Конспект урока по литературному чтению .Сказка-быль " Неизвестный цветок" А.П. Платонов
план-конспект урока по чтению (4 класс)
конспект урока по литераткрному чтению " Сказка-быль " Неизвестный цветок " А.П.Платонов",4 класс,21 век
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_lit.cht_.neizvestnyy_tsvetok.docx | 22.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 4 классе
по произведению А. Платонова
«Неизвестный цветок. »
4 класс
УМК «Начальная школа XXI века »
Тема урока: «А. П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок».
Цели: 1.Создать условия для понимания учащимися способов выражения авторского отношения к персонажу произведения.
2. Воспитывать нравственные качества и подвести детей к осознанию того, как:
- важно быть внимательным к окружающему миру;
- необходимы каждому человеку понимание и сердечная доброта
-преодолевая трудности, человек становится выносливее, терпеливее.
3. Совершенствовать навыки чтения и умения работать с текстом художественного произведения.
4.Формирование УУД:
Личностные:
-способствовать возникновению личного, эмоционального отношения учащихся к героям и их поступкам
- продолжить формирование ценностно смысловой ориентации: способность ценить мир природы и человеческих отношений
Регулятивные:
-способствовать самостоятельному формулированию темы и целей урока, - организовать работу учащихся в малых группах
-вырабатывать в сотрудничестве критерии оценки и определение степени успешности своей работы и своей группы
- развитие адекватного восприятия высказываний и оценок учителя, сверстников на основе принятых критериев
Познавательные:
- организовать работу по осмысленному чтению сказки
-развивать умения: анализировать прочитанный текст, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения
-расширять и активизировать словарный запас учащихся
Коммуникативные:
-побуждать высказывать и обосновывать свою точку зрения
- учить слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая.
Технологии: технология развития критического мышления, здоровьесберегающая, технология сотрудничества, ИКТ.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, раздаточный материал, презентация.
Ход урока
- Организационный момент
- Здравствуй,друг! Улыбнулись друг другу! Пожелайте удачной работы!
- Чему мы учимся на уроках лит.чтения
-читать
-слушать и слышать
-размышлять
-говорить.
Но сначала речевая разминка
2. Проблемный вопрос к уроку.
Перед вами обложка книги.
- Что вы можете сказать по ней?
- Итак, тема нашего урока произведение А.П.Платонов « Неизвестный цветок»
Какие цели мы поставим на уроке перед собой?
-Первым делом мы познакомимся с краткой биографией и творчеством писателя
Работа в группах номер 3 рассказывает группе, все слушают, что запомнили,4 номер рассказывает
Что такое псевдоним?
Его псевдонимом послужило имя отца: Платон - Платонов
Перед нами немолодой человек с приятным лицом. Большой лоб, выразительные глаза, плотно сжатые губы. Он, кажется, многое видел, пережил. Лицо мужественное. Это Андрей Платонович Платонов. Прекрасный русский писатель.
Детство Платонова прошло в многодетной семье слесаря – железнодорожника Платона Климентова. Семья была бедной, и старшему сыну Андрею пришлось зарабатывать на жизнь с тринадцатилетнего возраста, чтобы прокормить братьев и сестёр.
За свою жизнь он прошёл через много специальностей. Литература становится главным делом жизни. На протяжении всего творчества Платонова интересовала судьба детей современного мира. Возможно, любовь к детям досталась ему в наследство от отца или вынесена из юности, когда он, старший, по -матерински заботился о своих сёстрах и братьях.
Способность детей поправить старших, потребность взрослых опереться на хрупкое детское плечо, сильное чувство родства и братства, особая сила слабости, одухотворенная детская теплота и нежность – вот о чём писал Платонов в своих произведениях о детях и для детей. Им написаны рассказы, сказки для них. Сегодня мы познакомимся с одной из сказок писателя.
3.Подготовка к восприятию сказки
Прочитайте самостоятельно название сказки и подумайте, о чём может быть произведение с таким названием?
Каким вы представили цветок?
Выскажите свои предположения.
- В каком году было написано это произведение?
- Посмотрите на годы жизни писателя.
Это произведение было написано незадолго до смерти писателя.
Сказку “Неизвестный цветок” писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятит свою жизнь памяти отца. Спустя многие годы, это маленькое произведение было высоко оценено.
По обложке можем ли мы определить жанр произведения?
- что же мы должны сделать?
-давайте откроем это произведение
Как автор определил жанр своего произведения?
Как вы думаете, может это произведение быть сказкой?
- Что такое сказка?
Какими чертами обладает любая сказка?.
О чем может идти речь в этой сказке?
Как вы думаете, может это произведение быть былью?
Что такое быль?
О чем может идти речь в этой были?
Почему автор объединил несовместимые жанры?
Давайте прочитаем это произведение и ответим на этот вопрос.
4. Чтение сказки учителем и хорошо читающими детьми.
- «Неизвестный цветок» назван золотом поэзии сердца. Чтобы это произведение так зазвучало, надо верно прочитать его. Сегодня мы поработаем над выразительным чтением. Чтобы правильно определить тональность исполнения, попробуем понять настроение и чувства автора и героев сказки. В сказке-были есть места, в которых и персонажи, и читатель испытывают печаль, грусть и одновременно надежду. Некоторые строчки повествования вызывают восхищение и радость. Это надо учесть во время чтения. | |
- коллективное чтение - Прерванное чтение. На стр. 91 после слов…И вот шла однажды девочка Даша мимо того пустыря…- остановить чтение. -Как вы думаете, что произойдет в следующий момент? А хотите узнать авторский вариант? - Предлагаю продолжить чтение и узнать, что произошло в сказке дальше. |
5. Первичное восприятие
Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Представьте, что это вы увидели вдруг неизвестный цветок. Какие бы чувства испытали?
6.Физ. минутка.
Встаньте. Представьте, что вы тот маленький неизвестный цветок. Приютилось семечко в ямке (присели)
Напиталось росой, пустило корешки и стало расти (медленно встают). Цветок вырастил большие листья (руки в стороны) Когда дул ветер, он поднимал их, и ветер утихал. Чтобы напиться, цветок собирал росу и осторожно опускал листья земле, увлажняя почву. Он радовался, когда первый луч утреннего солнца касался цветка. Как вы изобразили радость? Подарите еще раз друг другу свои улыбки. Какие вы сейчас красивые! Улыбайтесь красоте, друг другу, добру и ваша волшебная улыбка возвратится к вам с радостью. Окружающий нас мир - это волшебное зеркало. Садитесь.
7. Беседа по содержанию сказки-были.
- О чём и о ком рассказывается в произведении? (О цветке, который вырос между камней, о девочке Даше, которая повстречала этот цветок на пустыре, о детях, облагородивших землю, где рос цветок.)
- Что рассказано об этих героях? (Цветок много трудился, преодолел массу препятствий, чтобы засветиться живым и мерцающим огнём, стать похожим на звезду. Даша увидела цветок, пожалела его, привела пионеров на пустырь, и они удобрили землю.)
- Почему у этого произведения подзаголовок «сказка-быль»? (Повествование о Даше и детях – быль; история о том, как рос цветок, преодолевая трудности, написана как сказка. Цветок воспринимается нами как живое существо, способное мыслить, чувствовать, испытывать боль и радость.)
8. Осмысление и анализ прочитанного содержания. Ромашка Блума 9 Итог урока. Рефлексия Составление синквейна в группах ( про цветок и девочку Дашу) -Ну вот подошел к концу наш урок. Кому удалось сегодня совершить для себя открытие? Поделитесь своим открытием с друзьями.(отметки) |
Д/З. 1. Перечитать сказку-быль. 2.Ответить на вопросы. Д/З. Творческое задание: 1. Подготовить выразительное чтение понравившегося эпизода . Нарисовать рисунок. 2.Подготовить пересказ от лица Даши или Неизвестного цветка. 3. Письменно ответить на вопрос: «Что может сделать каждый из нас, чтобы вокруг стало меньше голосов, просящих о помощи?» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению ««А.П. Платонов «Цветок на земле»», 3 класс УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением А.П. Платонов «Цветок на земле», с жизнью и творчеством писателя.Планируемые результатыПредметные:- зн...
Конспект урока по литературному чтению: А.Платонов "Цветок на земле"(УМК "Школа России) 3 класс
Конспект урока по литературному чтению: А.Платонов "Цветок на земле"(УМК "Школа России) 3 класс...
Конспект урока по литературному чтению, тема: А.П. Платонов «Цветок на земле» (3 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением А.П. Платонов «Цветок на земле», с жизнью и творчеством писателя.Планируемые результатыПредметные:- зн...
Конспект урока по литературному чтению ««А.П. Платонов «Цветок на земле»», 3 класс УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением А.П. Платонов «Цветок на земле», с жизнью и творчеством писателя.Планируемые результатыПредметные:- зн...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс.Тема: А.П. Платонов “Цветок на земле”. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о произведении А.П. Платонова «Цветок на земле», ожизни и творчестве писателя.Планируемые результаты:Предметные:- знать о жиз...
Конспект урока по литературному чтению "А.П. Платонов "Цветок на земле" (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о произведении А.П. Платонова «Цветок на земле», о жизни и творчестве писателя.Планируемые результаты: Предметные:- знать о ж...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс. Тема: А.П. Платонов "Цветок на земле" УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о произведении А.П. Платонова «Цветок на земле», о жизни и творчестве писателя.Планируемые результатыПредметные:Знать о жизни...