Согласные звуки [x], [x’], буквы Х, х (конспект урока обучения грамоте с использованием ИКТ)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Урок разработан к учебнику " Азбука" В.Г.Горецкого, УМК "Школа России". На уроке используется много заданий на развитие приёмов логического мышления. Физкультминутка сопровождается наглядным материалом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_obucheniya_gramote.docx | 28.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №43» города Твери
Конспект урока обучения грамоте по теме:
«Согласные звуки [х], [х`] буквы Х, х »
1 класс
УМК «Школа России»
подготовила учитель начальных классов
Круц Ольга Николаевна
Тверь 2017
Цели урока:
Образовательные:
- Познакомить детей с новыми звуками [х], [х`], и буквой Х, которая их обозначает, учить отличать новые звуки и букву от других звуков и букв, учить читать слова с буквой Х.
Развивающие:
- Развивать фонематический слух.
- Способствовать развитию приёмов мыслительных операций.
- Формировать УУД:
личностные УУД: формирование мотивации к обучению; формирование положительного отношения к людям труда;
регулятивные УУД: умение самостоятельно формулировать учебную задачу; планировать свои действия; контролировать свою деятельность, оценивать собственные работы и своих одноклассников;
познавательные УУД: умение анализировать, сравнивать, обобщать; строить рассуждения на основе полученной информации;
коммуникативные УУД: умение слушать и сотрудничать с соседом по парте; формулировать и отстаивать свою точку зрения ; совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах.
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к чтению, самостоятельности.
- Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям труда
Ход и содержание урока
1. Мотивация обучающихся.
Цель: настроить детей на работу.
Прозвенел звонок весёлый.
Вы начать урок готовы?
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать. (Слайд 2)
- Актуализация знаний.
Цель:
- повторить изученный на предыдущих уроках материал;
- подготовить к восприятию нового материала;
- формировать познавательные, коммуникативные УУД.
- Сегодня, ребята, мы отправимся с вами в неведомое государство. И правит этой страной царь. Прочитаем, как его зовут.
Ка-ра-вай
-Как же зовут царя? (Слайд 3)
-С какой буквой познакомились на предыдущем уроке? (й)
-Какой звук обозначаем этой буквой? [й]
-Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, мягкий, звонкий)
- Хотите узнать, как зовут жителей страны. Прочитаем:
булки баранки
пироги лепёшки
калачи батоны (Слайд 4)
- Назовите одним словом, что всё это? (хлебобулочные изделия)
- Кто догадался, каким же государством правит царь Каравай? (хлебным)
(Слайд 5)
- Есть ли вы новый звук в этом слове? Назовите его. [х]
- Можем ли мы вставить сейчас букву, которая обозначает этот звук? (нет)
- Назовите этот звук мягко.
- Формулирование темы и цели урока.
Цель: способствовать формированию умений обучающихся определять и формулировать тему и цель урока; формирование регулятивных, познавательных УУД.
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока:
Дети: тема урока: «Согласные звуки [х],[х’] и буква, которая их обозначает»
- Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока. Я вам помогу. Продолжите начало моего предложения:
Мы познакомимся …. (со звуками [х], [х’] и буквой, которая их обозначает)
Мы научимся отличать …. (звуки [х], [х’] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв)
Мы научимся читать … (слоги, слова с новой буквой) (Слайд 6)
- Этап открытия новых знаний.
- Знакомство со звуками [х] [х`].
Цель: способствовать формированию фонематического слуха, умений производить звуковой анализ слов, умений отличать новые звуки от других звуков; формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД.
- Выделение звука.
- Поработаем над новыми звуками.
- Произнесём слово хлеб. (Слайд 7)
- Сколько слогов?
- Какой первый звук?
- Какой он? (согласный, твёрдый, глухой) (Слайд 8)
- Как обозначим этот звук? (синим квадратиком)
- Можем ли мы добавить букву, которая обозначает этот звук? (нет, еще не знаем)
-Как вы думаете, кто будит сельских жителей, ведь им надо рано вставать? Отгадайте загадку:
Кто так заливисто поёт
О том, что солнышко встаёт? (Петух) (Слайд 9)
- Где находится новый звук? Какой он?
- Назовите слово в форме множественного числа. (Петухи)
-Составим схему этого слова.
-Где находится новый звук? Какой он? (Слайд 10)
- Упражнение в узнавании звуков. Работа в парах.
Дифференциация звуков [х], [г], [к].
(Приложение)
У детей карточка – таблица с изображением предметов, где нужно поставить «галочки» напротив картинок, в названии которых есть звуки [х] [х`]. Пока дети работают, слайд закрывается «серой шторкой»
(Проверка по слайду 11)
- Игра «Третий лишний»
-Посмотрите на картинки и подумайте, какая из них лишняя. Почему?
Художник, автомеханик, парикмахер (Слайд 12) (Звук [х] в начале слова)
(Может быть «парикмахер», потому что звук – мягкий)
(Выделяем в презентации предмет по позиции звука)
Глухарь, петух, муха
(Слайд 13) (Звук [х] в конце слова)
(Может быть «муха», потому что она – насекомое)
(Выделяем в презентации предмет по позиции звука)
Хлопушка, пароход, халат
(Слайд 14) (Звук [х] в середине слова)
Лопух, хурма, хризантема
(Слайд 15) (Звук [х] в конце слова)
(Может быть «хурма», потому что это плоды, а остальные слова – растения)
(Выделяем в презентации предмет по позиции звука)
- Назовите свои слова с новыми звуками, определите место звука в слове.
- Знакомство с буквами Х, х.
Цель: способствовать запоминанию начертаний букв Х х.
- Показ буквы. (Слайд 16)
- Сравнение письменных и печатных букв.
- Место буквы ленте букв, в алфавите.
- Получение буквы путём складывания листа бумаги.
(Дети берут лист бумаги.)
Физкультминутка
Становитесь на зарядку (все встали у парт)
Раз - листочек поднимаем (берут листки)
Два листочек загибаем (сложить пополам)
Три еще разок свернули (сложить еще раз пополам)
На четыре развернули (разворачиваем и смотрим в листок )
Буква спрятана внутри.
Кто догадлив?
Назови! (буква Х)
- На что похожа буква?
Не рогаты мы, не злы. Ха - на ножницы похожа
Козлы мы, а не козлы. Но в работе, а не лёжа.
Держим мы в руках бревно, В.Степанов
Чтоб не выпало оно.
Е.Тарлапан
- Хороша моя вертушка! Х – всё ходит, ходит, ходит
-Хватит хвастаться, болтушка. Места, что ли не находит?
Г.Виеру А.Шибаев
(Слайд 17)
А сейчас вернёмся к слову ХЛЕБ. (Слайд 18)
-Можем ли мы теперь обозначить буквой первый звук? Преодолели ли мы возникшую перед нами проблему?
- Прочитаем слово с мягким звуком. (Слайд 19)
- Чтение слогов с буквами Х х.
Цель: формирование умений чтения слогов, слов, предложений.
- На поле, где растет пшеница, любит бегать лакомиться зёрнышками один зверёк. Отгадайте, кто это.
Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка.
Где кладовка? За щекой!
Вот я хитренький какой! (Хомяк) ( Слайд 20)
-Этого хомячка зовут Хомка. На поле он подбирает оставшиеся зёрнышки, кладёт их в рот, а потом несёт свои запасы себе в норку. Давайте поможем ему собрать зёрнышки, а для этого прочитаем слоги на них.
(Чтение слогов: ха, хо, ху, хи, хе) (Слайд 21)
-Но тут еще набежали хомячки. И каждый что-то говорит. Прочитаем.
УХ АХ ОХ ЭХ
-Можно ли сказать, что данные слоги являются словами? (да)
- Что они обозначают, посмотрите на выражение лиц хомячков.
(Ух – удивление, ах – восхищение, ох - усталость, печаль, боль, эх – сожаление)
(Слайд 22)
- Царь Каравай спрашивает вас, а знаете ли вы, откуда хлеб берётся?
Сейчас проведем физкультминутку, а помогут нам картинки презентации: (Слайды 23-31)
Физкультминутка.
1. Представьте, что вы маленькие зёрнышки и вас посеяли в землю. (Дети приседают, вытягиваются медленно вверх.) (Слайд 23)
2.Чтобы вырос колосок, землю пашут, потом боронуют. (Слайд 24 -25)
(Руки на поясе, поочерёдно «боронуют» ногами.)
3.Из зёрнышка вырастает колосок.
(Поднимают руки вверх.) (Слайд 26)
4.Удобряют и защищают от вредителей с самолёта. (Слайд 27)
(Изображают самолёт.)
5.Хлеб созрел, его убирают комбайны
(Руки вперёд, взмахи: левая – вверх, правая - вниз, поочередно) (Слайд 28)
6. Везут на мукомольный завод и обмолачивают. (Слайд 29)
7. Из муки замешивают тесто.
(Замешивают руками.) (Слайд 30)
8. Выпекают хлеб – пышный и румяный.
(Руками показывают, как подают хлеб да соль.) (Слайд 31)
- А прочитать, как выращивают хлеб, вы можете в книге Дацкевич В.П. «От зерна до каравая».
- Царь КАРАВАЙ очень доволен вашей работой и напоследок, он хочет вам сказать очень важные слова о хлебе.
- Как вы думаете, какие это слова? (Бережно относиться к хлебу, т.к. в него вложен труд многих людей.)
- Этап применения новых знаний.
- Чтение слов с буквами Х х. Работа над значением слов.
Цель: формирование умений осознанного и беглого чтения слов, предложений; формирование познавательных, коммуникативных УУД.
-А сейчас прочитаем слова: хлебушко, хлебцы, хлебница, хлебопечка, хлебозавод, хлебороб.
(После прочтения каждого слова, дети объясняют его значение)
-Как называются эти слова? (родственные) Какая общая часть всех этих слов? (хлеб) (Слайд 32)
- Работа с учебником (стр. 38 - 39) (Слайд 33)
Пока идёт работа с учебником слайд закрыть «серой шторкой»
- Работа по иллюстрации (стр.38)
-Что изображено крупным планом в центре иллюстрации? (полотенце, хлеб с солонкой)
-Кого обычно встречают хлебом и солью?
-Посмотрите, как раньше, примерно сто лет тому назад, выращивали и убирали хлеб. Чем скашивали колосья пшеницы? (серпом)
- Как называется связка стеблей с колосками? (сноп)
-Как вы думаете, труднее или легче был труд хлебороба?
-Что изображено на заднем плане иллюстрации? (собор и сельские дома)
-Почему солнцу, звёздам и месяцу отведена большая часть иллюстрации?
(От явлений природы зависит урожай зерновых)
- Чтение слов (стр.39)
Цель: формирование умений осознанного и беглого чтения слов, предложений.
хорошо плохо
хлеб хлеба
холод холода
-Что общего есть в этих словах? (буква х)
-Прочитайте слова, обозначающие предметы, которые употреблены в форме единственного числа.
-Прочитайте слова, обозначающие предметы, которые употреблены в форме множественного числа.
-Прочитайте слова с противоположным значением.
- Чтение предложений (стр.39)
- Как бы вы озаглавили этот текст? Почему?
- Почему осины дрожат от холода?
- Что появилось в мелких озёрах?
- Что нужно сделать до холодов?
- Какая техника выходит на поля?
- Какую сельскохозяйственную технику вы узнали сегодня? (Сеялки, веялки, косилки, комбайны)
- Чтение пословиц (стр.38)
- Прочитайте пословицы. Чему они нас учат?
- Трудный и долгий путь проходит хлеб. Как же мы должны к нему относиться?
- Всегда ли мы так относимся к хлебу? Давайте выведем правила «Как нужно обращаться к хлебу» (Работа в парах – 1 минута)
Обсуждение ответов
- Итог урока. Рефлексия и самооценка. (Слайд 34)
Цель: формирование регулятивных УУД: умений обобщать материал, выделять главное и давать самооценку своей деятельности на уроке.
- Выполнили ли мы поставленные цели урока?
- С какими звуками познакомились?
- Какой звук [х]?
- Какой звук [х’]?
-Как называется буква, которая обозначает эти звуки?
(Слайд 35)
-Что у вас сегодня получалось лучше всего? Поднимите зелёный смайлик. Вы поднялись на верхнюю ступеньку своих достижений.
- В чём затруднялись? Поднимите, кто немного затруднялся жёлтый смайлик. Вы поднялись на вторую ступеньку.
- Кто нуждается в помощи? В чём? Поднимите красный смайлик. Желаю вам на следующем уроке подняться по ступенькам своих достижений.
Использованная литература.
- Волина В.в. Праздник Букваря. – М., 1995г.
- Горецкий В.Г. Русская азбука, 2 часть. – М., 2012г.
- Дацкевич В.П. «От зерна до каравая»- М.: «Детская литература», 1985г.
- Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте. – М. ВАКО, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обучения грамоте.(Программа «Школа 2100») Тема урока: Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш.
Урок в 1 классе по теме «Согласный звук [ш], буква ш» разработан в соответствии с требованиями ФГОС по программе «Школа 2100». Это урок «открытия» новых знаний. Он проведён по технологии проблем...
Конспект урока Обучение грамоте "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф."
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс по программе "Школа 2100". Тема "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф" (с презентацией)....
Согласные звуки [з], [з’], буквы З, (технологическая карта урока обучения грамоте)
Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з (технологическая карта урока обучения грамоте)...
Согласные звуки [д] [д’], буквы Д, д. Интегрированный урок (обучение грамоте + технология). 1 класс УМК «Школа России»
Конспект интегрированного урока по обучению грамоте и технологии в 1классе . Тема урока: Согласные звуки [д] [д’], буквы Д, д. УМК «Школа России»...
Тема: Согласный звук [С], [С’], буквы C, c. 1 класс, обучение грамоте
Проект урока по обучению грамоте (чтение) в ЛОДС...
Конспект урока обучения грамоте УМК Школа России «Согласные буквы Б,б, обозначающие согласные звуки [б], [б\']»
Конспект урока обучения грамоте УМК Школа России "Согласные буквы Б,б, обозначающие согласные звуки [б], [б']...
Презентация " Согласный звук г,г, Буквы Гг." 1 класс, урок обучение грамоте,программа " Школа России"
Презентация " Согласный звук г,г, Буквы гг." 1 класс, урок обучение грамоте.программа " Школа России"...