Тема: Согласный звук [С], [С’], буквы C, c. 1 класс, обучение грамоте
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Левина Светлана Сергеевна

Проект урока по обучению грамоте (чтение) в ЛОДС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл og.lods_s_s.docx87.21 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока по обучению грамоте (чтение) в ЛОДС

Тема: Согласный звук [С], [С’], буквы C, c.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом (УОНМ)

Цель: создание условий для изучения звуков [c], [c’] и буквы С с.

Планируемые результаты

Предметные

Знать: характеристику звуков [c], [c’]

Понимать: отличие звуков [c], [c’] от буквы Сс, твёрдых согласных от мягких, отличие заглавной буквы С и строчной с.

Применять: давать характеристику звукам [c], [c’], правильно называть букву Сс

Анализ: слого- звуковой анализ слов нос, лось

Синтез: чтение слов и слогов с буквой с, составление рассказа

Оценка: оценивать полученные знания о звуках [c], [c’] и букве С с, оценка своей работы на уроке

Метапредметные

Регулятивные: принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи, оценивать свои достижения

Познавательные: умение перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт

Коммуникативные: умение оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь других.

Личностные:

Формирование положительного отношения к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания.

Основные понятия: звук, буква, слог, слово, предложение, характеристика звука

Методы: наглядные, практические, беседа

Ресурсы урока:

Для учителя: учебник «Букварь», указка, магниты, презентация, цветные квадраты (для составления схемы слов), схемы предложений,  плакат буквы.

Для учащихся: учебник «Букварь», тетрадь в клетку, напечатанные разноуровневые задания

План урока.

  1. Организационный момент
  2. Мотивация к познавательной деятельности
  3. Первичная диагностика
  4. Проверка учителем диагностики. Жужжащее чтение
  5. Изучение новых звуков
  6. Фонематические упражнения
  7. Изучение буквы Сс
  8. Деление класса на группы по результатам диагностики
  9. Чтение текста
  10. Структурный анализ текста
  11. Подведение итогов
  12. Рефлексия

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1.Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Закройте свои портфели и повесьте на крючок. Проверьте свое рабочее место, у вас на партах лежат: «Букварь», пенал с цветными карандашами.

Дети закрывают портфели и вешают их на крючок, проверяют рабочее место.

2. Мотивация к познавательной деятельности

Прозвенел уже звонок

Начинается урок.

Улыбнулись. Подровнялись.

Друг на друга поглядели

И тихонько дружно сели.

Дети садятся на свои места.

3. Первичная диагностика

Ребята, давайте вспомним, какие буквы мы изучали на прошлых уроках.

Откройте тетради для печатания.

Итак, 1 задание.

Напечатать изученные гласные буквы (строчные и заглавные).

2 задание:

Напечатать гласную букву, с которой начинаются слова: азбука, утенок, иголка.

3 задание:

Напечатать 2 согласные  буквы, которые обозначают первый согласный звук в словах: Нина, ноты

Отвечают, какие буквы изучали.

Печатают буквы.

Аа, Оо, Уу, Ии, Ыы.

а, у, и

Н,н

4.Жужжащее чтение и проверка учителем диагностики

Ребята, давайте почитаем 5 минут. Достаньте свою книгу и начните читать одновременно вслух в полголоса.        

(Пока дети читают учитель проверяет работы, диагностику)

Дети достают книгу, принесённую из дома, читают.

5.Изучение новых звуков

     Ребята, давайте отгадаем загадку.

  1. Трав копытами касаясь

Ходят по лесу красавцы,

Ходят смело и легко,

Рога раскинув широко. (ЛОСИ)

Сколько слогов в слове? Докажите.

Сейчас мы будем играть в слова. Мне нужно 4 смелых человека. Выходите к доске.

( распределение ролей –букв)

Какой первый слог в слове лоси?

Слог ло- шаг вперед.

Какой второй слог ?  Си-шаг вперед.

Какой слог ударный? Докажите, позовите слово.

Первый слог расскажите о себе. ( слог ло- слияние согл. тв. зв. л и гасн. удар. звука а)

Второй слог расскажите о себе. ( слог си- слияние согл. мяг. зв с и гласн зв. и)

С какого звука начинается второй слог?

Это согласный или гласный? Почему?

Этот звук твёрдый или мягкий?

Как вы поняли, что звук с мягкий?

Спасибо за помощь, садитесь на свои места.

Ребята, отгадайте ещё одну загадку.

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом-

Чудеса увидишь в нём! (ЛЕС)

Сколько слогов в слове? Докажите.

Из каких звуков состоит слово лес?

Назовите третий звук. Какой он?

Это гласный или согласный звук?

Как вы поняли, что он согласный?

Твёрдый или мягкий звук?

Как вы поняли, что он твердый?

   Как звучит согласная буква с в слове лось? В слове лес?

   А [с] [с’] звонкие или глухие? Почему?

Ребята, давайте составим схему слова лес с помощью цветных карандашей.

Откройте тетрадки в клетку. Составляем схему. Кто может составить схему на доске?

Хорошо. А в лесу живет кто? Про кого мы отгадывали загадку сегодня?. Составьте самостоятельно в своих тетрадях схему слова «лось».

Ребята, откройте Азбуку, проверьте свои схемы.  Поставьте рядышком улыбающийся смайлик, если схемы сделаны, верно, недоумевающий смайлик, если допустили ошибку.

Отгадывают загадку, отвечают на вопросы учителя.

Некоторые дети работают у доски, остальные внимательно слушают.

Отгадывают загадку, отвечают на вопросы учителя.

        

Отвечают на вопросы.

Составляют схему, проверяют.

6. Фонематические упражнения

На что по звучанию похож [с]? Произнеси.

Повтори чистоговорку Су-су-су-наточил сосед косу

Сы-сы-сы-папа отрастил усы

Какой звук мы повторяли постоянно?
Как вы думаете, какая тема наша тема урока? Какая цель?

На ветерок, который свистит, обдувая нас, приятной прохладой

Повторяют чистоговорку.

С

 [С], [С’], буквы C, c.

Изучить новый звук и букву. Научится читать слоги, слова с буквой с.

Физкультминутка

7. Изучение буквы Сс

Ребята, к нам на урок пришел слон. Хотите посмотреть на него?(показываю плакат) Что он нам принёс? А что мы на них видим?

-Звуки [c] [c’] на письме обозначаются какой буквой?

Ребята, а на что похожа буква с?

Зачем нужны две буквы с одинаковым названием?

А изучаемая буква гласная или согласная буква? Почему?

8.        Деление класса на группы по результатам диагностики

Ребята, я раздала вам карточки, на которых вы выполняли тест. Посмотрите, у кого слон, сядьте в колонку у окна, у кого снежинка, в средний ряд, у кого солнце в ряд у двери.

1 группа – низкий уровень

Работают с учителем, читают  вместе с ним слоги слияния и слова по учебнику.

2 группа- средний уровень

Работают по карточкам. Самостоятельно читают слоги слияния и делят их на две группы по мягкости/твердости.

су

са

сы

се

си

сё

ся

сю

Читают столбики слов с буквой с.

Сад

сон

сыр

суд

сани

сорт

сыро

село

суша

сила

3 группа- высокий уровень.

Составьте как можно больше слов из слогов (можно добавить одну букву) .

Си,со,са,су, сы, се,сё,ся,сю

Самостоятельно читают горки слов.

http://logoped18.ru/images/bukva-s-03.jpg

Физкультминутка

Шарики

На них мы видим, как на письме обозначаются звуки [c] [c’].

Эс

На полумесяц, кусочек сыра, подкова

Отвечают на вопросы.

Имена собственные пишутся с большой, нарицательные с маленькой.

Согласная, так как при произношении встречает преграду.

             

Распределяются по группам. Выполняют задания.

 

9.        Чтение текста

Прочитай текст  про девочек.

Кто главные герои?

Где была Нина?

Где была Инна?

Кто потерялся? Кто звал Нину?

Как Инна звала Нину? Прочитайте в тексте.

Читают, отвечают на вопросы, ищут ответ в тексте.

10. Смысловой и структурный анализ текста

Посчитайте сколько предложений в тексте.

Сколько слов в первом предложении?

Найдите слово по схеме.

Кто может составить схему второго предложения на доске?

Почему эта схема подходит?

Посчитайте слова с буквой «с»

Встретятся ли девочки?

Что они сделают, если встретятся?

Кто может придумать продолжение к тексту?

Отвечают на вопросы, составляют схемы предложений.

11.Подведение итогов

– Расскажите слонёнку, что вы сегодня делали, что нового узнали, что было самым трудным, интересным.

Какой звук мы сегодня изучили?

Каким он бывает?

Назовите слова, в которых слышится [С].

Назовите слова в которых слышится [С’].

 

Какой буквой на письме обозначается этот звук?

На что похожа эта буква?

Почему эта буква согласная?

- Отлично!

12. Рефлексия

-Ребята, по моему сигналу вы поднимите одну руку, если вы ничего не поняли и урок вам не понравился.

А если вы все поняли и урок вам был интересен, то вы поднимите две руки

Раз-два-три!

Скажите, что для вас было полезным, интересным на уроке?

С каким заданием справлялись легко? В чём испытывали сложности?

Ребята, спасибо вам большое, вы молодцы, на уроке работали активно. Урок окончен.

Дополнительные задания: 

  • Чтения стихотворения о слоне Валентина  Берестова. (стр.47)
  • Продолжи перечисление

слон-слонёнок, лиса-лисенок, кот котёнок… Подчеркни букву, которую мы сегодня изучали. (стр.47)

  • Стихотворение Ивана Алексеевича Бунинаа «Лес, точно терем расписной…» (стр. 45)

1.     О чем говорится в стихотворении?

2.     Как вы думаете, о каком времени года идет речь? Почему?

3.     С чем автор сравнивает лес?

4.     С помощью каких слов автор показывает красоту леса?

5.     Найдите и прочитайте слова с новой буквой.

 

Отвечают на вопросы

Дети поднимают одну или две руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте 1 класс Знакомство с буквой Х Тема: Согласные звуки [х], [х\'], буква Х, х.

Урок по обучению грамоте в 1 классе с использованием здоровьесберегающих технологий и педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения):...

Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе. УМК "Школа 2100"Тема: Согласные звуки (к), (к), буква К. Чтение слогов и слов с буквой К.

Конспект урока обучения грамоте. УМК "Школа 2100". Тема: Согласные звуки (к), (к). буква К. Чтение слогов и слов с буквой К....

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф".

Предмет: Обучение грамоте (чтение)Класс: 1 классТип урока: Изучение новогоУрок обучения грамоте 1 класс Буква Ф, звуки ф,фь...