующими уроками)

Урок получения новых знаний. Система обучения Н.Ф.Виноградовой.

Цель урока

Знакомство с рассказом-былью Л.Н.Толстого «Прыжок».

Задачи урока

  1. Образовательные: - познакомить с жанровым разнообразием произведений Л.Н. Толстого, с рассказом-былью Л.Н. Толстого «Прыжок»
  2. Развивающая: - развивать речь учащихся, аналитические способности, внимание, память;

- развивать умение воспринимать действительность посредствами художественных образов;

  1. Воспитательная: воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Знания, умения, навыки и качества, которые закрепят ученики класса в ходе урока

Автор, название произведения, текст, тема произведения, основная мысль произведения, сюжетно-композиционный треугольник

Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс

Личностные УУД: оценка собственной учебной деятельности, мотивирование своих действий, проявление доверия, внимательности, помощи одноклассникам.

Метапредметные УУД:

1.Регулятивные: контролировать, оценивать и корректировать свои действия во время урока.

2.Познавательные: целеполагание, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий

3.Коммуникативные: работа в группе, адекватная передача информации, осуществление  сотрудничества с учителем и сверстниками.

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, проектор, интерактивная доска

Презентация 1

https://yadi.sk/i/ZUpnBbQFdwtJu

Презентация 2

https://yadi.sk/i/Qqi0aJn9dwtKG

Аудиозапись 1 (Л.Н. Толстой «Прыжок»)

https://yadi.sk/d/HZAT6ucOdwtQM

Аудиозапись 2  (к физ. Минутке)

https://yadi.sk/d/DQmn_8ZJdwtQb

Подробный конспект урока

Этапы урока

Время, продолжительность

Описание действий участников образовательного процесса

Примечание автора

  1. Орг.момент

3 мин.

-Здравствуйте, ребята, начнём урок с хорошего настроения,  поделимся им друг с другом. Коснитесь друг друга локотками, передайте хорошее настроение. Сегодня мы будем работать в группах.  Повторим правила работы в группах.

  1. Актуализация

5 мин.

- С творчеством какого писателя мы познакомились на прошлых уроках? Что вы знаете о Л.Н.Толстом? (Краткая биографическая справка о  Л.Н. Толстом:

Русского писателя Льва Николаевича Толстого знают во всем мире. Он прожил долгую жизнь. Он был современником многих известных писателей – Ивана Андреевича Крылова, Николая Алексеевича Некрасова, Ивана Сергеевича Тургенева. Свои произведения Лев Толстой писал для взрослых и для детей, рассказывая о том, что считал самым важным в жизни человека. Для детей он создал «Азбуку», басни, рассказы, былины, сказки).

Прошу вас в группах заполнить таблицу.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

- Проверим, как вы справились. Какую существенную разницу вы можете отметить между художественными и научно-познавательными рассказами? (В художественных рассказах писатель вызывает сочувствие к герою, а в научно-познавательных – автор не передает свои чувства, переживания, а сообщает сведения, факты.)

- Сегодня мы познакомимся еще с одним видом рассказов – рассказом – былью.

Презентация 1.

Слайды 1 – 5.

Слайд 6.

  1. Планирование эффектов урока.

(Формирование ожиданий учеников)

2  мин.

Игра «Верите ли вы?» Заполните таблицы, используя «+» и «-».

 Если верите, ставьте «+», если не верите, ставьте «-»

1. Верите ли вы, что из-за маленькой обезьяны человек может попасть в большую беду?

2. Верите ли вы, что отец может выстрелить в своего сына?

3. Верите ли вы, что человек может упасть с 5 этажа и не разбиться?

4. Верите ли вы, что человек может забыть на время об осторожности?

 

1

2

3

4

 В конце урока мы посмотрим, согласитесь ли вы с вашими утверждениями.

Слайд 7.

  1. Работа над текстом произведения Л.Н. Толстого

20 мин.

1. Слушание аудиозаписи рассказа Л.Н.Толстого «Прыжок». Аудиозапись 1

- Какие чувства вы испытывали, когда слушали это произведение?

2. Физ. минутка.

- Как начинается рассказ? Прочитайте.

- Как описано поведение обезьяны? Прочитайте.

3. Давайте вспомним, что такое сюжет, что такое сюжетно-композиционный треугольник?

 Рассмотрите схему.

Кульминация событий

(самый напряженный момент)

         

               Развитие событий                  Продолжение событий    

Вступление                                                                Заключение

 

Время действия    Завязка                           Развязка

4. Перед вами лежат листочки, их нужно связать между собой, попробуйте в группах составить план и соотнести его

с сюжетом.

- Посмотрим, что у вас получилось. Сравним полученные результаты.

Читаем эпизоды выразительно.

(На корабле – Проказы обезьяны – Погоня за обезьяной – На перекладине – Решение отца – Прыжок).

- Почему так рассказ называется? (Прыжок – это спасение мальчика от смерти).

- Какова главная мысль этого рассказа? Чему учит нас автор? Когда так говорят:  «Держи голову на плечах»? (Надо всегда быть «начеку», соображать, что ты делаешь.)

- Почему плакал отец мальчика? А что было бы, если он досчитал до трех, а мальчик не прыгнул? Он выстрелил бы?

Слайд 8.

Слайды 9.

Слайды 10.

Слайды 11.

  1. Физ. минутка

1 мин. Через каждые 15 мин. В течение урока

Физ. минутка под музыку. Аудиозапись 2.

Слайды 9.

  1. Подведение итогов игры «Верите ли вы?»

2 мин.

- А теперь вернемся к нашей игре «Верите ли вы?»

1

2

3

4

+

+

+

+

Посмотрите на данную таблицу и сверьте ее с вашей. Какие пункты не совпадают? Почему так произошло? (В жизни все может произойти, всякое случается, «От тюрьмы и от сумы не зарекайся!»)

Произведение Л.Н. Толстого «Прыжок» – это быль, рассказ о том, что произошло в реальной жизни, на самом деле. Иногда автор является свидетелем или участником событий.

Основная мысль произведения (В любой ситуации всегда помни о своей безопасности)

Слайды 12.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

1 мин.

Достаньте сигнальные листочки, на которых цветные круги.

Давайте подведем итог уроку.

Красный цвет – мне было неуютно, много непонятного, я ничего не понял.

Желтый цвет – были трудности, но я с ними справился.

Зеленый цвет – мне понравилось, я много рассуждал, все понял.

Слайды 13.

  1. Работа с системой контроля качества знаний PROClass

5 мин.

Выполним тест.

Презентация 2

Литература:

1. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: методическое пособие / - 4-е изд., дораб.- М.: Вентана-Граф, 2013

2. Аудиоресурс «Толстой Л.Н. «Прыжок» - http://vmusice.net/mp3/%EF%F0%FB%E6%EE%EA+%F2%EE%EB%F1%F2%EE%E9

3. Литературное чтение.: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Авт.-сост.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. – 4-е изд., дораб.- М.: Вентана-Граф, 2012

4. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. – М.: Планета, 2012

5. Аудиоресурс «Зарядка» - http://mp3ostrov.com/?string=%CC%E0%F8%E0+%E8+%CC%E5%E4%E2%E5%E4%E8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературного чтения. Произведения русских классиков XIX века.

в занимательной форме закрепляются знания детей по изученным произве¬дениям; вызывает интерес к творчеству русских классиков; познавательную активность учащихся на уроке; формируются умения выразител...

Конспект урока литературного чтения "Произведения о родной природе", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века".

Конспект урока литературного чтения "Произведения о родной природе", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"....

Технологическая карта урока литературного чтения. Произведение А.П. Гайдара "Горячий камень"

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: А. П. Гайдар "Горячий камень", 3 класс, программа "Школа 21 века". В материале отражены содержание урока по теме, виды дея...

Конспект урока литературного чтения: "Произведения Л.Н. Толстого. Характеристика героя произведения «Котенок»

Урок закрепления изученного материала по произведениям Л.Н. Толстого «Филиппок», «Старый дед и внучек», «Котенок». Формир...

Конспект урока литературного чтения «Произведения К.Ушинского, Л.Толстого», 1 класс, "Школа России"

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: «Произведения К.Ушинского, Л.толстого»                      Цели    ...

Конспект урока литературного чтения "Произведения о природе. Н. Сладков «Апрельские шутки» (Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: Произведения о природе. Н. Сладков «Апрельские шутки»Цели деятельности учителя: знакомство с произведением Н. Сладкова «Апрельские шутки.»; формирование умений: анализиро...