Урок литературного чтения в 3 классе С.А. Есенин «Черемуха»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Попова Лариса Анатольевна

Познакомить с творчеством и стихотворением С. Есенина «Черемуха» , совершенствовать умения выразительно читать стихи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon otkrytyy_urok_3_klass_s.esenin_cheryomuha.zip48.04 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 классе С.А. Есенин «Черемуха»

Тема

С.А. Есенин «Черемуха».  

Педагогические цели

Познакомить с творчеством и стихотворением «Черемуха» С. Есенина, совершенствовать умения выразительно читать стихотворения; развивать навыки анализа,  память, речь, мышление.

Тип урока

Изучения нового материала

Планируемые результаты
(предметные)

  • Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведений;
  • Читать выразительно,  передавая настроение стихотворения;
  • Рисовать словесные картины цветущей черемухи с опорой на текст стихотворения;
  • Отвечать на вопросы учителя, обосновывать и анализировать свой ответ;
  • Рассказывать о своих впечатлениях, делиться мыслями с товарищами.

Личностные результаты

  • Сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе,  развивать    способность к самооценке;
  • выражать свое собственное мнение;
  • адекватно воспринимать оценку учителя.

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения  результата.

Познавательные: эмоционально и осознанно воспринимать лирическое стихотворение;

  • самостоятельно находить в тексе простые средства изображения природы;
  • умения вычленять описание  черемухи в художественном произведении;
  • осуществлять поиск нужной информации,  использовать знаки, символы;
  • проводить сравнение,  классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения.

Коммуникативные: определяют общую цель и пути ее достижения; умеют договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществляют взаимный контроль; адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих

Основное содержание
темы, понятия и термины

Текст. Признаки текста: связность, целостность, законченность. Тема и главная мысль текста. Заглавие.
Части текста. Начало, основная часть, заключение. Воспроизведение прочитанного текста

Образовательные ресурсы

Компьютер, проектор, экран; учебник.

Формы работы

Работа в парах, фронтальная работа, беседа, самостоятельная работа, работа с книгой.

Используемые методы

Словесные, наглядно-иллюстративные, частично-поисковый, предметно- практические.

Дом.зад. к данному уроку

Подготовить выступления о жизни и творчестве С.А.Есенина (3 ученика)

Организационная структура урока

Этапы урока

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы

контро

ля

осуществляемые

действия

формируемые

умения (УУД)

1

2

3

4

5

6

1.Организа

ционный момент

(1 мин.)

Фронтальный. Словесный.

Слово учителя

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

«Пусть сегодня для нас всех,

На урок придёт успех!

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей.

Ребята, подарите свою улыбку гостям. (садятся).

Уважаемые гости!

Пожелайте нам удачи,

И успешности в придачу!

(1 слайд с музыкальным сопровождением)

- Ребята, а я дарю вам свою улыбку.

 Наша речь полна величья, гордой  простоты,

 В ней прекрасных слов богатство, сила красоты.

 Потому поэта слушай, будь прилежен впредь,

 Чтоб могучей русской речью, хорошо владеть.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

2.  Речевая разминка

(1,5 мин.)

Коллектив

ная.

Практический.

«Никакое  ис-кус-ство не достигнет природы».      (2 слайд)

-Прочитайте пословицу:

  • Прочитайте медленно (по слогам).
  • Прочитайте с ускорением.
  • Прочитайте с вопросительной интонацией.
  • Прочитайте выразительно.

- Как вы ее понимаете?

Дети читают хором. Отрабатывают выраз-ное чтение, чтобы правильно и чётко читать и говорить.

Совершенств-ние звуковой культуры речи

Прави

льное  произношение

3. Актуализа-ция  знаний  (4 мин.)

Фронталь

ная.

Групповая.

Парная.

Словесный, проблемный

Сообщение
учителя

-Сегодня мы познакомимся с произведением замечательного русского поэта. Его фамилию вы узнаете, выполнив задание.

Что нужно сделать, чтобы узнать фамилию автора?

Тютч.в  Пау.товский  Б.рестов Биа.ки  Пришв.н  Чаруши.

-Как фамилия автора?  (Есенин)

-Как зовут этого поэта?(Ответы детей)

Давайте проверим, правы ли вы? Выполните задание в парах и узнаете имя  поэта.

  2 3  6  1 5 4        

(Е Р Й С Е Г    

Сергей Александрович Есенин (портрет)( 3  слайд)

- Сегодня на уроке мы прикоснёмся к творчеству Сергея Александровича Есенина, со стихами которого вы уже были знакомы.

-Вспомните, какие стихи С. Есенина мы уже читали и учили наизусть?

    Загадку по березу

На полянках девчонки

В белых рубашонках.

На плечах платочки зелёные,

В ушах серёжки посеребрённые  (береза).

- Давайте постараемся вместе со мной вспомнить это стихотворение (начинаю читать).

- А кто-то намможет напомнит его полностью … .

- Молодец, спасибо.

( "Поет зима, аукает", "С добрым утром", "Белая берёза».)

Слушают учителя.

Выполняют задание

Составляют ответы
на основе  
опорных слов, соблюдая логику

Принимают учебную задачу, сформулиро-
ванную учителем.

Коммуникативн: 

выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.

Межпредметная  связь  приобщает к  искусству.

Работа с карточ

ками

4. Работа по теме урока

(7 мин)

Коллективная, индивидуа

льная.

Словесный,
проблемныйтворческий.

Метод – беседа.

- Сегодня к уроку у девочек было задание подготовить сообщения о творчестве С. Есенина.

(4-11 слайд)

- Ребята, почему в народе этого поэта называют «певцом русской природы»?

- Предлагаю вам послушать отрывок из романса «Отговорила роща золотая»

Звучит отрывок из романса «Отговорила роща золотая» ( 12  слайд)

-Как вы думаете, только ли о берёзке писал С.Есенин?

-Я вам помогу, отгадайте загадку.

Загадка:

Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.

- Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

(Прикрепить дерево на доску)!

Читают текст сообщений.

Рассматривают рисунки.

Отвечают на вопросы.

Регулятив-ные:

Целеполагание

Планирование. Прогнозирование

Постановка перед учащимися проблемной ситуации.

Развитие речи.

Работа с текстом.

Беседа по вопросам

5. Усвоение    новых знаний   и   способов действий

(5 мин.)

Фронталь

ная

Индивидуа

льная

Беседа, работа
с текстом

- Послушайте стихотворение.  (запись чтеца.)

Обмен впечатлениями.

-Ребята, у вас на столах белые цветочки, почки черёмухи, листочки,  которые вы можете  прикреплять к нашей черёмухе отвечая на вопросы.

- Скажите, какой увидел черёмуху поэт? Поделитесь своими мыслями.

- Какое настроение хотел передать нам Есенин? Выберите ответ на почках черёмухи. Обоснуйте свой выбор.

ликующее,  восторженное,  грустное,

шутливое, печальное, весёлое,

праздничное, радостное,  спокойное,

 мечтательное

- Какие чувства возникли в вашем сердце? Можете воспользоваться листочками.

Определяют основную мысль текста

Делятся мыслями.

Регулятые:планир-ие, прогнозир-ие; познавательные- моделирование, логические– решение проб-мы, доказат-во; коммуникативные -инициативное сотрудн-тво в поиске и выборе информации, умение слушать друг друга.

Владеют смысловым чтением текста.

6.Физкульт-минутка

(1 мин.)

Коллективная. Практический.

- А сейчас немного отдохнём.

Дует ветер мне в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише …(Приседают.)

Деревцо всё выше, выше …

Выполняют движения

по тексту под руководством учителя

Осущ-ют профи -лактикуутомл-я.

Ориен-тся на ЗОЖ, активно участвуют
в физкультминутке

Правильное выполн.дви-
жений

7.    Закрепление    

 знаний и способов  

действий (10 мин.)

Фронталь

ная

Групповая работа.

Беседа, работа
с текстом.

Работа по развитию речи.

- Я предлагаю вам обратиться к стихотворению в учебнике, прочитать его и отметить карандашиком непонятные слова, которые вам встретятся при чтении.

Самостоятельное чтение.

-Где мы можем  посмотреть эти слова?

-Кто нашел значение слова пряная,  … вкрадчиво.

-Есть ещё непонятные слова.

-Кто прочитает их толкование?

( 14слайд)

  • *роса медвяная - ароматная, с запахом мёда;
  • *зелень пряная – с острым, ароматным запахом;
  • *проталинка – место, где частично растаял снег и оголилась земля;
  • *волна гремучая – издающая громкие звуки;
  • *обдаёт – обливает со всех сторон;
  • *вкрадчиво – осторожно; тихо;
  • *под кручею – под обрывом.

 Анализ лирического стихотворения.

- Как вы считаете, с какой целью  автор написал это стихотворение?

- Выберете ответы.

*чтобы сообщить о том, что расцвела черёмуха;

*чтобы передать свою радость;

*чтобы привлечь внимание к красоте природы;

*чтобы вызвать взаимное сопереживание.

 (Прикрепляют цветочки).

Работа над литературоведческими понятиями.

- Какие слова помогли поэту создать яркую картину сияющего денька?

- При  помощи каких слов автор передаёт свою радость от вида необыкновенной красоты?  Найдите их в тексте.

- Как называется прием художественного изображения словом:  медвяная,  пряная, серебряный?

-Что такое эпитет? (Средство речевой выразительности, даёт образную характеристику предмету.)

- Прочитайте первое четверостишие и найдите в нем  слова, которые создают впечатление праздника?

- С кем можно сравнить черемуху, которая принарядилась к празднику, кудри завила? 

- А кто в стихотворении представляется юношей?

-Как называется приём который помогает автору изобразить черемуху и ручей как живых людей – олицетворение.(Ответивший-листик на дерево).

-Поработаем в группах. 1 группа: Придумайте свои эпитеты к слову черёмуха.

- 2 группа: найдите  в тексте словосочетания, олицетворяющих  черёмуху и ручей, как живых людей и прочитайте.

3 группа - вся картина природы, созданная поэтом, представляется как живая, благодаря обилию верно подобранных глаголов, найдите их.

 -  Вы готовы первая группа ваше выступление.

-Какой мы можем сделать вывод: (употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной.)

- Слушаем вторую группу.

- И третья группа, вам слово.

Составляют ответы
на основе  
опорных слов, соблюдая логику

Делятся мыслями.

Отвечают на вопросы учителя

Выборочное чтение.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные:

общеучебные-умение структ-ть знания, выбор наиболее эффек-х способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия спос-в и условий действия.

.

Совершенствуется навык выразительного чтения.

Умеют работать коллективно

Беседа по вопросам.

8.Обобщение изученного материала

(7 мин.)

Фронталь

ная.

Индивидуа

льная

Словесный,
проблемный

- В группе вы поработали хорошо, посмотрим как вы работаете индивидуально. У вас на столах -   карточки у всех разного цвета, поработайте с ними.

Дифференцированное задание.

(Детям раздаются карточки с вопросами по уровням сложности.)

- Ребята у кого   карточки розового цвета готовы отвечать?

Прочитайте ваше задание.

1- Прочитайте понравившиеся  строки. (1 уровень)

-А сейчас послушаем ребят, у кого голубые карточки.

2-Что главное в стихотворении: действие, событие, природа, поступок? (2 уровень)

3.-С каким чувством надо читать стихотворение?  (2 уровень)

4.-Представьте себе, что вам нужно нарисовать картину к этому тексту. Какие краски вы используете? (3 уров.)

5.-Как вы думаете, какая  музыки,  могла бы сопровождать это стихотворение? (3 уровень)

Отвечают на вопросы, выполняют задания

Работают самостоятельно, опираются на знания по теме.

Развивают речь, доказывают свое мнение

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; личностные: самоопределение.

Устанавливают причинно-следственные связи.

Беседа по вопро

сам

9.Рефлексия учебной деятельнос

ти (5,5 мин)

Фронтальная.

Индивидуа

льная

Словесный.

Беседа

Работа с рисунком

- Я приглашаю вас  на экскурсию по картинам известных художников.

- Что объединяет  эти картины между собой? Почему поэт и художники изобразили картины о черемухе?

1. Рисование.

- Ребята, я предлагаю вам создать художественную студию.   Изобразим мелками ту картину весенней природы, которую вы представили, читая стихотворение. По окончанию я предлагаю вам выйти и прикрепить рисунки на доску. (Звучит песня «Черёмуха»).

- Хотелось бы оценить не только вашу работоспособность, но и ваше эмоциональное настроение. Прикрепите на  дерево:

Почку – если вам было неинтересно, скучно;

Листик - хорошее настроение, было интересно;

Цветочек- отличное настроение, всё понравилось.

- Посмотрите, какая у нас распустилась  черёмуха, что можно почувствовать?

-У русских людей есть традиция: «Всё доброе, светлое сбудется, если пожелать это пока горит свеча». Пожелайте в душе самым, дорогим  людям, того, чего хотелось бы вам пожелать. И пусть всё задуманное сегодня исполнится.

Рассматривают картины.

Прикрепляют рисунки на доску.

Приклеивают листики, почки, цветочки к дереву.

Коммуникативные: умение с полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование

Развитие самокон-ля и самооценки

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Саморе-
гуляция

10.

Подведение    итогов   (2 мин.)

Фронталь

ная.

Индивидуа

льная

- С жизнью и творчеством, какого поэта мы познакомились на уроке?

- Какие задания вам показались наиболее интересными?

- Какое настроение подарила вам поэзия Есенина?

- Мне было очень приятно  сегодня работать с вами.

- Давайте поблагодарим гостей, за то, что они пришли к нам в гости!

Регулятивные: контроль, оценка; познавательные: - осознанно строить речевое высказ-ие.

Саморе-
гуляция

Домашнее задание    

(1 мин.)

Индивидуа

льная

-  Обратите внимание на перемене на выставку  книг С.Есенина. В них напечатаны великолепные стихи о природе, о Родине. Советую взять и почитать.

(слайд)(Дети выбирают)

-Выучить наизусть стихотворение Есенина «Черёмуха»;

-Подготовить выразительное чтение стихотворения;

-Составить синквейн о черёмухе.

Дети рассматри

вают выставку.

Дети выбирают, записывают в дневник.

Дифференцированный подход к домашнему заданию. Принцип учёта потребности ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Начальная школа XXI века", урок литературного чтения 3 класс,"Творчество С. Есенина"

Урок литературного чтения в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века», по теме «Творчество С. А. Есенина».Это урок обобщения  и проверки усвоения изученного материала  по пройде...

Урок литературного чтения. 4 класс. С. А.Есенин. Стихи

На уроке литературного чтения ученики знакомятся с творчеством С.А.Есенина, развивают навык слушания, учатся понимать образный язык поэтической речи....

Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" С . Есенин «Черемуха+ презентация

Цели урока:ознакомить учащихся с произведениями Есенина «Черемуха»,с его жизнью и творчеством;учить понимать и чувствовать окружающую природу;развиватьпамять,речь и мышление. Планируемые результа...

Конспект урока литературного чтения. 4 класс.С.А.Есенин «Лебедушка».

Сергей Александровия Есенин "Лебедушка" 4 класс. УМК "Школа России"...

Конспект урока литературное чтение 3 класс С.А.Есенин "Черемуха"

Конспект урока литературное чтение 3 класс С.А.Есенин...

конспект урока по литературному чтению по теме "С.А. Есенин. Черемуха", 3 класс

данный конспект разработан по теме "С. Есенин. Черемуха". в нем подробно раскрыта работа над произведением...

Конспект урока литературного чтения 4 класс «С.А.Есенин «Бабушкины сказки»

Цель: создание условий для формирования заинтересованности учащихся новым исследованием, которое позволит им применять открытые способы действия на других произведениях лирического жанра.Задачи у...