конспект урока по литературному чтению по теме "С.А. Есенин. Черемуха", 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Яншина Лариса Васильевна

данный конспект разработан по теме "С. Есенин. Черемуха". в нем подробно раскрыта работа над произведением

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект по литературному чтению по программе «Школа России» 3 класс 2 часть

Тема: «Черемуха» С.А. Есенин.

Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с творчеством С.А. Есенина и средствами художественной выразительности в стихотворении «Черемуха».

Предметные задачи: способствовать формированию навыка эстетического слушания и восприятия поэтического текста, развитию творческого воображения и фантазии, развитию умений находить в тексте образные средства и определять их авторское назначение; выражению личностного отношения к прочитанному; развитию выразительности чтения; формированию умений объяснять смысл выражений с опорой на текст, определять авторское отношение к изображаемому; воспитанию трепетного отношения к родной земле, своему Отечеству и к окружающей природе.

Планируемые результаты: содействовать формированию личностных УУД – умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, творческой деятельности; основ для самовыражения в творческой деятельности.

Метапредметные – содействовать формированию УУД:

а) регулятивных – принимать установленные правила работы с текстом, работать со словарем учебника, произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи;

б) познавательных – определять тему и главную мысль литературного произведения, понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения, формулировать выводы;

в) коммуникативных – использовать различные речевые средства для передачи своего впечатления, выражать свои мысли в устной и письменной речи.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс 2 часть, Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий; презентация.

Ход урока

Этапы урока

Содержание деятельности на уроке

Формы и приемы деятельности

Организационный момент

1) Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой.

- По дороге к вам школьной спешила, любовалась, как жизнь хороша!  Солнце ласково в небе светило и моя улыбалась душа. Свое хорошее настроение хочу передать вам и предлагаю начать урок с улыбки. Возьмите за руку своего соседа, улыбнитесь и выскажите ему свои пожелания.

- Да, действительно, нам понадобиться сегодня и желание, и терпение, и умение слушать и слышать друг друга.

2) Речевая разминка:

 «Шуршат на дереве листы, Шуршит камыш

И дождь шуршит, И мышь, шурша в нору спешит»

- Прочитайте это четверостишие шепотом

1) Работы в парах.

Опорная фраза «Сегодня на уроке я тебе желаю…». Учащиеся делятся пожеланиями.

2) Правило речевого дыхания: говорим всегда на выдохе. Упражнение «задуй свечу».

Слайд №1 с текстом четверостишия.

Работы над четкостью произношения звука [ш]. Соблюдение логического ударения по образцу учителя и выделенных слов в четверостишие.

Самоопределение к деятельности: формулирование темы урока, постановка задач деятельности на уроке

1) Работа с загадкой:

«Будто снежный шар бела,  По весне она цвела,

Нежный запах источала, А когда пора настала,

Разом сделалась она  Вся от ягоды черна»

- Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой, оно голубое-голубое, воздух прозрачный, чистый и влажный. И вдруг в эту картину врывается запас цветущей черемухи.

- Весне многие поэты посвящали свои произведения. Отгадайте, какой же автор в своем творчестве отразил особенности цветения черемухи?                             - Мы с вами уже знакомились с творчеством Есенина. Кто помнит, как его зовут?2) Формулирование задач урока

Работа в парах

Слайд №2 (с буквами), слайд №3 (имя поэта). Работы с учебником.

Работы в парах, рассматривание материалов урока на стр. 55-56.

Подготовительная работа перед чтением текста

1) Рассказ о творчестве С.А. Есенина.

2) Работа с выставкой книг поэта. Беседа по вопросам.

- Рассмотрите книги с произведениями С.А. Есенина

- Что их объединяет?

Как его называли коллеги? (певец родной природы)

3) Беседа на тему произведения.

- Сергея Есенина называли певцом русской природы. Он обладал неповторимым даром улавливать и передавать тончайшие оттенки своих настроений, своих чувств. Есенина отличают необыкновенная искренность и удивительная чуткость к зеленым краскам. Поэт был влюблен в родные поля и леса, в свое деревенское небо, деревья, цветы, поэтому еще в детстве он мог часами сидеть у реки, смотреть на небо и чувствовать силу и нежность окружающей природы.  

Подготовленные учащиеся.  Прослушивание докладов. Слайд № 3.

Мотивация самостоятельного чтения.

Первичное чтение текста

а) - Послушайте произведение С.А. Есенина и постарайтесь почувствовать то настроение, которое автор передал в своем стих

Беседа после первичного чтения т

1) Беседа по вопросам - Какие чувства вы испытывали, когда слушали это стихотворение?- Какое настроение передал автор в этом стихотв?

Фронтальный опрос

Повторное чтение по частям и анализ каждой части

- С кем сравнивает черемуху Есенин?- Какая картина предстает в вашем воображении при чтении этих строк?

- Как вы понимаете выражение «роса медвяная», «зелень пряная»?

- Как вы понимаете выражение «развесившись стоит»?

- А почему автор называет зелень золотистой?

- Как вы понимаете выражение «волной гремучею»?

- Найдите в словаре и объясните значение слова «вкрадчиво».

- А что означает слово «кручею»?

- Как вы думаете, можно ли слово «вкрадчиво» заменить словами осторожно, доверительно? Прочитайте, что получится.

Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами языка: эпитетом, метафорой, сравнением.

Словарная работа: медвяная – запах меда, черемуха медоносное растение; гремучая – шумная, издающая громкие звуки; обдает – окатывает водой, брызгами; проталинка – место, где стаял снег; вкрадчиво – осторожно, доверительно; под кручею – под обр

Анализ произведения

1) Самостоятельное чт. стих. Выполнения зад №1 стр.56.

- При помощи каких слов автор передает свою радость от вида необыкновенной красоты?

- Чем привлекла внимание поэта черемуха, которая «с весною расцвела»?

- Рассмотрите илл. и найдите строки к ней в стих.- О ком же можно так сказать: расцвела, кудри завила, стоит? Какой образ олицетворяет черемуха?

- Как вы думаете кого подразумевает поэт под образом ручья?

- Нравится ли ручью черемуха?

- Хочется ли ручейку понравиться черемухе?

3) Словесное иллюстрирование (задание №6 на стр.56)

4) Работа над выразительностью чтения:

- Какие слова в помогают нам представить яркие картины? (ветки золотистые, сияют в серебре, серебряный ручей, зелень золотистая)

- Сколько золота и серебра, сколько света и блеска представлено в ст. Когда поэты хотят, чтобы читатели ощутили блеск и сияние, то они часто подбирают слова, в которых повторяются звуки [з-з-з], [с-с-с].

- Воспользовался ли этим приемом С.А. Есенин?

- Прочитайте 3 четв., какие звуки помогают нам представить движение маленького, но быстрого ручейка? постарайтесь, выделив эти звуки передать движение воды в

- А какие строки, по-вашему, нужно читать чуть-чуть быстрее?

5) Творческая работа по прочитанному стихотворению:

- На столе у вас лежат стикеры. Представьте, что вы художники, каким бы цветом вы закрасили каждое четверостишие?

- Приклейте цвета на каждую строчку. Какие цвета у вас получились?

Слайд с разными ответами учащихся:

1.Чтобы сообщить о том, что расцвела черемуха;

2.Чтобы передать свою радость;

3.Чтобы привлечь читателя к красоте весенней природы;

4.Чтобы вызвать сопереживание.

Работа с текстом стихотворения. Выборочное чтение. Ответы детей: «черемуха душистая», «роса медвяная», «серебряный ручей», «зелень золотистая».

Литературоведческая пропедевтика.

Эпитет – это образное художественное определение свойств предметов.

Эпитеты: пушистая, белоснежная, веселая, задорная, весенняя.

Работа в парах

Слайд со 2 и 4 четверостишием и выделенными буквами з, с в словах

Работа со стикерами.

Обобщающая беседа

2) Работа с пословицами:

- Прочитайте пословицы на слайде и выберите ту, которая подходит по содержанию к стихотворению.

3) - Какой вывод мы можем сделать  после прочтения стихотв.?

1) Фронтальная работа.Зацветает черёмуха — это, царствует весна, наряжается природа, преображается

3) Высказывают: любить, наслаждаться ее красотой

Домашнее задание

- Выучить стихотворение наизусть.

- Для сильных учащихся написать сочинение о том, как вы видите черемуху в своем воображении.

Рефлексия

Беседа по вопросам:

1) Закончить фразу- Что вам показалось на уроке самым интересным

- Что оказалось трудным

2) Продолжи фразу - Сегодня я узнал…     - Мне было интересно…

Итог

 - как вы думаете, какую тему автор затрагивает в своем произведен?

- Как прекрасна природа в эту пору, а особенно, когда расцветает черемуха, она наполняет воздух чудесным ароматом, радует своими яркими красками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению "Русская народная сказка Снегурочка" 2 класс

Разработка урока по литературному чтению для 2 класса по программе «Начальная школа 21 века». Автор Л.А. ЕфросининаТема: «Русская народная сказка Снегурочка»».Данный  урок разработан и проведен с...

Конспект урока по литературному чтению «Л.Н.Толстой «Филиппок». 2 класс

Цели:прививать учащимся интерес к школе, предмету;работать над развитием грамотной, выразительной речи.Познакомить учащихся рассказом Л.Н Толстого «Филипок»;Развивать умение делить текст на части, сос...

Конспект урока по литературному чтению В Берестов "Хитрые грибы"2 класс.

Конспект урока по литературному чтению В. Берестов "Хитрые грибы" 2 класс....

Конспект урока по литературному чтению. "Чему учат глупые истории". 1 класс.

Конспект урока по литературному чтению." Чему учат глупые истории". М.Зощенко "Глупая история"....

Конспект урока по литературному чтению. "Чему учат глупые истории". 1 класс.

Конспект урока по литературному чтению." Чему учат глупые истории". М.Зощенко "Глупая история"....

Конспект урока по литературному чтению с использованием технологии проектов. 2 класс. Русская народная сказка "Гуси-лебеди"

Урок с мультимедийным сопровождением. На этапе изучения нового материала используются мини-проекты, подготовленные учащимися....

Конспект урока по литературному чтению "Дедушка Мазай и зайцы" (3 класс) Школа России

Цель: создать благоприятные условия для открытия детьми истины: умеем ли мы сопереживать на основе восприятия произведений литературы, собственного сужденияЗадачи урока: Образовательная: ...