Литературное чтение. Стихотворение "Цветок"
методическая разработка по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учебный предмет | Литературное чтение | |||||||
Класс | 3 «Б» | |||||||
Тема урока | «А.С.Пушкин. Цветок» | |||||||
Тип урока | Урок открытие нового знания | |||||||
Цель урока | Изучение произведения А.С. Пушкина «Цветок», на содержание которого показать, что меняется в жизни людей с течением времени, а что остаётся неизменным. | |||||||
Задачи | Образовательные: - пробудить интерес к чтению стихотворений; - развивать умение выразительного чтения и поэтического слуха учащихся; - учить учащихся наблюдать, думать, выразительно и осмысленно читать, передавать мысль словом; - воспитывать любовь к русскому слову. | Развивающие: - развить умение анализировать и рассуждать; - развить мотивационные качества учащихся, мотивы учебной деятельности; - формировать умение выделять главное от второстепенного. | Воспитательные: - воспитать интерес к предмету, к учению; - воспитать доброжелательное отношение учащихся друг к другу; -воспитать уважение к чужому мнению. | |||||
Планируемые результаты | Предметные умения | УУД | ||||||
- пробудить интерес к чтению стихотворений; - развивать умение выразительного чтения и поэтического слуха учащихся; - учить учащихся наблюдать, думать, выразительно и осмысленно читать, передавать мысль словом; - воспитывать любовь к русскому слову. | Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; - проговаривать последовательность действий на уроке; - определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; - в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы. Коммуникативные УУД: - донести свою позицию до других: оформлять свои мысли с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. - донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | |||||||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы | ||||||
Взаимосвязь с предметами «История» - изучение биографии автора | Фронтальная, индивидуальная | Интерактивная доска, проектор, презентация, учебник. | ||||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | |||||
I .Мотивация к учебной деятельности Создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД | -Здравствуйте, ребята. 1-2 – выше голова; 3-4 – плечи шире; 5-6 – тихо сесть. Долгожданный дан звонок, Начинается урок! - А какой урок у нас начинается? - Помните, что вы самые умные, сообразительные ученики, у вас всё получится. Вы готовы начать урок? А начнём мы с вами урок с чистоговорки. Зачем нам нужны чистогорки? Чистоговорка Шли сорок мышей,несли сорок грошей. Две мыши поплоше несли по два гроша. | Приветствуют друг друга - Литературное чтение. - Да. Они делают нашу речь четче, красивее, выразительнее. | Личностные: самоопределение; Регулятивные: организовывать свое рабочее место под руководством учителя Коммуникатиные: совместная деятельность, умение слушать | |||||
II. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений Активизировать обучающихся на получение новых знаний | - Ребята, что у меня в руках? В этой книге лежит предмет-секрет. Как вы думаете, что это за предмет может быть? Достаю цветок (комнатная роза), показываю и прошу рассказать о нём. - Что вы можете рассказать об этом цветке? - Кому он принадлежит? - А что меня заставило засушить этот цветок? Нужно ли сразу раскрыть или в конце урока? | - Книга. - Закладка, письмо (записка), сухой листик. ЦВЕТОК. - Цвет, форма, размер, запах. - Вам. - Предположения: для урока технологии, чем-то дорог, с чем-то связан (с каким-то событием). | Личностные: устанавливают связи между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Регулятивные: определяют тему и цель урока. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью аргументация своего мнения и позиции, учет разных мнений. | |||||
III. Постановка учебной задачи Организовать постановку проблемы через побуждающий от проблемной ситуации диалог Физминутка Цель: снятие усталости, предотвращение утомляемости . | - Ребята, как вы думаете, почему я начала урок с такого секрета? - А может вы скажете, к какому литературному жанру относится сегодняшнее произведение? - Почему? - Молодцы! Вы правы. Давайте откроем учебник на содержании, найдём тему урока. Как называется глава? Стихотворение и кто автор? - Прежде чем мы начнём работать над содержанием стихотворения, давайте вспомним, что мы знаем о жизни А.С.Пушкина? Просмотр презентации Дополнение учителя: В 15 лет, опубликовали его первый стих «К другу стихотворцу». ( Это не значит, что Пушкин начал писать в 15 лет. Он начал писать свои первые стихи, когда еще не был Александром Сергеевичем, а был мальчиком Сашенькой.) После окончания лицея поэт поступил на службу в коллегию иностранных дел. Всю свою юность храбрый и бесстрашный Пушкин пытался писать правду, он высмеивал ложь и лицемерие. За это он был отправлен в ссылку. Но даже это не мешало ему писать великие поэмы, романы и другие произведения. 9 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно ранен и скончался 10 февраля в своем доме на Мойке. ?????? А теперь все встане и выполним физические упражнения для снятия напряжения Спал цветок и вдруг проснулся, (встать, руки на поясе) Больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться вправо, влево, вверх) Взвился вверх и полетел (бег) Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. | - Наверно, мы будем изучать произведение, в котором будет говориться о цветке, описание цветка; история, связанная с цветком. - Это стихотворение. - Красивые цветы, хочется воспевать их красоту. - Сравниваем прошлое и настоящее. «Цветок». Автор: великий русский поэт А.С.Пушкин. - Годы жизни, где родился, няню, литературные произведения. Прочитывают материал презентации, анализируют его. А. С. Пушкина можно назвать солнцем русской поэзии. Его творчество известно во всём мире. Родился он в Москве 6 июня 1799 года. С раннего детства семья прививала ему любовь к поэзии. В его доме отец имел огромную библиотеку. У Александра Сергеевича была верная подруга и наставница – это его няня Арина Родионовна. Она поддерживала его в самые трудные минуты его жизни. За это Александр Сергеевич посвятил ей большое количество произведений. В 1811 году Пушкин по велению отца поступает в Царскосельский Лицей. Там поэт написал первые стихотворения. Повторяют упражнения за учителем | ||||||
IV.Решение учебной задачи (открытие детьми нового знания) Организовать поиск решения через побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог | -Готовы раскрыть тайну «Цветка» А.С.Пушкина? 1. - Откройте нужную страницу (159). Читает учитель. - Понравилось ли вам стихотворение? – Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали? Что поняли, почувствовали? - Кто рассказывает о цветке? - Какое настроение у рассказчика? - Что рассматривает герой? – Что героя волнует? 2. Работа по строфам. Давайте попробуем открыть для себя секреты, которые помогут нам выразительно читать стихотворение. Но мы знаем, прочитать художественное произведение выразительно трудно. Для этого нужно понять картину из жизни, рисуемую автором, понять настроение героя, определить ритм (средство выразительности) и рифму (созвучие в окончаниях). 1) Читает ученик 1 строфу. – Значение какого слова надо объяснить? – О чём узнаём из 1-ой строфы? Лирический герой – это образ-переживание, созданный в конкретном поэтическом творении. 2) Читает ученица 2 строфу. – Чем наполнена вторая строфа? – Что это значит? – О чём узнаём из 2-ой строфы? 3) Читает ученик 3 строфу. – Чем наполнена третья строфа? - «На память нежного ль свиданья»… Какую картину рисует герой? – «Разлуки роковой»? Роковой? – Что значит? /Прощание близких людей перед долгой разлукой./
- «Иль одинокого гулянья» 4) Читает ученица 4 строфу. – Чем наполнена четвёртая строфа? - «И нынче где их уголок»? - «Или уже они увяли, Как сей неведомый цветок? | - Высказывают свои впечатления. (Грусти, печали – почему?) - Герой- рассказчик. - Грустное – Засохший цветок? - Не внешний вид этого цветка, а прошлая жизнь цветка и его хозяина. - Со звёздочкой. Найдём в толковом словаре. Безуханный – неблагоухающий, неблаговонный, непахнущий, непахучий, безароматный, недушистый. Устар. - Вопросами. – Что герой начал размышлять, где мог расцвести этот цветок, когда, какой весной — в прошлом году или, может быть, в прошлом столетии? Он вглядывался в бледные краски цветка и думал: сколько времени цвел этот цветок — одно мгновенье, один час или целый день? И кто ( о жизни человека) сорвал это красивое и нежное творение природы — черствый и равнодушный человек или человек с любящим сердцем? Где цвел? Когда? какой весною? И долго ль цвел? и сорван кем, Чужой, знакомой ли рукою? И положен сюда зачем? Почему этот цветок был сорван и засушен? - Герой продолжает размышлять. Теперь ему интересно узнать, с каким событием в жизни (грустным или счастливым) связан цветок. - Счастливую встречу влюблённых. - Роковой – 1. Приносящий горе, как бы предопределенный роком (рок – несчастливая судьба). 2. Решающий, определяющий собой поворот к чему-нибудь плохому, к несчастью. 3. Имеющий тяжелые или гибельные последствия (см. Словарь русского языка С.И.Ожегова). - Прогулки на лоне природы, которую кто-то совершает в одиночестве « в тиши полей, в тени лесной». - Герой также продолжает размышлять. Теперь ему интересно, а жива ли та или тот, кто сорвал этот цветок. - Если они живы, то где они живут? - А если их нет в живых, то где они покоятся? Сей – устар. Указательное местоимение. То же, что и этот. | Личностные: осознают свои возможности, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении. Познавательные: общеучебные – проявляют познавательную инициативу, отвечают на простые и сложные вопросы учителя. | |||||
V. Первичное закрепление (усвоение нового способа действий) Организовать первичное применение нового знания | 1. Обобщение. Учебник стр.159 2.Работа по картине на слайде. - Как вы думаете подходит ли эта картина к нашему размышлению о «Цветке»? Почему? Это небольшое, но удивительное стихотворение А.С.Пушкина «Цветок» заставило нас вместе с лирическим героем по потерявшим краски лепесткам, понять целую бурю мыслей и чувств. Он задумывается о жизни человека, о его мечтах, стремлениях, желаниях; о его прошлом, настоящем и будущем. |
- Отвечают на вопросы из учебника. - Да. Высказывают свои мысли. Так же как и девочка заглянули в прошлое через цветок. | Коммуникативные: участвуют в диалоге, слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения; оформляют свои мысли в устной письменной речи с учетом учебной ситуации; сотрудничают в совместном решении проблемы; Коммуникация как кооперация: чтение по цепочке (по строфам). 3. Личностные: осознают свои возможности в учении; Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной речи с учетом учебной ситуации; сотрудничают в совместном решении проблемы. | |||||
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
| - Над чем заставил задуматься? - Понравился ли вам урок? Чем? - Кому за работу на уроке хочется сказать:«Спасибо!» ? | Отвечают на вопросы учителя | Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Личностные: адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности; Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений. | |||||
Домашнее задание | 1. У - с.159 (наизусть по желанию учащегося); 2. Нарисовать цветок (придумать сказочную или реальную историю) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Программно-методическое сопровождение по литературному чтению (УМК «Перспектива»): Сборник тестов и проверочных работ по литературному чтению для 3-ого класса по учебнику Л.Ф, Климановой, Л.А, Виноградовой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение»
В данном пособии предоставлены как проверочные работы, так и тесты по литературному чтению для учеников 3 класса по УМК "Перспектива"....
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....