Согласные звуки [д] [д’], буквы Д, д. Интегрированный урок (обучение грамоте + технология). 1 класс УМК «Школа России»
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Конспект интегрированного урока по обучению грамоте и технологии в 1классе . Тема урока: Согласные звуки [д] [д’], буквы Д, д. УМК «Школа России»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Согласные звуки [д] [д’], буквы Д, д. | 252.6 КБ |
Презентация Согласные звуки [д] [д’], буквы Д, д. | 2.68 МБ |
Предварительный просмотр:
УМК «Школа России»
Интегрированный урок (обучение грамоте + технология). 1 класс
Тема урока: Согласные звуки [д] [д’], буквы Д, д.
Цели урока:
Научить выделять и дифференцировать в звучащей речи звуки [д] [д’], обозначать их буквой «Д, д».
Задачи урока:
Научить приёму практического определения звонкости-глухости изучаемых звуков. Упражнять учеников в чтении слогов, слов, текстов.
Воспитывать культуру учебного труда.
Формирование УУД:
Личностные УУД: самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц ему уже известны, а какие нет.
Познавательные УУД (логические): анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой.
Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков: формирование понятия «буква – знак для звука».
Личностные УУД: смыслообразование.
Познавательные УУД (информационные: поиск и выделение необходимой информации; сбор, анализ и оценка информации).
Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в парах).
Регулятивные УУД, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности: планировать свою деятельность (вначале урока), оценивать результаты деятельности своей, соседа по парте (на этапах урока), анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины (итог урока).
Методы и приёмы организации деятельности учащихся: анализ одно- и двухъярусных моделей, звукопроизносительная деятельность; конструирование букв Д, д; беседа на основе иллюстраций учебника, чтение слогов, слов; чтение текстов; поиск нужных слов и их сравнение.
Учебные пособия для ученика: учебник по обучению грамоте «Азбука», графические модели слов, индивидуальные карточки с иллюстрированным и текстовым материалом, геометрические фигуры из цветной бумаги, клей, лист с изображением дома.
Этап урока | Содержание | Формирование УУД |
I.Организацион-ный момент | Прозвенел уже звонок, Слайд 1 | Регулятивные действия. Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. |
II. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи | - Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Давайте посмотрим небольшой отрывок из мультфильма. Дети смотрят мультфильм. -Что это за мультфильм? -Кто главный герой? (Слайд 2) -Чему он захотел научиться? (Построить дом) - Ребята, сегодня мышонок пришел к нам на урок, чтобы вы помогли ему построить дом. А еще мы с вами познакомим мышонка с новой буквой, побудем строителями вместе с ним и опустимся на морское дно. -Посмотрите, что у меня в руках? (Это дом) -Что такое дом? (Дом – это то место, где мы живем. Там живут наши близкие люди: родители, бабушки, дедушки, сестры, братья и т.д. У каждого человека должен быть дом. И не только у человека, но и у животного). - Посмотрите на дом и расскажите мышонку, из каких основных частей он состоит. (Фундамент, стены, окна, крыша, труба, дверь, крыльцо).( Слайд 3) -А теперь мы вместе с мышонком начнем строительство наших домов. Один большой дом на доске, а остальные дома поменьше вы будете делать сами. -Строительство дома начинается с фундамента. Для нас на уроке обучения грамоте фундаментом являются наши знания о буквах и звуках. - Повторим изученные буквы. Работа по ленте букв. -На какие 2 группы делятся все звуки? (Гласные и согласные). -Что вы можете сказать про гласные звуки? - Назовите гласные, которые обозначают твердость впереди стоящего согласного (а, о, у, ы, э) - Назовите гласные, которые обозначают мягкость впереди стоящего согласного (и, е) - Что вы можете рассказать про согласные звуки? - Какие бывают согласные звуки? (Твёрдые, мягкие и звонкие, глухие, парные, непарные). - Назовите буквы, обозначающие звонкие согласные звуки. (н, м, л, р, б, з) - Какие согласные расположены в верхнем ряду? В нижнем ряду? - Вы справились с этим заданием. Наш фундамент готов. - Теперь можем приступать к строительству дома. (Приклеивается фундамент) | Познавательные УУД Коммуникативные УУД. Сотрудничество с учителем и детьми, в парах, высказывание своего мнения, обсуждение. |
III. Усвоение новых знаний и способов деятельности 1.Составление предложений. 2.Составление схем слов. 3.Выделение нового звука. 4. Знакомство с буквами Дд. | -Ребята, вы будете выполнять задания. Если задание будет выполнено правильно, то у нас будет появляться новая часть дома. -Посмотрите на иллюстрацию. Составьте предложения по этой иллюстрации. (Слайд 4) Дети составляют следующие предложения: Это дом. На крыше дома труба. Из трубы идёт дым. Около дома стоит дедушка. Во дворе растёт дуб. На дубе сидит дятел. -Какой звук повторяется чаще всего в предложениях? (Звук [д]). -Составим схемы к нескольким словам и построим стены дома. (Один ученик у доски, а остальные раскрашивают схемы на листочках (Приложение 1) - Куда идет дедушка?( Дедушка идет домой) - Составим схему к слову «дом». (Слайд 5). Дети с помощью карточек составляют схему слова «дом». Вывод: в слове «дом» звук [д]- согласный, звонкий, твёрдый. - Кто сидит на дереве? (На дереве сидит дятел) - Проведите слого- звуковой анализ слова «дятел». Дети с помощью карточек составляют схему слова «дятел». Вывод: звук [д’] – согласный, звонкий, мягкий. - Назовите слова со звуком [д]. - Назовите слова со звуком [д’]. - Молодцы, стены дома готовы. (Стены прикрепляются на доску) - А теперь разгадайте загадку. - О какой букве идёт речь в загадке? Буква - домик аккуратный С высокой крышею двускатной.(Буква Д) (Слайд 6) -С какой новой буквой мы будем работать сегодня на уроке? (познакомимся со звуками [д], [д’]и буквой, обозначающей их на письме, научимся читать слова, слоги и предложения с буквой Д) Так выглядит буква Д. - Сколько букв Д? Почему? - Для чего нужна заглавная буква Д? - Раскрасим буквы Дд синим цветом. Пропишем на листочках буквы Дд. - Вы справились с этим заданием и у нашего дома появляется крыша. | Познавательные УУД. Самостоятельное формулирование познавательной цели. ТЕМА ЦЕЛЕПОЛАГА-НИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ |
Физминутка (Слайд 7) | Выполняют профилактику утомления. | |
5. Чтение слогов | -Чтобы продолжить строительство, прочитаем слоги. Чтение слогов. (Слайд 8). ДА АД ДО ОД ДЫ ЫД ДУ УД ДИ ИД ДЕ ЕД - Назовите слоги с твёрдым согласным звуком [д]. - Назовите слоги с мягким согласным звуком [д’]. -Вот и труба готова. | Познавательные УУД. Анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данный звук. |
6.Дифференцированная работа. Игра «Узнай звук» | - Послушайте слова, если в них есть звуки [д], [д’], хлопайте в ладоши. – Тарелка, душ, стол, дядя, кубики, дятел, Тима, дрова, Дима, топор, орден, туман, дым, дочка, техника, дыня. - Молодцы! Теперь у домика есть и окно. | |
7.Работа по иллюстрации. Учебники на стр. 104 8.Чтение текста 9.Работа над многозначностью слова. Знакомство с собакой-водолазом. | - Какие вы большие молодцы! Легко справляетесь со всеми заданиями. - А теперь скажите, а где живут рыбы? (Рыбы живут в воде) -Для рыб домом является водоем: пруд, озеро, речка, море, океан. -Давайте побываем в доме у морских обитателей. И продолжим строить наш дом. Для этого откроем учебники на с.104. (Слайд 9) Рассмотрим картинку на тему «Морские сокровища». - А кто знает, как называют людей, которые работают на морском дне? (Водолазы, аквалангисты) - Ребята, есть такой вид спорта, когда аквалангисты опускаются на морское дно? Кто знает, как называется этот вид спорта? (Дайвинг) - Что увидели водолазы в море? (Сокровище, клад) - Каких морских обитателей они встретили? (Осьминог, рыбы) Чтение текста на стр.105 Вопросы: - Где ведут работы водолазы? - Какая у них работа? - Чьи папы работают водолазами? - Чем занимаются водолазы на дне реки? - Где теперь идут поезда? - Сколько здесь предложений? (5) Прочитайте 3 предложение. Сколько в нем букв Д? (3) Читающие дети в это время знакомятся с дополнительным текстом, затем читают его вслух. (подготовленный ученик) «Водолаз – мастер на все руки. Под водой приходится бывать и слесарем, и монтажником, и строителем, и взрывником, и электросварщиком. Строят мост через реку, прокладывают подводный трубопровод – без водолаза не обойтись. Водолаз заделает пробоину в днище судна, поможет поднять со дна затонувший корабль». - Некоторые ребята прочитали еще один текст про водолазов. Послушаем его.
- Молодцы. Вы и с этим заданием справились. Поэтому у дома появляется дверь. - Что общего между этими картинками? (Слайд 10, 11). - Это служебная собака породы «водолаз». - Для чего люди разводят таких собак?
Водолаз – сильная, хорошо плавающая собака, используемая для спасения утопающих. - Что вы можете сказать о слове «водолаз»? (Оно многозначное, т.к. имеет два значения). И у нас появится новая часть дома. (Появляется крыльцо) | Создание ситуации успеха Познаватель ные УУД. Смысловое чтение. |
Работа с бумагой и клеем. | - А теперь посмотрите на свои парты. У вас лежат листы и части дома. Давайте еще раз вместе с мышонком построим дом. На каждой парте лежит лист бумаги и части дома. Приклейте и увас получится дом. Приклейте на лист бумаги все части дома. (Слайд 12). -Дети приклеивают части дома. Посмотрите, какие красивые дома у нас получились. А теперь давайте посмотрим, что получилось у мышонка. Просмотр фрагмента мультфильма. - Ребята, с какой буквой мы познакомились на уроке? Расскажите о звуке . -Что мы с вами строили на уроке? Как вы думаете , почему? | |
Рефлексия | - Вам понравился урок? - Что нового вы узнали на уроке? - Кто считает, что он хорошо поработал на уроке? - Какие задания были трудными для вас? - Вспомните, какую цель вы поставили перед собой вначале урока, достигли ли вы этой цели? | Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. |
Приложение 1
Приложение 2
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
[д'] [д]
Этот домик – буква Д В домике – окошко. Из трубы идёт дымок А в окошке - кошка . Д д
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
д а а д д о о д д ы ы д д у у д д и и д д е е д
Водолазы ищут клады
Водолаз – сильная, хорошо плавающая собака, используемая для спасения утопающих.
Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заглавные буквы Р,Т,Г,П в именах собственных. Урок обучения письму. 1 класс. УМК "Школа России". ФГОС.
Тип урока – урок повторения предметных ЗУНов знаний.Основная цель: закрепление навыков правильного написания ...
Согласные звуки [з], [з’], буквы З, (технологическая карта урока обучения грамоте)
Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з (технологическая карта урока обучения грамоте)...
Конспект урока обучения письму 1 класс УМК "Школа России" Тема: Письмо строчной буквы «ч »
Цели деятельности учителя: формирование умения писать строчную букву «ч»; использования на письме строчнойбуквы «ч».Планируемые результаты:Предметные:Знать: графический облик б...
Технологическая карта урока обучения письму 1 класс УМК Школа России на тему: Повторение изученных букв. Письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами.
Технологическая карта урока составления в соответствии ФГОС....
Согласные звуки [x], [x’], буквы Х, х (конспект урока обучения грамоте с использованием ИКТ)
Урок разработан к учебнику " Азбука" В.Г.Горецкого, УМК "Школа России". На уроке используется много заданий на развитие приёмов логического мышления. Физкультминутка сопровождается...
Тема: Согласный звук [С], [С’], буквы C, c. 1 класс, обучение грамоте
Проект урока по обучению грамоте (чтение) в ЛОДС...
Презентация " Согласный звук г,г, Буквы Гг." 1 класс, урок обучение грамоте,программа " Школа России"
Презентация " Согласный звук г,г, Буквы гг." 1 класс, урок обучение грамоте.программа " Школа России"...