Интегрированный урок по стихотворному произведению А. К. Толстого «Колокольчики мои…»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Тоярова Екатерина Васильевна

Сегодня у нас не простой урок, а интегрированный, то есть литературное чтение + ИЗО. На уроке вы познакомитесь с новым стихотворением А.К. Толстого, узнаете много нового, поработаете творчески и даже побываете в роли художников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_chtenie_izo.docx121.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Интегрированный урок

по стихотворному произведению

А. К. Толстого

«Колокольчики мои…»

 2  класс.

(интеграция предметов: урок чтения и развитие речи +ИЗО)

Учителя начальных классов:

Тоярова Екатерина Васильевна, Созонова Анжелика Юрьевна

Горки 2016

Цель: подготовить учащихся к восприятию и глубокому пониманию стихотворного произведения с использованием  элементов изобразительного искусства.

Задачи:

Обучающие:

- формирование умений анализа у учащихся и выделение изобразительно - выразительных средств художественной выразительности стихотворном произведении.

Развивающие: 

- активизировать мыслительную деятельность в стихотворном  произведении;

- развивать творческое воображение;

Воспитывающие:

- воспитывать интерес к явлениям мира природы и мира искусства.

Оборудование:

- мультимедиопроектор;

-  портрет А. К. Толстого;

- репродукция картины с изображением цветов колокольчиков;

- текст стихотворения;

- классная доска;

- акварельные краски;

- альбомы для рисования.

Технологическая карта урока.  

I.Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал,
Так что время не теряем
И работать начинаем.

- Здравствуйте, ребята!  Садитесь.   Давайте с вами познакомимся:

- Меня зовут Анжелика Юрьевна!

- Меня зовут Екатерина Васильевна!

- Сегодня у нас не простой урок, а интегрированный, то есть литературное чтение + ИЗО. На уроке вы познакомитесь с новым стихотворением А.К. Толстого, узнаете много нового, поработаете творчески и даже побываете в роли художников.

- А с каким стихотворением мы сегодня познакомимся, вы узнаете позже. Для начала мы с вами выполним артикуляционную гимнастику. А для чего нужна артикуляционная гимнастика, мы узнаем из этого стихотворения:

-Давайте прочитаем это стихотворение:

Мы будем разговаривать (Слайд 1)

Мы будем выговаривать

Так правильно и внятно

Чтоб было все понятно.

- Молодцы!

а) артикуляционная гимнастика.

Упражнение «Расческа» (Слайд №2)

С волосами я дружу,

Их в порядок привожу.

Благодарна мне прическа.

А зовут меня ……..расческа

Упражнение «Часики» (Слайд 3)

Тик – так, тик – так.

Язычок катался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

Упражнение «Футбол» (Слайд 4)

Вот футбол,

Футбольный матч –

Загони в ворота мяч.

б) речевая разминка. (Слайд 5-6)

- Молодцы! Давайте похвалим себя аплодисментами. (Хлопают)

II. Проверка домашнего задания.

- С творчеством, какого писателя вы познакомились на прошлом уроке?  (с творчеством Алексея Константиновича Толстого). (Слайд 7)

- А что вы запомнили из его биографии?

- Правильно. Молодцы!

- С каким стихотворением этого писателя вы познакомились?

(Со стихотворением «Вот уж снег последний тает…»).

- Молодцы!

- Давайте проверим домашнее задание. (Спросить 3-4 человека)

III. Актуализация знаний.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одним стихотворением А. К. Толстого, а о чем пойдет речь в стихотворении вы узнаете, если отгадаете загадку.

Выросли звоночки в ряд,
Жалко только — не звенят.
Синие бутончики —
Это...
Колокольчики.

- Правильно. Молодцы! (Слайд 8)

- Итак, ребята, о чем мы сегодня  будем говорить и читать?

 (О колокольчиках).

- Тема нашего урока стихотворение А.К. Толстого «Колокольчики мои». (Слайд 9)

IV. Работа над новым материалом. 

1. Работа над стихотворением. 

а) Выразительное чтение стихотворения учителем.

- Ребята послушайте, пожалуйста, меня внимательно, сейчас я вам прочитаю стихотворение, а после прочтения, я буду задавать вопросы,  кто внимательно будет слушать, значит, он будет хорошим собеседником. (Слайд 10-14)

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня,

Тёмно-голубые?

И о чём звените вы

В день весёлый мая,

Средь некошеной травы

Головой качая?

- Понравилось вам стихотворение?

б) Чтение стихотворения учащимися

- Прочитайте это стихотворение про себя.

- Чтение на выбор учащимися.

в) Осмысление содержания стихотворения

- Как вы думаете, о каком времени года идет речь в стихотворении А. К. Толстого? (о весне).

Учитель ИЗО: Весна!  Какие краски ассоциируются у вас с этим словом? (желтый, белый, зеленый).

- Правильно. Молодцы!

Учитель ИЗО: Какой цвет присутствует в стихотворении? (Темно-голубой).

- Давайте попробуем подобрать  - темно-голубой цвет. Чем меньше воды в краске, тем она темнее.

- А, что же у нас в стихотворении темно-голубого цвета? (Колокольчики).

- Правильно. Молодцы!

- Но прежде чем их рисовать мы должны приготовить фон для нашего весеннего рисунка. (Слайд 15)

Лёгкими движениями покрываем лист бумаги белым цветом, добавляя в него немного красного. Таким образом, получаем нежный бело-розовый фон.

в) Рассказ о колокольчике:

Колокольчик — неприхотливое растение с цветками в форме колокола. Колокольчик растёт в лесу, лесных полянах, открытых местах, на лугу, степи. Окраска цветков может быть разной: голубой, синей, фиолетовой, белой и даже розовой.   Это одновременно нежный, трогательный, но при этом очень выносливый и жизнестойкий цветок. (Слайд 16)

- А  мы уже с вами определились, что колокольчик наш будет темно-голубого цвета.

г) Работа над олицетворением. (Слайд 17)

- Какими словами поэт оживляет колокольчики, придает им человеческие черты характера? (глядите, звените, головой качая, некошеной травы): 

Глядите.  К кому можно обратить это слово? (к живым предметам).

- А мы с вами можем друг на друга поглядеть? (Да).

- Давай поглядим.

 - Давайте улыбнемся друг другу?

- Молодцы!

Звените.

- А что может звенеть? (школьный звонок, колокол, инструмент в оркестре). -- Давайте представим, что у нас колокольчики в руках и позвеним ими.(Динь дилинь!!!)

- Молодцы!

Головой качая.

- Головой кто может качать? (люди, животные, птицы).

- Правильно. Молодцы!

- А мы с вами можем качать головой? (Да).

- Давайте покачаем головой как колокольчики вправо, влево, назад, вперед.

- Молодцы!

Некошеной травы. 

- Как вы понимаете некошеной, то есть её скосили косой.

- А когда трава скошенная, то она какая? (низкая). Вот такая. (Показываем руками)

- А когда не скошенная? (высокая). Вот такая. (Показываем руками).

-  Молодцы!

2. Творческая работа.

Учитель ИЗО: - Мы уже с вами представили словесный  портрет колокольчика. Сейчас попробуем этот портрет перенести  на бумагу.

- Но прежде колокольчику нужен стебелёк. (Слайд 18)

- Стебельки у колокольчика очень тонкие и воздушные, хотя держат на себе много цветов. Тонкой кисточкой лёгкими движениями делаем первый стебелёк – самый длинный. Обращаем внимание, на то, что его кончик опущен вниз. На нём скоро появится колокольчик. Затем делаем средний и короткий стебельки. Чтобы придать рисунку ощущение утреннего тумана, добавляем в стебли белую краску. (Слайд 19)

3.  Физминутка для глаз «Танец  цветов» (Слайд 20-21)

Учитель ИЗО:

- Мы начинаем рисовать цветы колокольчика так, чтобы один мазок кистью изображал один лепесток. Колокольчики легко свешивают свои головки вправо или влево. Добавляем в цветки немного белой краски.

Чтение детей стихотворения. Зелёной краской изображаем узкие листочки. Снова добавляем в листья немного белой краски. Добавляем жёлтые тычинки, виднеющиеся из чашечек цветков. Дорисовываем маленькие изящные чашелистики – и наш букет колокольчиков готов! (Слайд 22-27)

- Теперь из готовых наших работ мы оформим выставку. Наши колокольчики ожили в наших работах. Давайте ими полюбуемся.

- Посмотрите, что случилось с нашим стихотворением, пока мы рисовали. Оно разлетелось. (Слайд 28)

-Давайте восстановим его последовательность (учащиеся собирают стихотворение)

(Чтение учащимися стихотворения на выбор)

VII. Подведение итогов. Выставление оценок.

- Стихотворение А.К. Толстого называется «Колокольчики мои…»  поэт любит русскую природу  любуется колокольчиками и передаёт свою любовь в стихотворение.

-Из вашего чтения  и работ мы почувствовали, что вам  тоже нравится стихотворение, и вы любуетесь своими колокольчиками, а свои чувства к нему вы передали в своих рисунках.

- И поэтому  тоже  можете с любовью как поэт сказать  колокольчики мои…

- Молодцы! 
- Вы очень хорошо сегодня работали. 

- Молодцы! Давайте оценим себя. (Слайд 31).
VIII. Домашнее задание. 

- Домашнее задание: стихотворение А.К. Толстого «Колокольчики мои…» выучить наизусть, стр. 167.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по чтению: А.К. Толстой "Колокольчики мои …" С.Есенин "Черемуха"

А.К. Толстой "Колокольчики мои …"   С.Есенин "Черемуха"...

Интегрированный урок обучения грамоте и письма. Тема: Л.Н. Толстой «Белка и волк», 1 класс

Интегрированный урок обучения грамоте и письма. Тема: Л.Н. Толстой «Белка и волк», 1 класс...

Интегрированный урок литературного чтения и музыки "В гостях у колокольчиков. Звучащие стихи".

Предлагаю Вашему вниманию конспект интегрированного урока по литературному чтению и музыке на тему "В гостях у колокольчиков. Звучащие стихи". Программа: "Перспективная начальная школа". 1 класс....

Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру в 3 классе «Куда девается вода из моря?» Л.Н. Толстой Круговорот воды в природе.

Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру "Куда девается вода из моря?» Л.Н. Толстой Круговорот воды в природе" был проведен в 3 классе МБОУ СОШ №1 г. Олёкминска.Цель:1...

Открытый урокпо теме "Прибавить и вычесть число 4"

Технологическая карта урока по математике с презентацией...

Бинарный интегрированный урок по учебным предметам "Развитие речи и окружающий мир" и "Альтернативное чтение" на тему «Дикие животные. Сказка Л.Н.Толстого «Три медведя» для учащихся 5-х классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII

Знакомство со сказкой «Три медведя» в форме бинарного интегрированного урока имеет своей целью расширение и уточнение представлений о диких животных. В ходе урока осуществляется комплексно...

интегрированный урок внеклассного чтения по теме: Л. Н. Толстой басня "Белка и волк"

Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является ведущим. Остальные, интегрируемые с ним предметы, помогают шире и...