Урок литературного чтения в 3 классе С.А. Есенин «Черемуха»
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Познакомить с творчеством и стихотворением С. Есенина «Черемуха» , совершенствовать умения выразительно читать стихи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_3_klass_s.esenin_cheryomuha.zip | 48.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 3 классе С.А. Есенин «Черемуха»
Тема | С.А. Есенин «Черемуха». |
Педагогические цели | Познакомить с творчеством и стихотворением «Черемуха» С. Есенина, совершенствовать умения выразительно читать стихотворения; развивать навыки анализа, память, речь, мышление. |
Тип урока | Изучения нового материала |
Планируемые результаты |
|
Личностные результаты |
|
Универсальные | Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата. Познавательные: эмоционально и осознанно воспринимать лирическое стихотворение;
Коммуникативные: определяют общую цель и пути ее достижения; умеют договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществляют взаимный контроль; адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих |
Основное содержание | Текст. Признаки текста: связность, целостность, законченность. Тема и главная мысль текста. Заглавие. |
Образовательные ресурсы | Компьютер, проектор, экран; учебник. |
Формы работы | Работа в парах, фронтальная работа, беседа, самостоятельная работа, работа с книгой. |
Используемые методы | Словесные, наглядно-иллюстративные, частично-поисковый, предметно- практические. |
Дом.зад. к данному уроку | Подготовить выступления о жизни и творчестве С.А.Есенина (3 ученика) |
Организационная структура урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контро ля | |
осуществляемые действия | формируемые умения (УУД) | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1.Организа ционный момент (1 мин.) | Фронтальный. Словесный. Слово учителя | Приветствие. Проверка готовности к уроку. «Пусть сегодня для нас всех, На урок придёт успех! Поприветствуем гостей, С ними нам вдвойне теплей. Ребята, подарите свою улыбку гостям. (садятся). Уважаемые гости! Пожелайте нам удачи, И успешности в придачу! (1 слайд с музыкальным сопровождением) - Ребята, а я дарю вам свою улыбку. Наша речь полна величья, гордой простоты, В ней прекрасных слов богатство, сила красоты. Потому поэта слушай, будь прилежен впредь, Чтоб могучей русской речью, хорошо владеть. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Личностные: самоопределение. Регулятивные: принимают Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
2. Речевая разминка (1,5 мин.) | Коллектив ная. Практический. | «Никакое ис-кус-ство не достигнет природы». (2 слайд) -Прочитайте пословицу:
- Как вы ее понимаете? | Дети читают хором. Отрабатывают выраз-ное чтение, чтобы правильно и чётко читать и говорить. | Совершенств-ние звуковой культуры речи | Прави льное произношение |
3. Актуализа-ция знаний (4 мин.) | Фронталь ная. Групповая. Парная. Словесный, проблемный Сообщение | -Сегодня мы познакомимся с произведением замечательного русского поэта. Его фамилию вы узнаете, выполнив задание. Что нужно сделать, чтобы узнать фамилию автора? Тютч.в Пау.товский Б.рестов Биа.ки Пришв.н Чаруши. -Как фамилия автора? (Есенин) -Как зовут этого поэта?(Ответы детей) Давайте проверим, правы ли вы? Выполните задание в парах и узнаете имя поэта. 2 3 6 1 5 4 (Е Р Й С Е Г Сергей Александрович Есенин (портрет)( 3 слайд) - Сегодня на уроке мы прикоснёмся к творчеству Сергея Александровича Есенина, со стихами которого вы уже были знакомы. -Вспомните, какие стихи С. Есенина мы уже читали и учили наизусть? Загадку по березу На полянках девчонки В белых рубашонках. На плечах платочки зелёные, В ушах серёжки посеребрённые (береза). - Давайте постараемся вместе со мной вспомнить это стихотворение (начинаю читать). - А кто-то намможет напомнит его полностью … . - Молодец, спасибо. ( "Поет зима, аукает", "С добрым утром", "Белая берёза».) | Слушают учителя. Выполняют задание Составляют ответы | Принимают учебную задачу, сформулиро- Коммуникативн: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения. Межпредметная связь приобщает к искусству. | Работа с карточ ками |
4. Работа по теме урока (7 мин) | Коллективная, индивидуа льная. Словесный, Метод – беседа. | - Сегодня к уроку у девочек было задание подготовить сообщения о творчестве С. Есенина. (4-11 слайд) - Ребята, почему в народе этого поэта называют «певцом русской природы»? - Предлагаю вам послушать отрывок из романса «Отговорила роща золотая» Звучит отрывок из романса «Отговорила роща золотая» ( 12 слайд) -Как вы думаете, только ли о берёзке писал С.Есенин? -Я вам помогу, отгадайте загадку. Загадка: Будто снежный шар бела, - Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (Прикрепить дерево на доску)! | Читают текст сообщений. Рассматривают рисунки. Отвечают на вопросы. | Регулятив-ные: Целеполагание Планирование. Прогнозирование Постановка перед учащимися проблемной ситуации. Развитие речи. Работа с текстом. | Беседа по вопросам |
5. Усвоение новых знаний и способов действий (5 мин.) | Фронталь ная Индивидуа льная Беседа, работа | - Послушайте стихотворение. (запись чтеца.) Обмен впечатлениями. -Ребята, у вас на столах белые цветочки, почки черёмухи, листочки, которые вы можете прикреплять к нашей черёмухе отвечая на вопросы. - Скажите, какой увидел черёмуху поэт? Поделитесь своими мыслями. - Какое настроение хотел передать нам Есенин? Выберите ответ на почках черёмухи. Обоснуйте свой выбор. ликующее, восторженное, грустное, шутливое, печальное, весёлое, праздничное, радостное, спокойное, мечтательное - Какие чувства возникли в вашем сердце? Можете воспользоваться листочками. | Определяют основную мысль текста Делятся мыслями. | Регулятые:планир-ие, прогнозир-ие; познавательные- моделирование, логические– решение проб-мы, доказат-во; коммуникативные -инициативное сотрудн-тво в поиске и выборе информации, умение слушать друг друга. Владеют смысловым чтением текста. | |
6.Физкульт-минутка (1 мин.) | Коллективная. Практический. | - А сейчас немного отдохнём. Дует ветер мне в лицо, Закачалось деревцо, Ветер тише, тише, тише …(Приседают.) Деревцо всё выше, выше … | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Осущ-ют профи -лактикуутомл-я. Ориен-тся на ЗОЖ, активно участвуют | Правильное выполн.дви- |
7. Закрепление знаний и способов действий (10 мин.) | Фронталь ная Групповая работа. Беседа, работа | Работа по развитию речи. - Я предлагаю вам обратиться к стихотворению в учебнике, прочитать его и отметить карандашиком непонятные слова, которые вам встретятся при чтении. Самостоятельное чтение. -Где мы можем посмотреть эти слова? -Кто нашел значение слова пряная, … вкрадчиво. -Есть ещё непонятные слова. -Кто прочитает их толкование? ( 14слайд)
Анализ лирического стихотворения. - Как вы считаете, с какой целью автор написал это стихотворение? - Выберете ответы. *чтобы сообщить о том, что расцвела черёмуха; *чтобы передать свою радость; *чтобы привлечь внимание к красоте природы; *чтобы вызвать взаимное сопереживание. (Прикрепляют цветочки). Работа над литературоведческими понятиями. - Какие слова помогли поэту создать яркую картину сияющего денька? - При помощи каких слов автор передаёт свою радость от вида необыкновенной красоты? Найдите их в тексте. - Как называется прием художественного изображения словом: медвяная, пряная, серебряный? -Что такое эпитет? (Средство речевой выразительности, даёт образную характеристику предмету.) - Прочитайте первое четверостишие и найдите в нем слова, которые создают впечатление праздника? - С кем можно сравнить черемуху, которая принарядилась к празднику, кудри завила? - А кто в стихотворении представляется юношей? -Как называется приём который помогает автору изобразить черемуху и ручей как живых людей – олицетворение.(Ответивший-листик на дерево). -Поработаем в группах. 1 группа: Придумайте свои эпитеты к слову черёмуха. - 2 группа: найдите в тексте словосочетания, олицетворяющих черёмуху и ручей, как живых людей и прочитайте. 3 группа - вся картина природы, созданная поэтом, представляется как живая, благодаря обилию верно подобранных глаголов, найдите их. - Вы готовы первая группа ваше выступление. -Какой мы можем сделать вывод: (употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной.) - Слушаем вторую группу. - И третья группа, вам слово. | Составляют ответы Делятся мыслями. Отвечают на вопросы учителя Выборочное чтение. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные-умение структ-ть знания, выбор наиболее эффек-х способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия спос-в и условий действия. . Совершенствуется навык выразительного чтения. Умеют работать коллективно | Беседа по вопросам. |
8.Обобщение изученного материала (7 мин.) | Фронталь ная. Индивидуа льная Словесный, | - В группе вы поработали хорошо, посмотрим как вы работаете индивидуально. У вас на столах - карточки у всех разного цвета, поработайте с ними. Дифференцированное задание. (Детям раздаются карточки с вопросами по уровням сложности.) - Ребята у кого карточки розового цвета готовы отвечать? Прочитайте ваше задание. 1- Прочитайте понравившиеся строки. (1 уровень) -А сейчас послушаем ребят, у кого голубые карточки. 2-Что главное в стихотворении: действие, событие, природа, поступок? (2 уровень) 3.-С каким чувством надо читать стихотворение? (2 уровень) 4.-Представьте себе, что вам нужно нарисовать картину к этому тексту. Какие краски вы используете? (3 уров.) 5.-Как вы думаете, какая музыки, могла бы сопровождать это стихотворение? (3 уровень) | Отвечают на вопросы, выполняют задания Работают самостоятельно, опираются на знания по теме. Развивают речь, доказывают свое мнение | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; личностные: самоопределение. Устанавливают причинно-следственные связи. | Беседа по вопро сам |
9.Рефлексия учебной деятельнос ти (5,5 мин) | Фронтальная. Индивидуа льная Словесный. Беседа Работа с рисунком | - Я приглашаю вас на экскурсию по картинам известных художников. - Что объединяет эти картины между собой? Почему поэт и художники изобразили картины о черемухе? 1. Рисование. - Ребята, я предлагаю вам создать художественную студию. Изобразим мелками ту картину весенней природы, которую вы представили, читая стихотворение. По окончанию я предлагаю вам выйти и прикрепить рисунки на доску. (Звучит песня «Черёмуха»). - Хотелось бы оценить не только вашу работоспособность, но и ваше эмоциональное настроение. Прикрепите на дерево: Почку – если вам было неинтересно, скучно; Листик - хорошее настроение, было интересно; Цветочек- отличное настроение, всё понравилось. - Посмотрите, какая у нас распустилась черёмуха, что можно почувствовать? -У русских людей есть традиция: «Всё доброе, светлое сбудется, если пожелать это пока горит свеча». Пожелайте в душе самым, дорогим людям, того, чего хотелось бы вам пожелать. И пусть всё задуманное сегодня исполнится. | Рассматривают картины. Прикрепляют рисунки на доску. Приклеивают листики, почки, цветочки к дереву. | Коммуникативные: умение с полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование Развитие самокон-ля и самооценки Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Саморе- |
10. Подведение итогов (2 мин.) | Фронталь ная. Индивидуа льная | - С жизнью и творчеством, какого поэта мы познакомились на уроке? - Какие задания вам показались наиболее интересными? - Какое настроение подарила вам поэзия Есенина? - Мне было очень приятно сегодня работать с вами. - Давайте поблагодарим гостей, за то, что они пришли к нам в гости! | Регулятивные: контроль, оценка; познавательные: - осознанно строить речевое высказ-ие. | Саморе- | |
Домашнее задание (1 мин.) | Индивидуа льная | - Обратите внимание на перемене на выставку книг С.Есенина. В них напечатаны великолепные стихи о природе, о Родине. Советую взять и почитать. (слайд)(Дети выбирают) -Выучить наизусть стихотворение Есенина «Черёмуха»; -Подготовить выразительное чтение стихотворения; -Составить синквейн о черёмухе. | Дети рассматри вают выставку. Дети выбирают, записывают в дневник. | Дифференцированный подход к домашнему заданию. Принцип учёта потребности ребёнка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Начальная школа XXI века", урок литературного чтения 3 класс,"Творчество С. Есенина"
Урок литературного чтения в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века», по теме «Творчество С. А. Есенина».Это урок обобщения и проверки усвоения изученного материала по пройде...
Урок литературного чтения. 4 класс. С. А.Есенин. Стихи
На уроке литературного чтения ученики знакомятся с творчеством С.А.Есенина, развивают навык слушания, учатся понимать образный язык поэтической речи....
Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" С . Есенин «Черемуха+ презентация
Цели урока:ознакомить учащихся с произведениями Есенина «Черемуха»,с его жизнью и творчеством;учить понимать и чувствовать окружающую природу;развиватьпамять,речь и мышление. Планируемые результа...
Конспект урока литературного чтения. 4 класс.С.А.Есенин «Лебедушка».
Сергей Александровия Есенин "Лебедушка" 4 класс. УМК "Школа России"...
Конспект урока литературное чтение 3 класс С.А.Есенин "Черемуха"
Конспект урока литературное чтение 3 класс С.А.Есенин...
конспект урока по литературному чтению по теме "С.А. Есенин. Черемуха", 3 класс
данный конспект разработан по теме "С. Есенин. Черемуха". в нем подробно раскрыта работа над произведением...
Конспект урока литературного чтения 4 класс «С.А.Есенин «Бабушкины сказки»
Цель: создание условий для формирования заинтересованности учащихся новым исследованием, которое позволит им применять открытые способы действия на других произведениях лирического жанра.Задачи у...