Согласные звуки [д] [д’], буквы Д, д. Интегрированный урок (обучение грамоте + технология). 1 класс УМК «Школа России»
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Шмелева Елена Владимировна

Конспект интегрированного урока по обучению грамоте и технологии  в 1классе . Тема урока: Согласные звуки [д] [д’], буквы Д, д.  УМК «Школа России»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УМК «Школа России»

Интегрированный урок  (обучение грамоте + технология). 1 класс

Тема урока: Согласные звуки [д] [д’], буквы Д, д.

Цели урока:

Научить выделять и дифференцировать в звучащей речи звуки [д] [д’], обозначать их буквой «Д, д».

Задачи урока:

Научить приёму практического определения звонкости-глухости изучаемых звуков. Упражнять учеников в чтении слогов, слов, текстов.

Воспитывать культуру учебного труда.

Формирование УУД:

Личностные УУД: самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц  ему уже известны, а какие нет.

Познавательные УУД (логические): анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой.

Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков: формирование понятия «буква – знак для звука».  

Личностные УУД: смыслообразование.

Познавательные УУД (информационные: поиск и выделение необходимой информации; сбор, анализ и оценка информации).

Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в парах).

Регулятивные УУД, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности: планировать свою деятельность (вначале урока), оценивать результаты деятельности своей, соседа по парте (на этапах урока), анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины (итог урока).

Методы и приёмы организации деятельности учащихся: анализ одно- и двухъярусных моделей, звукопроизносительная деятельность; конструирование букв Д, д; беседа на основе иллюстраций учебника, чтение слогов, слов; чтение  текстов; поиск нужных слов и их сравнение.

Учебные пособия для ученика: учебник по обучению грамоте «Азбука», графические модели слов, индивидуальные карточки с иллюстрированным и текстовым материалом, геометрические фигуры из цветной бумаги, клей, лист с изображением дома.

Этап урока

Содержание

Формирование УУД

I.Организацион-ный момент

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Он очень, очень интересный.
И гостей собрал всех вместе.
Повернитесь к ним скорей,
Поприветствуйте гостей!
Мы работать будем дружно,
Чтоб услышать нам в конце,
Что в нашем первом классе
Все ребята - молодцы!

Слайд 1

Регулятивные действия. Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

II. Актуализация опорных знаний.

Постановка учебной задачи

- Ребята! Сегодня у нас необычный урок.   Давайте посмотрим небольшой отрывок из мультфильма.

Дети смотрят мультфильм.

-Что это за мультфильм?

-Кто главный герой? (Слайд 2)

-Чему он захотел научиться? (Построить дом)

- Ребята, сегодня мышонок пришел к нам на урок, чтобы вы помогли ему построить дом. А еще

мы с вами познакомим мышонка с новой буквой, побудем строителями вместе с ним и опустимся на морское дно.

-Посмотрите, что у меня в руках? (Это дом)

-Что такое дом? (Дом – это то место, где мы живем.  Там живут наши близкие люди: родители, бабушки, дедушки, сестры, братья и т.д. У каждого человека должен быть дом. И не только у человека, но и у животного).

- Посмотрите на дом и расскажите мышонку, из каких основных частей он состоит. (Фундамент, стены, окна, крыша, труба, дверь, крыльцо).( Слайд 3)

-А теперь мы вместе с мышонком начнем строительство наших домов. Один большой дом на доске, а остальные дома поменьше вы будете делать сами.

-Строительство дома начинается с фундамента. Для нас на уроке обучения грамоте фундаментом являются наши знания о буквах и звуках.

- Повторим изученные буквы.

Работа по ленте букв.

-На какие 2 группы делятся все звуки? (Гласные и согласные).

-Что вы можете сказать про гласные звуки?

- Назовите гласные, которые обозначают твердость впереди стоящего согласного  (а, о, у, ы, э)

- Назовите гласные, которые обозначают мягкость впереди стоящего согласного (и, е)

- Что вы можете рассказать про согласные звуки?

- Какие бывают согласные звуки? (Твёрдые, мягкие и звонкие, глухие, парные, непарные).

- Назовите буквы, обозначающие звонкие согласные звуки. (н, м, л, р, б, з)

- Какие согласные расположены в верхнем ряду? В нижнем ряду?

- Вы справились с этим заданием. Наш фундамент готов.

- Теперь можем приступать к строительству дома.

(Приклеивается фундамент)

Познавательные УУД

Коммуникативные  УУД.

Сотрудничество с учителем и детьми, в парах, высказывание своего мнения, обсуждение.

III. Усвоение новых знаний и способов деятельности

1.Составление предложений.

2.Составление схем слов.

3.Выделение нового звука.

4. Знакомство с буквами Дд.

-Ребята, вы будете выполнять задания. Если задание будет выполнено правильно, то у нас будет появляться новая часть дома.

-Посмотрите на  иллюстрацию. Составьте предложения по этой иллюстрации. (Слайд 4)

Дети составляют следующие предложения:

Это дом. На крыше дома труба. Из трубы идёт дым. Около дома стоит дедушка. Во дворе растёт дуб. На дубе сидит дятел.

-Какой звук повторяется чаще всего в предложениях? (Звук [д]).

-Составим схемы к нескольким словам и построим стены дома. (Один ученик у доски, а остальные раскрашивают схемы на листочках (Приложение 1)

- Куда идет дедушка?( Дедушка идет домой)

- Составим схему к слову «дом». (Слайд 5).

Дети с помощью карточек составляют схему слова «дом».

Вывод: в слове «дом» звук [д]- согласный, звонкий, твёрдый.

- Кто сидит на дереве?  (На дереве сидит дятел)

- Проведите слого- звуковой анализ слова «дятел».

 Дети с помощью карточек составляют схему слова «дятел».

Вывод: звук [д’] – согласный, звонкий, мягкий. 

- Назовите слова со звуком [д].

- Назовите слова со звуком [д’].

- Молодцы, стены дома готовы. (Стены прикрепляются на доску)

- А теперь разгадайте загадку.

- О какой букве идёт речь в загадке?

Буква -  домик аккуратный

С высокой крышею двускатной.(Буква Д) (Слайд 6)

-С какой новой буквой мы будем работать сегодня на уроке? (познакомимся со звуками [д], [д’]и буквой, обозначающей их на письме, научимся читать слова, слоги и предложения с буквой Д)

  Так выглядит буква Д.

- Сколько букв Д? Почему?

- Для чего нужна заглавная буква Д?

-  Раскрасим буквы Дд синим цветом. Пропишем на листочках буквы Дд.

- Вы справились с этим заданием и у нашего дома появляется крыша.

Познавательные УУД.

Самостоятельное формулирование познавательной цели.

ТЕМА   ЦЕЛЕПОЛАГА-НИЕ   ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Физминутка (Слайд 7)

http://korablik29chap.ucoz.ru/sluzhba/teleljaeva/skrinshoty_2/14.jpg

Выполняют профилактику утомления.

5. Чтение слогов

-Чтобы продолжить строительство, прочитаем слоги.

Чтение слогов. (Слайд 8).

ДА                        АД

ДО                       ОД

ДЫ                      ЫД

ДУ                       УД

ДИ                       ИД

ДЕ                       ЕД

- Назовите слоги с твёрдым согласным звуком [д].

- Назовите слоги с мягким согласным звуком [д’].

-Вот и труба готова.

Познавательные УУД.

Анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данный звук.

6.Дифференцированная работа. Игра «Узнай звук»

- Послушайте слова, если в них есть звуки [д], [д’], хлопайте в ладоши.

Тарелка, душ, стол, дядя, кубики, дятел, Тима, дрова, Дима, топор, орден, туман, дым, дочка, техника,  дыня.

- Молодцы! Теперь у домика есть и окно.

7.Работа по иллюстрации. Учебники на стр. 104

8.Чтение текста

9.Работа над многозначностью слова.

Знакомство с собакой-водолазом.

- Какие вы большие молодцы! Легко справляетесь со всеми заданиями.

- А теперь скажите, а где живут рыбы?  (Рыбы живут в воде)

-Для рыб домом является водоем: пруд, озеро, речка, море, океан.

-Давайте побываем в доме у морских обитателей. И продолжим строить наш дом.

Для этого  откроем учебники на с.104. (Слайд 9)

Рассмотрим картинку на тему «Морские сокровища».

- А кто знает, как называют людей, которые работают на морском дне? (Водолазы, аквалангисты)

- Ребята, есть такой вид спорта, когда аквалангисты опускаются на морское дно? Кто знает, как называется этот вид спорта? (Дайвинг)

- Что увидели водолазы в море? (Сокровище, клад)

- Каких морских обитателей они встретили? (Осьминог, рыбы) 

Чтение текста на стр.105

Вопросы:

- Где ведут работы водолазы?

- Какая у них работа?

- Чьи папы работают водолазами?

 - Чем занимаются водолазы на дне реки?

-  Где теперь идут поезда? 

 - Сколько здесь предложений? (5)

Прочитайте 3 предложение.  Сколько в нем букв Д? (3)

     Читающие дети в это время знакомятся с дополнительным текстом, затем читают его вслух.

(подготовленный ученик) «Водолаз – мастер на все руки. Под водой приходится бывать и слесарем, и монтажником, и строителем, и взрывником, и электросварщиком.

     Строят мост через реку, прокладывают подводный трубопровод – без водолаза не обойтись. Водолаз заделает пробоину в днище судна, поможет поднять со дна затонувший корабль».

- Некоторые ребята прочитали еще один текст про водолазов. Послушаем его.

 

- Молодцы. Вы и с этим заданием справились. Поэтому у дома появляется дверь.

- Что общего между этими картинками? (Слайд 10, 11).

     - Это служебная собака породы «водолаз».

     - Для чего люди разводят таких собак?

     

Водолаз – сильная, хорошо плавающая собака, используемая для спасения утопающих.

     - Что вы можете сказать о слове «водолаз»?  (Оно многозначное, т.к. имеет два значения).

И у нас появится новая часть дома. (Появляется крыльцо)

Создание ситуации успеха

Познаватель

ные УУД.

Смысловое чтение.

Работа с бумагой и клеем.

- А теперь посмотрите на свои парты. У вас лежат листы и части дома. Давайте еще раз вместе с мышонком построим дом. На каждой парте лежит лист бумаги и части дома. Приклейте и увас получится дом.

Приклейте на лист бумаги все части дома. (Слайд 12).

-Дети приклеивают части дома.

Посмотрите, какие красивые дома у нас получились. А теперь давайте посмотрим, что получилось у мышонка.

Просмотр фрагмента мультфильма. 

- Ребята, с какой буквой мы познакомились на уроке?

Расскажите о звуке .

-Что мы с вами строили на уроке? Как вы думаете , почему?

Рефлексия

- Вам понравился урок?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Кто считает, что он хорошо поработал на уроке?

- Какие задания были трудными для вас?

- Вспомните, какую цель вы поставили перед собой вначале урока, достигли ли вы этой цели?

Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

                                                                                                                                                  Приложение 1https://book24.kz/upload/iblock/291/2910ae112d89e424c609e3f2aae9545c.jpg

https://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/9/106/792/106792392_grom119.jpg

https://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/9/106/792/106792392_grom119.jpghttps://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/9/106/792/106792392_grom119.jpg

Приложение 2


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: учитель начальных классов Шмелева Елена Владимировна

Слайд 5

[д'] [д]

Слайд 6

Этот домик – буква Д В домике – окошко. Из трубы идёт дымок А в окошке - кошка . Д д

Слайд 7

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слайд 8

д а а д д о о д д ы ы д д у у д д и и д д е е д

Слайд 9

Водолазы ищут клады

Слайд 11

Водолаз – сильная, хорошо плавающая собака, используемая для спасения утопающих.

Слайд 13

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заглавные буквы Р,Т,Г,П в именах собственных. Урок обучения письму. 1 класс. УМК "Школа России". ФГОС.

Тип урока – урок повторения предметных ЗУНов знаний.Основная    цель:    закрепление    навыков    правильного    написания ...

Согласные звуки [з], [з’], буквы З, (технологическая карта урока обучения грамоте)

Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з (технологическая карта  урока обучения грамоте)...

Конспект урока обучения письму 1 класс УМК "Школа России" Тема: Письмо строчной буквы «ч »

Цели деятельности учителя: формирование умения писать строчную букву «ч»; использования на письме строчнойбуквы «ч».Планируемые результаты:Предметные:Знать: графический облик б...

Согласные звуки [x], [x’], буквы Х, х (конспект урока обучения грамоте с использованием ИКТ)

Урок разработан к учебнику " Азбука" В.Г.Горецкого, УМК "Школа России". На уроке используется много заданий на развитие приёмов логического мышления. Физкультминутка сопровождается...

Тема: Согласный звук [С], [С’], буквы C, c. 1 класс, обучение грамоте

Проект урока по обучению грамоте (чтение) в ЛОДС...

Презентация " Согласный звук г,г, Буквы Гг." 1 класс, урок обучение грамоте,программа " Школа России"

Презентация " Согласный звук г,г, Буквы гг." 1 класс, урок обучение грамоте.программа " Школа России"...