Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на русском родном языке»
рабочая программа по чтению (2 класс)

Улитина Ольга Ивановна

   Рабочая программа   учебного предмета «Литературное чтение на русском родном языке»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_pr_2_klass_rodnaya_literatura.docx47.68 КБ

Предварительный просмотр:

                               Комитет Администрации Косихинского района Алтайского края по образованию и делам молодёжи

                 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение     «Лосихинская средняя общеобразовательная школа»

  Согласовано:

      Протокол заседания

    методического совета

от  «__»_______2019 г  №_____

Согласовано:

       Протокол заседания

         педагогического совета

 от  «__»_______2019 г  №_____

Утверждено:

Директор школы:

_______/ Копылова Л. И./

Приказ № ___ от  «__»________2019 г

                                                                                   Рабочая программа

                                       учебного предмета «Литературное чтение на русском родном языке»

                                          Образовательная область «Русский язык и литературное чтение»

                                                                            2 класс

                                                             Начальное общее образование

                                                         Срок реализации  2019-2020 учебный год.

                                                                                                                                                                                                  Составитель:

                                                                                                                                                                                                 Улитина Ольга Ивановна

                                                                                                                                                                                              учитель начальных классов

                                                                                              с. Лосиха 2019 г.

                                                                                     

                                                                                 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на русском родном языке» для первой ступени обучения (2-3 классы) составлена на основе нормативных документов:

федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом Минобрнауки России № 373 от 06.10.2009);

положения о рабочей программе предметов, курсов, модулей, в том числе внеурочной деятельности, для классов перешедших на ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО.

Целью обучения литературному чтению на русском родном языке в начальной школе является формирование

всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);

потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;

читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения, различными видами чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;

готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе прочитанного.

Главные задачи курса – формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу; совершенствование у детей навыка чтения: сознательного, беглого, выразительного; формирование способности к полноценному восприятию литературного текста; усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста.

Обучение чтению по данной программе предполагает реализацию следующих задач:

1. Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу. (Мотивационная сторона читательской деятельности.)

2. Совершенствование у детей навыка чтения: осмысленности, правильности, беглости, выразительности. (Техническая основа процесса чтения.)

3. Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста. (Содержательная сторона чтения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, постижение подтекста, авторского замысла и собственного отношения к тому, что и как написано.)

4. Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др.

5. Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу и др. (общеучебные умения работы с текстом, позволяющие логически перерабатывать и усваивать познавательную информацию.)

6. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой принадлежности, и на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий. (Основы литературного развития.)

7. Овладение детьми умения пользоваться определенным программой набором средств внетекстовой информации (обложка, титульный лист и др.), превращающих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней.

Место предмета «Литературное чтение на русском родном языке»

в учебном плане

Курс литературного чтения на русском родном языке во 2 классе составляет 17 часов; в 3 классе – 17 часов. Общее количество часов на предмет «Литературное чтение на русском родном языке» –34 часа

Предметная область «Литературное чтение на русском родном языке» реализуется через региональный компонент.

Общая характеристика учебного курса и его место в учебном плане

Поскольку речевая деятельность является основным средством познания и коммуникации, литературное чтение на русском родном языке является одним из ведущих учебных предметов в системе подготовки младшего школьника, способствующим общему развитию, воспитанию и социализации ребенка. Успешность изучения данного курса, входящего в предметную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке», во многом определяет успешность обучения по другим предметам начальной школы. Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей

Планируемые результаты освоения программы

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;

воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;

читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное, ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);

ориентироваться в содержании художественного, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании);

для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:

для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;

использовать различные формы интерпретации содержания текстов:

для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);

передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);

участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

Выпускник получит возможность научиться:

осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;

осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;

устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;

составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).

Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Выпускник научится:

осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;

вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;

составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.

Выпускник получит возможность научиться:

работать с тематическим каталогом;

работать с детской периодикой;

самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);

отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;

находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).

Выпускник получит возможность научиться:

воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;

сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);

определять позиции героев художественного текста, позицию автор художественного текста.

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;

восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;

составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;

составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Выпускник получит возможность научиться:

вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;

писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;

создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;

создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;

работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).

Планируемые результаты

формирования универсальных учебных действий средствами предмета «Литературное чтение на русском родном языке»

Личностные качества: положительная мотивация к урокам литературного чтения на русском родном языке и к чтению книг; основы смыслообразования и самоопределения; гражданская идентичность; нравственно-этическая ориентация в читаемом; развитие дружеского отношения к другим детям; базовые эстетические чувства; рефлексия; эмоционально-личностная децентрация; способность к самооценке.

Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу; прогнозировать; использовать определенные учителем ориентиры действия; осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, устной или письменной; осуществлять самоконтроль и элементарный контроль.

Познавательные УУД: понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения (выборочное чтение); выявлять непонятные слова, интересоваться их значением; выделять главное; составлять план; ориентироваться в одной книге и в группе книг, в Интернете; устанавливать элементарную логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения; выполнять действия анализа, выявляя подтекст и идею произведения; сравнивать персонажей одного произведения и разных произведений по заданным критериям; выдвигать гипотезы в процессе прогнозирования читаемого; обосновывать свои утверждения; обобщать; классифицировать.

Коммуникативные УУД: уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке; готовность оказать помощь товарищу; планировать учебное сотрудничество; согласовывать действия с партнером; пересказывать прочитанное; создавать текст по образцу, по иллюстрации, по заданной теме (повествование, описание, рассуждение).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Круг чтения.        

Во 2-3 классах дети читают произведения Алтайских писателей и поэтов.

Список рекомендуемых произведений для учащихся 2 класса

Атаманов Иван Алексеевич

Заяц-путешественник

Лягушка и Барбос

Ленивый воробей

Бианки Виталий Валентинович

Хитрый лис и умная уточка и другие

Власов Алексей Валентинович

Мама

Доброта

Я – солдат!

Дождик в лесу и другие 

Кан Ольга Викторовна

Трудное слово СОБАКА

Покупайте облака

Мокшин Михаил Михайлович

Мы живём на Алтае

Лето

Бывшему воину и другие

Нечунаев Василий Маркович

Грамотей среди детей

Маленькие радости

Зимняя байка и другие

Новичихина Валентина Александровна

Страна Играния

Откуда берутся дети и другие

Свинцов Владимир Борисович

Сказка про яблоньку

Первый снег

Нахальный лягушонок

Такмакова Ольга Владимировна

Стихи для мамочки

Летняя метель и другие

Цхай (Сорокина) Ирина Викторовна

Новогодняя сказка

История знаменитого мышонка

Гордая слива

Чебаевский Николай Николаевич

Мальчишки

Юдалевич Марк Иосифович

Алтай

Кто же съел конфеты?

Костик-хвостик и другие

                                                                         Поурочно-тематическое планирование. 2 класс (17 часов)

п/п

Тема урока

Тип урока

Комментарии учителя

1.

М.М. Мокшин «Мой Алтай»;

М.И. Юдалевич «Алтай»

комбинированный

2.

А.И. Атаманов «Заяц-путешественник»

комбинированный

3.

А.И. Атаманов «Лягушка и Барбос», «Ленивый воробей»

комбинированный

4.

А.В. Власов «Доброта»;

В.М. Нечунаев «Маленькие радости»

комбинированный

5.

В.Б. Свинцов «Первый снег»

комбинированный

6.

В.Б. Свинцов «Нахальный лягушонок», «Сказка про яблоньку»

комбинированный

7.

А.В. Власов «Мама»;

О.В. Такмакова «Стихи для мамочки»

комбинированный

8.

В.В. Бианки «Хитрый Лис и умная Уточка»

комбинированный

9.

И.В. Цхай (Сорокина) «Новогодняя сказка»

комбинированный

10.

И.В. Цхай (Сорокина) «История знаменитого мышонка», «Гордая слива»

комбинированный

11.

В.М. Нечунаев «Зимняя байка»;

О.В. Кан «Покупайте облака»

комбинированный

12.

В.М. Нечунаев «Грамотей среди детей»;

О.В. Кан «Трудное слово СОБАКА»

комбинированный

13.

А.В. Власов «Я - солдат»;

М.М. Мокшин «Бывшему воину»

комбинированный

14.

А.В. Власов «Дождик в лесу»;

О.В. Такмакова «Летняя метель»;

М.М. Мокшин «Лето»

комбинированный

15.

М.И. Юдалевич «Кто же съел конфеты», «Костик-хвостик»

комбинированный

16.

В.А. Новичихина «Откуда берутся дети», «Страна Играния»

комбинированный

17.

Н.Н. Чебаевский «Мальчишки»

комбинированный

Источники:

Алтайские жарки [Текст]: хрестоматия по литературе Алт. края для 3 кл. / сост. Т. А. Ашмарина, сост. Н. В. Пичугина. – Бийск: БГПУ им. В. М. Шукшина, 2007. – 150 с.: ил.

Алтайские жарки [Текст]: хрестоматия по лит. Алт. края для 2 кл. / рец. О. С. Овчинникова, сост. Т. А. Ашмарина, Н. В. Пичугина. – 2-е изд., испр. и доп. – Бийск: Издательский дом «Бия», 2009. – 134 с.: цв.ил.

Алтайские писатели – детям [Текст]: антология : в 2 т. / Упр. Алт. края по культуре и арх. делу, Алт. краев.универс. науч. б-ка им. В. Я. Шишкова, Алт. краев. дет. б-ка им. Н. К. Крупской ; [ред. совет: Л. В. Санкина, Э. П. Хомич, Л. Н. Зинченко;  авт. вступ. ст. Э. П. Хомич;худож.: Н. Адамов и др.]. – Кемерово: Технопринт, 2017.

Литература Алтая в детском чтении [Текст]: читайка раннего детства: [хрестоматия / сост. Л. Н. Зинченко]. – Барнаул: Алт. дом печати, 2011. – 447с.

Методические рекомендации:

Литература родного края. 2 класс [Текст]: методические рекомендации/Л. Н. Зинченко, О. И. Плешкова, И. В. Федорова и др.; рец.

Л. А. Никитина. – Барнаул: БГПУ, 2008. – 67 с.

Литература родного края. 3 кл. [Текст]: метод. рекомендации / Л. Н. Зинченко, О. И. Плешкова, И. В. Федорова и др.; рец. Л. А. Никитина ; БГПУ. – Барнаул: БГПУ, 2008. – 59 с.

Литература родного края : учебно-методическое пособие для 2 класса / Барн. гос. пед. ун-т, Центр «Детское чтение», Общественная Алт. краев. писательская организация ; сост. Л. Н. Зинченко, И. В. Фёдорова. – 2-е изд., испр. – Барнаул : [БГПУ], 2009. – 57 с.: ил.

Литература родного края : учебно-методическое пособие для 3 класса / Барн. гос. пед. ун-т, Центр «Детское чтение», Общественная Алт. краев. писательская организация ; сост. Л. Н. Зинченко, И. В. Фёдорова. – Барнаул: [БГПУ], 2009. – 63 с.: ил.

Составители:

Елисеева Т. Р., главный библиотекарь информационно-методического отдела краевой детской библиотеки им.Н.К.Крупской;

Санкина Л.В., директор Алтайской краевой детской библиотеки им.Н.К.Крупской


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение на русском родном языке"

Рабочая программа (УМК "Школа России") составлена в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение на родном (русском) языке" 1-4 класс

Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение на родном (русском) языке" 1-4 класс...

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на русском родном языке» для обучающихся 2 класса на 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на русском родном языке» для обучающихся 2 класса на 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:Ф...

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение на русском родном языке". 1 класс

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение на русском родном языке". 1 класс...

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение на русском родном языке". 2 класс

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение на русском родном языке". 2 класс...

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение на русском родном языке". 3 класс

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение на русском родном языке". 3 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» для обучающихся 1-4 классов РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ учебного предмета «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» для 4 класса

          Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Светская этика) для 4 класса  (предметная область "О...