Конспект урока литературного чтения для 1 класса УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Данный конспект может быть использован для работы учителями начальной школы, а также родителями в самостоятельном обучении детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_1_klass.docx | 31.38 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
г. Мурманск
2018 г.
УМК: “Школа России”.
Учебный предмет: литературное чтение.
Класс: 1.
Тема: Повторение и обобщение по теме «О братьях наших меньших».
Тип урока: обобщающий.
Цель урока: актуализировать и обобщить изученные произведения в разделе “О братьях наших меньших”.
Задачи:
- Развивать технику чтения;
- Развивать умение выразительно читать произведения;
- Развивать умение пересказывать произведение с опорой на иллюстрацию и название произведения;
- Закреплять знания о жанрах произведений;
- Формировать умение формулировать свою точку зрения;
- Формировать умение доказывать свою точку зрения;
- Развивать воображение, память.
Планируемые результаты:
Предметные: умение анализировать произведение, объяснять смысл названия и находить его связь с содержанием; читать произведение осознанно и выразительно.
Личностные: нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное и бережное отношение к природе, к животным.
Метапредметные:
Познавательные: умение прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам, иллюстрациям.
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, участвовать в диалоге, сопоставлять и описывать поступки героев, адекватно использовать соответствующую лексику в процессе пересказа прочитанного произведения и объяснения смысла его названия.
Оборудование: учебник, презентация.
Ход урока
- Актуализация знаний
- Ребята, чему мы с вами учимся на уроках литературного чтения? (Читать, анализировать, пересказывать, предполагать о чем написан текст, выделять главную мысль произведения)
- Как называется раздел, который мы сейчас изучаем? (О братьях наших меньших)
- О ком написаны произведения этого раздела? (О животных)
- Почему животных называют нашими меньшими братьями? (Животным нужен наш уход и наша забота. Если их любить и оберегать, то и они ответят нам своей преданностью и любовью)
- Сообщение темы урока
- Сегодня на уроке мы познакомимся еще с несколькими небольшими произведениями раздела “О братьях наших меньших”, а затем мы закончим изучение раздела викториной, которая поможет нам вспомнить, о ком были прочитаны произведения, включенные в изучаемый раздел, и обобщить полученные на уроках литературного чтения знания. Давайте откроем учебник на странице 70.
- Работа по теме урока
- Жанр произведения, с которым мы сейчас познакомимся – стихотворение. Кто автор этого стихотворения? (Виктор Владимирович Лунин – детский поэт, писатель).
- Знаком ли вам этот детский поэт? Может быть вы читали его произведения? (Сборник сказок “Как жираф в прятки играл”, “Приключения Сдобной Лизы” и другие)
- Прочитайте стихотворение Виктора Лунина “Никого не обижай” самостоятельно вполголоса.
- Каждую важную мысль передает нам автор? (Нельзя никого обижать)
- Придумайте своё название этому стихотворению.
- Сейчас я попрошу вас подготовить выразительное чтение стихотворения “Никого не обижай”. Что значит прочитать стихотворение выразительно? (с интонацией, обращая внимание на знаки препинания, передавая настроение и чувства автора)
- Следующее произведение из раздела также написано в жанре стихотворения. Посмотрите на стр.71. Вы уже знакомы с автором – Сергеем Владимировичем Михалковым. Вспомните, как называется произведение из изучаемого нами раздела, написанное Сергеем Михалковым. Мы познакомились с ним в начале раздела, оно написано о том, как щенка оставили дома одного. (Трезор)
- Используя на странице 71 иллюстрацию и название стихотворения, предположите, о чем оно написано?
- Обратите внимание, что в данном стихотворении всего 4 предложения. Сейчас я попрошу 4 учеников прочитать по цепочке это стихотворение классу. Остальные внимательно слушают одноклассников и следят по тексту.
- Как вы понимаете слово посредством (при помощи), преданный (верный), выражение воспитатели пеньки (бесчувственные хозяева)?
- Какой же важный совет даёт нам автор?
- Как нужно воспитывать щенка?
ФИЗМИНУТКА
Мы заходим с вами в лес (дети маршируют)
Сколько здесь вокруг чудес. (дети разводят руками)
Посмотрели вправо, влево (повороты головы)
Наклонились и присели.
Заниматься тихо сели.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
- Продолжаем работать. Сейчас мы познакомимся с двумя рассказами, у которых есть кое-что общее - один из главных героев рассказов. Угадайте, кто же этот герой:
Бежит между елками
Живой клубок с иголками.
Вдруг, волк навстречу появился.
Клубочек вмиг остановился.
Свернулся и не видно ножек.
Ответьте, кто же это? (ежик).
- Конечно, и в рассказе “Храбрый еж” Даниила Ивановича Хармса на странице 71, и в рассказе “Лисица и ёж” Николая Ивановича Сладкова на стр. 73 один из главных героев – ёж.
- Сейчас я самостоятельно прочитаю вам эти два рассказа. Ваша задача – внимательно слушать меня, следить по тексту и после прочтения быть готовым к обсуждению этих произведений.
- Почему в рассказе “Храбрый ёж” автор так и не смог передать, как ёж закричал?
- Предположите, могла ли такая история произойти на самом деле? (Обыкновенный ёж — это всеядное животное. Основу его питания составляют взрослые насекомые, гусеницы, слизни, иногда дождевые черви, мыши. Из растений он поедает ягоды и фрукты. Исследования питания обыкновенного ежа показывают, что иногда в неволе он может съесть гадюку. Такое возможно и в диких условиях ввиду малой восприимчивости ежей к змеиному яду).
- Обратимся к вопросам на странице 73 после рассказа “Лисица и Ёж”. Ученики обсуждают данные вопросы в парах.
- Вот такие интересные произведения включены в раздел “О братьях наших меньших”. Сейчас я даю вам время, чтобы вы начиная со стр. 56 просмотрели прочитанные произведения и вспомнили их названия, авторов и о чем они написаны. Это поможет вам справиться с вопросами викторины.
- Обобщение и закрепление изученного раздела
ВИКТОРИНА
- Ребята, что такое викторина? (Игра в ответы на вопросы, объединённые одной темой)
- Наша викторина состоит из 3 заданий. Первое задание: для того, чтобы вспомнить, о ком написаны произведения из раздела “О братьях наших меньших” и каких животных писатели упоминают в своих стихотворениях и рассказах, отгадайте загадки:
- Лает, косточки грызёт,
Мяч поймает, принесёт!
Скачет радостно у ног,
Это маленький ... (щенок)
- Он пушистый, он игривый,
Очень-очень шаловливый,
Часто любит хвост ловить,
Молоко парное пить.
Испугаешь – он шипит,
Спинку выгибает,
Приласкаешь – он мурчит,
Весело играет. (котёнок)
- Размером она с небольшую собаку,
Но может, как волк, она броситься в драку.
Стоячие уши и хищные зубы.
Из меха пушистого рыжая шуба.
Полевки лесные – объект ее пищи.
Плоды, насекомых в лесу она ищет…
Боится ее вся домашняя птица.
Как имя же рыжей плутовки? (лиса)
- Зелёная,но не трава.
Холодная,но не лёд.
Поёт,но не птица-
Вот такая небылица. (лягушка)
- Между сосен, между ёлок
Пробежали сто иголок.
Сто иголок не простых,
Едут яблоки на них. (ёжик)
- По песку идет гора,
Воду пьет по два ведра.
Зверь горбатый, добродушный,
И в пустыне очень нужный. (верблюд)
- Рогатая подружка
Молока нальет нам в кружку.
Съест на поле травки
И даст нам добавки. (корова)
- Кто же спит зимой в берлоге,
И не ходит по дороге.
И малину ест, и мёд.
В тёплой шубе круглый год. (медведь)
- Молодцы! Второе задание: выбери правильный ответ: из какого произведения данные строчки?
- Пёсик –
Хвост, четыре лапки –
Много места не займет.
Он не слон и не горилла,
Не кабан, не бегемот. (Трезор – С. Михалков, Цап Царапыч – М. Пляцковский, Купите собаку – И. Токмакова)
- Кто может
Любить
И осла, и козла,
Тот людям вовеки
Не сделает зла. (Роман Сеф – стихотворение, В. Осеева – Плохо, Цап Царапыч – М. Пляцковский)
- Он давно у нас живёт,
Он большой и смирный. (Г. Сапгир – Кошка, Цап Царапыч – М. Пляцковский, Трезор – С. Михалков)
- – Как вам не стыдно?
- А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики. (В. Осеева – Плохо, Важный совет – С. Михалков, Никого не обижай – В. Лунин)
- Щенок, воспитанный пинком,
Не будет преданным щенком! (Н. Сладков – Лисица и ёж, В. Берестов – Лягушата, Важный совет – С. Михалков)
- И с хвостом и без хвоста
Жить на свете – красота! (В. Берестов – Лягушата, Цап Царапыч – М. Пляцковский, Храбрый ёж – Д. Хармс)
- Вы хорошо справились с двумя заданиями! Последнее третье задание: выберите, к какому произведению подходит иллюстрация.
(Учитель показывает на слайдах иллюстрации из разных произведений раздела “О братьях наших меньших”.)
- Подведение итогов урока
- Давайте подведем итог урока, ответив на вопросы: какие задания мы выполняли сегодня на уроке; какое произведение из раздела “О братьях наших меньших” вам понравилось больше всего и почему?
- Подготовьте выразительное чтение любого понравившегося вам произведения из изученного раздела “О братьях наших меньших”.
(Ученики по желанию выразительно читают у доски всему классу подготовленное произведение.)
- Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения 1 класс ( « Школа России») по теме « Обобщение по разделу «Сказки, загадки, небылицы»
Конспект урока-обобщения в 1 классе по разделу «Сказки, загадки, небылицы».Групповая работа, прием драматизации - делают урок необычным и запоминающимся. Данный конспект урока будет ...
Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" А.Блок, «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»+ презентация
Цели урока:ознакомить учащихся с произведениями А.Блока «Ветхая избушка»,с его жизнью и творчеством;обучать правильному чтению стихов.Планируемые результаты:·...
Конспекты уроков литературные чтение 3 класс "Школа России" "Листопадничек" Соколов-Микитов
Цели урока: познакомить с отрывком произведения И. Сокова-Микитова «Листопадничек» и ознакомить с жизнью и творчеством писателя; совершенствовать навык осознанного выразительного чтения вслух, п...
Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" . Белов, «Малька провинилась», «Еще раз про Мальку»+ презентация
Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И.Белова; научить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; привить любовь к при...
Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" С . Есенин «Черемуха+ презентация
Цели урока:ознакомить учащихся с произведениями Есенина «Черемуха»,с его жизнью и творчеством;учить понимать и чувствовать окружающую природу;развиватьпамять,речь и мышление. Планируемые результа...
Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" Б.С. Житков «Про обезьянку» + презентация
Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Б.С.Житкова; научить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; привить любовь к пр...
Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" В. Астафьев «Капалуха» + презентация
Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Астафьева; научить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; привить любовь к пр...