Звук и буква Ё
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Михайлова Екатерина Александровна

Разработка урока чтения в 1 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_yo._chtenie.docx299.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

по чтению

в 1 классе

специальной (коррекционной) школы VIII вида

Тема:

Звук и буква Ё

Учитель: Михайлова Екатерина Александровна


Тема урока:  Звук и буква Ё

Цель: закрепление навыков чтения слов и предложений, в которых встречается звук и буква Ё.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить умение учеников узнавать печатный образ буквы Ё,
  • совершенствовать умение соотносить звук и букву Ё,
  • совершенствовать умение выделять искомый звук на фоне полного слова, характеризовать его (гласн./согл.) и обозначать на схеме наряду с ранее изученными звуками и буквами,
  • формировать и совершенствовать способ чтения слов и предложений, в которых встречается буква Ё.

Коррекционно-развивающие: 

  • развивать зрительное и слуховое восприятие,
  • развивать произвольность и устойчивость внимания,
  • развивать мелкую моторику кистей рук,
  • развивать фонематический слух, пополнять активный запас слов, развивать связную речь,
  • развивать предметно-действенное и словесно-логическое мышление (через операции анализа, синтеза, обобщения, систематизирования, через установление логических, причинно-следственных связей).

Воспитательные: 

  • воспитывать интерес к изучению родного языка,
  • воспитывать самостоятельность в работе.

Оборудование: лента букв, индивидуальные кассы учащихся, «Азбука», предметные картинки с изображением ёлки, ёжика, лисёнка, зайца.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение пройденного.
  • Сообщение темы повторения.
  • Называние изученных букв на «ленте букв».
  1. Основная часть.
  • Формулировка темы занятия.
  • Работа с загадками.
  • Выделение звука Ё на фоне слова (отбор предметных картинок, в названии которых есть заданный звук), определение места звука в слове.
  • Слого-звуковой анализ слов, составление условно-графической схемы данных слов, самостоятельное составление слов в индивидуальных кассах.
  • Физ.культ.минутка.
  • Работа со страницей «Азбуки», рассматривание сюжетной картинки по «Азбуке», составление рассказа по картинке и серии вопросов учителя.
  • Работа со страницей «Азбуки», чтение предложений и текстов, вопросы по сознательному усвоению текста.
  1. Итог урока.
  • Формирование отношения к изучаемому. Обмен мнениями об уроке учителя и учащихся.
  • Качественная оценка знаний и работы детей на уроке.
  1. Организационный момент.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

  1. Организационный момент.

Учитель проверяет готовность учеников к уроку. Сообщает название урока. Настраивает на работу в рамках открытого урока, перед «гостями».

Дети по звонку находят свое место

  1. Повторение пройденного.

Сообщение темы повторения.

В начале урока, как обычно, повторим все буквы, которые вы уже знаете!

Называние изученных букв на «ленте букв».

Учитель показывает изученные ранее буквы на «ленте букв»:

А, о, у, ы, и, е, ё, м, с, х, ш, л, н, р, к, п, б, г, в, з, ж, т, д, ь, й.

Дети по вызову учителя называют показываемые им буквы.

  1. Основная часть.

Предъявление объекта изучения. Формулировка темы занятия.

На прошлом уроке мы познакомились с вами с новой буквой, с буквой Ё. Сегодня мы продолжим работать с этой буквой.

Работа с загадками.

Сейчас я загадаю вам несколько загадок, попробуйте их отгадать:

Её всегда в лесу найдешь,

Пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

А к нам придет

Под новый год –

Ребята будут рады,

Хлопот веселых полон рот:

Готовят ей наряды.

Бежит между елками

Живой клубок с иголками.

Вдруг, волк навстречу появился.

Клубочек вмиг остановился.

Свернулся и не видно ножек.

Ответьте, кто же это?

Что за рыженький плутищка?

Он драчун и хвастунишка.

Невоспитанный ребенок

Хитрый маленький…

Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку.

Выберите из картинок, которые вы видите на доске (ёжик, ёлка, лисёнок, заяц), те, в названиях который есть буква Ё.

Какая картинка и какое слово лишнее? Почему?

Определите, в слове «ёжик» буква Ё находится в начале, в середине или в конце?

Где находится буква Ё в слове «ёлка»?

В слове «лисёнок» буква Ё находится в начале, в середине или в конце?

Слого-звуковой анализ слов, составление условно-графической схемы данных слов, самостоятельное составление слов в индивидуальных кассах.

Составим схему к слову «ёжик».

Сколько слогов в слове «ё-жик»? Обозначьте слоги на схеме.

Назовите первый слог!

Первый слог равен одному звуку.

Звук Ё «поётся», произносится свободно или есть преграда?

Значит, звук Ё гласный или согласный?

Как мы обозначаем гласные звуки?

«Напечатайте» букву Ё в своих кассах!

Назовите второй слог в слове «ё-жик»

В этом слоге 3 звука.

Выделите первый звук в слоге «жик»!

Когда вы произносите звук Ж, чувствуете вы преграду или нет? Что мешает произносить вам этот звук? Значит, звук Ж гласный или согласный? Как мы обозначаем согласные звуки?

«Напечатайте» букву Ж в своих кассах!

Выделите второй звук в слоге «жик»!

Звук И гласный или согласный? Почему?

Кружком какого цвета мы обозначим гласный звук И?

«Напечатайте» букву И в своих кассах!

Назовите третий звук в слоге «жик»!

Обозначьте звук К на схеме!

Почему обозначили звук К синим цветом?

«Напечатайте» букву К в своих кассах!

Схему какого слова мы составили на доске?

Прочитайте слово, которое вы напечатали в кассе!

Закройте кассы.

Составим схему к слову «ёлка».

Сколько слогов в слове «ёл-ка»? Обозначьте слоги на схеме.

Назовите первый слог!

В первом слоге 2 звука.

Назовите первый звук в слоге «ёл».

Звук Ё «поётся», произносится свободно или есть преграда?

Значит, звук Ё гласный или согласный?

Как мы обозначаем гласные звуки?

«Напечатайте» букву Ё в своих кассах.

Назовите второй звук в слоге «ёл».

Когда вы произносите звук Л, чувствуете вы преграду или нет? Что мешает произносить вам этот звук? Значит, звук Л гласный или согласный? Как мы обозначаем согласные звуки?

«Напечатайте» букву Л в своих кассах!

Выделите второй слог в слове «ёл-ка».

Назовите первый звук в слоге «ка».

Обозначьте звук К на схеме!

Почему обозначили звук К синим цветом?

«Напечатайте» букву К в своих кассах

Выделите последний звук в слоге «ка».

Обозначьте его на схеме!

Почему обозначили звук А красным цветом?

«Напечатайте» букву А в своих кассах!

Схему какого слова мы составили на доске?

Прочитайте слово, которое вы напечатали в кассе!

Закройте кассы.

Физ.культ.минутка.

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.

Работа со страницей «Азбуки», рассматривание сюжетной картинки по «Азбуке», составление рассказа по картинке и серии вопросов учителя.

Откройте буквари (стр. 109), найдите картинку, расположенную слева, рассмотрите ее.

Что здесь нарисовано?

Кто здесь нарисован?

Как выглядят дети?

Что делают дети?

Как благодарит Дед Мороз детей за веселый праздник?

Составьте рассказ по картинке!

Авторы учебника составили для вас совой рассказ к данной картинке. Прочитаем текст этого рассказа.

Работа со страницей «Азбуки», чтение предложений и текстов, вопросы по сознательному усвоению текста.

Ёлка.

В школе ёлка. На ёлке Дед Мороз. Всем весело. Дети вокруг ёлки. Миша – зайка, Сева – ёжик, Лена – лиса, а Нина – белка. Света поёт. Дед Мороз даёт всем подарки.

Вопросы к тексту:

1. предложение: Где празднуется ёлка?

2. предложение: Кто присутствует на ёлке?

3. предложение: Какое настроение у всех?

4. предложение: Что делают дети?

5.предложение: В костюмы каких животных нарядились дети?

Найдите в предложении: В кого нарядилась Нина? В кого нарядилась Лена. В костюм какого животного оделся Сева? Кого изображает Миша?

6.предложение: Что делает Света?

Кто поёт?

7.предложение: Что делает Дед Мороз?

Обобщающий вопрос:

Какой праздник отмечают дети?

В какое время года мы празднуем Новый год?

Что нужно украсть к Новому году, чтобы весело отметить праздник?

Еще раз выделите первый звук в слове «ёлка»!

- ёлка

- ёжик

- лисёнок

- заяц

Дети отбирают картинки с изображением ежа, лисёнка, ёлки.

Картинка с изображением зайца лишняя. В слове «заяц» нет буквы Ё

- В слове «ёжик» буква Ё находится в начале.

В слове «ёлка» буква Ё находится в начале.

В слове «лисёнок» буква Ё находится в середине.

Один из учеников обозначает на доске слово полоской

- 2 слога

- 1-ый слог «ё»

- звук Ё «поётся»

- этот звук гласный, - обозначаем красным  цветом

В индивидуальных кассах печатают звук Ё.

- 2-ой слог «жик»

Ученик, работающий у доски, выделяет 3 ячейки во втором слоге на схеме

- звук Ж

- есть преграда (язык)

- звук Ж – согласный

- обозначаем кружком синего цвета.

Ученики выставляют в индивидуальных кассах звук Ж.

- и

- звук И – гласный

- звук «поётся»

- обозначаем кружком красного цвета.

Ученики выставляют в индивидуальных кассах звук И.

Ученик, работающий у доски, обозначает звук К синим цветом.

- звук К согласный.

Ученики выставляют в индивидуальных кассах звук К.

- на доске составили схему к слову «ёжик»

- «ёжик»

Один из учеников обозначает на доске слово полоской.

- 2 слога (учащиеся выделяют слоги ориентируясь на количество хлопков). Ученик, работающий у доски, дели слово на 2 слога.

- 1-ый слог «ёл»

Ученик, работающий у доски, выделяет на схеме

2 ячейки в первом слоге

- Ё

- звук Ё «поётся»

- этот звук гласный, - обозначаем красным  цветом

В индивидуальных кассах печатают звук Ё.

- Л

- есть преграда (язык)

- звук Л – согласный

- обозначаем кружком синего цвета.

Ученики выставляют в индивидуальных кассах звук Л.

- «ка»

- К

Ученик, работающий у доски, обозначает звук К синим цветом.

- звук К согласный.

В индивидуальных кассах звук К.

- А

- ученик, работающий у доски, обозначает звук А на схеме кружком красного цвета.

- звук А – гласный, произносится без преграды, «поётся».

Дети, работающие с индивидуальными кассами, «печатают» букву А.

- составили  схему слова «ёлка»

 - «ёлка»

Выполняют движения по подражанию.

- Ёлка

- Дети, Дед Мороз.

- Дети нарядились в костюмы зверей: зайца, ёжика, лисёнка, белки.

- Дети празднуют Новый Год, водят хоровод вокруг ёлки, танцуют.

- Дед Мороз дарит детям подарки.

1- 2 ученика составляют рассказ по сюжетной картинке «Азбуки».

- Ёлка в школе.

- На ёлке Дед Мороз.

- Всем весло.

- Дети вокруг ёлки водят хоровод.

- Дети нарядились в костюмы зайца, ёжика, лисы, белки.

Нина- белка.

Лена – лиса.

Сева – ёжик.

Миша – зайка.

- Света поёт.

- Дед Мороз даёт всем подарки.

-Дети празднуют Новый Год.

- Новый Год празднуем зимой.

- к новому году нужно украсить ёлку.

Демонстрируются предметные картинки

Учащиеся выделяют слоги ориентируясь на количество хлопков.

Ученик, работающий у доски, обозначает звук на схеме соответствующим цветом;

остальные дети выставляют анализируемые буквы в индивидуальных кассах.

Первое прочтение – учитель.

Второе прочтение – ученики по вызову учителя.

Не читающие ученики раскрашивают иллюстрацию к рассказу.

  1. Итог урока.

Формирование отношения к изучаемому. Обмен мнениями об уроке учителя и учащихся. Качественная оценка знаний и работы детей на уроке.

Сегодня на уроке мы тренировались с вами читать, составлять слова, в которых есть буква Ё. Вы были большими молодцами,  успели за урок выполнить много разнообразных заданий: повторяли изученные буквы, отгадывали загадки, составляли схемы к словам, «печатали» слова, составляли рассказ, читали текст букваря.

Какие задания вам понравилось выполнять  больше всего?

Понравился ли вам сегодня наш урок?

Дети в свободной форме высказывают собственное мнение об уроке.

  1. Организационный момент.

На этом урок окончен. Уберите буквари и индивидуальные кассы с парт. Приготовьтесь к следующему уроку.

Ученики готовят свои рабочие места к следующему уроку.




загадки для детей


загадки для детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.

Задачи:1.     Уточнить  и закрепить артикуляцию и акустические признаки при  произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2.     Дифференцировать звуки Ш и Ж...

Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»

Конспект  открытого  урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами  и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками.        ...

«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».

Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...