Урок литературного чтения в 3 классе. Б.Житков. Как слон спас хозяина от тигра.
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Шашуткина Татьяна Ивановна

Предлагаю один из уроков, проведенных моей коллегой Антоненкой ириной Борисовной в форме творческой мастерской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon irina.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное учреждение образования

«Гимназия № 3 г. Витебска имени А. С. Пушкина»

        

Урок  по литературному чтению в 3 классе

        Тема урока: Научно – познавательная литература.

               Б.Житков. «Как слон спас хозяина от тигра»  

Составила и провела

Антоненко Ирина Борисовна,

 учитель высшей категории

        Витебск – 2012         

 Цель урока:

 - познакомить учащихся с рассказом Б.Житкова;

- способствовать развитию познавательного интереса учащихся;

- учить делить рассказ на части, озаглавливать их, связно            передавать последовательность событий;

- формировать навыки осознанного, правильного, выразительного    чтения;

- воспитывать любознательность ,чувство любви и благодарности к нашим меньшим братьям;

Форма проведения: творческая мастерская.

Оборудование:

 - кроссворд «Ремёсла» для проверки домашнего задания;

- картинки «Слон», «Индус», «Тигр», «Знайка»;

- портрет Б.Житкова;

- научно – познавательная статья о слонах, энциклопедия;

- пословицы о слонах;

- опорные слова для работы в группах;

- тест – контроль для проверки усвоения рассказа;

- таблички с названием творческих групп.

1.Организационный момент.

 Создание позитивного эмоционального настроения у детей.

                   Я предлагаю вам пойти

                   Со мною в путь – дорогу.

                   В страну познания зовёт

                   Звонок наш школьный, строгий.

                   Сегодня снова на пути

                   Открытия нас ждут.

                   Умения читать, понять

                   Нас к цели приведут.

                   А чтоб сегодня наш урок

                   Всем пошёл ребятам впрок,

                   Постарайтесь всё понять,

                   Слушать, думать и вникать!

        

  2.Проверка  домашнего задания.

**Упражнение «Эхо» (речевая разминка, направленная на отработку  навыка чтения, умения сжато рассказать о прочитанном )

 ** Проверка домашнего задания осуществляется в виде разгадывания         кроссворда, составленного учителем к  стихотворению Джани Родари  «Чем пахнут ремёсла».

Девиз кроссворда: «Без дела жить – только небо коптить»

- Читая отрывки из стихотворения, ученики по описанию «запаха» называют профессию (ремесло);

-Почему у каждого дела запах особый?

- Есть ли лодырю место в кроссворде? Почему?

-Как одним словом сказать, чем же пахнут ремёсла?

-Итог – синквейн «Профессии»

                 Профессии

Различные, интересные

Учат, воспитывают, помогают

Каждый выбирает свою дорогу.

Трудолюбие

Физкультминутка «Сделаем доброе дело»

        Посадим деревце у себя во дворе,

        Пусть растёт зелёное на радость детворе!

        Поливаем деревце каждый день,

        Чтоб оно со временем дало тень!

3. Знакомство с новым материалом.

***В мир научно – познавательной литературы нас приглашает

Знайка (иллюстрация)

        Литература и наука -

        Здесь нет и ни минуты скуки!

        Читай, вникай, переживай

        И заодно научным знанием овладевай!

*** Знакомство с творчеством Б. Житкова (портрет)

        - родился более 120 лет назад;

        - г. Новгород (Россия);

        - отец – математик, мать – пианистка;

        - школьный друг – К.Чуковский;

        - стал морским офицером;

        - штурман дальнего плавания;

        - инженер – судостроитель;

        - учитель, плотник, путешественник  

        - прирождённый рассказчик;

        - книги для детей:

        «Морские истории»

        «Что бывало»

        «Рассказы про животных»    (выставка книг)  

*** Подготовка к восприятию:

 Работа по учебнику на стр. 102 -103.

Чтение заголовка, составление прогноза – предположения, о чём пойдёт речь (на доске появляются картинки предполагаемых героев рассказа)

4. Орфографическая подготовка.

Игра «Диктор» (упражнение в чтении трудных, незнакомых слов, выяснение их лексического значения *).

лес дикий, глухой              ин –ду –сы *

пя–тил - ся        по – пе – рёк *

на – сто – ро – жил - ся        ка – нат *

по – сы – па - лись        шмяк – нул *

о – земь *        ле – пёш – ка *

5. Знакомство с произведением.

Читает учитель и хорошо читающий ученик.

 «Элемент неожиданного» - в нескольких местах прервать чтение и продолжить прогноз ситуации.

6. Проверка первичного восприятия произведения.

Учащиеся задают друг другу «тонкие» вопросы по содержанию рассказа;

           * у кого были ручные слоны?

        * куда пошли индус со слоном?

        * каким был лес?

        * что делал слон?

        * что изменилось в поведении слона?

        * куда слон поднял хозяина?

        * кто выскочил из кустов?

        * что хотел сделать тигр?

        * чем слон растоптал тигра?

        * что сказал хозяин после?

        * как индус отблагодарил слона?

       7. Упражнение «Птичий базар» (жужжащее чтение). Чтение «цепочкой»   по абзацам. Учащиеся задают друг другу «толстые» вопросы :

        * почему слон и хозяин оказались в глухом и диком лесу?

        * почему слон вдруг перестал слушаться хозяина?

        * почему индус оказался на спине у слона?

        * почему тигру сразу не удалось напасть на слона?

        * почему вторая попытка тигра была неудачной?

        * почему тигр высунул язык, мотал лапами?

        * почему тигр погиб?

        * почему хозяин назвал себя дураком?

        Физкультминутка «Опасность»  

        В лес индус и слон пошли

        И деревья там нашли.

        Вместе деревья валили, валили

        И на слона потом всё грузили.

        Вдруг тигр из засады хищный – прыг!

        Слон защитил хозяина вмиг!

8. Творческая работа в группах:

Учитель:        От страха рассыпался весь сюжет,

        Но страху мы скажем решительно «Нет»!

        В группах работа сейчас начнётся,

        Рассказ, как конструктор, вновь соберётся!

1 группа «Режиссёры киноленты» восстанавливают сюжетную линию рассказа по опорным словам.

2 группа «Мастера синквейна и телеграмм» составляют синквейны про слона, индуса, тигра.

3 группа «Корреспонденты» берут интервью у героев рассказа.

4 группа – Собиратели местного фольклора о животных «Пословица недаром молвится». Среди различных пословиц должны отыскать пословицы о слоне, объяснить свой выбор.

5 группа «Тайный десант натуралистов» работает с научно -                            познавательными энциклопедическими сведениями о слоне.                            Их задача – рассказать об этом сверстникам, пополнив знания                            об этих сильных животных.

9. Самопроверка. Блиц – опрос.

        - У индуса был ручной слон?

        - В лес по дрова они пошли в парк?

        - Слон помогал хозяину?

        - Опасность почувствовал индус?

        - Тигр выскочил из кустов?

        - Тигру помешала река?

        - Слон растоптал хищника?

        - Хозяин назвал дураком слона?

        - Индус отблагодарил слона?

10. Рефлексия:

 ** Фишбоун «Случай» (на доске)

** Шляпы  настроения:

        - Красная – что полезного узнали на уроке?

        - Зелёная – как могу применить знания?

        - Жёлтая – какие чувства испытали?

        - Синяя – оцени работу класса?

11. Итог урока: чему учит произведение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ.3 класс.УМК "Перспектива".Тема урока: И.А. Крылов. Слон и Моська. Особенности структуры басни.

Данная презентация к уроку литературного чтения, 3 класс, тема "Слон и Моська", И.А.Крылов. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" Б.С. Житков «Про обезьянку» + презентация

Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Б.С.Житкова; научить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; привить любовь к пр...

Презентация к уроку литературного чтения 4 класс УМК "Школа 2100" Петроград . 1923 год. Редакция «Воробья». Б. Житков и С. Маршак

Цель урока-формировать навыки осознанного выразительного чтения, дать представление о литературном творчестве Б.Житкова...

Урок литературного чтения «Храбрый утенок» Б.Житков. 2 класс.

Урок  литературного чтения «Храбрый утенок»  Б.Житков. 2 класс....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ , 3 класс, Школа России НА ТЕМУ : Б.С.ЖИТКОВ « ПРО ОБЕЗЬЯНКУ».

Литературное чтение, 3 классТема урока: Б.Житков " Про обезьянку"( 2 урок)Цели: продолжить знакомство с жизнью и творчеством Б.Житкова, учить выстраивать последовательность событий, использу...

Технологическая карта урока литературное чтение по теме «Б. Житков «Как слон спас хозяина от тигра». Подробный пересказ»

Тема урока: Как слон спас хозяина от тигра». Подробный пересказЦель урока: Формирование читательской компетенции в процессе изучения Учим воссоздавать содержание исходного текста, не исключ...