Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе УМК "Школа 21 века"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Тема урока: К.Д. Бальмонт. Стихотворения «К зиме», «Снежинка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
4 класс
УМК «Начальная школа 21 века»
Тема урока: К.Д. Бальмонт. Стихотворения «К зиме», «Снежинка»
Цель: создание условий для изучения творческого наследия К.Д. Бальмонта.
Планируемые результаты:
Личностные:
-способность к самооценке критерия успешности учебной деятельности
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий;
- контролировать процесс и результат учебной деятельности;
- уметь действовать по плану и планировать свою деятельность.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать друг друга, работая в паре;
- уметь договариваться, находить общее решение действий, формулировать своё мнение и выводы.
Познавательные УУД:
-уметь ориентироваться в своей системе знаний;
- отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке.
Предметные:
– учить понимать художественный текст с точки зрения содержания, художественных средств выразительности;
- повторить и закрепить литературоведческие понятия – эпитет, метафора, олицетворение, виды рифмовки;
- развивать умение работать с художественным образом слова, выделять образы-символы в поэтическом произведении;
- воспитывать любовь к родной речи, формировать нравственные качества личности, культуру.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | ||||||||||||||||
Орг. момент | - Поэзия это один из видов искусства. Художники рисуют красивые произведения искусства на бумаге при помощи кисти и краски, музыканты создают свои незабываемые произведения при помощи нот, а поэты при помощи слов. Это не просто люди, а люди, которым дан поэтический дар. Умение увидеть прекрасное и передать это другим при помощи слов и литературных средств выразительности. | |||||||||||||||||
Проверка д/з и актуализация знаний | - Назовите фамилия поэтов, произведения которых мы уже изучали. -О произведениях какого поэта мы начали говорить на прошлом уроке чтения ? -Выразительное чтение какого стихотворения вы подготовили? | |||||||||||||||||
Постановка цели урока | - Отгадайте загадку: Кто, угадай-ка? Седая хозяйка! Тряхнёт перинки- Над миром пушинки. (зима) - Это время года вдохновляло многих творческих людей. Композиторы перекладывали звуки зимы на ноты. Художники отображали красоту зимы на своих полотнах. А поэты посвящали ей свои стихи. -Одним из них как вы догадались, был Константин Дмитриевич Бальмонт. - Как вы думаете, какова тема урока? - Какие цели мы поставим перед собой? | |||||||||||||||||
Словарная работа | -Объясните значение следующих слов и словосочетаний: Сквозистый лес Листы редки Опушит окна Лёд прильнёт к воде В чёт и нечет-счёт Святки | |||||||||||||||||
Первичное восприятие | - Послушайте стихотворение «К зиме» и ответьте на вопрос: Почему поэт назвал своё стихотворение «К зиме», а не «Зима»? https://www.youtube.com/watch?v=XLOM1D4tQ6E Почему поэт назвал своё стихотворение «К зиме», а не «Зима»? (40 сек) – дальше П.И. Чайковский - Обоснуйте свой ответ. Докажите строчками из стихотворения. | Бальмонт назвал своё стихотворение «К зиме», а не «Зима», потому что зима ещё не наступила, природа только готовится к зиме. Скоро будет падать снег, начнём кататься, будет смех | ||||||||||||||||
Чтение по смысловым частям, анализ произведения | - Прочитайте первую строфу вслух. - Нарисуйте к ней словесную картинку. Что бы вы нарисовали? Расскажите. - Как вы думаете, с какой интонацией надо прочитать эти строчки? - Прочитайте вторую строфу вслух. - Нарисуйте к ней словесную картинку. Что бы вы нарисовали? Расскажите. - Как вы думаете, с какой интонацией надо прочитать эти строчки? - Прочитать третью строфу. - Расскажите, что бы вы нарисовали к этому четверостишию? - С какой интонацией надо читать эти строчки? Прочитайте четвёртую строфу вслух. - Нарисуйте к ней словесную картинку. Что бы вы нарисовали? Расскажите. - Как вы думаете, с какой интонацией надо прочитать эти строчки? Чтение рифмованных слов по учебнику. - Какой тип рифмы в этом стих-и? - Какие средства художественной выразительности использовал поэт? Докажите примерами из текста. - От чьего имени написано стихотворение? - Почему К.Бальмонт пишет стихотворения от себя-ребёнка? - Какие чувства хотел выразить поэт? | Ожидание, надежда Ожидание чуда, завороженность, таинственность Надо прочитать весело Весело, задорно сквозистый кататься пушистый раздаваться листы на льду с высоты на пруду Эпитеты, метафоры | ||||||||||||||||
физминутка | - Покажите, что вы замерзли, съежились, отогрелись и расслабились. В вас случайно попали снежком, изобразите огорчение. Покажите, как дети лепят снеговика, ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли веселые домой. | |||||||||||||||||
Работа над стихотворением «Снежинка» | - Что больше всего мы ждем в начале зимы? - Что такое снег? - Из чего он состоит? Первичное восприятие - А вот какая бывает снежинка, вы узнаете, прослушав стихотворение К. Бальмонта «Снежинка» (прослушивание) https://www.youtube.com/watch?v=93-T7XtBjCY - Какое настроение возникло у вас после прослушивания? Словарная работа - Чтобы лучше понять данный текст, для начала рассмотрим некоторые слова, которые могут вызвать затруднение при восприятии текста. Бурною – резкий, стремительный. Лазурную – цвет лазури, светло синий. Веющим – дуть, обдувать дуновением. Взметается – подниматься высоко кверху. Лелеющем – нежить, заботливо ухаживать за кем-то. Утешена – успокоить чем-нибудь радостным, облегчить кому-нибудь горе. Звезда – геометрическая фигура, а так же предмет с треугольными выступами по окружности (в данном случае “звезда кристальная” – построенная в форме кристалла). Чтение по смысловым частям, анализ произведения - Чтобы точнее представить картину, описанную автором, давайте вчитаемся и поразмышляем: 1-е четверостишие -Назовите эпитеты, которые использует поэт для описания Снежинки? - Почему поэт подобрал именно эти эпитеты, что хотел подчеркнуть поэт? /Обращается внимание на окончания – лёгкость снежинки/ - Как вы понимаете эпитет чистая? - Почему Снежинка смелая мы узнаем с вами дальше. 2-е четверостишие - Какая часть речи появилась? - Снежинка, появившись на свет начала своё движение. - О какой дороге говорит поэт? -Какой синоним можно подобрать к слову дорога? - Снежинка начала свой жизненный путь. 3 и 4-е четверостишия - Кого повстречала Снежинка на своём жизненном пути, на своей бурной дороге ? - Что происходит со снежинкой? 5-е четверостишие -О чём говорит поэт? 6-е четверостишие - Какие эпитеты относятся к Снежинке? - В чём её умение? - Какое ещё препятствие она преодолевает на своём пути? - Как вы понимаете эпитет сохранно-белая? 7-е четверостишие - Какова тема этого четверостишия? - Снежинка преодолела нелёгкий жизненный путь, бурную дорогу, преодолевая трудности, встречающиеся на её пути – ветер, солнечные лучи. - Какой видит поэт снежинку, как называет её? - Какое это средство художественной выразительности? 8-е четверостишие - Давайте сравним с вами первое и последнее четверостишие. - Какой видит поэт снежинку? - Пройдя весь жизненный путь, Снежинка осталась чистой, пушистой, белой. - С какой целью поэт поменял местами эпитеты «смелая» и «белая»? - Одинаковая ли интонация в начале и в конце стихотворения? - Как будем читать стихотворение? - Какую рифму использовал поэт? Обобщение полученных результатов составлением кластера.
- Какой можно сделать вывод? | Снег Снег – это осадки в виде белых хлопьев, представляющих собой кристаллики льда, а также сплошная масса таких хлопьев, покрывающая землю зимой Из снежинок Светлое, лирическое, мечтательное, приподнятое, радостное, романтическое Светло-пушистая, белая, чистая, смелая Проносится – двигается очень быстро, стремительно Дорогой бурною Путь, жизненный путь Ветер веющий /веет, дует/ Взметается – поднимается высоко вверх Лазурь чудесную покинула – покинула родной дом – небо. -В безвестную страну низринула – устремилась в неизвестное будущее. В лучах блистающих – солнце, солнечные лучи. Конец жизни Звезда кристальная - всё преодолела, но осталась чистой Метафора 1-е – начало пути, появление на свет, рождение; Последнее – конец жизненного пути Чтобы показать, что смелая снежинка, пройдя все препятствия, осталась чистой, белой В начале – восхищается; в конце – грустит Торжественно, с восторгом, с удивлением, с восклицательной интонацией в 1-й и последней строфе перекрёстную За внешним реалистическим смыслом скрыт второй символический: рассказ о душе человека, прошедшего через жизненные испытания, но сохранившего чистоту и красоту души. | ||||||||||||||||
Рефлексия | - Как вы думаете, почему мы сегодня читаем стихотворения К.Д.Бальмонта написанные более 100 лет назад? - Кто сумел понять на уроке чувства лирического героя, тот в тетради рисует снежинку «голубого» цвета - Кто живо представил в своём воображении картины, которые описал поэт «зелёную» снежинку. - Кто не смог представить описанные картины и понять чувства лирического героя, но с удовольствием слушал аудиозаписи стихотворений – «жёлтую» снежинку | |||||||||||||||||
УЧ с.30-32 выучить наизусть, понравившееся стихотворение РТ с.24 №1, с.25 №1,2 |
Олицетворение Художественное определение, придающее образность и эмоциональность предмету, человеку, явлению
Эпитет Звуковое совпадение, связывающее окончания двух или нескольких строк
Рифма Слово или выражение в переносном значении, основанном на сходстве или сравнении, часто скрытом(без слов, указывающих на сравнения: как, словно, будто и т.д. )
Метафора Наделение животных, предметов, растений, явлений природы человеческими качествами(речью, переживаниями, мыслями)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"
Технологическая карта урока литературного чтения составлена в соответствии с ФГОС....
Технологическая карта урока литературное чтение 2 класс «Былины и богатырские сказки» (обобщающий урок)
конспект урока по литературному чтению 2 класс УМК "Школа 2100"...
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс. Тема:«Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»
Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»Цели урока: повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание, логическое и образное...
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема урока: СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. С. А. ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»
Создать условия для восприятия стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки», расширения словарного запаса, формирования навыка выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения,...
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс УМК "Школа ХХI века"
Тема "Лирическое стихотворение Ф.И. Тютчева "Есть в осени первоначальной..."Тип урока: изучение нового материалаМежпредметные связи: изо, музыка, русский языкИспользуемые технологии: ли...
технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение
Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...