Л.Н.Толстой" Прыжок " Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе Планета знаний
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Л.Н.Толстой" Прыжок " Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе Планета знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_3_klass_planeta_znaniy_l.n._tolstoy_pryzhok.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
3 класс
Тема: Л.Н.Толстой «Прыжок»
Цели: познакомить обучающихся с творчеством Л.Н.Толстого, его рассказом «Прыжок», учить понимать текст, определять смысл событий и поступков героев, выражать своё отношение к героям.
Задачи:
образовательные: обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении; задавать вопросы, находить ответы на них в тексте;
развивающие: развивать умение анализировать, делать выводы, совершенствовать речевые умения; развивать творческие способности;
воспитательные: воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, культуру делового общения; уважительное отношение к мнению, отличному от своего.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Педагогическая технология: технология продуктивного чтения.
Планируемые результаты:
предметные УУД: формирование умения прогнозировать содержание текста, использовать разные виды чтения, воспринимать и оценивать содержание текста, участвовать в его обсуждении;
личностные УУД: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; формирование учебно-познавательного интереса к изучаемому материалу, желания осваивать новые виды деятельности;
метапредметные УУД: волевая саморегуляция; целеполагание; формирование умения находить и использовать необходимую информацию, контролировать процесс и его результаты, осознавать качество усвоения материала; формирование умения участвовать в диалоге, в коллективной беседе; взаимодействовать с партнёрами, находить общее решение.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная, работа в группах.
Оборудование: учебник , доска, мел, портреты, фотографии, карточки
Этапы урока,цель этапа | Методический приём | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Организационный Создать благоприятный психологический климат. Настроить на продуктивную работу. | Мотивационная подготовка обучающихся | Вспомните правила вежливости на уроке. На уроке будь старательным, Будь спокойным и …( внимательным). Говорите чётко, внятно, чтобы всё было …(понятно). Если хочешь отвечать, нужно руку…(поднимать) | Слушают учителя, продолжают предложения | Настраиваются на урок Саморегуляция. |
Подготовка к основному этапу | Проверка домашнего задания. | Предлагает вопросы по тексту статьи данные в учебнике. Корректирует и оценивает ответы. | Отвечают на вопросы | Учатся оценивать процесс и результат своей деятельности. Формирование умения слушать собеседника. |
Постановка учебной задачи Актуализация знаний. Сообщение фактов из жизни Л.Н.Толстого Выставка книг Л.Н.Толстого. | Откройте учебник на стр.109 Назовите автора, чьё произведения мы будем читать сегодня. Как называется произведение,которое будем изучать?Что написано под названием? Что означает это слово? Сформулируем тему, цель и задачи урока - Выберите портрет Л.Н.Толстого (предлагается несколько портретов писателей и поэтов) - Что вы знаете о Л.Н.Толстом? Рассказывает краткую биографию Л.Н. Толстого ,демонстрирует фотографии - Ребята, обратите внимание на выставку книг. Здесь собраны некоторые экземпляры, только малая часть книг Толстого. Многие из этих книг есть у вас дома. | Называют автора, название. Осознают, что слово быль не понятно до конца. Тема произведение Л.Н. толстого «Прыжок» Цель: изучить это произведение. Задачи: вспомнить о том кто такой Л.н. Толстой, понять о чём его произведение, понять, что означает слово быль. Выбирают портрет. Приводят известные факты о Л.Н. Толстом. Слушают. Смотрят на книги, узнают знакомых героев. | Ориентируются в учебнике. Формулируют учебную задачу. Актуализируют жизненный опыт. Актуализируют жизненный опыт. Умение слушать учителя Умение анализировать. | |
Усвоение новых знаний и способов действий | Словарная разминка Чтение произведения. Обсуждение первых впечатлений Выявление жанра Работа по учебнику.(работа с текстом) | Предлагает работу по объяснению словосочетаний: перенести вещи, перенести болезнь, перенести обиду, перенести страх. -Где прямое и где переносное значение слова? Послушаем ребят, которые готовили чтение этого произведения. С 1 по 5 абзац — читают ученики. Далее учитель. Чтение с правилом «СТОП»(при встрече незнакомого слова, ученик которому слово не понятно произносит слово «стоп» , значение этого слова разбирается наместе) Понравилось ли прочитанное произведение? - К какому литературному жанру оно относится? Почему? -Рассказ — это небольшое по объёму произведение в котором о чём либо повествуется. -Вспомните слово под названием рассказа. -Быль — (бывальщина) - жанр устного народного творчества: рассказ о действительном происшествии, случае, имевшем место в действительности. - Назовите героев рассказа. -Подумайте, к каким строчкам нарисованы иллюстрации в учебнике? Поработаем над вопросами после произведения в учебнике. (с.112) -что чувствовал мальчик, когда вместе со всеми смотрел на обезьяну? Прочитайте, что об этом написал Л.Н. Толстой. Почему мальчик полез за обезьянкой? (обсудите это с товарищем по парте) -Какие чувства испытывал мальчик, когда лез на мачту и какие, когда очутился наверху? Что рассказал об этом автор? Выбирают соответствующие поступкам качества характера. На доске: геройство обидчивость* смелость * самолюбие* хвастовство самоуверенность* желание испытать себя Делаем вывод: мальчик попал в беду из-за своего характера. -переживания и мысли отца мальчика (капитана) Л.Н. Толстой не описал подробно, но он написал о его поведении. Прочитай, как вел себя капитан. -Какое качество характера отца мальчика помогло ему принять верное решение? -Почему он закричал и убежал, когда стало ясно, что мальчик спасён? Вывод: капитан: решительный, отважный. Предлагает сравнить двух мальчиков: героя рассказа Л.Н. Толстого и Тёму из произведения Н.Г.Гарина-Михайловского в группах. Заполнить таблицу.(см. приложение) Как вы думаете, почему рассказ называется «Прыжок»? - Какова же идея рассказа? Ради чего автор рассказывает нам эту историю? | Высказывают мнения Читают, слушают. Делятся впечатлениями. Отвечают на вопрос. Аргументируют. смелость, обидчивость, самолюбие, самоуверенность Мальчик, обезьяна, капитан-отец, матросы. Находят цитаты из текста. Подбирают подходящие слова. Убирают лишние. Делают вывод. Находят цитаты в тексте Решительность, отвага, Делятся га группы, объединяясь по 4 человека. Заполняют таблицу. Отвечают (прыжок мальчика – это тоже поступок, храбрый поступок. Этим поступком мальчик преодолевает трусость, растерянность. Прыжок спасает его от смерти). | Умение выражать мысль, слушать одноклассников. Обогащение словарного запаса. Умение слушать Учатся выражать своё отношение Учатся анализировать характеры и чувства героев, делиться своими размышлениями, проявлять симпатию по отношению к героям |
Физкультминутка | Выбирает желающих провести физминутку. «Море волнуется раз…» | Выполняют физминутку. | Осуществляют профилактику утомления. | |
Применение нового знания, первичное закрепление | Повторное чтение и деление текста на части. | - Сейчас мы будем перечитывать рассказ, делить его на части и составлять план рассказа для пересказа. - Прочитайте про себя начало рассказа, подумайте, где заканчивается I часть. О чем в ней рассказывается? - Как назовем I часть? (И так далее, по каждой части) На доске: План 1. Шалунья — обезьяна 2. Опасная погоня. 3. Спасение мальчика | Анализируют текст. Делят на части. Дают названия частям текста. | Участие в коллективной беседе. |
Самостоятельная работа. Создание ситуации успеха, рефлексия достижения цели | - А теперь я хочу проверить: внимательно ли вы читали рассказ. Предлагаю вам еще один вариант плана — цитатный план. Работа по карточкам с проверкой в парах. - Прочитайте цитаты, расставьте верный порядок событий, происходящих в рассказе. «Прыгай, или застрелю!» «... а мальчик остался без шляпы» «... бросился за обезьяной на мачту» Проверка. - Молодцы, вы были очень внимательны при чтении. Нарисуйте соседу цветок, если он постарался. Если немного ошибся, помогите исправить ошибку и напишите - «хорошо» | Выполняют задание на карточках. Обмениваются ими после выполнения задания, проверяют. | Учатся действовать по выбранному плану, способам самопроверки, взаимопроверки | |
Включение нового знания в систему знаний и закрепление. | Применение открытого знания в практической деятельности Работа с карточками. | Давайте подведем итоги. Определим основную мысль рассказа «Прыжок». - Зачем Л.Н.Толстой написал этот рассказ? Чему он нас хотел научить? - Сейчас будете работать по карточкам. - Прочитайте пословицы на карточках. Выберите те, которые можно отнести к прочитанному рассказу. «Гордится отец, что у него сын храбрец» «Где смекнёт боец, там врагу конец»* «Отвага — половина спасенья»* «Не зная броду, не суйся в воду»* | этот рассказ учит, что страх преодолеть нелегко, что иногда важные решения нужно принимать очень быстро, ведь от этого может зависеть чья-то жизнь. В рассказы «Прыжок» жизнь мальчика зависела от решения отца. Выстрел отца – это поступок. Если бы сын не прыгнул в воду, то он упал на палубу и разбился). Обсуждают смысл пословиц, соответствие их идее произведения. | Учатся выделять главную мысль,обобщать, строить монологическое высказывание, работать в группе Поиск необходимой информации. Умение извлекать фактуальную и подтекстовую информацию. Формирование навыков смыслового чтения. Аргументированное изложение своей точки зрения. |
Подведение итогов | Домашнее задание | Выполнить задания в рабочей тетради. | Находят задания. | Удерживают учебную задачу |
Рефлексия | - Надеюсь, сегодня на уроке вы поняли, что многое в жизни зависит от нас и наших поступков. - Назовите те качества характера, которые необходимо в себе вырабатывать. - А с какими нужно бороться? - А сейчас, ребята, оцените свою работу на уроке, нарисуйте смайлики. - Поднимите руки те из вас, кто нарисовал улыбку. Молодцы! Спасибо за урок. | Делают выводы о возможности применения знаний в реальной жизни | Построение правильного речевого высказывания. Оценка своей деятельности, осознание качества усвоения материала, трудностей и путей их преодоления |
Приложение 1.
Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября по новому стилю) в 1828 году в имении Ясная Поляна, близ Тулы. Большую часть своей жизни провёл писатель в этом местечке. В семье, кроме Льва Николаевича, было ещё трое сыновей: Николай, Сергей, Дмитрий и дочь Мария, сестра писателя. К сожалению, дети рано осиротели: Мария Николаевна, их мать, умерла в1830 году, Николай Ильич, их отец, – в 1837 году.
Воспитательницей детей стала их дальняя родственница Татьяна Александровна Ергольская. Она сохранила детские сочинения Л.Н.Толстого.
С 1841 года дети Толстые жили в Казани у тётушки-опекунши Пелагеи Ильиничны Юшковой.
Уже в детстве Лев отличался от братьев искусством составлять шарады, маленькие рассказы. Когда Лёве было семь лет, братья Толстые затеяли издавать рукописный журнал “Детские забавы”. Лёва вёл рубрику “Натуральная история”, где писал рассказы о птицах. Пристрастие к жанру рассказов о животных осталось у него навсегда.
Ребенком Лев с братьями зарыл в лесу «зеленую палочку. Верил, что найдет ее и будет счастлив ,но они ее не нашли. С тех пор Толстой всегда думал о «зеленой палочке».Желаний у него было много и одно из них открыть в Ясной поляне школу. Так и сделал: дети учились весь день: занятия шли с 8до 12 часов дня, а потом с 3 до 6 вечера. Дети с удовольствие слушали рассказы и сказки писателя.
В 1844 году Лев Николаевич поступил в Казанский университет. В 1851 году Толстой с братом Николаем (к тому времени офицером-артиллеристом) отправился на Кавказ, чтобы поступить на военную службу. На Кавказе Л.Н.Толстой написал свою первую повесть «Детство».
В 1859 году он открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Толстой сам обучал ребят грамоте. В 1870-х годах он создал “Азбуку” и первоначальные книги для чтения. Эти короткие рассказы и басни знают все с раннего детства.
– Многие рассказы Л.Н.Толстого вам читали в детском саду. Все произведения писателя хорошо запоминаемы, потому что рассказы Л.Н.Толстого учат только добру и справедливости.
- Прослушайте отрывки и вспомните, из каких произведений они взяты?
- На склоне лет Толстой был полон творческой энергии. За последнее десятилетие своей жизни он написал около пятидесяти произведений. На всю жизнь сохранил Толстой любовь к детям. В 1900-е годы он опять занимался с крестьянскими ребятишками, как в молодости.
- 28 октября 1910 года в шестом часу утра Толстой навсегда покинул Ясную Поляну. Он направлялся на юг России. В дороге он заболел воспалением лёгких и вынужден был сойти с поезда на станции Астапово. В доме начальника станции прошли последние семь дней жизни писателя. 7 ноября в 6 часов 5 минут утра Л.Н.Толстого не стало.
Лев Николаевич прожил долгую жизнь. Он умер, когда ему было 82 года. Похоронили его, как он завещал, в Ясной Поляне, среди деревьев, на краю оврага.
Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Для детей были написаны сказки и истории, среди них «Три медведя», «Филиппок», «Кавказский пленник», «Муравей и голубка».
В Ясной Поляне находится музей Льва Николаевича Толстого. Это уникальный мемориальный и природный заповедник. Здесь сохранены старые здания, окруженные живописными парками, садами, лесами. Здесь по-прежнему живут традиции семьи Толстых. Туда приезжают люди со всех уголков мира, чтобы посмотреть своими глазами дом, где жил и творил великий русский писатель.
Приложение 2.
Мальчик из произведения Л.Н.Толстого | Тёма из произведения Н.Г.Гарина-Михайловского | |
Почему они полезли за животными? | ||
Обдуманны ли были их поступки? | ||
Что чувствовал каждый их них, пока лез? | ||
Чем кончились для ребят эти происшествия? | ||
Какие качества мальчиков открылись в их жействиях? |
Приложение 3.
«Гордится отец, что у него сын храбрец»
«Где смекнёт боец, там врагу конец»
«Отвага — половина спасенья»
«Не зная броду, не суйся в воду»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"
Технологическая карта урока литературного чтения составлена в соответствии с ФГОС....
Технологическая карта урока литературное чтение 2 класс «Былины и богатырские сказки» (обобщающий урок)
конспект урока по литературному чтению 2 класс УМК "Школа 2100"...
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс. Тема:«Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»
Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»Цели урока: повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание, логическое и образное...
Технологическая карта урока литературное чтение по УМК "Планета знаний"
Тема: «Хаврошечка» (русская народная сказка) стр. 46 – 51Цель: способствовать формированию умений пересказывать фрагменты текста, объяснять причины поступков персонажей; содействовать формированию уме...
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема урока: СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. С. А. ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»
Создать условия для восприятия стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки», расширения словарного запаса, формирования навыка выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения,...
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение
Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...