Урок литературного чтения В.Осеева "Кто хозяин"
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Урок литературного чтения В. Осеева "Кто хозяин"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературного чтения В.Осеева "Кто хозяин" | 3 МБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: В. Осеева «Кто хозяин?».
Цель урока:
-организовать деятельность учащихся по изучению сказки В.Осеевой «Кто хозяин»;
-организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий
Оборудование: компьютер и проектор, презентация, рабочие тетради, учебник .
Учебник: Л. А. Ефросинина «Литературное чтение. 1 класс».
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
- Орг.момент. Мотивация к учебной деятельности . Задачи: формировать универсальные учебные действия: 1)личностные - смыслообразование ; 2) регулятивные - целеполагание; 3)коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем.
Прозвенел звонок, начался урок. На уроке будь старательным, Будь активным и внимательным. Если друг стал отвечать, Не спеши перебивать. А помочь захочешь другу, Подними скорее руку.
Девиз нашего урока:
Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их – они учат вас!
- Начнем урок с речевой разминки. Слайды 3-4
1. Дыхательная гимнастика
- Произнести на одном дыхании
2. Упражнение на развитие интонационной выразительности речи и скорости чтения. Слайд 5
-Читаем хором
- Опираясь на прочитанные слова, скажите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (о дружбе и взаимопонимании)
-Кто знает что такое дружба? Кого можно назвать другом?
3. Упражнение на развитие интонационной выразительности речи и скорости чтения, а так же выявления читательского опыта . Слайд 6
- Читаем предложение хором.
- Ребята, предложения из каких произведений вы сейчас прочитали?
(Кто хозяин; Печенье; Три товарища; Потерянный день)
Слайд 7
-Кто помнит, о чём эти произведения?
- В каком рассказе мальчик поступил плохо с товарищем, сестрой, собакой, с прохожим и в итоге остался один? (Кто наказал его?)
- Этот рассказ нас учит не тратить время зря, а творить полезные дела, чему –то учиться, что – то познавать ( Потерянный день)
- В этом рассказе говорится о трех друзьях, один из которых не дал второму остаться голодным (Три товарища)
- В этом рассказе говорится о мальчиках, которые любили сладкое, но были жадными, невоспитанными, они не думали о других членах семьи. (Печенье)
- Кто автор этих произведений? (В.Осеева)
- Кто догадался, произведение, какого автора мы будем сегодня читать?
- Чему учат все произведение этого автора?
- А что вы знаете об этом писателе?
II. Биография автора Слайд 8
В.А.Осеева родилась в 1902 году в Киеве в семье инженера – строителя.
Окончив гимназию, она поступила в театральный институт на актерский факультет, но не окончила его. Её семья переехала в Подмосковье.
В.А. Осеева 17 лет работала воспитателем в детских домах и колониях для беспризорных детей. Для своих воспитанников она стала сочинять маленькие рассказы.
Ребятам эти рассказы очень нравились, и именно они уговорили Осееву записать их и отнести в редакцию.
Так в 1937 году был напечатан первый рассказ Осеевой “Гришка” - о мальчике-беспризорнике. А чуть позже вышел первый сборник рассказов “Рыжий кот”.
Многие рассказы Осеевой о дружбе, о том, как важно быть верным, добрым, отзывчивым человеком. Как должен поступать настоящий друг и о том, как иногда друзья бывают жадными, невнимательными, трусливыми.
А ещё Валентина Осеева писала сказки и стихи для детей.
III. Подготовка к работе на основном этапе. Задачи: формировать универсальные учебные действия:
1)регулятивные действия - прогнозирование; контроль, коррекция ; 2)познавательные действия: умение структурировать знания; анализ, синтез; 4)коммуникативные действия - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
- Отгадав загадку вы узнаете одного из персонажей произведения, которое мы будем читать.
В тени под деревом лежит
И двор и сад наш сторожит.
Не то что настоящий вор –
Прохожий не зайдет во двор.
А нас он любит, признаёт,
Учтиво лапу подаёт. (собака)
– Кто будет одним из персонажей текста? (собака)
– Откройте учебник на странице 66-67, посмотрите на иллюстрацию.
– Кто изображен? (дети)
– Как вы думаете кто будет главными героями произведения? (дети)
– Давайте проверим свои предположения, прочитав текст.
- Чтение рассказа учителем. Слайд 5-13
– Оправдались наши предположения? (да)
–Кто главные герои произведения? (дети)
– Понравилась произведение? Чем?
– Какие чувства, эмоции вызвало?
-Назовите главных героев рассказа
–Назовите жанр произведения. Тему произведения . –Давайте вспомним, как называется этот рассказ? - Кто написал?
- Раб. В парах (Моделирование обложки)
-На партах у вас лежат недоработанные модели обложек. Ваша задача дорисовать обложку и прочитать её.
-На доске подсказки. Авторы произведений и заголовки произведений.
- Проверим, что у нас получилось?
( Если у кого-то не получилось, пригласить к доске и смоделировать обложку вместе)
-Жанр? (рассказ-прямоугольник)
- Тема? (о детях-жёлтый)
-Как называется рассказ?
-Кто автор?
- Прочитаем модель.
- Молодцы!
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ СЛАЙД 11
IV. Усвоение новых знаний и способов действий Задачи: формировать универсальные учебные действия: 1)личностные - смыслообразование, нравственно-_этическая ориентация; 2)регулятивные - прогнозирование , контроль и коррекция; 3)познавательные : общеучебные- структурирование знаний; логические- анализ объектов, выбор оснований для сравнений; 4)коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.
- Чтение произведения по частям, словарная работа, составление плана Слайд 12
– Давайте еще раз прочитаем девиз нашего урока.
– Давайте будем читать текст и учиться рассуждать и думать!
- Обратите внимание на незнакомые слова и выражения, которые могут встретиться.
- Словарная работа. Слайд 13
горячо спорили – яростно, эмоционально
поспешно – быстро, торопливо
лесник- работник лесного хозяйства, лесной сторож
- Читаем рассказ.
Чтение первой части текста
-Как у Коли и Вани появилась собака?
-Как звали собаку?
-Как мальчики отнеслись к собаке?
-Какое чувство вы испытывали, когда читали?
-А почему?
- Как можно охарактеризовать мальчиков? (Чуткие, заботливые, отзывчивые…)
-Подумайте, как можно озаглавить эту часть? (Находка. )
-Продолжаем дальше. И прочитаем следующую часть по ролям.
-О чём спорили мальчики?
-Какое чувство вы испытывали при чтении этой части?
-Как можно озаглавить эту часть? (Спор)
-Продолжаем работу. Прочитаем далее рассказ.
-Что произошло с собакой ребят?
-Кто бросился на помощь к собаке?
- Что могло бы произойти с Жуком?
-Какое чувство вы испытывали при чтении этой части?
-Как можно озаглавить эту часть рассказа? (Спасение)
-Что вы можете сказать о Ване? Какой он? Дайте характеристику( трус, робкий, малодушный)
Как же можно охарактеризовать характер Коли? (Бесстрашный, смелый, решительный)
-Можно ли ответить на вопрос В. Осеевой кто хозяин Жука? Почему?
- Работа с иллюстрацией
- Посмотрите на иллюстрацию в учебнике. Кто изображен на ней? Найди и прочитай строки, которые подходят к ней.
-Чему учит это произведение?
V.Применение знаний и умений в новой системе (Пересказ)
- А сейчас давайте вспомним все события, которые произошли в этом рассказе. Я предлагаю вам расположить картинки в нужном порядке.
(На доску выставляются картинки, дети их ставят на свои места и в это время пересказывают)
- Какая будет первая картинка? О чем она сообщает? (пересказ)
-Ребята, а какая же картинка показывает спор мальчиков?
-Давайте, найдём эту часть в учебнике и попробуем прочитать по ролям в парах.
- Что видим на последней картинке?
- Работа в р/т стр.41 №3
VI. ИГРА
«Кто внимательнее» Слайды 14-23
-Молодцы!
VII. Рефлексия учебной деятельности
Задачи: формировать универсальные учебные действия вида: 1) личностные - оценивание усваиваемого содержания; 2)познавательные: - умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности; 3)коммуникативные- умение выражать свои мысли; 4)регулятивные- осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
- С каким произведением мы познакомились? Кто автор?
- Если бы вы встретились с мальчиками, то кому из них и какой совет дали бы?
- Как вы думает, Ваню будет мучить совесть?
- Как бы вы продолжили рассказ?
- Какие выводы сделали для себя?
-- Чему учит рассказ? Какими должны быть друзья?
- Прочитайте две пословицы: Слайд 24
Жизнь дана на добрые дела.
(РУССКАЯ ПОСЛОВИЦА)
Не суди по силе рук, а суди по силе сердца.
(БАШКИРСКАЯ ПОСЛОВИЦА)
Объясни смысл пословиц. Подходят ли они к прочитанному рассказу?
Я верю, что вы не будете совершать плохие поступки, а будете творить только добро
.- Подумайте, всё ли у вас сегодня получилось. Слайд 25
Мне было трудно. Мне было все понятно. Хочу знать больше.
- И в конце урока хотелось бы всем вам сказать… Слайд 26
Самоанализ урока в 1 классе по литературному чтению.
Тема: В.Осеева «Кто хозяин».
Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:
1) познакомить детей с произведением В.А. Осеевой, формировать представление о добре и отзывчивости, чести и совести, смелости и преданности;
2) развивать навыки чтения, творческие способности, мышление, речь, развивать коммуникативные навыки общения, социокультурный опыт учащихся;
3) воспитывать доброе, вежливое отношение друг к другу.
Планируемый результат обучения и формирования УУД:
Метапредметные (МПР):
регулятивные: понимать учебную задачу урока стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке;
познавательные: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;
коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предположение убеждать и уступать, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы.
Личностные (ЛР):
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.
Предметные (ПР):
соотносить содержание рассказа с пословицей; моделировать семейные взаимоотношения; формулировать правила поведения
Тип урока: Изучение нового
Методы: словесные, наглядные, практические.
Вид урока: урок с использованием средств мультимедиа.
Формы: фронтальные, индивидуальные, групповые, работа в паре.
При планировании урока были учтены психологические и физиологические способности детей.
Содержание урока носит развивающий характер, повышается познавательная активность учащихся, воспитываются коммуникативные качества личности. Дети были активны на уроке, настойчиво пытались достичь результата, старательно выполняли задания, проверяли их. В процессе урока у детей воспитывались такие черты характера, как трудолюбие, уважительное отношение друг к другу, целеустремленность, ответственность. Урок способствовал развитию интереса к урокам литературного чтения.
Использование различных методов и форм работы вызвало большой интерес у детей к уроку.
С первой минуты дети погружены в деятельность, что способствует обеспечению в самом уроке начале урока высокого уровня вовлеченности и погружения в учебную деятельность.
На уроке происходит развитие мыслительной деятельности: умения анализировать, сравнивать, классифицировать и делать выводы. На протяжении всего урока происходит формирование УУД.
Регулятивные УУД – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют необходимые действия для решения учебной задачи.
Познавательные УУД – осуществляют операции синтеза, анализа, классификации для решения учебной задачи.
Коммуникативные УУД – умеют вступать в диалог с одноклассниками, учувствуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, умеют слушать одноклассников, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают собственные мысли.
Личностные УУД – положительное отношение к познавательной деятельности.
Предметные УУД – умеют находить ответы на вопросы учителя, опираясь на ранее полученные знания.
С детьми проводилась словарная работа. На уроке дети учились анализировать произведение, выражать свое отношение к прочитанному.
Каждый вопрос учителя – учебная задача, для решения которой требуется поисковое, просмотровое и выборочное чтение. Дети глубже вникают в смысл текста, что помогает им выразить своё отношение к произведению. На уроке совершенствуется навык чтения, развивается читательская зоркость, обращается внимание на некоторые слова, обогащается словарный запас учащихся. Каждый ребенок в этот момент является активным участником обсуждения проблемы. Включение в урок мультимедийной презентации позволило сделать урок насыщенным и иллюстративным, а также способствовало повышению мотивации к учебной деятельности и интереса к предмету.
Прослеживалась четкость, последовательность всех этапов. Все этапы урока соответствовали характеру познавательной деятельности учащихся.
Предложенные задания и все виды работ носили как развивающий, так и воспитывающий характер.
На уроке дети работали в парах, индивидуально, что позволило каждому ученику включиться в работу.
На каждом этапе учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень их подготовленности.
Использованы различные виды контроля: ученик – ученик (при групповой форме, работа в парах),самоконтроль, ученик – учитель.
На уроке четко прослеживалась межпредметная связь с русским языком, окружающим миром.
Порядок и дисциплина на уроке поддерживалась организацией, интересным материалом, степенью корректности учителя к ученикам. Приветствовалась активность детей, поощрялась самостоятельность. Доброжелательный тон, умение контролировать внутриколлективные отношения позволили комфортно чувствовать себя всем детям на уроке.
Перегрузки учащихся не было, были проведены две физминутки, чередовались задания.
Содержание урока соответствовало требованиям ФГОС. Цели и задачи урока достигнуты, что подтверждает осознанные ответы учащихся на итоговые вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 1 классе на тему: В.А. Осеева "Кто хозяин"
Урок составлен по программе "Начальная школа 21 века"...
Урок литературного чтения в 3 классе. Б.Житков. Как слон спас хозяина от тигра.
Предлагаю один из уроков, проведенных моей коллегой Антоненкой ириной Борисовной в форме творческой мастерской....
Урок литературного чтения в 1 классе по УМК «Начальная школа XXI века». Тема урока: Анализ рассказа В.Осеевой «Кто хозяин»
Урок литературного чтения в 1 классе по УМК «Начальная школа XXI века». Тема урока: Анализ рассказа В.Осеевой «Кто хозяин»...
Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе. УМК «Гармония». Тема: «М. Пляцковский «Добрая лошадь». В.Осеева «Кто хозяин»».
Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе.УМК «Гармония». Тема: «М. Пляцковский «Добрая лошадь». В.Осеева «Кто хозяин»»....
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Технологическая карта урока литературное чтение по теме «Б. Житков «Как слон спас хозяина от тигра». Подробный пересказ»
Тема урока: Как слон спас хозяина от тигра». Подробный пересказЦель урока: Формирование читательской компетенции в процессе изучения Учим воссоздавать содержание исходного текста, не исключ...
Конспект урока литературного чтения в 1 классе В. Осеева "Кто хозяин?"
Урок литературного чтения в 1 классе. Тема: В.Осеева «Кто хозяин?».Цель: создать условия для ознакомления с произведение о детях, для формирования...