Конспект урока по литературному чтению "Новогодняя быль"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: познакомить учащихся с произведением С. Михалкова "Новогодняя быль"; отрабатывать навыки беглого осознанного чтения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок17.37 КБ
Файл презентация1.63 МБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение

Класс:2

Учитель: Дзусова Сима Хаджимуссаевна

Тема:С. В. Михалков» Новогодняя быль.»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: познакомить учащихся с произведением С. Михалкова "Новогодняя быль"; отрабатывать навыки беглого осознанного чтения.

Тип урока: открытие новых знаний.  

Планируемые результаты:

метапредметные: развивать умение определять тему урока, учить работать в парах, группах.

личностные: воспитывать умение слушать и слышать, высказывать и доказывать своё мнение, уважать мнение однокласников.

предметные: учащиеся должны уметь понимать особенности были и сказочного текста; сравнивать и характеризовать героев произведение на основе их поступков; читать выразительно.

Оборудование: учебник литературного чтения Л.Ф. Климановой и др.; сюжетные картинки, портрет С. Михалкова, карточки-тексты, карточки для работы в паре, ёлочка.

Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

-Ребята, какой у нас сейчас урок?

- А кому из вас нравится урок литературного чтения?

- А почему?

- Чему учат уроки литературного чтения?

- Молодцы ребята.

2. Актуализация знаний.

- Ребята, какое произведение вы читали дома?

- Кто автор этой сказки?

- А что значит русская народная?

- А какие ещё бывают сказки?

- Кто назовёт авторские сказки?

- Молодцы.

- Ребята, что чаще всего побеждает в сказке?

- Значит чему учат сказки?

- Вам понравилась сказка "Два Мороза"?

- Что вы можете сказать о героях этой сказки?

- Они добрые или злые?

- Какой урок получил молодой мороз?

- Как понять слова "Топор лучше шубы греет"?

- Почему Мороз-Красный нос не смог заморозить дровосека, а Мороз - Синий нос запросто заморозил купца?

- Как был одет дровосек? (Зачитываем)

- Как был одет купец? ( Зачитываем)

- Так почему топор лучше шубы греет? (Зачитываем)

- Хорошо, ребята. А теперь посмотрим ваши рисунки к этой сказке. (Выставка рисунков)

- Молодцы, ребята.

- Ну, а теперь я хочу проверить насколько внимательно вы работали с текстом.

- Сейчас мы поработаем с тестами.

- На столе у вас лежат тесты.

- Все внимательно читаете вопросы и быстро выполняете задание.

3. Самоопределение к деятельности.

- Ребята, сегодня мы продолжаем работу со сказками.

- Кто мне скажет, к какому празднику мы все готовимся в декабре?

- Вам нравится это праздник?

- Без чего вы не представляете себе этот праздник?

- А всегда ли этот праздник праздновали в декабре?

- Сейчас Софа нам расскажет об этом празднике.

- Ребята, кто уже догадался о чем будет наша сегодняшняя сказка?

- Правильно, о ёлке.

- Сегодня мы познакомимся с произведением С.В. Михалкова "Новогодняя быль". (Слайд 1)

4.Знакомство с биографией и творчеством С.Михалкова. ( Слайд 2 и 3)

- Битаров Давид сделает нам сообщение о С.В. Михалкове.

- Внимательно посмотрите на его портрет и послушайте Давида.

- Молодец.

- Ребята, а какие произведения С. Михалкова вы ещё знаете?

- Вот посмотрите на выставку его книг. Какие из них вы уже читали?

- На этом уроке мы познакомимся со сказкой  "Новогодняя быль"

- Ребята, что значит "быль"?

- Правильно, это то, что было на самом деле.

- Значит, С. Михалков рассказал нам о событии, которое произошло с ним или с кем-то из его знакомых.

5. Работа по теме урока.

Чтение сказки учителем

- Вам понравилась сказка?

- Что вам понравилось в этой истории?

- Ребята, как вы думаете к чему призывает автор своих читателей?

- Правильно, молодцы.

- А у кого из вас дома искусственная ёлочка?

6. Физкультминутка.

Раз - подняться, потянуться.

Два - согнуться, разогнуться.

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять - руками помахать,

Шесть - на стульчик сесть.

7. Закрепление изученного.

7.1. Чтение текста сильным учеником

7.2. Выборочное чтение.

- Где происходят события?

- Где жила Ёлочка?

- Какая была Ёлочка?

- Как ей жилось одной в лесу?

- Были ли у неё друзья?

- От чего Ёлочка потеряла покой?

- Как она прожила  всё лето и осень?

- Почему она обрадовалась снегу.

- Что же произошло с Ёлочкой 31 декабря?

- Что с ней произошло, когда она очнулась?

- Принесла ли Ёлочка кому-нибудь радость?

- Ребята, эту историю С. Михалков записал в стихах. (Слайд 4) Сейчас Илона и Марина нам его расскажут.

7.3.Чтение стихотворения наизусть.

В снегу стояла ёлочка-

Зелёненькая чёлочка,

Смолистая, здоровая

Полуторометровая.

Произошло событие

В один из зимних дней

Лесник решил срубить её

Так показалось ей.

Она была замечена,

Была окружена...

И только поздно вечером

Пришла в себя она.

Какое чувство странное,

Исчез куда-то страх.

Фонарики стеклянные горят в её ветвях.

Сверкают украшения,

Какой нарядный вид!

При этом, без сомнения,

Она в лесу стоит.

Несрубленная. Целая!

Красива и крепка!

Кто спас и разодел её?

Сынишка лесника!

- Ребята, я хочу ещё раз спросить вас, к чему автор призывает всех нас?

- Правильно, он показал своим читателям, что нарядить ёлку можно и на полянке около дома, что не обязательно срубать её. она и так может принести радость, но только ни один раз, а много-много лет.

7.4. Работа по содержанию текста.

- Ребята, а сейчас мы нарядим нашу ёлочку. Я раздам вам игрушки на которых написаны вопросы. Каждая пара получает игрушку. Если вы правильно ответили, то повесите свою игрушку на ёлку.

Вопросы: 1) Кто автор сказки?

        2) Недалеко от чего росла Ёлочка?

        3) С кем однажды познакомилась Ёлочка?

  4) Кто рассказал Ёлочке про Новый год?

  5) Как Ёлочка прожила лето и осень?

  6) Когда нашли Ёлочку?

  7)  Ёлочку срубили или нарядили?

  8) Что лучше шубы греет?

9) Как был одет  купец?

10) Кто такой крестьянин?

- Молодцы, ребята, посмотрите какая красивая ёлочка у нас получилась (слайд 6)

8. Рефлексия.

- Что интересного вы узнали на уроке?

- Вам понравился урок?

- За что вы бы себя похвалили?

- Что особенно получилось?

9. Итог урока.

- Ребята на столе у вас ёлочки. Кому понравился урок рисует на ёлке жёлтые шары,  кому не совсем - синие, кому было совсем неинтересно - красные.

- Спасибо за урок.

Д/з. Подготовить пересказ от лица Ёлочки и нарисовать Ёлочку в наряде.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

С. Михалков Новогодняя быль

Слайд 2

С. Михалков родился в царской России, прославился в СССР, пережил всех генсеков и развал империи. Его «Дядю Степу» (1935) цитировало не одно поколение советских детей, популярность зашкаливала, а книги выпускались огромными тиражами — к 2008 году суммарный тираж, по некоторым оценкам, насчитывал около 300 млн экземпляров.

Слайд 5

В снегу стояла елочка - Зелененькая челочка, Смолистая, Здоровая, Полутораметровая. Произошло событие В один из зимних дней: Лесник решил срубить ее! - Так показалось ей. Она была замечена, Была окружена... И только поздним вечером Пришла в себя она. Какое чувство странное! Исчез куда-то страх... Фонарики стеклянные Горят в ее ветвях. Сверкают украшения - Какой нарядный вид! При этом, без сомнения, Она в лесу стоит. Несрубленная ! Целая! Красива и крепка!.. Кто спас, кто разодел ее? Сынишка лесника!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс А.Л.Барто "Дело было в январе." с применением презентации.

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс А.Л. Барто "Дело было в январе" по учебнику Л.Ф. Климановой  с применением презентации. Использование презентации помогает разнообразить урок, ...

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс С. Михалков "Новогодняя быль" с применением презентации.

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс С. Михалков "Новогодняя быль" с применением презентации. Презентация позволяет совершить путешествие по произведениям С. Михалкова. Учит ориентирова...

План-конспект урока по литературному чтению на тему "Л.Н.Толстой. Быль "Птичка"для чувашских школ 4 класс

Развёрнутый план-конспект урока составлен по литературному чтению (4 класс чувашских школ) на тему "Л.Н.Толстой. Быль "Птичка". Цель урока: формирование умения осмысленного чтения литературных произве...

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе по теме: «Жили-были буквы»

Цель: создать условия для развития интереса к литературному творчеству и чтению, речевых умений, фонематического слуха....

Конспект урока по литературному чтению на тему: Быль Л.Н.Толстого "Прыжок"

Конспект урока разработан для учащихся 3 класса УМК "Начальная школа 21 века". В разработке использована техногогия критического мышления "Пирамида критика"...

Конспект урока по литературному чтению .Сказка-быль " Неизвестный цветок" А.П. Платонов

конспект урока по литераткрному чтению  " Сказка-быль " Неизвестный цветок " А.П.Платонов",4 класс,21 век...

Конспект урока по литературному чтению "Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы». Оценка достижений"

Конспект урока по литературному чтению  "Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы». Оценка достижений" для 3 класса....