интегрированный урок внеклассного чтения по теме: Л. Н. Толстой басня "Белка и волк"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Ирина Александровна Юдина

Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является ведущим. Остальные, интегрируемые с ним предметы, помогают шире изучить его связи, процессы, глубже понять сущность изучаемого предмета, понять связи с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок литературного чтения и ИЗО в начальных классах. Урок внеклассного чтения: "Л. Н. Толстой  (басня) «Белка и волк»"

Цель урока: создать условия для формирования выразительного чтения, умения анализировать басню, находить мораль.

Задачи:

обучающие: уметь работать над скороговоркой, выразительно читать басни, понимать прочитанное, давать характеристику героям, находить мораль;

  • развивающие: развитие читательской деятельности;
  • воспитательные: воспитание доброго отношения к окружающему миру.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

II. Работа над скороговоркой.

Разные виды упражнений над скороговоркой

 ( чтение с ускорением, меняя громкость и темп чтения)

 «Волки рыщут, пищу ищут».

III. Проверка домашнего задания.

- Открываем учебник стр. 136

- В каком жанре написано произведение «Комар и лев»?

- Какое произведение называется басней?

Басня - это короткий рассказ, в котором действуют животные, растения, вещи, а подразумеваются люди, их поступки, поведение.
     Читателю нужно догадаться, что хотел сказать автор.
  В баснях высмеиваются недостатки людей: злоба, зависть, невежество, жадность, лень.
Басня всегда поучает, т.е. есть мораль. Мораль в начале - подготавливает читателя к тексту, к поучению, в конце - заключение, вывод, урок.

Выразительное чтение басни «Комар и лев»

- В чем заключается мораль басни «Комар и лев»?

Мораль басни «Комар и Лев» не прописана автором, но легко читается в поведении главных героев, а состоит она в том, что каждый имеет столько истинной силы, на сколько хватает его ума, поэтому одержавшие победу должны быть мудрыми и не хвастаться на весь свет, иначе рискуют оказаться на месте поверженного. 

- А теперь давайте посмотрим, какое определение басни и морали дано в словаре Даля.

IV. Актуализация читательских знаний.

- Из  какой  басни эта   мораль?

                 «Чем кумушек считать  трудиться,

                   Не лучше  ль на себя,  кума,  оборотиться?»

«К несчастью, то  ж  бывает у  людей:

Как  ни  полезна  вещь, -  цены  не  зная  ей,

Невежда  про неё свой  толк

всё  к  худу  клонит;»

                 Уж сколько раз твердили миру,
                Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
                И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

-  Кто автор этих басен?

-  С каким жанром будем работать?

V.  Работа над темой урока.   Л. Н. Толстой, басня «Белка и волк».

1. Вспоминаем биографию Л. Н. Толстого.

Лев Николаевич Толстой жил очень давно, в то время, когда жили наши прапрабабушки и прапрадедушки, почти 200 лет назад.

Л. Н. Толстой родился в усадьбе Ясная Поляна в большой дворянской семье. Он был четвертым ребенком. Когда мальчику не было еще двух лет, умерла его мать. Отец тоже умер рано. Воспитанием детей занималась дальняя родственница.  

82 года Л. Н. Толстой  посвятил литературе. Он любил учиться и самостоятельно изучал историю и медицину, занимался музыкой и рисованием.

Толстой открыл школу для крестьянских детей в Ясной Поляне и сам учил их. Он начал работать над «Азбукой». Было написано более 100 новых сказок и рассказов, например: «Три медведя», «Косточка», «Котенок», «Ноша», «Филиппок», «Еж и заяц». Произведения Л. Толстого любят взрослые и дети. Книги великого русского писателя переведены на различные языки, их читают люди всего мира.

2. Осуществление прогноза по заголовку с помощью приёма «Дерево предсказаний»:
-  Кто герои басни?

-  О чём может быть басня?
-  Дайте характеристику этим животным в жизни.

Белка

трудолюбивая

проворная

ловкая

добрая

весёлая


3. Первичное восприятие.

Инсценирование басни учащимися.

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить:

— Пусти меня.

— Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху всё играете и прыгаете.

— Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

— Тебе скучно оттого, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

Поделитесь впечатлениями.


4. Соотнесение с прогнозом.
- Какая мораль?
Вывод: те, кто добры - никому зла не делают. Все об этом знают?

Л .Н. Толстой написал басню, чтобы нам ещё раз напомнить об этом.

- Как вы понимаете смысл пословицы:

«Делая зло, на добро не надейся»

5. Обдумывающее восприятие.

Откройте учебник на стр. 131. Самостоятельная подготовка к чтению.
- Кто готов подарить чтение классу?

- Охарактеризуйте волка, героя басни? Почему волк отпустил белку? Охарактеризуйте белку, героя басни?

- Кто произносит мораль басни? Почему?

-В чем заключается мораль басни?


Вывод: обсуждается вместе с детьми:

Л. Н. Толстой с помощью героев, их поступков, художественного слова рассказывает нам о том, что те, кто добры - никому зла не делают, веселы, бодры, счастливы.
С помощью героев Толстой показывает, что бывает с теми, у кого на сердце зло, и с теми, у кого - добро.

Отсюда определяется ключевое слово «Доброта», запись на доске.

VI. Физминутка.

VII. Рисование.

  • Выполните рисунок на тему «Доброта». (учащиеся рисуют)

VIII. Рефлексия.

Учитель предлагает организовать выставку рисунков.
- Что мы увидели?
- Задумайтесь каждый - какое значение имеет эта басня?

Оцените свою работу на уроке.

IX. Итог урока.

- Мы увидели, что нас окружает только доброта, потому что мы сами добрые и дарим друг другу добро. Счастлив тот - кто делает добро

X. Домашнее задание:

стр. 131 чтение по ролям, пересказ, составить небольшой рассказ о добре и зле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованный урок внеклассного чтения по теме: "Басни И.А.Крылова, посвящённые войне 1812 года".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3737616","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 48px; height: 47px;"}}]]Театрализованный урок внеклассного чтения по теме: "Бас...

Конспект открытого урока по внеклассному чтению на тему"Ох, уж эти басни!"

Урок построен с применением игровых и здоровьесберегающих технологий....

Урок внеклассного чтения по сказке А.Н. Толстого "Золотой ключик или приключения Буратино"

Итоговый урок внеклассного чтения  по сказке А.Н. Толстого "Золотой ключик или приключения Буратино" в игровой форме....

Конспект урока литературного чтения по теме "Сказки о животных («Лисичка-сестричка и волк», «Кот и лиса»)"

Урок литературного чтения в 1 классе по программе развивающего обучения Занкова....

Интегрированный урок внеклассного чтения и музыки по теме «Серии детских книг о Великой Отечественной войне. Нас песня к Победе вела».

Интегрированный  урок  внеклассного чтения и музыки  по теме «Серии детских книг о Великой Отечественной войне. Нас песня  к Победе вела». 4 класс...

Урок литературного чтения по теме "Л.Н. Толстой "Два брата" (Л.Ф. Климанова Л.А. Виноградская В.Г. Горецкий " Литературное чтение", 2 класс, УМК "Перспектива")

Данный материал состоит из плана-конспекта и презентации уроку литературного чтения по теме "Л.Н. Толстой "Два брата" (Л.Ф. Климанова Л.А. Виноградская В.Г. Горецкий " Литературное...

Сценарий урока литературного чтения на тему: «Л.Н.Толстой «Страшный зверь» (басня)»

Урок на тему «Л.Н. Толстой. Страшный зверь» разработан  с учётом  поурочного планирования. Рассчитан на возрастную группу учащихся 8 – 9 лет (2 – 3  класс), соот...