Интегрированный урок литературного чтения и музыки "В гостях у колокольчиков. Звучащие стихи".
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Предлагаю Вашему вниманию конспект интегрированного урока по литературному чтению и музыке на тему "В гостях у колокольчиков. Звучащие стихи". Программа: "Перспективная начальная школа". 1 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект25.45 КБ
Файл загадки для 1 группы13.22 КБ
Файл задание для 2 группы11.38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                             Интегрированный  урок литературного чтения и музыки в 1  классе

(УМК «Перспективная начальная школа»)

Учителя:

Мещерова Галина Николаевна- учитель начальных классов

Шепелева Оксана Анатольевна- учитель музыки

Класс

1 Б

Предмет:

Литературное чтение и музыка

Тема урока:

В гостях у колокольчиков. Звучащие стихи.

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Цели и задачи

Создать условия для формирования понятия «звукопись», развития умений находить звукопись в поэтических и музыкальных произведениях, понимать смысл использования этого приема.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: проявляют способность выражать свои эмоции в выразительном чтении;

Метапредметные УУД:

  • регулятивные- выполняют учебные действия на основе алгоритма действий;
  • познавательные- ориентируются в речевом потоке, находят начало и конец высказывания;
  • коммуникативные- используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления;

Предметные УУД: научатся читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, находить звукопись в поэтических и музыкальных произведениях, понимать смысл использования этого приема.

Оборудование

1. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс. Учебник.- М: Академкнига/Учебник

2. Музыкальное произведение «Весеннее пробуждение»

3.Синтезатор

4.Презентация

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1.

Оргмомент.

Здравствуйте, ребята! Начнем наш урок. Давайте проверим все ли готово к уроку.

- Поспорили как- то поэзия с музыкой. Кто лучше из них передает настроение природы?

- Музыка сказала: «Я».

- «Нет, я»- возразила литература.

- И так бы спорили до бесконечности, если бы мы не пригласили их на наш урок.

Регулятивные УУД: самооценка готовности к уроку.

2.

Актуализация знаний

- Сегодня мы продолжим наше путешествие в Волшебный Лес. А нашим проводником и помощником будет… Кто? (Кот Ученый).  

(Слайд 1)

-Во время нашего пути в Волшебный лес он не тратил время зря, а собирал растения, которые встречались на нашем пути, на огородах Бабы- Яги.

Вспомните их название и расскажите, чему научили вас эти растения.

(Слайд 2)

- Сегодня мы отправимся в гости к еще одному растению. ( Звучит музыка.)

-  Под звуки замечательного этюда мы оказались на клумбе…  

-Как вы думаете у каких цветов? (У колокольчиков.)  

(Слайд 3)

- Какие еще звуки мы услышали ?

- Давайте попробуем оживить нашу картинку.

На клумбу будут по очереди прилетать  различные насекомые (Пчела, муха, комар), а вы попробуйте показать звуки, которые издают эти насекомые.  

(Слайд 3)

Ответы учащихся.

-Репей помог узнать нам докучные сказки, Ромашка- считалки, Одуванчик- загадки, Подсолнух- заклички, а Крапива- скороговорки.

Дети слушают этюд.

Встают около парт. Имитируют звуки различных насекомых.

Ругулятивные УУД осознавать, формулировать и удерживать учебную задачу в процессе коллективной работы.

Познавательные УУД: умение структурировать знания, учебно- познавательный интерес к данному уроку.

Коммуникативные УУД:

Планирование учебного сотрудничества.

3.

Постановка проблемы.

- Сейчас мы отправимся на волшебную клумбу с колокольчиками в нашем учебнике.

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 39.  Где нас  встречает Кот?

 ( Слайд 4)

- (Учитель читает текст до иллюстрации.)

- Почему колокольчики любят больше всего звучащие стихи? Что такое звучащие стихи?

 Вы сможете ответить на эти вопросы сейчас?

(Слайд 5)

- Тогда отправляемся в путь – к новым знаниям. А в конце урока мы вернемся к этим вопросам, и вы сможете дать на них верные ответы.

У клумбы с  колокольчиками.

Варианты ответов детей.

Постановка проблемы.

Познавательные УУД: строить логическую цепь рассуждений.

Личностные УУД: высказывание предположений, принятие точки зрения другого.

4.

Работа по теме урока.

-А сейчас  познакомимся со стихотворением поэтессы Е.Благининой. ( читает учитель)

- О чем этот текст? (О жуке)  

(Слайд 6)

 -Все ли слова вам понятны? Найдите значение слова «кожух» на странице учебника.

(Жимолость- кустарниковое или вьющееся растение с душистыми цветками.

(Слайд 7)

Кожух- верхняя одежда из кожи, овчинный тулуп.)

(Слайд 8)

- Обратите внимание на звучание стиха. Какие ассоциации у вас возникают?

- Выясним, как поэтессе удалось этого добиться. Прочитайте стихотворение самостоятельно и найдите слова, которые создают образ жужжащего жука.

-Чем слова похожи? (Звук  [ж]).

- Попробуйте быстро прочитать стихотворение. Что вызвало затруднение?

-Какой жанр устного народного творчества оно напоминает? (Скороговорку.)

- Прочитайте текст  друг другу по очереди так, чтобы слышалось жужжание жука.

-На клумбу прилетел …( жук). Попробуйте показать голос жука.

(Слайд 9)

-Подражая голосам животных, вы сейчас использовали литературный прием, который используют в своем творчестве писатели, поэты, музыканты.

Ответы детей.

Словарная работа.

Жужжание жука.

Чтение про себя.

Чтение по учебнику.

Работа в парах. Жужжащее чтение.

«Жук, жук не жужжи

Где ты, прячешься, скажи»

(поют дети).

Личностные УУД: проявлять стремление понимать красоту поэтического слова, желание активно действовать на уроке- читать, отвечать на вопросы учителя, учебника.

Коммуникативные УУД: уметь выражать  свои мысли; уметь воспринимать на слух произведение; включаться в диалог ; строить связное высказывание по теме.

5.

Открытие нового знания.

- А как называется такой прием в литературе, мы узнаем, поработав в группах.

а) 1 группа- разгадывает загадки и вставляет буквы по их  номеру в слове.

(Слайд 10)

1.Отгадайте загадки и впишите буквы по номеру в слове.

  • Зимой беленький, а летом серенький,

Прыгает ловко, любит морковку.  (___________________)

  • Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный.  (_______________________)

  • Жил- был маленький щенок.

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок-

Взрослая …                 (______________________)

  • Вот полна сметаной плошка.

- Значит, где- то рядом ложка?

- Нет, друзья, какая ложка?

Здесь сметану лижет …             (___________________________)

  • Закутан ребёнок

В сто пелёнок.      (________________________)

  • На ромашку у ворот

Опустился вертолёт-

Золотистые глаза.

Кто же это?...     (________________________)

2.На доске выложите угаданные буквы.

1

1

5

2

3

1

у

и

ь

- Ребята на доске выкладывают это слово.

- Прочитайте это слово.

- Как вы понимаете значение этого слова?

(В художественной речи: звуковые повторы, насыщенность одинаковыми или похожими звуками в целях образного звукоподражения.)

б) 2 группа- находить определение этого слова в словаре Ожегова и составляет  его значение , выделяя главную мысль слова «звукопись».

Составьте главную мысль определения «звукопись» из данных слов:

звуками, выразительности, для, игра, усиления.

-Попросим прочитать.

- Чтение по словарю.

(Слайд 11)

- Прочитайте, какую главную мысль вы выделили из определения слова звукопись.

Звукопись- это игра звуками для усиления выразительности.    

(Слайд 12)

- Прочитаем следующее стихотворение А.Усачева «Оса» и выясним, использует ли автор этот прием в своем произведении.

 

- Какое настроение у вас оно вызвало?

- Какой образ осы рисует автор?

- Если из стихотворения убрать слово оса, могли бы вы догадаться, кто герой?

Работа в группах.

Чтение по словарю.

Чтение составленного определения.

Читает ученик.  

Ответы детей.(Жадная, злая, нахальная.)

Да, автор нам подсказывает, используя звукопись.

Познавательные УУД: умение работать с текстом, анализировать содержание, обобщать, вычленять главное, строить рассуждение по теме урока под руководством учителя; воспроизводить информацию, необходимую для решения задачи, постановка и решение проблем.

Личностные УУД: выражать положительное отношение к познанию, проявлять внимание, удивление.

Регулятивные УУД: осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль в работе, в работе  в парах и группах; ориентироваться в учебнике и словаре; овладевать алгоритмом учебных действий в чтении целым словом в рамках оперативного поля чтения.

Коммуникативные УУД:  умение обмениваться мнениями, общаться  и согласовывать действия с партнерами, слушать другого ученика, обосновывать свою точку зрения.

6.

Итог урока.

- Что помогает поэтам и музыкантам понимать язык птиц, насекомых, зверей, природу? 

- Теперь вы можете ответить, что такое звучащие стихи?

- Как называется прием, который используют поэты, когда сочиняют «звучащие стихи?

- Слова и звуки…

-Звуки и слова…

-Поэзия и музыка…

- Что лучше передает настроение?

- Изменились ли ваши представления?

- Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен, и когда талантливый человек вдруг ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своими открытиями, и он старается передать красоту мира словами,  звуками, красками.

- Разрешите мне произнести заключительное слово о нашем предмете- звукописи. Так вот, если в словах повторяется часто один и тот же звук, можно услышать, как воет ветер, шуршит камыш, бьются о берег волны, кричат птицы и многое другое. Друзья, я вижу, а лучше сказать, я слышу, что вы прекрасно овладели секретами звукописи.

- Попробуем выразить свое отношение к новому литературному приему «Звукопись».

Любовь к природе, наблюдение, воображение, фантазия.

Подведение итогов.

Звукопись, звукоподражание.

Ответы детей.

Познавательные УУД: делать выводы, обобщать, подводить итоги работы на уроке

7.

Рефлексия.

Звукопись.

Выразительная, радостная, печальная, литературная.

Усиливает, подбирает, подражает, наблюдает, помогает.

Один из приемов литературы.

Поэзия, музыка, искусство.

(Слайд 13)

- Так как колокольчики любят различные звуки- давайте подарим им дружные аплодисменты, аплодисменты за вашу работу на уроке. Спасибо за урок.

Выбрать подходящие слова к синквейну о звукописи.

Аплодируют друг другу за хорошую работу.

Регулятивные УУД: умение обосновывать свое мнение.



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

  1. Отгадайте загадки и впишите буквы по номеру в слове.
  • Зимой беленький, а летом серенький,

Прыгает ловко, любит морковку.  (___________________)

  • Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный.  (_______________________)

  • Жил- был маленький щенок.

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок-

Взрослая …                 (______________________)

  • Вот полна сметаной плошка.

- Значит, где- то рядом ложка?

- Нет, друзья, какая ложка?

Здесь сметану лижет …             (___________________________)

  • Закутан ребёнок

В сто пелёнок.      (________________________)

  • На ромашку у ворот

Опустился вертолёт-

Золотистые глаза.

Кто же это?...     (________________________)

1

1

5

2

3

1

У

И

Ь

  1. На доске выложите угаданные буквы.



Предварительный просмотр:

Приложение 2.

Задание для 2 группы:

  1. По словарю Ожегова найти значение слова «звукопись».

Прочитайте.

     2. Составьте  определение слова  «звукопись» из данных слов:

звуками, выразительности, для, игра, усиления.

Звукопись- это__________________________________________________

_______________________________________________________________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок: литературное чтение,изо,музыка

ТЕМА: И ВОТ САМА ИДЁТ ВОЛШЕБНИЦА ЗИМА Интегрированный урок: литературное чтение, изобразительное искусство, музыка. ♦ Цель Создание образного представления о зиме на основе вос¬приятия поэтических, жи...

Интегрированный урок (литературное чтение и музыка) "Картины зимней природы в лирике А.С. Пушкина"

Конспект интегрированного урока (литературное чтение и музыка) "Картины зимней природы в лирике А.С. Пушкина"...

Интегрированный урок литературного чтения и музыки по теме: "Герои русских былин в литературных и музыкальных произведениях".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3738910","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"473","style":"width: 48px; height: 47px;","width":"480"}}]]Интегрированный урок литер...

Интегрированный урок литературного чтения и музыки по теме "РНП "Буренушка" 2 класс

Интегрированный урок литературного чтения и музыки по теме: «У истоков русской детской литературы и музыки. «Русская народная песня «Бурёнушка» является заключительным в изучении раздела «О наших друз...

Интегрированный урок литературного чтения и музыки "Образ зимы в искусстве на примере стихотворения А.С.Пушкина"Зимний вечер" и проиведения А.Вивальди "Зима"

На уроке анализируются произведения литературы и музыки . Развиваются умения слушаь,понимать ллитературное произведение. Показать музыку как средство слышать. чувствовать...

Интегрированный урок литературного чтения и музыки «Образ осени в поэзии А.С. Пушкина, музыке, живописи»

Интегрированный урок литературного чтения и музыки «Образ осени в поэзии А.С. Пушкина, музыке, живописи»...

Открытый интегрированный урок (литературное чтение, ИЗО, музыка, технология) в 3 классе. Урок-биенале «Устное сочинение по картине И. Шишкина «Зима в лесу».

Открытый интегрированный урок (литературное чтение, ИЗО, музыка, технология) в 3 классе. Урок-биенале «Устное сочинение по картине И. Шишкина «Зима в лесу»....