Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация"
рабочая программа по чтению (4 класс)
Рабочие программы для обучающихся 4 класса с УО разработаны с учётом особенностей психофизического развития обучающихся, познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта, их индивидуальных возможностей и обеспечивают коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Программы для 4 класса содержат материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации.
Программы по учебным предметам «Речь и альтернативная коммуникация», «Математические представления», «Окружающий социальный мир», «Окружающий природный мир», «Физическая культура», «Изобразительная деятельность», «Музыка и движение» составлены на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся с умственной отсталостью 0-4 классов под ред. В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, 2013 г. и с учётом перехода на ФГОС образования обучающихся с УО с 01.09.2016
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_i_alternativnaya_kommunikatsiya.doc | 156 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Инжавинская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрены и рекомендованы УТВЕРЖДАЮ
методическим советом Директор школы И.Ю. Хурцилава
Протокол № ____ от _____2019г Приказ № ______ от ________ 2019г
Адаптационная рабочая программа по предмету
«Речь и альтернативная коммуникация»
составлена на основе образовательной программы для детей с умственной отсталостью (вариант 2) для обучающегося по СИПР 4 класса
_________________________
(заключение __________от ____2018года. Справка от ___________ 2019г.)
на 2019-2020 учебный год
Составитель:Григорьева А.Ю,
учитель начальных классов
2019
«Речь и альтернативная коммуникация»
- Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Речь и альтернативная коммуникация» разработана на основе:
- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ).
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.
- Базисного учебного плана образовательного учреждения.
Цель обучения - формирование коммуникативно-речевых умений, владение которых в дальнейшем поможет выпускникам максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.
Задачи:
1) сформировать способность пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными
2) научить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач.
3) развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.
4) глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму.
В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению коммуникативных навыков.
- Общая характеристика учебного предмета.
Обучение развитию речи и коммуникации детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам школы максимально реализоваться в жизни, занять адекватное социальное положение в обществе. Ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы по данному предмету, является развитие речи школьников, особенно её коммуникативной функции.
- Описание места учебного предмета в ученом плане
Программа для учащихся с ТМНР составлена с учетом психофизических, возрастных и индивидуальных особенностей; определяет оптимальный объем знаний и умений по курсу: «Речь и альтернативная коммуникация». Учебный план на изучение учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» в 4 классе отводит по 3 часа в неделю, по 102 часа в год.
Часы в рабочей программе распределяются с учётом подготовленности детей к усвоению ими учебного материала.
Содержание учебного предмета.
Учебный предмет «Речи и альтернативная коммуникация» содержит следующие разделы: коммуникация, развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Коммуникация.
Установление зрительного контакта с взрослым. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника. Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). Выражение своих желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения, слова. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. Соблюдение очередности в разговоре. Ответы на вопросы. Задавание вопросов. Соблюдение дистанции в разговоре. Общение с собеседником с учетом его эмоционального состояния. Прощание с собеседником.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т.д.). Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Понимание слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Понимание слов, обозначающих количество объектов/субъектов. Понимание слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верней полке» и так далее). Понимание слов, указывающих на объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и так далее). Понимание словосочетаний, простых предложений. Понимание обобщающих понятий (по возможности).
Экспрессивная речь. Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Употребление слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Употребление слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Употребление слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Употребление слов, обозначающих количество объектов/субъектов. Употребление слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верней полке» и т.д.). Употребление слов, указывающих на объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.). Употребление словосочетаний, простых и сложных предложений. Употребление обобщающих понятий. Пересказ текста по плану. Ответы на вопросы по содержанию текста. Определение последовательности событий. Составление элементарного рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление простого рассказа о себе. Составление простого рассказа по серии сюжетных картинок.
Планируемые результаты освоения программы
Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
-Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты
рукотворного мира и деятельность человека.
-Способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными
-Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
-Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
-Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации:
жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами. Уметь пользоваться жестами, взглядом, тетрадями.
-Уметь различать интонацию.
Умение пользоваться доступными средствами коммуникации
-Умение вступать в контакт,
-Пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;
- Общение с помощью электронных средств коммуникации
-Уметь «проигрывать» обозначенные ситуации, моделируя тем самым различные варианты речевого поведения. Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
Использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей.
Календарно тематическое планирование по предмету
«Речь и альтернативная коммуникация»
№п/п | Тема урока | Кол-во час | Дата | |
план | факт | |||
1 | Игра «Дай ручку» | |||
2 | Стимуляция слуховых реакций. Игра «Дай ручку» | |||
3 | Привлечение внимания к звучащему предмету | |||
4 | Стимуляция голосовых реакций. Игра «Ладушки» | |||
5 | Общая стимуляция зрения. Игра «Последи за погремушкой | |||
6 | Перемещение яркого крупного предмета в поле зрения ребёнка | |||
7 | Игра «Где мишка?». Эмоциональный контакт | |||
8 | Стимуляция зрения цветными листами бумаги. Эмоциональный контакт | |||
9 | Стимуляция зрения периодически вращающимися листами цветной бумаги. Эмоциональный контакт | |||
10 | Эмоциональная реакция на голоса ближайшего окружения | |||
11 | Игры «Где звенит?» «Откуда звук?» | |||
12 | Стимуляция осязания температурными раздражителями. Положительные эмоциональные реакции | |||
13 | Игра «Найди, где звучит?» | |||
14 | Определение места звучащего предмета, развитие направленности слухового внимания | |||
15 | Игра «Узнай и покажи» | |||
16 | Игра «Кто это?» | |||
17 | Восприятие слов «на», «дай». Мотивация брать и удерживать крупную игрушку | |||
18 | Выполнение простых поручений | |||
19 | Развитие внимания к слову | |||
20 | Формирование продолжительности внимания | |||
21 | Нахождение игрушки в пространстве | |||
22 | Манипулирование игрушкой (поворачивание, перекладывание) | |||
23 | Игровые действия с водой, эмоционально-смысловые комментарии | |||
24 | Узнавание наощупь различной фактуры предметов с использованием тактильных таблиц (меховая, шелковистая и шероховатая поверхности) | |||
25 | Формирование навыков адекватного реагирования на заданную инструкцию | |||
26 | Выполнение воображаемых действий совместно со взрослым, развитие подражания речевым и неречевым звукам | |||
27 | Развитие понимания жестов и выразительных движений без инструкции | |||
28 | Развитие мимики и жестов. Жестовое приветствие и прощание | |||
29 | Узнавание наощупь различной фактуры предметов с использованием тактильных таблиц (меховая, шелковистая и шероховатая поверхности) | |||
30 | Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) | |||
31 | Игра «Ароматные коробочки» | |||
32 | Соотношение звукоподражания с предметной картинкой | |||
33 | Узнавание действий, изображенных на картинках | |||
34 | Игра «Пузырьки»: предпосылки комбинированного типа дыхания | |||
35 | Упражнение «Веник» | |||
36 | Игра «Мотыльки»: регулирование силы воздушной струи | |||
37 | Соотношение звукоподражания с предметной картинкой, различение «му», «мяу» | |||
38 | Упражнение «Пальчики разбежались»: развитие мелкой моторики пальцев рук | |||
39 | Звукоподражания «ау», «уа» соотносить с картинкой | |||
40 | Побуждение к произвольным эмоциональным восклицаниям «Ой!», «Ай!», «Ах!», «Ох!» | |||
41 | Развитие мелкой моторики руки «Бабушка печет блины» | |||
42 | Упражнение «Птички пьют из бочонка» - развитие мелкой моторики рук | |||
43 | Добукварный период. Формирование умения удерживать ручку, карандаш | |||
44 | Формирование умения удерживать ручку, карандаш | |||
45 | Умение удерживать ручку, карандаш | |||
46 | Формирование умения оставлять графический след на бумаге. Письмо ручками, карандашами | |||
47 | Написание в тетрадях точек, палочек | |||
48 | Выражение мимикой согласия, несогласия, удовольствия, неудовольствия. Ролевая игра «Мои друзья» письмо по пунктиру, точкам. | |||
49 | Имена . Штриховка «Круг» | |||
50 | Установление зрительного контакта с собеседником. Обводка по трафарету «Круг» | |||
51 | Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Штриховка «Квадрат». | |||
52 | Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Обводка по рафарету «Квадрат». | |||
53 | Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Штриховка «Треугольник». | |||
54 | Обращение с просьбой о помощи. Привлечение к себе внимания. Обводка по трафарету «Треугольник». | |||
55 | Привлечение к себе внимания. Бой о помощи. Рисование прямых линий по показу. | |||
56 | Выражение согласия (несогласия). Рисование прямых линий по точкам. | |||
57 | Выражение благодарности. Обводка по трафарету «Овощи». | |||
58 | Ответы на вопросы словом (предложением). Обводка по трафарету «Овощи». | |||
59 | Задавание вопросов предложением. Обводка по трафарету «Фрукты». | |||
60 | Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Штриховка «Рыбка» | |||
61 | Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия). Обводка по трафарету «Котенок». | |||
62 | Ответы на вопросы с использованием жеста. Обводка по трафарету «Мышка»». | |||
63 | Привлечение внимания; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом. Штриховка «Конь». | |||
64 | Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью и др.с предъявлением предметного символа. Штриховка «Корова». | |||
65 | Выражение своих желаний с использованием графического изображения. Соединение квадрата по точкам. | |||
66 | Выражение своих желаний, благодарности и др. с использованием карточек с напечатанными словами. Рисование домика по точкам. | |||
67 | Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова. Обводка по шаблону «Кленовый лист». | |||
68 | Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова. Штриховка «Посуда» | |||
69 | Использование графического изображения для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки и др.). Штриховка «Посуда» | |||
70 | Использование графического изображения для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять и др.). Обводка по трафарету «Посуда». | |||
71 | Использование графического изображения для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Обводка по трафарету «Посуда». | |||
72 | Использование графического изображения для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки и др.). Штриховка «Машинка» | |||
73 | Использование графического изображения для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро и др.). Штриховка «Мяч». | |||
74 | Использование напечатанного слова для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Обводка по трафарету «Бабочка» | |||
75 | Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов(пять, второй и др.). Штриховка «Бабочка». | |||
76 | Составление рассказа о себе с использованием графического изображения. Обводка по трафарету «Снеговик» | |||
77 | Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения. Штриховка «Снеговик». | |||
78 | Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения. Рисование снежинки по показу. | |||
79 | Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения. Рисование снежинки по точкам. | |||
80 | Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения. Рисование бордюров по показу. | |||
81 | Понимание простых по звуковому составу слов (мама,папа, дядя идр.). Рисование игрушки по шаблону. | |||
82 | Реагирование на собственное имя. Рисование ветки по шаблону. | |||
83 | Узнавание (различение) имён членов семьи, , педага. Рисование по точкам. | |||
84 | Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки и др.). Письмо примых линий с наклоном. | |||
85 | Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, транспорт, птицы и др.). Заполнение круга точками. | |||
86 | Понимание слов, обозначающих действия предмета. Заполнение квадрата точками. | |||
87 | Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Обводка по трафарету «Одежда». | |||
88 | Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно и др.). Обводка по трафарету «Одежда». | |||
89 | Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Обводка по шаблону «Лиса». | |||
90 | Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Обводка по шаблону «Медведь». | |||
91 | Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Обводка по шаблону «Заяц». | |||
92 | Понимание простых предложений (нераспространённых и распространённых). Дорисовывание предмета. | |||
93 | Понимание сложных предложений ( с союзом и, а, если). Дорисовывание предмета. | |||
94 | Понимание содержания текста. Рисование спирали. | |||
95 | Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки и др.). Письмо прямых линий с наклоном. | |||
96 | Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Рисование предмета по точкам. | |||
97 | Называние (употребление) простых по звуковому составу слов. Рисование предмета по точкам. | |||
98 | Называние собственного имени. Называние имён членов семьи Штриховка «Звездочка». | |||
99 | Называние (употребление) слов, обозначающих предмет. Рисование звездочки по точкам. | |||
100 | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Обводка по шаблону буквы А | |||
101 | Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Письмо буквы А. | |||
102 | Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Письмо буквы А. |
Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения.
- графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки различной тематики для развития речи, «говорящие» книжки и плакаты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс ФГОС (вариант 2)...
Адаптированная рабочая программа предмета "Речь и альтернативная коммуникация" для ребенка с РАС ( 2 вариант) 2 класс
Программа разработана для ребенка с тотальным недоразвитием тяжелой степени, отягощенной РАС. 2 класс. Рассчитана на 102 ч....
Адаптированная рабочая программа предмета "Речь и альтернативная коммуникация" ( 2 вариант) 2 класс
Данная программа разработана с опорой на реестр образовательных программ для детей с умственной отсталостью (2 вариант). Планирование сформировано с учетом видов деятельности детей на уроке....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Альтернативная коммуникация» 1в класс
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, «Положения о рабочих материалах (программах) по учебному предмету педагога МКОУ школы-интерната городс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Альтернативная коммуникация» 2в класс
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, , «Положения о рабочих программах по учебному предмету педагога МКОУ школы-интерната городского округа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» 3 класс (2 вариант)
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,«АДАПТИВНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 5»У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой у...
Рабочая программа предмету "Речь и альтернативная коммуникация"
Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся по АООП (вариант 2)...