Рабочая программа по предмету "Литературное чтение на русском родном языке". 1 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (1 класс)
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение на русском родном языке". 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnaya_russkaya_literatura.docx | 41.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Нормативно – правовые документы
Рабочая программа по предмету литературное чтение на родном языке (русский) для 1 – х классов на 2019-2020 учебный год составлена на основе следующих документов:
• Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
• Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «ЦО № 19»;
• Учебный план МБОУ «ЦО № 19» г.Тулы на 2019- 2020 учебный год;
• Примерная программа начального общего образования, авторской программы Климановой Л.Ф. и др.
Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук) как вида речевой деятельности.
Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов,
словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Воспроизведение прочитанного текста по вопросам учителя и самостоятельно.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство
самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Развитие речи. Первоначальное представление о тексте как речевом произведении. Выделение в тексте предложений. Объединение предложений в текст. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.
Первоначальное представление о речи с помощью наглядно-образных моделей. Деление речи на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем. Составление из предложений связного текста, его запись.
Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Культура речевого общения. Освоение позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику.
Общая характеристика учебного предмета
Цели учебного предмета
1) понимание родной литературы как одной из основных национально культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле,
нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;
3) использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Задачи:
- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление;
- развивать поэтический слух;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;
- обогащать чувственный опыт ребёнка;
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров;
- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.
Место предмета в учебном плане
Предмет родная литература изучается в 1 классе начальной школы 1 часа в неделю, 33 недели, 33 часа.
Особенности организации учебного процесса:
Основная концептуальная идея предмета заключается в том, что литература способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме.
Маленький читатель воспринимает изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении; воссоздаёт картины жизни, природы, созданные автором; целостно воспринимает образы как один из элементов художественного произведения, понимает авторскую позицию, моделирует собственное поведение по законам этики, выражает своё отношение к изображаемому. Благодаря чтению и осмыслению художественных классических произведений происходит преображение личности учащегося, его нравственно-эстетическое развитие. В процессе восприятия художественного произведения реализуется духовно-нравственное воспитание учащихся. Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества, способствует воспитанию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Совершенствуются техника чтения, качество чтения, особенно осмысленность. Чтение художественного произведения рассматривается как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями, анализирует их поступки, понимает смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведения как искусства слова обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому слово рассматривается как средство создания художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию автора и своё отношение к героям и произведению в целом. Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно – исторической ценности, развивает чувство сопричастности великой духовно – нравственной культуре России.
Планируемые результаты освоения учебного предмета родная литература
Личностные результаты
в результате формирования личностных универсальных учебных действий у ребенка будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности;
- мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации;
- первоначальные представления о нравственных понятиях (поступок, честность, верность слову), отраженных в литературных произведениях;
- умение отвечать на вопросы «Что значит поступать по совести, жить по совести, жить с чистой совестью?»;
- умение самостоятельно понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор;
- способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.
Учащиеся 1 -го класса получат возможность:
- осознавать роль книги в мировой культуре; рассматривать книгу как нравственную ценность;
- осознавать, что такое тщеславие, гнев, самообладание;
- осознавать нравственный смысл понятий поступок, подвиг.
Метапредметные результаты:
результатом формирования регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;
- составлять план решения вопросов совместно с учителем;
- работать в соответствии с заявленным планом;
- корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.
Учащиеся 3-его класса получат возможность:
- учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие в соответствие с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;
- устанавливать причинно-следственные связи в тексте; пересказывать; создавать собственное высказывание по аналогии;
- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
- находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;
- самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана рассказывать о героях, событии.
Учащиеся 1-го класса получат возможность:
- использовать разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное – и выбирать вид чтения в соответствии с поставленным заданием;
- находить разные виды информации при помощи текста, иллюстраций, схем, таблиц;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться справочной и энциклопедической литературой.
Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:
- составлять высказывания под руководством учителя в устной и письменной форме;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- строить понятные для партнера (собеседника) высказывание;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Учащиеся 1-го класса получат возможность:
- работать в паре, группе; планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием;
- готовить самостоятельно проекты;
- создавать письменное высказывание.
Предметные результаты:
результатом формирования предметных умений будут являться умения:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;
- использовать простейшие приемы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;
- устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно вопрос по прочитанному или прослушанному произведению;
- самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части; пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;
- находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.
Учащиеся 1 -го класса получат возможность:
- составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами;
- сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам, определять отличительные особенности;
- сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения;
- сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Круг детского чтения») будут являться умения:
- составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;
- самостоятельно составлять аннотацию;
- самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;
- пользоваться алфавитным и тематическим каталогом для поиска книги, другой необходимой информации.
Учащиеся 1-го класса получат возможность:
- самостоятельно организовывать выставку по заданным параметрам;
- рассказывать о книге; составлять на книгу отзыв.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Литературоведческая пропедевтика») будут являться умения:
- сравнивать научно-познавательный и художественный тексты; определять отличительные особенности;
- выявлять особенности героя художественного рассказа;
- выявлять особенности юмористического произведения;
- находить в тексте сравнения, олицетворение;
- выявлять развитие настроения в художественном тексте.
Учащиеся 1-го класса получат возможность:
- понимать понятия притчи, былины, мифы, литературная сказка;
- отличать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида;
- сравнивать пословицы и поговорки разных народов; группировать пословицы и поговорки по темам;
- сравнивать былину сказочный текст;
- сравнивать поэтический и прозаический тексты былины;
- определять ритм стихотворения.
Результатом формирования предметных умений будут являться умения:
- выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении;
- составлять самостоятельно тексты разных жанров;
- писать отзыв на книгу.
Учащиеся 1-го класса получат возможность:
- делать творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведений;
- самостоятельно составлять рассказ на основе художественного произведения, репродукций картин художников, серии иллюстраций, личного опыта.
Учебники
Так как нет рекомендованной линии учебно-методических комплектов по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» для 1-4 классов, то целесообразно использовать УМК тех авторов, которые есть в Федеральном перечне учебников.
Учебно-методическое обеспечение
№ | Автор | Название | Издательство | Год издания |
1 | Г.Ф Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий | Учебник. Литературное чтение. 1 класс. В 2 ч. | Просвещение | 2018 |
2 | http://www.prosv.ru/umk/perspektiva | Методическое пособие. Литературное чтение. «Технологические карты» для 1 класса | Просвещение | 2018 |
Содержание учебного курса
Тема занятия | Кол-во часов | Предлагаемая к использованию литература |
«Лес не школа, а всему учит» | 2 | Ю.Тувим «Птичье радио» Н. Сладков «Лесные шорохи». М. Пришвин «Ёж». |
Сказки о животных | 2 | Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок» С. Михалков «Как медведь трубку нашёл» |
Угадайка. Стихи и загадки «Подскажи словечко» | 1 | Стихи и загадки Е. Серова |
Друзья детства | 1 | К.Чуковский «Бармалей», «Краденое солнце» |
Из серии «Мои первые книжки» | 1 | К.Чуковский «Доктор Айболит» |
«Ступеньки мастерства» | 1 | А. Томилин «Сказка о Веселом мастере на все руки», Я. Аким «Неумейка» |
О наших сверстниках | 2 | Н.Носов «Метро», «Телефон», «Леденец» А. Соколовский «Бабушкина вешалка», Е. Благинина «Бабушка-забота» |
Русские народные и литературные сказки | 1 | Сборник русских народных и литературных сказок. |
Стихи о родном крае | 1 | И. Суриков «Вот моя деревня», А. Блок «На лугу». |
О героях | 1 | А.Митяев «Богатыри» |
О доброте | 1 | В.Осеева «Добрая хозяюшка», «Синие листья» |
«Поговорим о наших мамах» | 2 | Стихи о маме: Е. Благинина «Посидим в тишине», «Вот какая мама!», А. Барто «Разлука» и др.. |
«В стране Вообразилии» | 1 | Б.Заходер «Детям», Э. Успенский «Над нашей квартирой». |
Знакомые незнакомцы | 2 | Н.Сладков «Как медвежонок сам себя напугал». Б. Заходер «Русачок». |
Книги о животных | 2 | Е. Чарушин «На нашем дворе», Ю. Дмитриев «Дети всякие бывают». В.Бианки «Хвосты». |
О любимых игрушках | 1 | Э. Успенский «Чебурашка», А. Барто «Игрушки» |
Сочинение по картинкам…. | 1 | |
О чем я мечтаю | 2 | В.Катаев «Цветик – семицветик» |
Забавные стихи Не любо – не смейся, а другим не мешай. | 1 | |
Про школу. | 1 | С. Баруздин «Как Алёше учиться надоело» |
Экскурсия в школьную библиотеку | 1 | Выставка «Книги для летнего чтения» |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РУССКОМ
РОДНОМ ЯЗЫКЕ»
№ урока | Тема урока | Этап обучения | Дата |
I ТРИМЕСТР | |||
1. | «Лес не школа, а всему учит». Ю.Тувим «Птичье радио» | Обучение грамоте | 09.09 – 13.09 |
2. | «Лес не школа, а всему учит». Н. Сладков «Лесные шорохи». М. Пришвин «Ёж». | Обучение грамоте | 23.09 – 27.09 |
3. | Сказки о животных. Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок» | Обучение грамоте | 07.10 – 11.10 |
4. | Сказки о животных. С. Михалков «Как медведь трубку нашёл» | Обучение грамоте | 21.10 – 25.10 |
5. | Угадайка. Стихи и загадки «Подскажи словечко». Стихи и загадки Е. Серова | Обучение грамоте | 11.11 – 15.11 |
6. | Друзья детства. К.Чуковский «Бармалей», «Краденое солнце» | Обучение грамоте | 18.11 – 22.11 |
7. | Из серии «Мои первые книжки». К.Чуковский «Доктор Айболит» | Обучение грамоте | 25.11 – 29.11 |
II ТРИМЕСТР | |||
8. | «Ступеньки мастерства». А. Томилин «Сказка о Веселом мастере на все руки», Я. Аким «Неумейка» | Обучение грамоте | 02.12 – 06.12 |
9. | О наших сверстниках. Н.Носов «Метро», «Телефон», «Леденец» | Обучение грамоте | 09.12 – 13.12 |
10. | О наших сверстниках. А. Соколовский «Бабушкина вешалка», Е. Благинина «Бабушка-забота» | Обучение грамоте | 16.12 – 20.12 |
11. | Русские народные и литературные сказки Сборник русских народных и литературных сказок | Обучение грамоте | 23.12 – 27.12 |
12. | Стихи о родном крае. И. Суриков «Вот моя деревня», А. Блок «На лугу» | Обучение грамоте | 13.01 – 17.01 |
13. | О героях. А.Митяев «Богатыри» | Обучение грамоте | 20.01 – 24.01 |
14. | О доброте. В.Осеева «Добрая хозяюшка», «Синие листья» | Обучение грамоте | 27.01 – 31.01 |
15. | «Поговорим о наших мамах». Стихи о маме: Е. Благинина «Посидим в тишине», «Вот какая мама!» | Обучение грамоте | 03.02 – 07.02 |
16. | «Поговорим о наших мамах». А. Барто «Разлука» | Обучение грамоте | 17.02 – 21.02 |
17. | «В стране Вообразилии». Б.Заходер «Детям», Э. Успенский «Над нашей квартирой» | Обучение грамоте | 24.02 – 28.02 |
III ТРИМЕСТР | |||
18. | Знакомые незнакомцы. Н.Сладков «Как медвежонок сам себя напугал». | Обучение грамоте | 02.03 – 06.03 |
19. | Знакомые незнакомцы. Б. Заходер «Русачок» | Литературное чтение | 09.03 – 13.03 |
20. | Книги о животных. Е. Чарушин «На нашем дворе», Ю. Дмитриев «Дети всякие бывают» | Литературное чтение | 16.03 – 20.03 |
21. | Книги о животных. В.Бианки «Хвосты» | Литературное чтение | 31.03 – 03.04 |
22. | О любимых игрушках. Э. Успенский «Чебурашка», А. Барто «Игрушки» | Литературное чтение | 06.04 – 10.04 |
23. | Сочинение по картинкам | Литературное чтение | 13.04 – 17.04 |
24. | О чем я мечтаю. В.Катаев «Цветик – семицветик» | Литературное чтение | 20.04 – 24.04 |
25. | О чем я мечтаю. В.Катаев «Цветик – семицветик» | Литературное чтение | 27.04 – 01.05 |
26. | Забавные стихи. Не любо – не смейся, а другим не мешай. | Литературное чтение | 04.05 – 08.05 |
27. | Про школу. С. Баруздин «Как Алёше учиться надоело» | Литературное чтение | 11.05 – 15.05 |
28. | Экскурсия в школьную библиотеку. Выставка «Книги для летнего чтения» | Литературное чтение | 18.05 – 22.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение на русском родном языке"
Рабочая программа (УМК "Школа России") составлена в соответствии с ФГОС....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению на русском родном языке. Пояснительная записка.2 класс.
Для работы...
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на русском родном языке» для обучающихся 2 класса на 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на русском родном языке» для обучающихся 2 класса на 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:Ф...
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение на русском родном языке". 2 класс
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение на русском родном языке". 2 класс...
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение на русском родном языке". 3 класс
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение на русском родном языке". 3 класс...
Рабочая программа по литературному чтению на русском родном языке 4 класс
Программа + КТП по литературному чтению на русском родном языке для 4 класса УМК Школа России...
Рабочая программа по литературному чтению на русском родном языке 2 класс ФГОС, О.М. Александрова
Бюджетное общеобразовательное учреждение г. Омска«Средняя общеобразовательная школа № 132» РАССМОТРЕННОна заседании МО _____________ /О.В. КононоваРуководитель МО Прот...