Литературное чтение
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Предварительный просмотр:
Окружнова Наталья Ивановна,
учитель начальных классов
ГБОУ гимназия №586
4 класс
УМК «Начальная школа 21 века»
Тема урока: К.М. Станюкович «Максимка»
Цель: Создать условия учащихся для осмысления и раскрытия основной идеи произведения.
Задачи:
- помочь детям выделить основную идею произведения
- совершенствовать навыки работы с текстом:
- ориентироваться в тексте, вычитывать из текста, проводить сравнительный анализ текста.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: тетради, учебная хрестоматия, портрет писателя.
УУД: Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты
школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика».
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные: выделять существенную информацию из текстов разных видов – работа с текстом
Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Ход урока:
Этапы урока | Время, мин | Цель этапа | Содержание | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
Организационный момент | 1 | Проверка готовности обучающихся, настроя на работу, создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность | « Чтение - прекрасный урок, Много полезного в каждой из строк, Будь это стих или рассказ Вы учите их, они учат вас. | -Приветствую обучающихся - проверяю их готовность к уроку | - Приветствуют учителя - проверяют свою готовность к уроку; | ||
Актуализация знаний. | 3 | Подвести детей к восприятию текста и его осмыслению, организовать формулирование темы урока учащимися; прогнозировать содержание предстоящей работы. | У вас на столе лежат карточки с отрывками из произведений. Прочитайте данные отрывки и вспомните из какого произведения тот или иной отрывок. Работа в паре. Л. Пантелеев «Честное слово» Когда мы подошли к саду, сторож как раз вешал на ворота замок. Я попросил его несколько минут подождать, сказал, что в саду у меня остался мальчик, и мы с майором побежали в глубину сада. В темноте мы с трудом отыскали белый домик. Мальчик стоял на этом же месте, где я его оставил, и опять, но на этот раз очень тихо плакал. Я окликнул его. Он обрадовался, даже вскрикнув от радости, а я сказал: - Ну вот, я привел начальника. А. Гайдар «Тимур и его команда» Когда Тимур вернулся домой, его подозвал дядя. – Мне надоели твои ночные похождения, – говорил Георгий. – Надоели сигналы, звонки, веревки; Что это была за странная история с одеялом? – Это была ошибка. – Хороша ошибка! К этой девочке ты больше не лезь: тебя ее сестра не любит. – За что? – Не знаю. Значит, заслужил. Что это у тебя за записки? Что это за странные встречи в саду на рассвете? Ольга говорит, что ты учишь девочку хулиганству. – Она лжет, – возмутился Тимур, – а еще комсомолка! Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Темы» …Но подниматься труднее, чем спускаться! Нужен воздух, нужны силы, а этого у Темы уже мало. Он судорожно ловит в себя всеми легкими воздух колодца, рвется вперед, и чем больше торопится, тем скорее оставляют его силы. Тема поднимает голову, смотрит вверх, в далекое ясное небо, видит где-то высоко над собою маленькую веселую птичку, беззаботно скачущую по краю колодца, и сердце его сжимается тоской: он чувствует, что не долезет. Страх охватывает его. Он растеряно останавливается, не зная, что делать: кричать, плакать, звать маму? -Что объединяет все эти произведения? О ком эти произведения? - Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением о детях. Его название узнаете, отгадав ребус: 14 1 12 19 10 14 12 1 Каждое число соответствует букве в алфавите. Название произведения «Максимка». (работа в группах) - Можно ли по названию сделать предположение, о ком это произведение? - Какие задачи поставим перед собой? (будем анализировать содержание, давать оценку событиям, характеризовать героев) -Что будем делать для этого? (составление плана работы) | Ф | Читает отрывки из произведений | Слушают отрывки Угадывают из какого произведения | |
Изучение нового материала | 15 | Организация работы над произведением | Посмотрите пожалуйста на модели обложек представленных на доске. Найдите среди них ту обложку, которая соответствует нашему произведению? Докажите, что именно эта обложка подходит к нашему произведению? | Ф | Задает вопросы по произведению | Отвечают на вопросы | |
Физкультминутка. | 1 | Двигательная физминутка | - Читаю слова | - Слушают; - Выполняют необходимые упражнения | |||
Практическая работа анализ произведения | 15 | Помочь детям раскрыть идею произведения | - С чего начинается повествование? - Где происходит событие? - Найдите и прочитайте этот отрывок. - Как вы понимаете выражение « тропическое утро» - Прочитав это описание природы, какую картину вы себе представляете? - Какие приемы использовал автор в описании, чтобы донести до нас эту красоту?(олиц, эпитеты) - Где разворачивается основное действие произведения? - Что такое клипер? - Найдите описание клипера. Главные герои. Работа в группах – заполнение схемы Характеристика главного героя - Что мы с вами знаем о Максимке? - Что с ним произошло? - К кому он привязался из членов семьи? - Как он относится к Лучкину? - В каких строчках мы это видим. Найдите и зачитайте их. Какие чувства вызывает у вас судьба мальчика? - Как сначала распорядились судьбой мальчика командование клипера? Найдите и прочитайте? - Что произошло в итоге? Почему Максим остался на корабле? - Кто изменил решение командования? - Как вы думаете, как повлияла на судьбу Максимки встреча с русскими моряками? | Ф | - даю задание; - задаю вопросы | - отвечают на вопросы | |
Самостоятельная деятельность по достижению цели | 5 | Читают сказку | Работа в рабочей тетради | И | - предлагаю выполнить задания в РТ | - выполняют задания | |
Оценка деятельности (оценить, дать домашнее задание) | 3 | Оценить деятельность обучающихся на уроке, дать и прокомментировать домашнее задание | Хрест. стр. 183- 204 выраз. чтение | - даю домашнее задание - провожу инструктаж по выполнению домашней работы | -Записывают домашнее задание в дневник; - слушают и задают вопросы. | ||
Итог урока Рефлексия | 2 | Подвести итог урока, | - С каким произведением мы сегодня с вами познакомились? - Какую цель мы ставили с вами в начале урока? - Добились ли мы поставленной цели? - Сейчас я предлагаю вам Заполнить таблицу как вы поработали на уроке? | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Программно-методическое сопровождение по литературному чтению (УМК «Перспектива»): Сборник тестов и проверочных работ по литературному чтению для 3-ого класса по учебнику Л.Ф, Климановой, Л.А, Виноградовой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение»
В данном пособии предоставлены как проверочные работы, так и тесты по литературному чтению для учеников 3 класса по УМК "Перспектива"....
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....