Методическая разработка урока литературного чтения 2 класс Тема :Б.Житков "Храбрый утенок "
методическая разработка по чтению (2 класс)
Представлен конспект урока и презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_2_klass.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению 2 класс.
Тема: Борис Степанович Житков «Храбрый утёнок».
Учитель ГБОУ №49
Стрепченкова Ольга Ивановна
Тип урока: знакомство с новым материалом.
Цель урока: познакомить детей с творчеством писателя и содержанием данного рассказа.
Задачи урока:
1) обучающие: - формирование полноценного восприятия текста;
- учить делить текст на части, озаглавливать их;
- рисовать словесную картину к каждой части и составлять план пересказа
2) развивающие: - развивать метапредметные и коммуникативные универсальные
действия;
-развивать навыки выразительного чтения;
-работать над развитием речи, памяти, мышления, воображение.
3)воспитательные: - воспитывать интерес к урокам литературного чтения;
- любовь и бережное отношение к природе;
- воспитывать чувство сострадания, сопереживания, желание помочь
слабому.
Планируемые результаты
Предметные:
- читать тексты произведений целыми словами с различной интонационной окраской;
- находить в тексте слова, которые характеризуют героев;
- определять вид литературного произведения, доказывая свою точку зрения;
- правильно подбирать слова для картинного плана;
- составлять план для последующего пересказа текста.
Метапредметные:
- определять учебную задачу и планировать её выполнение;
- анализировать текст;
- находить нужную информацию в тексте;
- работать в паре, выполняя правила совместной работы.
Личностные:
- проявлять интерес к чтению произведений о животных;
- размышлять о том, как нужно относиться к братьям нашим меньшим;
- размышлять о том что такое настоящая дружба, кого мы называем другом;
- понимать, что нужно уметь сочувствовать, не быть равнодушным и стараться помочб тому кто нуждается в помощи.
Межпредметные связи
Окружающий мир — тема: «Дикие и домашние животные»
«Насекомые»
Русский язык — тема: «Развитие речи»
Ресурсы урока:
Учебник «Литературное чтение 2класс».
Карточки с заданиями.
Мультимедийная презентация.
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
Ход урока. 1.Организационный момент. Эмоциональный настрой. | |
Прозвенел и смолк звонок, начинается урок. На гостей все посмотрели, поздоровались и тихо сели. -Мы начинаем урок литературного чтения | 1, 2 слайд Обложки книг о природе |
2.Мотивация познавательной деятельности. | |
А) Проверка домашнего задания. -Как называется раздел, который мы сейчас изучаем на уроках чтения? (О братьях наших меньших) -С произведениями каких авторов мы уже познакомились на уроках чтения? (Н.Сладкова, Б. Заходера, И. Пивоваровой, В. Берестова, М. Пришвина Е. Чарушина) -Как назывался рассказ, который мы читали и разбирали на прошлом уроке? («Страшный рассказ Е.Чарушина) -Какое домашнее задание вы получили? (Придумать сказку или рассказ о своём домашнем питомце) -Кто хочет выступить? (Ответы учеников). -Оцените товарища. (Высказывания учеников)
Вывод: - Почему нужно беречь животных? (Они часть природы, живые существа, не станет животных, не станет и нас, т.к. в природе всё взаимосвязан.) б) Речевая разминка-физкультминутка -Прочитайте скороговорку про себя. А теперь прочитайте быстро с интонацией и изобразите уточку. Уточка-вертихвостка Ныряла, да выныривала, Выныривала, да ныряла. | Называют раздел, авторов и произведения 3 слайд – перечислены авторы Представляют свои работы. Эмоциональное восприятие, оценка. Четкое проговаривание с изображением уточки. 4 слайд – речевая разминка-физ-минутка |
3. Актуализация необходимых знаний | |
Постановка цели урока. -Представьте себя учителями, подумайте и скажите, чем мы продолжим заниматься на уроках чтения, чему будем учиться? (Узнаем новые имена писателей и их произведения, будем учиться громко и выразительно читать, отвечать на вопросы , рассказывать, рисовать словами, делить текст на части ,готовиться к пересказу) | Предполагают чем будут заниматься на уроке. 5 слайд – на экране цели |
4. Введение в тему урока. | |
-А вам, интересно узнать, как называется рассказ, который мы будем сегодня читать? -Тогда отгадайте загадки. Самолётик лёгкий быстрый Над цветком летит душистым. Крылья, хвостик и глаза, Это чудо ….(стрекоза). -Что вы знаете о ней? В каком произведении вам встречалась стрекоза? (Басня «Стрекоза и Муравей» И.А.Крылова) -Какой она представлена поэтом? (Ленивая, беспечная, беззаботная) -А кто знает, чем питается стрекоза? -Обратимся к энциклопедии. Рассказ учителя. Стрекоза – хорошо летающее насекомое с подвижной головой, большими глазами и удлинённым брюшком,4-мя прозрачными крыльями, усиками. Обитают главным образом в стоячих водах-озёрах и прудах. Питаются насекомыми, сбивая добычу на ходу, истребляя комаров, мошек и других вредных насекомых и этим приносит пользу. Каждая стрекоза имеет свою территорию, на которой питается, охраняет от других стрекоз и в случае необходимости дерётся за неё. Их называют - дозорниками. Некоторые виды стрекоз занесены в Красную книгу. -И так, стрекоза будет одним из героев рассказа, который мы будем читать. -Кто же второй герой? Удивительный ребёнок Только вышел из пелёнок, Может плавать и нырять, Как его родная мать. (Утёнок). -Почему сказали утёнок? (Он маленький детёныш) -Как называют его мать? (Утка) -В каком произведении мы познакомились с ней? (М.Пришвина «Ребята и утята») -Какой её представил Пришвин в своём произведении (Заботливая, любящая, внимательная) -А чем кормят утят, когда они маленькие? (Яйцом) -Почему говорят – покрошил яйцо? ( Значит, измельчил, мелкие кусочки удобнее клевать маленьким утятам). -И так, загадки мы отгадали, наши гости - стрекоза и муравей готовы рассказать нам интересную историю, которая однажды произошла с ними. И мы узнаем, почему стрекоза и утёнок встретились.
-А сочинил эту историю известный писатель Борис Степанович Житков. (На стенде: портрет писателя, иллюстрации героев - стрекозы и утёнка, название рассказа) Борис Степанович Житков(1882-1938) родился 11 сентября в Новгороде , семье преподавателя математики и пианистки. Переменил в жизни много профессий. Он был рыбаком, охотником, строил корабли, был учителем, механиком, капитаном, дрессировщиком животных. Житков много ездил по стране и другим странам. Обо всём, что узнал и увидел, что бывало в жизни, Борис Степанович захотел рассказать другим. Он стал писателем. А бывало много хорошего и трудного, подчас и опасного. Случались пожары, бушевали метели, ветры ломали льдины и уносили в море рыбаков. Борис Степанович сам был мужественным человеком, и писать любил про смелых людей. Рассказывая про них, автор никогда не забывал сказать своему читателю: «Не робей, не теряйся в опасности! Какая бы ни случилась беда, знай - всегда спешат на помощь друг другу люди». Книги писателя захватывают своими сюжетами, их слушать и читать очень интересно. Книги Б.С.Житкова учат добру и самым лучшим человеческим качествам. -Сегодня мы познакомимся с рассказом Б.С.Житкова «Храбрый утёнок». -Прежде чем я начну читать, будьте готовы в конце урока ответить на вопрос: это рассказ или сказка? а) Первичное чтение (учитель) б)Первичное восприятие и понимание рассказа. -Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ? -О чём он? -Как хозяйка кормила утят? -Почему они не ели? -Почему утята боялись стрекозу? -О чем думала хозяйка, когда убирала тарелку? -Кто помог утятам избавиться от стрекозы? -Как ему это удалось? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: - Если я права – хлопайте в ладоши, если нет –топайте. У кошки - котёнок, У собаки - собачонок, (щенок) У зайчихи - зайчонок, У утки - утёнок, У овечки - овчонок, (ягнёнок) У курочки - курчонок, (цыплёнок) У ежихи - ежонок, У коровы - коровёнок, (телёнок) У свиньи – свинёнок, (поросёнок) У лисы – лисёнок, У рыбы - рыбёнок, (малёк) У лосихи - лосёнок, У волчихи - волчонок, У голубки - голубёнок,(птенец) А у мамы с папой - человёнок. (ребёнок) в) Речевая разминка. Подготовка к самостоятельному чтению. -Прочитайте сначала по слогам, а потом целыми словами (работа в парах с карточками). 1. Руб-лен-ных---рубленных Стре-ко-та-ла---стрекотала Рас-ска-за-ли---рассказали Ис-пу-га-ешь-ся---испугаешься За-жуж-жа-ла---зажужжала По-ло-ман-ным---поломанным 2 . Бег - подбегали, убегали. Рассказ - рассказали. Испуг - испугаешься. Еда - наедались. г) Повторное чтение рассказа, деление на части, словесное иллюстрирование, озаглавливание. -А теперь послушаем рассказ в вашем исполнении. -Каким был утёнок Алёша? (ХВАСТУН, ХРАБРЕЦ, УМНИЦА, СООБРАЗИТЕЛЬНЫЙ, ГЛУПЫЙ, ВЕРНЫЙ ДРУГ, ВЕСЁЛЫЙ, НЕСМЫШЛЕНЫЙ). - Читайте, останавливайтесь в конце каждой части (эпизода). Сделайте словесную иллюстрацию. Выберете заголовок. 1часть - Вышла хозяйка, поставила тарелку у куста, ушла, подбежали утята, вылетает стрекоза. 1. ХОЗЯЙКА КОРМИТ УТЯТ. 2 часть - Стрекоза села на тарелку ,утята испугались и убежали. 2. БОЯТСЯ СТРЕКОЗЫ. 3 часть - нарисуем удивлённую хозяйку, она убирает нетронутую тарелку. 3. «ДОЛЖНО БЫТЬ НАШИ УТЯТА ЗАБОЛЕЛИ» или УДИВЛЕНИЕ ХОЗЯЙКИ. 4 часть - утята во дворе, пришёл утёнок Алёша, он обещает прогнать стрекозу. 4. АЛЁША ОБЕЩАЕТ ПОМОЧЬ. 5 часть - во дворе тарелка с рублеными яйцами, Алёша и утята ждут стрекозу, стрекоза полетела и села на край тарелки , утята притаились, Алёша подбежал и схватил стрекозу за крыло, она вырывается и улетает с поломанным крылом. 5. УТЁНОК СДЕРЖАЛ СВОЁ СЛОВО или АЛЁША ПРГОНЯЕТ СТРЕКОЗУ 6 часть - на дворе стоит тарелка, вокруг весёлые утята и с ними Алёша. 6. СТРЕКОЗА БОЛЬШЕ НИКОГДА НЕ ПРИЛЕТАЛА или ДОВОЛЬНЫЕ УТЯТА - Сверьте свой план с правильным вариантом | Отгадывают загадки. 6 слайд Зрительно-слуховое восприятие информации. 7 слайд Учащиеся формулируют ответы Рассматривание портрета, книг, знакомство с биографией. 8 слайд 9 слайд Учащиеся слушают. Учащиеся отвечают на вопросы. 10 слайд Работа с карточками в парах. 11 слайд Чтение произведения учащимися. 12 слайд Учащиеся описывают, что представили по каждой части. Работа с планом. Выбор нужного заголовка. 13-18 слайды – картинки к частям, словесное рисование 19 слайд - план |
6. Подведение итогов. | |
-Имя какого нового писателя мы узнали сегодня на уроке? -Как называлось произведение, с которым мы сегодня познакомились и работали? -Так что же это – сказка или рассказ ?Почему? -Чему нас учат герои? -Как вы думаете, как относится писатель к животным? -Какая пословица подойдёт больше всего к этой истории? Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Сам погибай, а товарища выручай. Друг друга поддержать, победу одержать. | Объяснение смысла пословицы, доказательство своего выбора. 20 слайд -пословицы |
7. Рефлексия. 21 слайд | |
-За что бы вы похвалили себя сегодня на уроке чтения? -Продолжите фразу: «ПОСЛЕ УРОКА МНЕ БЫ ХОТЕЛОСЬ…» (ОЦЕНКА УЧИТЕЛЯ) | Учащиеся производят самооценку своей деятельности. 21 слайд |
8. Домашнее задание. 22 слайд | |
-Пересказ по плану. -Стр.139-141 №4. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературного чтения по теме: А. П. Платонов "Ещё мама". ( 3 класс)
УМК:Программа «Школа России», Москва, « Просвещение» 2009 г.Учебник « Литературное чтение» 3 класс 2 часть, автор В.Г. Горецкий, Москва, «Просвещение», 2010 г.Поурочные разработки по литературному чте...
Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс
Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....
Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". Выявление жанровой специфики и лирической тональности сказки".Система Занкова Л.В., 2 класс.
Урок построен в проблемно - диалогической технологии. С целью формирования познавательного интереса используется инсценирование, презентация, работа в парах и группах....
Методическая разработка урока литературного чтения по теме "И.А.Крылов " Лебедь, Щука и Рак"" 2 класс
разработка урока литературного чтения по теме "И.А. Крылов "Лебедь, Щука и Рак"" с учетом УУД...
Методическая разработка урока литературного чтения по теме "В.Осеева "Хорошее" 2 класс УМК Гармония
Цель: создание условий для восприятия рассказа В. Осеевой «Хорошее».Задачи:1.Образовательные: познакомить с произведением, выявить главную мысль рассказа, дать характеристику главного...
Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Басня И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей" 3 класс УМК Гармония
Цель: создание условий для ознакомления учащихся с творчеством И.А.Крылова, с содержанием басни "Стрекоза и Муравей"Задачи:Предметные: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его б...
Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Из детских журналов" ( 2 класс, УМК "Школа России").
Конспект урока по литературному чтению "Из детских журналов" для 2 класса....