Неопределенная форма глагола
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Урок открытия новых знаний в 4 классе по теме "Неопределенная форма глагола" определяет следующие цели: познакомить детей особенностями глаголов неопределённой формой; развивать умения самостоятельно формировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений; учить правильно, ставить вопросы Что делать? Что сделать? к глаголам в неопределённой форме; развивать речь детей, их мышление и воображение, а также творческие способности; прививать устойчивый интерес к предмету, любовь к русскому языку; воспитывать чувства товарищества и взаимопонимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neopredelennaya_forma_glagola.docx | 24.07 КБ |
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ ЯЗЫК
УРОК № 121 Класс: 4 – Б Дата: 10.03.2020
Тема: Неопределённая форма глагола
Цель: познакомить детей особенностями глаголов неопределённой формой; развивать умения самостоятельно формировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений; учить правильно, ставить вопросы Что делать? Что сделать? к глаголам в неопределённой форме; развивать речь детей, их мышление и воображение, а также творческие способности; прививать устойчивый интерес к предмету, любовь к русскому языку; воспитывать чувства товарищества и взаимопонимания.
Планируемые результаты
Предметные: знать – определение неопределённой формы глагола, чем являются -ТЬ, -ТИ, -ЧЬ в глаголах неопределённой формы; уметь – распознавать неопределенную форму глагола по вопросу и морфологической структуре, обозначать -ТЬ, -ТИ, -ЧЬ в глаголах неопределённой формы, правильно употреблять в речи глаголы неопределенной формы.
Метапредметные:
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; формирование основных мыслительных операций;
добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные: умение работать по образцу; планировать (в сотрудничестве с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей; удерживать цель деятельности до получения её результата; планировать решение учебной задачи; выстраивать последовательность необходимых операций; контролировать результаты своей деятельности.
Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками; участвовать в совместной деятельности, в диалоге, в общей беседе, выполняя правила речевого поведения; составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования; оказывать взаимопомощь; осуществлять взаимоконтроль; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения; проявление учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения учебных и практических задач; развитие навыков сотрудничества, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, интерес к предметно-исследовательской деятельности
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Вид урока: урок-исследование.
Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, русский язык, 4 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий,– М: Просвещение, 2014 (Школа России), рабочие тетради, карточки для работы в группах, индивидуальные наборы для оценивания: зеленый квадратик: мне все понятно, отлично; желтый квадратик: мне все понятно, но есть еще ошибки; красный квадратик: мне не все понятно, требуется помощь.
Ход урока
I.Организационный момент
Здравствуйте, ребята!
Что вы мечтаете делать, когда вырастете?
Строить, растить и учить,
Верить, надеяться, жить.
Плавать, нырять и летать,
Плакать, любить, побеждать ...
Многое предстоит испытать
Тем, кто умеет мечтать.
Я верю, что всё у вас получится. Верьте и много работайте – и ваши мечты обязательно сбудутся. Готовы?
II.Актуализация опорных знаний
1.Минутка чистописания
Аа, Оо, ол, ам
2.Объясните орфограммы (слайд № 2)
Взм…хнут, см…треть, подт…щил, охр…няю, пол…жили, под…рю.
- запишите слова (Взаимопроверка, взаимооценка) (слайд № 3)
III. Самоопределение к деятельности
- создание проблемной ситуации, с целью самостоятельного определения учащимися темы и задач урока.
- разделите записанные слова на группы;
(Дети предлагают разные варианты: проверяемая безударная А-О в корне слова, время глаголов, глаголы с приставками и без них, глаголы в единственном и множественном числе);
- определите время, число глаголов;
- Почему глагол смотреть оказался «лишним»?
- Кто уже догадался, что мы будем исследовать на уроке?
Глаголы, у которых нельзя определить время и число.
- Как можно назвать такие глаголы? (дети предлагают свои версии)
- Определите тему и задачи нашего урока. НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА
Дети формулируют тему урока и его задачи
На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме
Как их разбирать по составу
Уметь находить их в устной и письменной речи
Применять глаголы в неопределённой форме в устной и письменной речи
IV. Работа по теме урока
Исследовательские работы (организовать исследовательские работы с целью получения новых знаний).
1. Исследовательская работа №1. (Работа в парах) (слайд № 4)
- Задайте вопрос и распределите глаголы в 2 столбика.
Наблюдать, искать, рассуждать, подумать, решить, запомнить.
Вывод: глаголы неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? что сделать?
2.Исследовательская работа № 2. (слайд № 5)
Идти, бежать.
- Разберите слова по составу Какой частью слова являются – ТЬ и –ТИ в глаголах неопределённой формы? (Дети разбирают слова по составу)
3.Исследовательская работа № 3. (Работа в группах) (карточки, приложение 1)
1. Берегу – бережёт - беречь
2. Стерегу – стережёт - стеречь
3. Стригу - стрижёт - стричь
4. Могу - может – мочь
Выделите корень в словах
- Какой частью слова являются – ЧЬ в глаголах неопределённой формы?
(Дети разбирают слова по составу)
(Проверка по образцу)
4. Правило
- формулирование правила обучающимися;
- чтение правила в учебнике на страницах 72, 73.
V. Физминутка
Потянуться, отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, умыться, каши съесть,
Поскакать, за парту сесть.
Встать, попрыгать, посмеяться,
Покружиться, покачаться,
Поклониться, распрямиться,
И опять начать трудиться.
VI. Применение новых знаний для решения учебно-практических задач.
Проблемный вопрос: где же применяются глаголы неопределенной форме?
Сейчас каждая группа получит свой текст. Нужно найти все глаголы в неопределенной форме (карточки, приложение 2)
1 группа Памятка «Как решить задачу»
Прочитать и выделить вопрос задачи
Найти условие задачи
Записать краткую запись
Выполнить решение задачи.
Записать ответ задачи
2 группа Памятка «Как работать с ножницами»
1. Работать ножницами только на своем рабочем месте.
2. Следить за движением лезвий во время работы.
3. Ножницы класть кольцами к себе.
4. Подавать ножницы кольцами вперед.
5. Не оставлять ножницы открытыми.
3 группа Памятка «Правила работы в группе»
1. Помогать друг другу
2. Вежливо и доброжелательно общаться друг с другом
3. Говорить тихим голосом
4. Отвечать за успехи каждого
5. Уметь слушать других.
6. Вместе учиться не только легче, но и интереснее.
4 группа Фразеологизмы
В бирюльки играть – заниматься пустяками
Зарубить на носу - запомнить
Сесть в лужу - оказаться в неловком положении
(Проверка – при проверке каждая группа называет глаголы)
- какой вывод можете сделать?
(Глаголы используются при составлении памяток, инструкций, при формулировании пословиц, фразеологизмов).
VII. Рефлексия
1. Выпишите глаголы в неопределённой форме (слайд № 6)
Старость, молчать, отнимать, молодость, гость, трость, радовать, глупость, чернеть, радость, отдохнуть, холодеть, напасть, верность, веселить, грустить, худеть, лесть.
(Проверка. Один ученик читает слова, остальные проверяют. Если слово названо неправильно, учащиеся один раз хлопают в ладоши.)
2.Заполните каждый свою таблицу «Анализ индивидуальной деятельности на уроке по теме «Неопределенная форма глагола» (приложение 3)
1. | На уроке я работал активно / пассивно |
2. | Своей работой на уроке я доволен / не доволен |
3. | Урок для меня показался коротким / длинным |
4. | За урок я не устал / устал |
5. | Материал урока мне был понятен / не понятен, интересен / скучен |
3. Оцените себя (слайд № 7)
зеленый квадратик: мне все понятно, отлично; желтый квадратик: мне все понятно, но есть еще ошибки, красный квадратик: мне не все понятно, требуется помощь.
VIII. Итог урока.
IX. Домашнее задание
Упражнение 150 (страница 173):
I группа – списать, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть глаголы в неопределенной форме;
II группа – списать, вставить пропущенные буквы, разобрать по составу глаголы в неопределенной форме.
Приложение 1
Выделите корень в словах 1. Берегу – бережёт – беречь 2. Стерегу – стережёт - стеречь 3. Стригу - стрижёт - стричь 4. Могу - может – мочь | Выделите корень в словах 1. Берегу – бережёт – беречь 2. Стерегу – стережёт - стеречь 3. Стригу - стрижёт - стричь 4. Могу - может – мочь |
Выделите корень в словах 1. Берегу – бережёт – беречь 2. Стерегу – стережёт - стеречь 3. Стригу - стрижёт - стричь 4. Могу - может – мочь | Выделите корень в словах 1. Берегу – бережёт – беречь 2. Стерегу – стережёт - стеречь 3. Стригу - стрижёт - стричь 4. Могу - может – мочь |
Приложение 2
1 группа Памятка «Как решить задачу» Прочитать и выделить вопрос задачи Найти условие задачи Записать краткую запись Выполнить решение задачи. Записать ответ задачи | 2 группа Памятка «Как работать с ножницами» 1. Работать ножницами только на своем рабочем месте. 2. Следить за движением лезвий во время работы. 3. Ножницы класть кольцами к себе. 4. Подавать ножницы кольцами вперед. 5. Не оставлять ножницы открытыми. |
3 группа Памятка «Правила работы в группе» 1. Помогать друг другу 2. Вежливо и доброжелательно общаться друг с другом 3. Говорить тихим голосом 4. Отвечать за успехи каждого 5. Уметь слушать других. 6. Вместе учиться не только легче, но и интереснее. | 4 группа Фразеологизмы В бирюльки играть – заниматься пустяками Зарубить на носу - запомнить Сесть в лужу - оказаться в неловком положении |
Приложение 3
1. | На уроке я работал активно / пассивно |
2. | Своей работой на уроке я доволен / не доволен |
3. | Урок для меня показался коротким / длинным |
4. | За урок я не устал / устал |
5. | Материал урока мне был понятен / не понятен, интересен / скучен |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образование временных форм от неопределенной формы глагола.
конспект урока для 4 кл. авт.Зеленина, в соответствии с ФГОС...
Урок русского языку 3 класс, 2 четверть. Тема: Глагол как часть речи (обобщение). Неопределенная форма глагола. Проверочная работа по теме: «Глагол»
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС...
урок русского языка в 3 классе "Образование форм времени от неопределенной формы глагола"
Урок русского языка в 3 классе, образовательная система "Школа 2100"...
урок русского языка "Глагол как часть речи (обобщение). Неопределенная форма глагола. Проверочная работа по теме: «Глагол»"
Разработка открытого урока...
Тест по теме "Глагол" ( общее понятие , времена глагола, неопределенная форма глагола)
Тест по теме "Глагол" ( общее понятие , времена глагола, неопределенная форма глагола)...
Технологическая карта урока русского языка Тема: «Формы глагола. Неопределенная форма глагола.».
Цели деятельности учителя: познакомить детей с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам. Планируемые результаты:Предметные: развивать умения самостоятельно формир...