Буквы К к, обозначающие согласные звуки [к], [к']
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Решетова Ольга Юрьевна

В конспекте представлены  формы работы при изучении буквы Кк на уроке литературного чтения в период обучения грамоте в 1 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте в 1-м классе.

Буквы К к, обозначающие согласные звуки [к], [к'].

Цели:

Обучающие: Познакомить с буквами Кк, обозначающими твердые и мягкие согласные звуки.

Учить правильно обозначать согласные звуки на письме буквами, учить плавному слоговому чтению с переходом на чтение целыми словами.

Продолжить формировать фонетический слух, навыки правильного, сознательного, выразительного чтения.

Продолжать учить детей сравнивать произношение и написание слов, добиваться четкого усвоения знания того, что слогов в слове столько же, сколько гласных звуков.

 Продолжать учить детей определять границы предложений, делить слова на слоги, определять ударный слог в слове.

Развивающие: Развивать наблюдательность, фонематический слух, речь, мышление учащихся;

умение анализировать, сравнивать.

Воспитывающие: воспитывать чувство сотоварищества, умение слушать и слышать другого человека,  заботливого отношения к животным.

Оборудование: учебник, картинки с изображением кошки, девочек, жука, снежинки, карточки со словами для работы у доски, касса звуков.

Ход урока

1. Организационный момент. Психологический настрой. Мотивация.

- Сегодня на уроке обучения грамоте нас ждёт много интересной работы. Мы будем узнавать новое, исследуя старое; доказывать и спорить, радоваться вместе нашим победам, а с неудачами справляться вместе.

- Глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают. Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат. И не допускайте, чтобы язычки ваши забегали вперёд ума.

2. Изучение нового  материала.

1)  Знакомство с новыми звуками

Фонетическая зарядка. Анализ артикуляции. Характеристика звука.

- Как квакает лягушка? Ква-ква.

- Как кукует кукушка? Ку-ку.

- Как кричит петух? Ку-ка-ре-ку.

- Как мы зовем кошку? Кис-кис.

– Какой звук первый?
– Произнесем его?

– Какой это звук гласный или согласный? (согласный звук)
– Почему?
  ( Этот звук согласный, потому что при его произнесении поток воздуха проходит через горло, встречая преграду. Этот звук глухой, потому что при его произнесении мы слышим шум.)

- Еще раз: как кукует кукушка? Ку-ку.

- Позовите кошку. Кис-кис

- Что заметили? (звуки произносятся твердо и мягко)

- В каком случае звук твердый? Когда – мягкий? (Важно знать, какая следующая буква. Если и, – мягко [к'], если аоуыэ – читаем твердо [к].

 Целеполагание

– Кто догадался с каким звуком и буквой мы сегодня познакомимся.
– Какую задачу на урок мы себе поставим?
 (Сегодня выучим буквы, которыми эти звуки обозначаются на письме, будем читать слова с новой буквой)

Формулирование темы и цели урока.

 Цель нашего урока - познакомиться со звуками [к], [к] и буквой, которая их обозначает, учиться отличать при чтении звуки [к], [к] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв; учиться читать слова с новой буквой.

-  Одно из животных хочет сегодня попасть к нам в класс и принять участие в нашей работе.

Что за зверь со мной играет?

Живет в доме,но не лает,

Нападает на клубки,

Прячет в лапках коготки

Любит молочко немножко

Догадались? Это … (кошка) – картинка.

- Что подсказало вам отгадку?

 Звуко-буквенный анализ слова "кошка".

– Сосчитаем сколько звуков в слове?
– Сколько слогов? (пользуясь кассой звуков составляют схему слова)
-  Произнесите первый звук в этом слове хором. (Дети произносят несколько раз звук [К])

- Скажите, какой это звук? (Этот звук согласный, потому что при его произнесении поток воздуха проходит через горло не свободно, встречая преграду. Этот звук глухой, потому что при его произнесении мы слышим шум. Этот звук твердый, потому что мы его произносим твердо. За ним следует звук [О].)

- У нашей кошки есть одна проблема. Ей нравятся две клички, а какую выбрать - она не знает. Какая кличка подойдет ей сегодня на уроке: МУРКА или СИМА? Почему? (подойдет кличка МУРКА, потому что в этом слове 5 звуков, есть наш новый звук).    Схема в «Азбуке» на с.86.

М у р _ а

- Какой это звук? ( Это звук [К].)

- У кого дома есть кошка? Как вы заботитесь о ней?

- У нашей Мурки тоже есть хозяйки – девочки, которые кормят ее, играют с ней. Посмотрите на схемы и постарайтесь догадаться, как зовут девочек. (2 схемы – Клара и Кира в «Азбуке» на с.86.)

 - Как написаны имена детей?( С большой буквы.)

- Почему слова записаны с заглавной буквы? (Это имена собственные. Поэтому они пишутся с заглавной буквы).

- Сделайте вывод по первой части нашего урока. ( Мы сегодня познакомились со звуком [К]. Он согласный, глухой, твердый. Познакомились со звуком [К]. Он согласный, глухой, мягкий.)

Знакомство с буквой.

1    – Каждый звук обозначается буквой.
– Кто знает какой буквой можно обозначить согласные звуки [к], [к’]? (Звуки [к], [к’] обозначаются буквой «ка»).

Найдите её в нашем домике.
– На что похожа буква?

От снежинки половинка,

Половинка от жука,

Посмотрите-ка, ребята,

Получилась буква К. (картинки)
2    
– Найдите букву среди других букв.http://festival.1september.ru/articles/587552/img1.gif

- Почему написана большая и маленькая буквы? ( Это заглавная и строчная буквы)

3     – Сделайте из палочек букву К.

- Чем похожи заглавная и строчная буквы? (Они похожи формой.)

- Чем отличаются? ( Они отличаются размером )

- Из каких элементов состоит буква "К"?

4       Работа в узких тетрадях (печатают буквы Кк)

5    Игра на узнавание буквы К и звуков [к], [к’].

- Где спрятался звук и буква К?

- Я произношу слова, а ученики хлопают в ладоши, если услышали звуки [к], [к’], если этих звуков в слове нет – топаем.

Кошка, лиса, корова, заяц, курица, свинья, медведь, коза, конь, волк.

-  Молодцы! Научились узнавать букву к, звуки [к], [к’]. А для чего мы познакомились с буквой К?

-  Мурка говорит, что букву К она хорошо запомнила, но читать еще не научилась. С чего начнем учиться читать? ( Лучше начать с чтения слогов.)

 Чтение слогов и слов с новой буквой

-  Какие же звуки обозначает буква Кк? ( Мягкие и твердые согласные.)

- Но на букве же не написано, как ее читать в словах, как быть? (Нужно знать, какая следующая буква. Если и – мягко [к'], если аоуыэ – читаем твердо [к].)

-  Гласные и согласные дружат, и получаются слова.

Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ,…
Но когда с умом толково
Их построить в четкий ряд, - 
Превратятся буквы в слово 
И – с тобой заговорят!      (А. Шибаев)
-  Давайте потренируемся в чтении слогов: (Дети читают хором построчно)

http://festival.1september.ru/articles/579623/img2.gif

3. Физминутка.

Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Все в порядок приведите,
И читать, друзья, начните.

4. Закрепление.  Работа с учебником.

1)  Чтение слов, данных на доске цепочкой. 

-  Кеша любит не только читать, но и слушать, когда читают. А давайте покажем Мурке, как вы умеете читать?

 а) Чтение слов цепочкой.
(С. 86 )                          
ком         лак        сок        рак

                                     кок          рак        сук        маки

- Подумайте, чем отличаются слова каждого столбика? (1 буквой, значением)

2) Работа в паре              киска - кино, комар – комок, кукла – куски

- Что интересного заметили в написании этих групп слов? (1 слог в каждой группе одинаковый)

3) Чтение слов хором

Игра «Превращение слов»                Маска – миска – киска

- Обратите внимание, как легко одно слово может превратиться в другое, стоит лишь поменять букву.

5. Физминутка.

В гости кошечка пришла, 
Нам задание принесла.
Лучик кошечки коснулся.
Кошка сладко потянулась.
Руки выпрямила, согнула,
Всем детишкам подмигнула,
Вдруг, увидела клубок,
Укатила в уголок.

Дети выполняют упражнения:

– ходьба
– потягивания
– сгибание рук
– прыжки

4) Работа с текстом - Прочитаем текст на странице 53.

а) Составление рассказа по картинке о кошке.

- Посмотрите на рисунок, о ком будет наш текст?

- Прочитайте самостоятельно напечатанный текст.

- О ком текст?

б) Чтение предложений (индивидуально + хоровое чтение)

Читают дети, умеющие читать по предложениям.

- Кто у Киры и Клары?

- Зачем девочки позвали Мурку?

- Что значит лакала? Опасные при письме места!

- Как Мурка отблагодарила девочек? (спела песенку)

- Сосчитайте слова с новой буквой….

- Сколько в тексте слов с буквой К?(10)

6. Итог урока. Рефлексия.

– Что дал вам сегодняшний урок, чему научились, что узнали? (Научились обозначать звуки [к – к’ буквой К.

- Охарактеризуйте звуки [ К] и [ К].

- Кому понравилась буква К?

- Для чего нужна буква К?

- Да, составлять слова и читать.

Всем полезно чтение
Про себя и вслух.
Книга – самый верный, 
Самый лучший друг.
Из нее узнаешь ты
Обо всем на свете.
На любой вопрос она
Без труда ответит.

Личностные

(ориентация на выполнение моральных норм)

                                                       

Познавательные

(умение наблюдать, анализировать текст на слух с целью выделения существенных признаков)

Регулятивные

(умение поставить задачу и построение плана  работы для достижения цели)

Познавательные

(умение осуществлять анализ)

(использование знаково-символических средств, схем для решения задач)

Познавательные

(умение осуществлять сравнение, анализ  объектов)

Познавательные

(осознанное  и произвольное построение речевого высказывания в  устной и письменной форме)

Познавательные

 (умение выделять анализ  объектов с выделением существенных и несущественных признаков)

(умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте)

Личностные

(формирования границ собственного знания и «незнания»)

Познавательные

(ориентировка  на разнообразие способов решения задач)

Коммуникативные

(уметь контролировать действия партнера, умение использовать речь для регуляции своего действия)

Познавательные

(осуществление поиска  необходимой  информации для выполнений учебных заданий с использованием учебной литературы, основы смыслового чтения художественных текстов, уметь выделять существенную информацию)

Регулятивные

(осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки)

Коммуникативные

(уметь формировать собственную мнение и  позицию)

Урок составила группа учителей начальных классов МБОУ СОШ № 4 (группа № 4 ):

Решетова Ольга Юрьевна

Колотова Галина Николаевна

Крашенинина Лариса Александровна

Хисамова Эльза Эдуардовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буквы «Д ,д» обозначающие согласный звук [д, д,]. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Д

Конспект урока в 1 классе по предмету "Обучение грамоте". Данный конспект поможет: познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительно...

Буквы « Ш, ш» обозначающие согласный звук [ш].Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш,ш.

Конспект урока в 1 классе по предмету "Обучение грамоте". Данный конспект поможет: Познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительно...

Урок по обучению грамоте в 1 классе на тему: "Согласные буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук ш."

Цель урока: - познакомить с новым звуком Ш, буквами Ш, ш;;                        - научиться различать звуки и букву;      ...

«Согласные буквы Д,д, обозначающие согласные звуки [д], [д\']»

Тип урока: изучение нового материала.Цели:Образовательные:Формировать умение находить в словах букву д, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой. Совершенствовать навыки  соз...

«Согласные буквы Б,б, обозначающие согласные звуки [б], [б\']»

Технологическая карта урока обучения грамоте.Класс: 1 «Г»Тема: «Согласные звуки [б], [б,]. Буквы Б, б.»УМК: «Школа России»Тип урока: изучение нового материала....

Конспект урока обучения грамоте УМК Школа России «Согласные буквы Б,б, обозначающие согласные звуки [б], [б\']»

Конспект урока обучения грамоте УМК Школа России "Согласные буквы Б,б, обозначающие согласные звуки [б], [б']...