Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи 4 класс 2017-2018 учебный год
рабочая программа по чтению (4 класс)

Землянухина Тамара Кирилловна

Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи 4 класс 2017-2018 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_4klass_8vid.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тюменцевская средняя

общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края

(МБОУ Тюменцевская СОШ)

Принята на заседании                                                                                      педагогического совета        

«_____»_________20    г.                                                                                                                                                        

Утверждаю

Директор школы__________(Т.Ф.Калужина)

Приказ №____ от «____»_________20    г.

Адаптированная рабочая программа

по учебному предмету

чтение и развитие речи

4 класс (8 вид)

Землянухина Т.К., учитель начальных классов

Тюменцево, 2017г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» составлена на основании «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы», под редакцией Воронковой – М.: Просвещение, 2012.        Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 4 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентирована на учебник для 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Чтение. 4 класс: учебник для спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Авт. – сост. С.Ю. Ильина, Л.В. Матвеева – М.: Просвещение, 2013г.

    Цель предмета заключается в развитии речи ученика, в формировании правильного и осмысленного чтения.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

        На изучение предмета «Чтение»  в 4 классе  отводится 70 ч. в год, по 2ч. в неделю.

  1. УМК.

УМК по Чтению в  4 классе:

1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы под редакцией В.В. Воронковой. М.: Просвещение. 2012г.

2.Чтение: 4 класс: Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образ.учрежд.  VIII вида / Авт. – сост. С.Ю. Ильина, Л.В. Матвеева. – М.: «Просвещение», 2013г.

3. Методические рекомендации. Чтение. 4 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Пособие для учителя (Авт.: Ильина С.Ю.) М.: Просвещение

4.Дидактические материалы. Электронное приложение к УМК для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Пособие для учителя (Авт.: Ильина С.Ю.)

2.Планируемые результаты образования.

Учащиеся должны уметь:

- читать сознательно, правильно текст целыми словами вслух с соблюдением пауз и с соответствующей интонацией;                                                                                            - читать про себя;

- отвечать на вопросы по прочитанному;  

 - выделять главных действующих лиц, выражая к ним своё отношение;                                                

 - определять главную мысль произведения;                                                                                              

 - пересказывать прочитанное полно и выборочно.

Учащиеся должны знать:

- наизусть 6-8 стихотворений и 2 басни.

3.Содержание учебного предмета, курса.  

Основными задачами обучения чтению в 2—4 классах являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.

       У учащихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.

       Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.

       В программе на каждый год обучения дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения.

       Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.

       На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа.

       Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.

Беглое чтение, т. е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Во 2 классе учащиеся читают по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется.

       Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя. Систематическая работа по обучению чтению про себя начинается с 3 класса.

       С выразительностью речи умственно отсталые учащиеся знакомятся в 1 и 2 классах. Однако систематическое формирование выразительного чтения начинается примерно в 3 классе с перехода на чтение целыми словами.

       Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.

       Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.

Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.

       Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.

                                        4.Тематическое поурочное планирование.

п/п

Тема урока.

Кол-во

часов

Листья пожелтелые по ветру летят (9часов)

Тема природы в стихотворении А. Плещеева. «Осень наступила, высохли цветы…». Осенняя природа в произведении » Ф. Тютчева. «Листья».

1

Средства художественной выразительности в произведении «Как наступает листопад» Г. Граубин.

1

Вн. чт. Стихотворения об осени.

1

Описание природы в произведении «Осень в лесу» А. Гонтарь. «Подарки осени» С. Прокофьева.

1

Описание природы в произведении «Осень в лесу» А. Гонтарь. «Подарки осени» С. Прокофьева.

1

Вн. чт. Произведения М.Пришвина о природе. «Старый гриб» по М. Пришвину

1

Живая природа в произведении Е Носова. «Хитрюга». «Осень» Н. Сладков

1

«Бурундук» Г. Снегирев. Пословицы и поговорки об осени

1

Повторяем прочитанное

1

Раз, два – начинается игра! (7часов)

Считалки. «Щи – талочка»

1

Вн.чт. Стихотворения о детях. «Карусели» Л. Пантелеева.

1

«Игра» Д. Хармс. «Затейники» Н. Носов.

1

Вн.чт. Произведения Н.Носова о детях. «Чудеса в авоське» В. Левин.

1

Пословицы и поговорки о труде и отдыхе.

1

Повторяем прочитанное.

1

Вн. чт. Произведения для детей, прочитанные дома

1

Будем делать хорошо и не будем – плохо (10 часов)

«Не мое дело!» (Китайская сказка). Мораль в басне И. Крылова «Чиж и Голубь».

1

Вн. чт. Л.Толстой. Рассказы о детях. Поступки героев в рассказе Л. Толстого «Два товарища».

1

Характеры героев в произведении «Трус» Л. Пантелеева. Произведения о смелости и трусости. «Про то, как Миша стал храбрым» Э Киселева.

1

Вн. чт. Рассказы о смелости и трусости. «Подвиг» В. Сафронов.

1

Характеристика поступков героев в произведении «Силач» Ю. Ермолаева. «Самое страшное» Е. Пермяк.

1

Вн. чт. Рассказы о детях. Е.Пермяка. «Вот какая история». К. Киршина.

1

Вн.чт. Стихи А.Барто, прочитанные дома. «В театре» А. Барто.

1

Пословицы и поговорки о дружбе. «Как подружились Вова и Боря» по Я. Длуголенскому.

1

Повторяем прочитанное.

1

Вн. чт. Произведения о зиме.

1

Зимние узоры (8часов)

Вн.чт. Сказки о зиме. Жанровые особенности сказки «Старый Мороз и молодой Морозец» (Литовская сказка).

1

Выразительное чтение рассказа «Елка». А. Толстой. Пересказ рассказа «Елка». А. Толстой.

1

Русские поэты о зиме. «Снежная баба». С. Черный. «Подарки зимы». С. Прокофьев.

1

Вн.чт. Произведения русских поэтов о зиме.

1

Поступки героев произведения «Жадная сорока». Г. Харлампьев.

1

«В пограничном наряде» В. Коржиков.

1

«До свидания, зима» З. Александрова. Пословицы и поговорки о зиме.

1

Повторяем прочитанное.

1

Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно (13часов)

«Заработанный рубль» .Грузинская сказка.

1

Вн. чт. Русские народные сказки о труде.  «Сказка о Василисе – Работнице» Е. Шварц.

1

«Рабочие руки» Г. Сапгир.

1

«Мудрый дед» М. Миршакар.

1

Вн.чт. Произведения о труде.

1

«Михаськин сад» В. Хомченко.

1

Вн.чт. Произведения Н. Носова. «Заплатка».

1

«Я лишний» А. Барто. «Маленькое и большое» С.  Погореловский

1

«Хлеб с росою» Г. Виеру.

1

Вн.чт. Стихотворения А. Барто.  «Просто сочинение» К. Киршина.

1

Пословицы и поговорки о труде. «Трудолюбивая старушка» Ю. Мориц.

1

«Волшебный котелок» Э. Киселева.

1

Повторяем прочитанное.

1

В окно повеяло весною (11часов)

Народная песенка.

1

Вн.чт. Стихотворения о весне.  «Весна» А. Плещеев.

1

«Ласточка промчалась» А. Майков. «Ласточка» К. Ушинский.

1

«Весенние ручьи» А. Толстой. «Наводнение» Б. Житков.

1

Вн.чт. Произведения о весне русских поэтов.  

1

«Подарки весны» С. Прокофьев. «Праздник мам». В. Берестов.

1

Вн.чт. Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки.  

1

«Ивовый пир». Н. Сладков. «Весна». В. Сафронова.

1

«Боец бытового отряда». В. Воскобойников.

1

Вн.чт. Пословицы и поговорки, загадки о весне.

1

Повторяем прочитанное.

1

На пользу и славу Отечества (3часа)

«Как Илья из Мурома богатырем стал». Былина. «Как боролся русский богатырь». Л. Толстой.

1

«К неведомым берегам». О. Орлов. «Русский паровой дилижанец». Г. Черненко.

1

Повторяем прочитанное.

1

Видно, люди не напрасно называют лето красным (7часов)

«Лето». Н. Греков. «Подарки лета». С. Прокофьев.

1

«Кто сажает подсолнухи». Э. Шим. «Малина». А. Смирнов.

1

«Позвольте Вас пригласить на танец». С Иванов. «Стрижонок Скрип».

В. Астафьев.

1

«Одуванчики». В. Рождественский.

1

Обобщение по теме «Видно люди не напрасно называют лето красным».

1

Вн.чт. Чтение произведений из детских журналов и газет.

1

Пословицы, поговорки, загадки о лете.

1

Задание на лето.

1

Резерв.

1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.

- формировать  основы  знаний из области фонетики и графики: звуки и       буквы, гласные и согласные звуки, мягкие и твердые согласные звуки. Основные зад...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.

Цели:- научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя;осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст. Основные задачи...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи для 2 классов

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 2 классов разработана на основании авторской программы по чтению (автор В. В. Воронкова) для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII...

Рабочая программа по английскому языку Spotlight 2 класс 2017-2018 учебный год

Рабочая программа по английскому языку Spotlight 2 класс 2017-2018 учебный год...

Рабочая программа по английскому языку Spotlight 3 класс 2017-2018 учебный год

Рабочая программа по английскому языку Spotlight 3 класс 2017-2018 учебный год...

Рабочая программа по английскому языку Spotlight 4 класс 2017-2018 учебный год

Рабочая программа по английскому языку Spotlight 4 класс 2017-2018 учебный год...

Адаптированная рабочая программа по письму и развитию речи 4 класс 2017-2018 учебный год

Адаптированная рабочая программа по письму и развитию речи 4 класс 2017-2018 учебный год...