Технологическая карта урока литературного чтения 4 класс. Тема: Л.Н.Толстой "Как мужик убрал камень"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Пушкина Екатерина Владимировна

Литературное чтение 4 класс. Тема урока: Л.Н.Толстой "Как мужик убрал камень" УМК Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_4_klass_otkrytyy_urok.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 4

Тема: Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень»

Учитель: Пушкина Екатерина Владимировна

05.11.2019

Цель: изучить басню Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень»;

 показать учащимся, что басня может быть в прозаической форме

Формируемые УУД:

Предметные:

-изучить басню Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень»;

-сформировать понятие о басне, о морали басни;

-показать учащимся, что басня может быть в прозаической форме;

Метапредметные:

-сформировать опыт творческой деятельности;

-развивать интерес к художественному слову;

-развивать умение выразительно читать;

-развивать способность сравнивать, анализировать, обобщать;

Личностные:

-воспитывать нравственные качества личности: трудолюбие, непринятие лицемерия, неприятие лести, уважение к мнению других. 

Регулятивные:

-умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- работать по  коллективно составленному плану;

-оценивать правильность выполнения действия;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- высказывать своё предположение.

Коммуникативные:

умение оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

 Познавательные:

- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование: учебник Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М. В. Голованова «Литературное чтение»; аудиозапись басни Л.Н. Толстого «Как мужик убрал камень».

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. 1.Организация урока

Учитель приветствует учащихся:

-Здравствуйте, ребята!У нас урок чтения. Проверьте: у вас на парте должен быть учебник, тетрадь и пенал. Кто готов к уроку, может сесть.

Учащиеся приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

2. Актуализация знаний

-Много книг чудесных,

Книжек умных, интересных,

Увлекательных, весёлых

В городах, станицах, сёлах.

Ты идёшь в библиотеку,

Чтоб побольше прочитать,

Настоящим человеком

Помогают книги стать!

- Какой раздел изучаем на уроке литературного чтения?

- Какие произведения мы относим к классике?

- Произведения каких русских классиков читали на уроках?

Учащиеся слушают стихотворение в исполнении учителя.

Учащиеся отвечают:

(Классики)

(Выдающиеся произведения, образцы литературы и искусства)

(Произведения А. С. Пушкина, М. Ю.Лермонтова, Л. Н. Толстого)

3.Постановка учебной задачи

-Узнаете тему нашего урока, выполнив все мои задания.

-Угадайте произведение:

  • «Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было – она знала, что ею забавляются, и оттого еще больше расходилась»  
  • «Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье» 
  • «Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мёртвым»

-Что объединяет эти произведения?

-Назовите тему урока.

-Верно.

Учащиеся слушают, угадывают произведения.

(«Прыжок»)

(«Лев и собачка»)

(«Два товарища»)

(Эти произведения написал Л.Н.Толстой)

(Продолжим знакомиться с творчеством Л.Н.Толстого)

4.Работа с текстом

Первичное восприятие

Работа в паре

Чтение текста и анализ произведения.

Работа над пословицами

- Послушаем произведение Л.Н. Толстого «Как мужик убрал камень».

-Понравилось ли вам произведение?

Что вас смущает?

- Докажите.

           

-Что означает слово басня?

- В чём заключается особенность басни?

- Что принято понимать под словом мораль?

-Кто же прав? Постараемся доказать.

Обратимся к толковому словарю.

Ба́сня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце или в начале басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль.

Действующими лицами обычно выступают животныерастения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.

-Учитывая такие разные характеристики, подумайте, что автор хочет показать читателю, чему научить своим произведением? К какому выводу Толстой приводит читателя?

-А что такое мораль?

-В чём заключается главная мысль – мораль басни Льва Николаевича?

-Как вы думаете, какие человеческие качества, показал автор в своём произведении? Каких героев для этого выбрал Толстой?

-В какой форме написано произведение?

-Итак, какой мы можем сделать вывод?

- Прочитайте пословицы.

- Какая из них более точно передаёт мораль прочитанной басни?

1. Сколько голов, столько умов.

2.Сила ломит всё, а ум силу.

3. Мало что хотеть, надо знать да уметь.

4. Ленивые руки не родня умной голове.

5. Каков мастер, такова и работа.

6. Недаром говорится, что дело мастера боится.

Учащиеся слушают аудиозапись произведения.

Учащиеся делятся впечатлениями, отвечают на вопросы.

Учащиеся обсуждают доказательства в паре, отвечают:

-Мы думаем, что это рассказ, так как это прозаическое произведение.

  Предложения по цели   высказывания – повествовательные. Наблюдается

  динамика происходящих событий.

-Мы отнесли это произведение к басне, так как высмеиваются пороки людей.  Имеется мораль.

 - Басня – краткий иносказательный, нравоучительный рассказ.

(В том, что есть мораль.)

(Поучительный вывод, наставление, какие-то правила.)

Учащиеся доказывают:

Басня в стихах, в прозе имеет поучение (мораль) в басне высмеиваются

людские пороки.

 (Мораль)

Это произведение учит нас быть нежадными, сообразительным.

Поучительный вывод, наставление, какие-то правила

Важна не столько сила, сколько смекалка

Инженеров для того чтобы показать силу и мужика - смекалку.

В прозаической

  1. Произведение «Как мужик убрал камень» является басней, так как имеет аллегорию и мораль.
  2. Басня может быть в стихотворной и в прозаической форме.

Учащиеся подбирают подходящую пословицу и доказывают.

Сила ломит всё, а ум силу.

5.Подведение итогов урока. Рефлексия.

-Что нового вы сегодня открыли для себя?

-Оцените свою работу на уроке.

-Басни учат нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми, учат нравам. Поэтому их называют нравоучительными произведениями.
Нравоучительный смысл басни в словах автора в начале или в конце басни. Это называется моралью.

Оценивают свою работу

Домашнее задание

- выразительно читать изученную басню

– попробовать сочинить свою басню, предварительно подобрав к ней пословицу.

Учащиеся записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка "У страха глаза велики" 2 класс

Класс: 2УМК: «Начальная школа XXI века»Тема: Русская народная сказка "У страха глаза велики".Тип урока: Открытие новых знанийЦель: Познакомить учащихся с русской народной сказкой «У страха глаза ...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Энни Хогарт. "Мафин и паук". 2 класс. УМК "Школа России"

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Энни Хогарт. "Мафин и паук". 2 класс. УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ по теме "Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран»", 2 класс, УМК ШР

Технологическая карта урока ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  по теме "Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран»", 2 класс, УМК ШР...

Конспект урока литературного чтения "Басня Л. Н. Толстого "Как мужик убрал камень" (УМК "Школа России" 4 класс)

Цели деятельности учителя: Знакомство с басней Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень»,Планируемые результатыПредметные: Знать: литературные жанры; что такое басня, аллегория, мораль ...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «В. Драгунский«Всё тайное становится явным». (УМК "Школа России" 2 класс) (урок общеметодологической направленности)

Тип урока: «общеметодологической направленности»Цель урока: обобщение и проверка знаний, обучающихся по рассказу В. Драгунского «Тайное становится явным»Задачи урокаДидактическ...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Урок – конкурс по произведениям изученных авторов» (УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: формирования читательской компетенции в процессе работы над произведениями изученных авторов; формирование навыка осознанного и выразите...