Открытый урок литературного чтения
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Зайнулина Ирина Витальевна

2 класс

УМК "Гармония"

Тема " А.П.Гайдар "Совесть"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gaydar_sovest.docx26.87 КБ

Предварительный просмотр:

Автор

Зайнулина И.В.учитель начальных классов

Класс

2

Автор УМК (программы учебного курса)

УМК «Гармония» Авторы: О.В.Кубасова

Тема урока:

А.П.Гайдар « Совесть»

Цель урока:

Формировать  читательскую компетенцию учащихся: на основе анализа литературного произведения учить различать хорошие поступки от плохих, видеть позицию автора.

Задачи урока:

1.Образовательная:

- создать условия для работы над понятием «совесть» при работе с художественным текстом;

2.Развивающая:

-  развивать мыслительные операции по средством сознательного восприятия учебного материала, наблюдений, обобщений, сравнений;

- овладевать речевой и коммуникативной культурой;

 3.Воспитывающая:

- воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность существования и деятельности в коллективе: ответственности, трудолюбия, человечности, уважительности, добросовестности;

Тип урока:        

Изучение нового материала

Личностные результаты:

Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

Оценивать поступки людей;

Выражать свое отношение к героям и их поступкам.

Метапредметные результаты:

Учиться высказывать свое предположение;

Находить ответы на вопросы в тексте;

Делать выводы в результате совместной деятельности учителя и учащихся;

Слушать и понимать речь других;

Оформлять свои мысли в устной форме.

Предметные результаты:

Воспринимать на слух текст в исполнении актера, учащихся;

Размышлять о характере и поступках героя.

Методы обучения:

Наглядный, практический, частично-поисковый

Формы работы:

Фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Элементы современных образовательных технологий

Здоровьесберегающая, развивающая, технологии уровневой дифференциации, проблемное обучение, игровая

        

Этап урока

Ход урока

Деятельность учащихся

Организационный момент

Добрые книги помню я с детства,

Хочу, чтобы книги любили и вы.

Пусть подкрадутся к самому сердцу,

И в нем зародится зерно доброты.

Стих это будет, сказка, рассказ –

Мы учим их, а они учат нас.

Желаю вам, ребята, успехов на уроке.

И мы начинаем.

Предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Упражнение для дыхания

Для начала давайте прочитаем слова, которые записаны на доске: спасибо, пожалуйста, до свидания, здравствуйте, извините.

Что это за слова? (Вежливые, волшебные)

Как надо произносить волшебные слова? (Тихо, глядя прямо в глаза)

Вот сейчас я хочу проверить, знаете ли вы, когда нужно произносить, то или иное слово. Закончите строчку в рифму:

  1. Мальчик вежливый и развитый,

говорит  встречаясь…(Здравствуйте)

  1. Когда нас бранят за шалости, говорим…(Прости, пожалуйста)
  2. Если кушать мы не в силах, скажем маме мы …(Спасибо)
  3. И в России, и в Дании говорят, прощаясь,….(До свидания)

Молодцы, справились с этим заданием.

Как можно назвать людей, которые в своей речи употребляют волшебные слова? (Воспитанные, вежливые)

Слушают вопросы. Отвечают на вопросы.

Контролируют правильность ответов учащихся

Фронтальная работа учащихся

Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема)

Ребята, представьте, что вы в театре.

Как нужно вести себя в театре?

Сейчас мы с вами посмотрим сценку, которую для нас приготовили ребята по сказке Георгия Юдина «Свинья в гостях»

Каким гостем оказалась свинья?

Можно ли ее назвать воспитанной?

А что она сделала не так?

Что ей на это сказала собака?

Что такое совесть?

Вижу трудно вам ответить на этот вопрос.

Давайте ближе познакомимся с этим словом.

Обратимся за помощью к предложенным вариантам. Я буду их зачитывать, а вы мне хором отвечаете:

Это слово связано:

- с растениями?

- с животными?

- с игрушками?

- с человеком?

Это слово можно:

- потрогать?

- подержать в руках?

- изготовить?

- почувствовать?

Итак, что мы теперь знаем о слове совесть? (Связано с человеком, ее можно почувствовать).

Что такое совесть? – это и есть главный вопрос нашего урока.

Групповая работа

Выдвигают предположения о предполагаемой теме урока; во фронтальном режиме взаимодействуют с учителем; осуществляют самоконтроль понимания цели урока

Фронтальная работа

Подводим итог беседы. Ставим проблему

Реализация построенного проекта

Ответить на этот вопрос нам поможет произведение Аркадия Петровича Гайдара « Совесть».

Знаком ли вам автор?

Посмотрите на портрет А.П.Гайдара.

Открытый взгляд нам говорит о доброте и честности этого человека. Обратите внимание на его глаза, ясные и правдивые, очень внимательно смотрят на нас. Высокий открытый лоб говорит нам о сильном, волевом характере.

Рассказ ученика о биографии писателя:

А.П.Гайдар очень любит своих героев, с которыми будет нас сегодня знакомить. Гайдар написал много хороших, добрых и интересных книг, которые с удовольствием читали ваши мамы, папы, дедушки и бабушки. И вот настал наш черед открывать для себя мир повестей и рассказов А.П.Гайдара. Его рассказы и повести вы найдете в библиотеке, на выставке находятся книги А.П.Гайдара.

Прежде, чем прочитать произведение, послушайте чтение произведения актером, обратите внимание на выразительность, на логические ударения, на смену голоса и настроение.

Первичное знакомство с текстом:

Прослушивание

Какие чувства у вас вызвало произведение?

Что это за жанр произведения? Рассказ или сказка? Докажите.

Кто главные герои рассказа?

Перечитывание  рассказа:

Физкультминутка.

Словарная работа:

Вышмыгнула – выскочила

Добродушный – добрая душа

Украдкой – незаметно

Беспощадная – не жалеет, не щадит

Болтается – ходит без причины

Наткнулась – неожиданно встретила

Смекнула – догадалась

В тексте нам встретятся трудные слова (учебник с.93 чтение слов по рядам, хоровое чтение)

Упражнение для глаз

Откройте учебник с.93

Читаем текст по цепочке.

Проверка восприятия, работа с текстом:

Почему Нина решила не пойти в школу? (Не выучила урок)

Понимала ли Нина, что поступает плохо? (Да)

Какие слова об этом говорят?

Какое настроение было у Нины в начале рассказа? Докажите словами из текста.

Что случилось с Ниной дальше?

Почему Нина решила подшутить над малышом?

С какими словами Нина обратилась к малышу? Прочитайте.

Как надо читать слова Нины? (Строго)

А слова малыша?( Удивленно и строго)

Давайте попробуем этот диалог прочитать по ролям.

Удалось ли Нине подшутить над малышом? Почему?

Найдите и прочитайте, как поступила Нина с малышом?

Что произошло пока не было Нины?

Почему Нина не подняла книг?

Какое настроение у Нины в конце рассказа?

Как об этом говорит автор?

Отчего она себя так чувствовала?

За что стыд?

Перед кем?

Что же такое совесть?

Совесть – стыд за свои поступки перед окружающими людьми.

А давайте сравним наше определение с определением из словаря. (Подготовленный ученик зачитывает определение).

А как ведет себя человек, когда ему стыдно, совестно? (Плачет, опускает глаза, молчит)

Что вы можете сказать о совести малыша? (чиста)

А о совести Нины?(мучает совесть)

Выскажите свое отношение к Нине.

Вы ее осуждаете или жалеете? Почему?

Что вы посоветуете Нине? Как выйти, ей из такой ситуации?

А вот А.П.Гайдар жалеет девочку. Он и создал рассказ, чтобы показать переживания девочки.

Как вы думаете,  почему А.П.Гайдар назвал рассказ «Совесть»?

Совесть помогает стать человеку лучше, помогает правильно вести себя, исправлять свои ошибки.

Как вы думаете, поступит ли Нина в своей жизни так еще раз?

Совесть – человек – почувствовать – стыд – плачет – опускает глаза – молчит

Рассматривают портрет, описывают

Индивидуальная работа

Весь класс во фронтальном режиме слушает текст

Отвечают на вопросы, доказывают свою точку зрения

Участвуют в беседе по содержанию рассказа

Выразительно читают, оценивают чтение

Строят простые умозаключения

Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта

Самостоятельная работа

Работа с пословицами.

На столах у вас лежат карточки.

(дифференцированный подход)

Включение в систему знаний и повторение (итог урока)

Удалось ли нам ответить на главный вопрос, поставленный в начале урока?

Что такое совесть?

Какой автор нам помог в этом разобраться?

Д.з.: 1 группа – пересказ

         2 группа – выразительное чтение рассказа

          3 группа – рабочая тетрадь с.11 №1

Рефлексия ученой деятельности на уроке (самооценка)

У вас на столах лежат камешки.

Сейчас, по желанию, возьмите камешек и зажмите в кулачок. Встаньте вокруг кувшина.

Сегодня мы обсуждали поступки Нины, а возможно, в вашей жизни были ситуации, когда вы поступали неправильно, кого-то обидели. Пообещайте себе, что больше не будете так поступать, попросите прощения. В народе есть такое выражение «снять камень с души». Я предлагаю бросить камни в воду, очистив свою душу.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературного чтения.Тема: Внеклассное чтение Б. Заходер «Стихи и сказки»

Тема:  Внеклассное  чтение   Б. Заходер  « Стихи и сказки»Цели:ознакомить с творчеством писателя,  главными героями которых являются животные;развивать навыки выразительн...

Открытый урок литературного чтения на этапе обучения чтению

Ценностные ориентиры. Формирование нравственного смысла учения.Прогнозируемые результаты обучения. Личностные. Осознание языка как основного средства человеческого общения.Метапредметные. Умение испол...