Конспект урока по литературному чтению в 1 классе по теме: «Жили-были буквы»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Пимкина Светлана Владимировна

Цель: создать условия для развития интереса к литературному творчеству и чтению, речевых умений, фонематического слуха.                                                   

Тип урока: обобщение и систематизация изученного. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя  общеобразовательная школа № 10 с. Маламино

имени героя Советского Союза Сотникова Михаила Трифоновича

муниципального образования Успенский  район

Конспект урока

по литературному чтению

 в 1 классе

по теме:

«Жили-были буквы»

Учитель: С.В.Пимкина

Цель: создать условия для развития интереса к литературному творчеству и чтению, речевых умений, фонематического слуха.                                                    

Тип урока: обобщение и систематизация изученного.

Планируемые результаты образования:                    

Предметные: умение читать выразительно и по ролям, пересказывать произведение, используя соответствующую лексику.          

Личностные: интерес к учебному труду, умение оценивать свои поступки и знания, внимание к переживаниям других людей, сопереживание.    

Метапредметные: (критерии сформированности УУД):        

П о з н а в а т е л ь н ы е: умение анализировать  и сравнивать произведения.  

Р е г у л я т и в н ы е: умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.

К о м м у н и к а т и в н ы е: умение высказывать своё отношение к литературным произведениям и героям, ориентироваться на позицию партнёра, вырабатывая общую позицию.                            

Формы и методы обучения: групповая, индивидуальная; непродуктивный.      

Образовательные ресурсы: карточки с играми, касса букв, альбомные листы для детей, словари по русскому языку, выставка рисунков.        

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

У. Милые мои, друзья! Чтобы чувствовать себя бодрым, жизнерадостным, нужно быть добрым. Поэтому тепло своих ладошек передайте своему другу (дети ладошками касаются ладошек друг друга и желают добра).                

2. Актуализация знаний, постановка цели урока.

 –О ком или о чём  будем сегодня говорить? Отгадайте загадку - и вы узнаете.

Прилетели галки в поле и уселись на снегу…

Стану я учиться в школе –

Разобраться в них смогу!      (Буквы)

Тема нашего урока: «Жили-были буквы»

- Почему эта тема имеет сказочное название?

Сегодня на уроке мы будем учиться анализировать произведения о буквах. Будем учиться «писать» собственную книгу.

3. Знакомство с новыми произведениями.

1. Р е ч е в а я  м и н у т к а.

–Прочтите чистоговорку и доскажите словечко.

Ар-ар-ар – кипит наш … (самовар)

Ор-ор-ор – созрел красный … (помидор)

Ир-ир-ир – мой папа …(командир)

Арь-арь-арь – на стене висит …(фонарь)

2. Ч т е н и е  с о в е т о в из старинных книг (с.22-23 учебника).

 – Прочитайте слова по слогам, а потом целыми словами:                                        

при-вы-кай      -           привыкай

рас-ска-зы-вай  -        рассказывай

дейст-ви-тель-но  -      действительно

ут-верж-дай    -            утверждай

от-кла-ды-вай  -          откладывай

Далее учащиеся читают вслух по выбору учителя.

3. С л о в а р н а я  р а б о т а.

Познавательные: уметь самостоятельно находить значение отдельных слов в толковом словаре учебника; выделять существенную информацию из текстов разного вида.

– Объясните значение слов:

намерен- хочет сделать что- либо;    оспаривай- доказывай;    взаймы- в долг; получил даром- получил бесплатно (в подарок);    почитай –уважай.

– С какими советами вы познакомились? Чему они учат?

- Можно ли сказать, что советы устарели?

4. Ч т е н и е стихотворений на «Разноцветных страницах» (с. 24-25) Коммуникативные УУД: уметь высказываться по содержанию стихотворения и его названию, аргументировать своё мнение, оценивать суждение друзей.

Познавательные УУД: знать основы смыслового чтения текстов.

5. Э в р и с т и ч е с к а я  б е с е д а.

– Прочтите стихотворение Т. Павловой сначала медленно, по слогам, а потом целыми словами, увеличивая темп чтения.

– Подберите заголовок к этому стихотворению. О каком звуке в нём рассказано? (о звуке р)

- Почему дети не смогли повторить за взрослым слова крот, марки, краски?  - Придумайте слова со слогом ре (репа, рельс, рейс, резинка, речь, речка).

 – Прочтите стихотворение В. Лунина. Как можно озаглавить его?

- Какой звук постоянно встречается в этом стихотворении? (звук ш)

- Прочтите стихотворение Ф. Бобылева. О каком звуке стихотворение? [ х]  - Попробуйте назвать слова, в которых встречаются звуки   ш, х.

                      Хлоп – и конфета стреляет, как пушка!                        

                      Каждому ясно: это …  (хлопушка).                              

4. Физкультминутка.

Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развёл  - видно ключик не нашёл.

Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать.

5. Закрепление и обобщение.

Регулятивные УУД: уметь выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на их выполнение.

Коммуникативные УУД: уметь аргументировать свою позицию; владеть диалогической формой речи.

1. Б е с е д а  п о  в о п р о с а м:

- Вспомните название стихотворений, сказок, рассказов, в которых буквы оживают, шалят, играют, спорят.

–Кто наделяет их такими качествами: художник, писатель, учитель, поэт?

- Рассмотрите свои рисунки. Как изобразили характер сказочных букв?

- Прочтите стихотворения, где можно услышать, как жужжит пчела, ревёт медведь.

– Как оживили буквы И. Гамазкова, Е. Григорьева в стихотворении «Живая азбука»?

- Почему писателей называют настоящими волшебниками?

- Почему тема «Жили-были буквы» имеет сказочное название?

- Попробуйте придумать свою историю про буквы.

2. И г р ы  Д е д а  Б у к в о е д а.

Регулятивные УУД: оценивать правильность выполненных действий и вносить коррективы.

Познавательные УУД: уметь проводить аналогии между учебным материалом и собственным опытом, понимать и интерпретировать знаки и символы.                    

 – Прочтите весёлую историю про льва на с. 27учебника. В каких словах есть буквы «Л», «Е», «В»?

Запись  на доске:

Телевизор.

Левкои – садовое травянистое растение с пахучими цветками.

Клевер – луговое растение, сорт кормовой травы.

Сталевар – рабочий по выплавке стали.

(При объяснении значений слов демонстрируются картинки.)

И г р а «Рак»

1) «Рак» - из хлопка сшит…                (Рубашка)

       Р

       А

       К

2) «Рак» - на Луну спешит…                (Ракета)

       Р  

       А

         К

3) «Рак» - долгожданный день…            (Праздник)

     Р  

      А

      К

4) «Рак» - в портфеле твоём живёт…      (Тетрадка)

     Р

     А

       А

 5) «Рак» - кисленький леденец…             (Барбариска)

   Р

   А

    К

   

6) «Рак» - круг для шофёрских рук…          (Баранка)

      Р

       А

       К

3. С о з д а н и е  к н и г и «Русская азбука».

Регулятивные УУД: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.

Познавательные УУД: уметь использовать знаково-символические средства.

– Вы много нового узнали о буквах, прочитав произведения из раздела «Жили-были буквы». Попробуем создать свою книгу о буквах. Книгу будем создавать совместно. Каждый из вас должен подготовить свою страничку о букве. Необходимо составить план работы.

П л а н (запись на доске):

1. Сделать изображение буквы.

2. В […]   указать звуки.

3. Выполнить картинки.

4.Записать слова, имеющие в своём составе эту букву.

5. Записать о букве загадку, скороговорку, пословицу.

6.Итог урока. Рефлексия.

Личностные: умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями от прочитанных произведений.

Коммуникативные: уметь формулировать ответы на вопросы учителя, аргументировать своё мнение в процессе обсуждения названия темы раздела.

– Расскажите, почему вы довольны сегодня своей работой на уроке?

- Кого бы вам хотелось отметить особо на уроке и почему?

- Возьмитесь за руки и почувствуйте, что ваши ладошки стали ещё теплее, а пожатия рук ещё крепче, т. к. вас сплотила совместная работа.

- А теперь возьмите карандаши и раскрасьте шаблоны букв, оценивая свои результаты:

П – получилось (прекрасно);   Р  - надо ещё работать            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект урока по письму с презентацией на тему "Написание заглавной буквы Ф, слов и слогов с буквой Ф" (1 класс)

     Методическая разработка конспекта урока с презентацией на тему "Написание заглавной буквы Ф, слов и слогов с буквой Ф" для 1 класса является уроком открытия новых ...

Конспект урока обучение грамоте 1 класс по теме: «Звуки [г] и [г’], буква Гг» (УМК "Школа России", 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование понятия о звуках [г], [г’], графического облика печатных  букв Гг; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Планируемые ре...