Конспект урока по литературному чтению на тему: Быль Л.Н.Толстого "Прыжок"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Безрукова Елена Васильевна

Конспект урока разработан для учащихся 3 класса УМК "Начальная школа 21 века". В разработке использована техногогия критического мышления "Пирамида критика"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Безрукова Елена Васильевна,
учитель начальных классов ГБОУ школа № 598 Приморского р-на,
г. Санкт-Петербурга

Технологическая карта урока по учебному предмету «Литературное чтение» в 3-м классе на тему: Быль Л.Н.Толстого «Прыжок»

Тип урока:

изучение нового материала с использованием методов и приёмов РКМЧП.

Авторы УМК:

УМК «Начальная школа 21 века» учебник по литературному чтению Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова 3 класс.

Цели урока:

Формирование образовательных компетенций через технологию РКМЧП (учебная стратегия «Пирамида критика») у обучающихся 3 «Б» класса в предметной области литературное чтение по теме: Быль Л.Н.Толстого «Прыжок».

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Личностные: контролировать и оценивать свою работу, её результат, работу других учащихся.
Метапредметные:
Познавательные УУД: знать понятия «критик», «быль»; развивать умение анализировать прочитанное, развивать критическое мышление, формировать умение работать с разными источниками информации: рисунок, учебник, словарь, схема.

Коммуникативные УУД: повышать активность учащихся на уроках, уметь работать в группах, развивать умение осуществлять совместный поиск решения.

Регулятивные УУД: развивать умение ставить учебные задачи и планирование своих действий в соответствии с поставленными задачами, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности

Предметные: ввести понятие «критик», «быль»; формировать навык анализа художественного текста; развивать критическое мышление; развивать навык чтения (понимание, осмысленность, память, внимание, воображение, выразительность); создать условия для усвоения нравственных идей.

Оборудование:

Иллюстрация парусного корабля, бейджи для учащихся («капитан», «матрос», «штурман») карточки со словами – предметами, действиями, признаками (разного цвета), панно с изображением волн. Раздаточный материал: памятки для работы в группе, памятка-опорная таблица для создания «Пирамиды критика». Заготовка пирамиды, которые будут заполнять учащиеся.

Образовательные ресурсы:

Учебник по литературному чтению Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова 3 класс.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Вызов (Мотивация)

Создание эмоционального настроя на учебную деятельность

Прочитаем стихотворение на доске.


Мой кораблик спорит с бурей,
По волнам несется пулей,
Заливает борт водой.
В стройной мачте скрип и скрежет,
Он же носом пену режет
И взлетает над волной…(С. Семенова)

-О чём идёт речь в стихотворении?

-Какую картину вы представили себе, слушая это стихотворение?

Посмотрите, у вас на столах лежит картинка парусника, рассмотрите внимательно. Из чего состоит корабль?

Рассматривание иллюстрации и чтение сведений о парусном корабле.
Посмотрите на этот корабль. Это корабль- парусник. Палуба такого корабля делалась из твердых, как камень пород дерева; мачты возвышались над палубой на 15-25 метров, т. е. имели высоту 5 -8 этажного дома. На мачтах были перекладины, на которых держались паруса. От перекладины к перекладине протягивалось множество

канатов, верёвочных лесенок. Скорость парусного корабля была очень небольшой в сравнении с современными кораблями, плавание продолжалось долго, кругосветное путешествие корабли совершали в течение нескольких месяцев. Представим, что мы сегодня с Вами плывём на корабле.
У каждого моряка есть своя должность.
Кого мы поставим у руля корабля?
Назначим ученика, который будем помогать мне при работе с доской? («штурман»)
Кто будем помогать мне в организации рабочих мест групп? («матросы»)
Распределите должности в своей команде.

О корабле

Ответы детей.

Работа с наглядным материалом.

Парусник состоит из палубы, мачты, перекладин. (см.Приложение 1)

Рассказывает подготовленный ученик

Ученикам прикрепляются бейджи с занимаемой должностью (капитан, матрос, штурман)

Познавательные УУД: умение работать с разными источниками информации

Коммуникативные УУД: уметь работать в группах

2.Актуализация знаний

С произведением какого писателя мы знакомились на предыдущих уроках?

- Что вы знаете об этом писателе?

- С какие произведениями Л.Н. Толстого мы уже познакомились?


О чём задумались, читая эти произведения?

Ответы детей (Л.Н.Толстой)

Ответы детей.

Ответы детей. (сказка «Два брата», басня «Белка и Волк», рассказы «Лебеди» и «Зайцы»)

Нужно быть трудолюбивым, добрым. А также мы узнаём интересные факты о животных.

Познавательные УУД: умение обобщать, делать выводы

3.Постановка целей и задач урока

Слышали ли Вы когда-нибудь слово «критик»?

Задумывались ли Вы о значении этого слова?

Уточним значение этого слова в словаре. К каком словарю нужно обратиться?

Как вы думаете каким должен быть критик?

Сегодня на уроке Вы попробуете себя не просто в роли читателя, а в роли читателя-критика.
Какие качества Вам пригодятся?
(учитель обращает внимание детей на доску)

Я предлагаю Вам как критикам поработать с произведением
Льва Николаевича Толстого «Прыжок».
 Тема: Быль Л.Н.Толстого «Прыжок»

 А так ка Вы критики, какую интересную работу Вы можете предложить классу?
Цель урока: создание «пирамиды критика» по произведению Л.Н.Толстого «Прыжок».

Предлагаю вам выбрать учебные задачи для нашего урока в соответствии с поставленной целью.

-Чему мы будем учиться?
Задачи прикреплены на обратной стороне доски.

  • Выразительно читать. Делить текст на части.
  • Анализировать литературное произведение.
  • Давать характеристику героям.
  • Составлять план.
  • Слушать и уважать мнение своих товарищей.
  • Рассуждать, думать и высказывать своё мнение.
  • Работать в паре или группе
  • Ориентироваться в тексте
  • Давать оценку своей работе и работе других учащихся.

Ответы детей. (тот, кто ругает; говорит, что плохо)

Читает один из учеников
Критик (по толковому словарю Ожегова) -человек, который занимается разбором и оценкой литературных, художественных и т.д. произведений.

На доску:

Критик-(появляется позже)
Вдумчивым, внимательным, грамотным.

На доске записывается тема урока. Помогает учение-«штурман».
Составить «пирамиду критика»

На доске появляется цель урока. Помогает прикрепить ученик.

Выбранные задачи подчёркиваются цветным мелом. (ученик-помощник)

Познавательные УУД: умение работать с разными источниками информации

Регулятивные УУД: умение ставить учебные задачи

4.Работа по теме урока

Быль Л.Н.Толстого «Прыжок»

-Кто знает, что такое быль?
Посмотрим определение в учебнике (стр.142)

Совпало ли определение в учебнике с Вашим предположением?


Автор назвал свою быль «Прыжок».
Как вы понимаете значение слова «прыжок»? Где можно посмотреть определение этого слова?
В каком словаре?
Прочитаем в толковом словаре значение этого слова.

Прыжок- быстрое с отталкиванием перемещение тела.
2) спортивное упражнение или элементы упражнения.

Как вы думаете о чём пойдёт речь в произведении с таким названием?

Свои предположения мы проверим, прочитав быль.

Прочитаем быль.
Чтение с остановками.

Учебник стр.138 и приступаем к чтению по цепочке, делая остановки по моему сигналу.

Чтение 1 части. (до слов «Обезьяна села на первой перекладине»)

Вопросы:
С какими героями мы знакомимся в 1 части?
Где происходит событие?
Что произошло между мальчиком и обезьяной?

Какое настроение у Вас вызывает первая часть?

На доске заготовлено панно с изображением волн. На каждую волну прикрепляются ключевые слова из ответов детей. Притом, слова-предметы (существительные)-зелёным цветом,

слова-признаки(прилагательные)- синим цветом,

слова-действия(глаголы)- красным цветом.

Чтение 2 части до слов: «Но мальчик очень раззадорился…»

Как вела себя обезьяна?
Кто наблюдал за мальчиком и обезьяной?
Как повёл себя мальчик? Почему?

Что сделала обезьяна с шляпой?
Почему он так поступил?

Какие чувства у Вас вызвала 2 часть?

Чтение 3 части до слов: «В это время капитан корабля…»
Почему все замерли от страха?
Какая опасность угрожала мальчику?
Какие эмоции у Вас вызвала эта часть?

Чтение 4 части (до конца)
Кто появился на палубе корабля?
Что сделал капитан корабля?
Послушал ли мальчик своего отца? Почему?
Какие чувства вызвала у Вас концовка были?

-Какой эпизод в произведении заставил волноваться? Почему?


Почему отец смог спасти ребёнка?

Почему автор назвал быль «Прыжок»?

Могло ли быть другое название? Какое? Почему?


Ответы детей (то, что было)


Ответы детей


Находят и читают определение в толковом словаре Ожегова (заготовлена закладка учителем)

Ответы детей.

Читают по очереди до остановки учителем.

На доске вывешиваются
отдельные слова из ответов учащихся
палуба, корабль, мальчик, обезьянка, забавлялась, дразнила, весёлое.
(
Помогает ученик)

Ответы детей.

На доске вывешиваются слова:
Дразнила, раззадорился,
вырвала шляпу, пассажиры, оскорбился, интерес.

На доску:
Испугались, мог упасть и разбиться, тревога, переживание.

На доску:
капитан, закричал, прицелился, приказал, прыгнул, испугался, волнение, радость

Ответы детей (Когда капитан корабля прицелился в мальчика)

Отец был капитанам корабля, он умел принимать быстрые решения. (или просто был решительным)

Ответы детей.
(«Случай на корабле», «Озорная обезьянка» и т.д.)
Варианта названий так же фиксируются на доске.

Познавательные УУД: 

-умение работать с разными источниками информации;

-умение анализировать прочитанное; -умение давать полный связный ответ.

Стратегия «Пирамида критика»

Предлагаю поработать в группах и каждой группе составить свою пирамиду критика.

Понадобится помощь «матросов». Необходимо раздать заготовленные материалы для каждой группы.

- Вспомним правила работы в группе.

  • Активность всех членов группы
  • Выслушивание точки зрения каждого
  • Взаимоуважение и вежливость

- Чтобы легче было организовать свою деятельность, предлагается инструкционная карта.

Инструкционная карта.

1. Распределите обязанности в группе:

  • -чтец вопросов
  • - кто записывает ответы в пирамиду
  • - художник-оформитель
  • - докладчик - выступающий

2.Составьте пирамиду по плану.

  1. О чём быль? (Одно слово-предмет.)
  2. Место и время действия. (два-три слова.)
  3. Главные события в были. (Четыре слова-действия)
  4. Главные герои, какие они? (Пять слов-признаков)
  5. Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец рассказа? (Шесть слов-эмоции, чувства)
  6. О чём вы задумались, прочитав произведение? (дополните первую строку семью словами.)
  7. Собственное мнение о прочитанном. (Восемь слов)

Дети, распределяют обязанности, выполняют анализ произведения, составляют «пирамиду критика», учитель выступает в качестве консультанта – фасилитатор.

Презентация работ учащихся. 


Сравним получившиеся пирамиды. Что увидели?


Почему так получилось?
(Учитель обращает внимание детей на доску: «Вдумчивым, внимательным, грамотным»)

А что значит быть хорошим критиком?

Как вдумчивые читатели-критики, поразмышляйте, почему Л.Н.Толстой дал своему произведению именно такое название?

Учитель обращает внимание детей на названия, которые подбирали дети после прочтения были «Прыжок».

Помощь учеников в организации работы групп.

Самостоятельная работа в группах

На столах у каждой группы лежат памятки-помощники (см.Пприложение 2)

Выступает 1-2 человека от группы.

Содержание пирамид похожи.

Потому что мы были хорошими критиками. (Вдумчивые, внимательные, грамотные читатели)

Ответы детей («Прыжок»-больше всего подходит, так как именно этом момент является решающим в произведении)

Регулятивные УУД: умение планировать свои действия

Коммуникативные УУД: умение работать в группе.

Познавательные УУД: умение выделять нужную информацию для решения практических задач.

Познавательные УУД:

- умение давать полный связный ответ;

-умение сравнивать и анализировать информацию.

Личностные УУД: умение понимать и принимать нравственные ценности

5. Рефлексия 

Молодцы! Очень хорошо поработали!

-Чем интересна была работа?
-Какие трудности возникали в процессе работы?
-Оценим работу помощников.

Ответы детей

Личностные УУД: способность оценивать свою деятельность и работу других учащихся

6. Подведение итогов урока

На дом предлагаю задания на выбор:
1) пересказ были Л.Н.Толстого «Прыжок»
2) Как бы вы закончили быль? (переделайте 4 часть были и расскажите).

Спасибо за отличную работу!

Запись д/з в дневник

Приложение 1

                    Картинки по запросу картинка парусного корабля  к рассказу Прыжок л.н толстого        Картинки по запросу картинка парусного корабля  к рассказу Прыжок л.н толстого

Приложение 2

Составьте пирамиду по плану.

  1. О чём быль? (Одно слово-предмет.)

О_______________________

  1. Место и время действия. (два-три слова.)

Где?___________________. Когда?___________________________

  1. Главные события в были. (Четыре слова-действия)


____________________             ___________________________

____________________             ___________________________

  1. Главные герои, какие они? (Пять слов-признаков)


Обезьянка___________________            __________________
мальчик_____________________           ___________________

Капитан_____________________

  1. Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец рассказа? (Шесть слов-эмоции, чувства)


Начало ___________________           __________________

Середина _____________              ___________________    

Конец ________________             ____________________

  1. О чём вы задумались, прочитав произведение? (дополните первую строку семью словами.)


Задумались о: _________________, _____________________,
______________, __________________,__________________,____________.

      7.Собственное мнение о прочитанном. (Восемь слов)

После заполнения таблицы: оформить пирамиду, подготовиться к презентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению на тему "Л.Н.Толстой. Быль "Птичка"для чувашских школ 4 класс

Развёрнутый план-конспект урока составлен по литературному чтению (4 класс чувашских школ) на тему "Л.Н.Толстой. Быль "Птичка". Цель урока: формирование умения осмысленного чтения литературных произве...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Семейное чтение. Л.Н.Толстой «Два брата» " 2 класс УМК "Перспектива"

Конспект урока по литературному чтению на тему: " Семейное чтение. Л.Н.Толстой «Два брата» " 2 класс УМК "Перспектива"...

Конспект урока по литературному чтению на тему:"М.М.ЗОЩЕНКО «ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ"3 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по литературному чтению на тему:"М.М.ЗОЩЕНКО «ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ"3 класс...

Конспект урока по литературному чтению на тему "А.И Куприн «Барбос и Жулька»"Школа России 4 класс( конспект+презентация)

Конспект урока по литературному чтению на тему "А.И Куприн «Барбос и Жулька»"Школа России 4 класс( конспект+презентация)...

Конспект урока по литературному чтению на тему: «Обобщающий урок по теме «Люби живое». Самостоятельная работа».

Тип урока: проверка и контроль знанийЦель: Планируемые результаты:Предметные:•          повторить и изученный материал;•...