1.Мотивация учебной деятельности
| Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Улыбнулись, подтянулись,
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.
- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости, которые пришли посмотреть, как мы работаем и чему уже научились. Поэтому я хочу, чтобы наш сегодняшний урок принес нам радость общения друг с другом и желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и новых знаний вам.
- Какой у нас сейчас урок? (обучение письму)
- Составим план работы. Что мы обычно делаем на уроках обучения письму? (пишем красиво, работаем самостоятельно, в парах, рассуждаем-думаем-сравниваем, оцениваем, читаем целыми словами, читаем выразительно, проверяем, моделируем,)
- Что мы сейчас делали? (планировали)
- Вы молодцы! А где нам может пригодиться умение планировать свою деятельность? |
Ответы учеников. Планирование.
Составление плана работы на уроке при помощи опорных значков.
Ответы учеников. | УДД личностные: освоить личностный смысл учения, желания учиться |
2.Целеполагание
| - Посмотрите на экран (слайд № 1: «Мальчик делает уроки»)
- Кто это? (Мальчик)
- Придумаем ему имя.
- Назовите опасное место в этом слове (большая буква).
- Никита прочитает нам отрывок из стихотворения Е. Измайлова:
Буква большая
Выросла вдруг,
Выросла выше
Всех букв-подруг…
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове
Не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква
У строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучало
Громко и гордо
Имя твоё…
- Как вы думаете, ребята, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о заглавной букве в именах, фамилиях)
- Оцените свою деятельность предварительно, т. е. спрогнозируйте оценку(кратко повторяем критерии самооценки): - Кто выбрал зел. –
желт. –
красн. -
- В каких случаях, знакомых вам, пишется заглавная буква? (заполняем левый столбец)
- Чему научимся к концу урока? (заполняем правый столбец)
Слайд № 2:
После ответов ребят появляется запись в таблице:
ЗНАЮ
| УЗНАЮ
| Большая буква в
- ИМЕНАХ, ОТЧЕСТВАХ, ФАМИЛИЯХ людей;
- КЛИЧКАХ животных;
| - НОВОЕ: большая буква в других словах.
|
- Представьте это правило в виде схемы (модели). |
Ответы учеников.
Выразительное чтение стихотворения наизусть.
Ученики проговаривают учебную задачу на урок.
Прогностическая самооценка: работа в листах самооценки.
Моделирование.
| УДД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач.
УДД регулятивные:
- формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с электронной презентацией;
2)формируем умение представлять информацию в виде схемы;
|
3. Создание ситуации успеха
| - А зачем нам знать это правило?
- Как вы думаете, ребята, зачем человеку имя? (Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Бывает, самого человека уже давно нет, а имя его живёт. Что такое имя? Имена – это особые слова. Ведь если показывают на кошку, а вы говорите: «Вот собачка бежит», - вам никто не поверит. Но если свою сестрёнку Олю при знакомстве вы называете Машей, то никто не заподозрит обмана. В Древней Руси давали сразу два имени: одно для жизни, другое – для Бога, т.е. крёстное имя.
- Сейчас мы будем смотреть отрывок из сказки (Слайд № 3 : видеофрагмент из сказки Лии Гераскиной «В Стране невыученных уроков».)
-Подумайте, каким значком вы оцените деятельность мальчика? (красным)
- Ему нужна помощь?
- Мы сможем помочь? (да)
- Итак, отправляемся в сказку «Страну невыученных уроков»… |
| УДД регулятивные:
1)формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с электронной презентацией;
- формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию учебной деятельности.
УДД познавательные:
- формируем умение извлекать информацию из зашифрованных схем, текстов;
- формируем умение представлять информацию в виде схемы;
- формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
- формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
- формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
- формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации; отвечать на вопросы учителя;
УДД личностные:
желание учиться. |
4. Тренировочные задания
| Слайд № 4: Страна невыученных уроков. Закрытые ворота, которые охраняют ?, ! , рядом с ними стоит королева Каллиграфия.
- Что нам нужно сделать, чтобы попасть в Страну невыученных уроков? (открыть ворота)
- Чтобы ворота открылись, мы должны узнать охранников. (? – спрашивает, ! – удивляется, радуется, королева Каллиграфия – учит красиво писать)
Слайд №5: Открытые ворота, видна тропинка…
-Путешествуя, мы попадём во владения этих героев. А чтобы наш незадачливый ученик вернулся домой, мы должны вместе с ним пройти испытания.
Слайд № 6 : Дворец Каллиграфии. Чтобы продолжить путешествие мы должны выполнить задания .
Слайд № 7: Тетрадный лист, на нём написаны буквы, верхняя часть которых закрыта кляксами.
- Узнали буквы? Назовите их. (Заглавные Т,Г,П,Р.)А сможем ли мы правильно и красиво написать эти заглавные буквы? Выполните предварительную самооценку.
ФИЗМИНУТКА № 1:
Мы наши пальчики сплели
И вытянули ручки.
Ну, а теперь мы от Земли
Отталкиваем тучки.
-Я ТЕТРАДЬ СВОЮ ВОЗЬМУ,
И НАКЛОННО ПОЛОЖУ.
Я, ДРУЗЬЯ, ОТ ВАС НЕ СКРОЮ
РУЧКУ Я ВОТ ТАК ВОЗЬМУ.
СЯДУ ПРЯМО, НЕ СОГНУСЬ,
ЗА РАБОТУ Я ВОЗЬМУСЬ.
Слайд № 8: Поочерёдно появляются буквы, карандашик показывает технику написания. (ребята «пишут» обратной стороной ручки у себя на ладонях, а затем делают запись в тетрадях.)
-Сравните свои записи с эталоном. Обведите карандашом самые лучшие буквы. Оцените свою работу: если нет исправлений, в основном все элементы написаны правильно – с наклоном, до половины широкой, дополнительной строки, или есть 1-2 незначительных недочёта – можно поставить зелёный значок, если было трудно правильно прописать буквы – есть 3-4 исправления или нарушения правописания – жёлтый значок.
Слайд № 9: Дворец Вопросительного знака. Чтобы продолжить путешествие мы должны ответить на вопросы.
- Кто пишет сказки?
- Какие бывают сказки?
Слайд № 10: Русские народные сказки. Авторские.
( на слайде появляется обложка одной из сказок).
*Какие русские народные сказки вы знаете?
Звукобуквенный анализ слова Репка. Составить схему при помощи звуковичков. Проверка - выполняет ученик у доски, остальные в тетради. Я тоже выполнила разбор – проверка по эталону.
Авторские.
- Фрагмент из какой сказки вы смотрели? Кто её автор? ( обложка сказки Лии Гераскиной «В Стране невыученных уроков»)
-Что мы сейчас делали? (ответ одного ученика, его самооценка по критериям)
- Открой свой дневник и закрась кружок.
- Мы попали в сказку, чтобы помочь герою. Как вы думаете, сколько испытаний мы должны пройти (три – троекратный повтор).
Слайд № 11:Обложка тетради, где фамилию и имя ученика закрыл возмущённый восклицательный знак.
- Что своим видом показывает нам восклицательный знак?
- Почему восклицательный знак закрыл собой фамилию и имя ученика?
- А вы, догадались, чья это тетрадь? (Перестукина Виктора)
- Какое правило не знает ученик?
- Вы сможете исправить ошибки?
- Что будете делать? (вставляют пропущенные заглавные буквы, сравнивают с образцом)
- А свои фамилии и имена вы сможете написать? Поставьте в лист самоконтроля в первую графу «ПРОГНОЗ» - значок.
На карточке запишите, проговаривая, свою фамилию и своё имя. Сравните свою запись с эталоном.
Слайд № 12:Обложка тетради по письму, на которой поочерёдно появляются фамилии и имена детей. Оцените свою запись: нет ошибок, буквы написаны правильно - зелёный значок, есть исправления, 1-2 ошибки – жёлтый значок.
ФИЗМИНУТКА № 2:
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
|
Ответы учеников.
Ответы учеников.
Разминка для пальчиков.
Прогностическая самооценка: работа в листах самооценки.
Работа в тетрадях.
Самооценка.
Ответы учеников.
Ответ ученика.
Ответы учеников.
Работа в тетрадях.
Самооценка, проговаривание критериев.
Работа с карточками– шаблонами. Проверка по эталону.
Прогностическая самооценка: работа в листах самооценки.
Работа с карточками– шаблонами. Проверка по эталону.
Самооценка.
| УДД коммуникативные:
участвовать в диалоге; слушать и понимать друг друга.
УДД регулятивные:
принимать учебную задачу, планировать выполнение учебной задачи.
УДД коммуникативные:
умение сотрудничать в совместном решении проблемы.
УДД познавательные:
Умение моделировать и анализировать; умение наблюдать и делать простые выводы.
УДД познавательные:
Умение находить необходимую информацию.
УДД коммуникативные:
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
УДД регулятивные:
Умение корректировать выполнение задачи;
прогнозирование (предвосхищение результата)
УДД регулятивные: умение соотносить правильность выполнения с образцом.
УДД регулятивные:
прогнозирование (предвосхищение результата)
|
5.Создание ситуации разрыва
| - Внимательно посмотрите на обложку тетради, перечитайте надпись, можете ли вы дополнить нашу схему – модель новым пунктом (названия населённых пунктов)
- ! приготовил ещё одно задание. Нужно найти в тексте слова, которые пишутся с большой буквы и объяснить почему они написаны так.
- Откройте «Азбуку» на с.86, внимательно прочитайте текст в верхней части страницы. Какие слова пишутся с заглавной буквы? Что они обозначают? (Отечество, Родина, Россия – называют родную страну, государство).
*Запишите слова на букву Р.
Дополним схему – модель ещё одним пунктом (названия стран). | Моделирование.
| УДД познавательные:
Умение находить необходимую информацию;
отвечать на вопросы учителя. |
6. Работа в парах.
| Правила работы в парах.
- слушать друг друга;
- помогать друг другу;
- вместе решать возникшую проблему;
(прогнозирование самооценки)
-Возьмите слова, распределите в две группы. Объясните, по какому признаку группировали.
- Один, два, три! Работу в парах начни!
(У каждой пары своё задание – дифференцируются по степени сложности)
Проверка по эталону. Слайд № 1 4(ка
Самооценка(лист самоконтроля)
*Звуковой анализ одного слова.
Слайд № 15(
ЗНАЮ
| УЗНАЛИ
| Большая буква в
- ИМЕНАХ, ОТЧЕСТВАХ, ФАМИЛИЯХ людей;
- КЛИЧКАХ животных;
| - НОВОЕ: большая буква в
НАЗВАНИЯХ СТРАН
|
- Буква большая совсем не пустяк,
В букве большой - уважения знак! | Работа в парах. | УДД коммуникативные:
- формируем умение слушать и понимать других;
- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
- формируем умение работать в паре.
УДД регулятивные: умение соотносить правильность выполнения с образцом.
|
7. Оценочно - результативный компонент.
| Слайд № 15: Видеофрагмент (герой благодарит ребят за помощь)
- Что из запланированного сделали?
- Как оценим свою работу? (в дневниках)
Что мы сегодня делали на уроке?
- планировали свою деятельность;
- развивали речь (проговаривали)
- работали с информацией.
- Где нам пригодится это?
|
| УДД личностные:
личностный рост, личные достижения, освоить личностный смысл учения, желание учиться.
УДД регулятивные:
Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |