конспект урока по литературному чтению по теме "С.А. Есенин. Черемуха", 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)
данный конспект разработан по теме "С. Есенин. Черемуха". в нем подробно раскрыта работа над произведением
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока по литературному чтению по теме "С. Есенин. Черемуха" | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект по литературному чтению по программе «Школа России» 3 класс 2 часть
Тема: «Черемуха» С.А. Есенин.
Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с творчеством С.А. Есенина и средствами художественной выразительности в стихотворении «Черемуха».
Предметные задачи: способствовать формированию навыка эстетического слушания и восприятия поэтического текста, развитию творческого воображения и фантазии, развитию умений находить в тексте образные средства и определять их авторское назначение; выражению личностного отношения к прочитанному; развитию выразительности чтения; формированию умений объяснять смысл выражений с опорой на текст, определять авторское отношение к изображаемому; воспитанию трепетного отношения к родной земле, своему Отечеству и к окружающей природе.
Планируемые результаты: содействовать формированию личностных УУД – умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, творческой деятельности; основ для самовыражения в творческой деятельности.
Метапредметные – содействовать формированию УУД:
а) регулятивных – принимать установленные правила работы с текстом, работать со словарем учебника, произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи;
б) познавательных – определять тему и главную мысль литературного произведения, понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения, формулировать выводы;
в) коммуникативных – использовать различные речевые средства для передачи своего впечатления, выражать свои мысли в устной и письменной речи.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс 2 часть, Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий; презентация.
Ход урока
Этапы урока | Содержание деятельности на уроке | Формы и приемы деятельности |
Организационный момент | 1) Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой. - По дороге к вам школьной спешила, любовалась, как жизнь хороша! Солнце ласково в небе светило и моя улыбалась душа. Свое хорошее настроение хочу передать вам и предлагаю начать урок с улыбки. Возьмите за руку своего соседа, улыбнитесь и выскажите ему свои пожелания. - Да, действительно, нам понадобиться сегодня и желание, и терпение, и умение слушать и слышать друг друга. 2) Речевая разминка: «Шуршат на дереве листы, Шуршит камыш И дождь шуршит, И мышь, шурша в нору спешит» - Прочитайте это четверостишие шепотом | 1) Работы в парах. Опорная фраза «Сегодня на уроке я тебе желаю…». Учащиеся делятся пожеланиями. 2) Правило речевого дыхания: говорим всегда на выдохе. Упражнение «задуй свечу». Слайд №1 с текстом четверостишия. Работы над четкостью произношения звука [ш]. Соблюдение логического ударения по образцу учителя и выделенных слов в четверостишие. |
Самоопределение к деятельности: формулирование темы урока, постановка задач деятельности на уроке | 1) Работа с загадкой: «Будто снежный шар бела, По весне она цвела, Нежный запах источала, А когда пора настала, Разом сделалась она Вся от ягоды черна» - Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой, оно голубое-голубое, воздух прозрачный, чистый и влажный. И вдруг в эту картину врывается запас цветущей черемухи. - Весне многие поэты посвящали свои произведения. Отгадайте, какой же автор в своем творчестве отразил особенности цветения черемухи? - Мы с вами уже знакомились с творчеством Есенина. Кто помнит, как его зовут?2) Формулирование задач урока | Работа в парах Слайд №2 (с буквами), слайд №3 (имя поэта). Работы с учебником. Работы в парах, рассматривание материалов урока на стр. 55-56. |
Подготовительная работа перед чтением текста | 1) Рассказ о творчестве С.А. Есенина. 2) Работа с выставкой книг поэта. Беседа по вопросам. - Рассмотрите книги с произведениями С.А. Есенина - Что их объединяет? Как его называли коллеги? (певец родной природы) 3) Беседа на тему произведения. - Сергея Есенина называли певцом русской природы. Он обладал неповторимым даром улавливать и передавать тончайшие оттенки своих настроений, своих чувств. Есенина отличают необыкновенная искренность и удивительная чуткость к зеленым краскам. Поэт был влюблен в родные поля и леса, в свое деревенское небо, деревья, цветы, поэтому еще в детстве он мог часами сидеть у реки, смотреть на небо и чувствовать силу и нежность окружающей природы. | Подготовленные учащиеся. Прослушивание докладов. Слайд № 3. Мотивация самостоятельного чтения. |
Первичное чтение текста | а) - Послушайте произведение С.А. Есенина и постарайтесь почувствовать то настроение, которое автор передал в своем стих | |
Беседа после первичного чтения т | 1) Беседа по вопросам - Какие чувства вы испытывали, когда слушали это стихотворение?- Какое настроение передал автор в этом стихотв? | Фронтальный опрос |
Повторное чтение по частям и анализ каждой части | - С кем сравнивает черемуху Есенин?- Какая картина предстает в вашем воображении при чтении этих строк? - Как вы понимаете выражение «роса медвяная», «зелень пряная»? - Как вы понимаете выражение «развесившись стоит»? - А почему автор называет зелень золотистой? - Как вы понимаете выражение «волной гремучею»? - Найдите в словаре и объясните значение слова «вкрадчиво». - А что означает слово «кручею»? - Как вы думаете, можно ли слово «вкрадчиво» заменить словами осторожно, доверительно? Прочитайте, что получится. | Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами языка: эпитетом, метафорой, сравнением. Словарная работа: медвяная – запах меда, черемуха медоносное растение; гремучая – шумная, издающая громкие звуки; обдает – окатывает водой, брызгами; проталинка – место, где стаял снег; вкрадчиво – осторожно, доверительно; под кручею – под обр |
Анализ произведения | 1) Самостоятельное чт. стих. Выполнения зад №1 стр.56. - При помощи каких слов автор передает свою радость от вида необыкновенной красоты? - Чем привлекла внимание поэта черемуха, которая «с весною расцвела»? - Рассмотрите илл. и найдите строки к ней в стих.- О ком же можно так сказать: расцвела, кудри завила, стоит? Какой образ олицетворяет черемуха? - Как вы думаете кого подразумевает поэт под образом ручья? - Нравится ли ручью черемуха? - Хочется ли ручейку понравиться черемухе? 3) Словесное иллюстрирование (задание №6 на стр.56) 4) Работа над выразительностью чтения: - Какие слова в помогают нам представить яркие картины? (ветки золотистые, сияют в серебре, серебряный ручей, зелень золотистая) - Сколько золота и серебра, сколько света и блеска представлено в ст. Когда поэты хотят, чтобы читатели ощутили блеск и сияние, то они часто подбирают слова, в которых повторяются звуки [з-з-з], [с-с-с]. - Воспользовался ли этим приемом С.А. Есенин? - Прочитайте 3 четв., какие звуки помогают нам представить движение маленького, но быстрого ручейка? постарайтесь, выделив эти звуки передать движение воды в - А какие строки, по-вашему, нужно читать чуть-чуть быстрее? 5) Творческая работа по прочитанному стихотворению: - На столе у вас лежат стикеры. Представьте, что вы художники, каким бы цветом вы закрасили каждое четверостишие? - Приклейте цвета на каждую строчку. Какие цвета у вас получились? | Слайд с разными ответами учащихся: 1.Чтобы сообщить о том, что расцвела черемуха; 2.Чтобы передать свою радость; 3.Чтобы привлечь читателя к красоте весенней природы; 4.Чтобы вызвать сопереживание. Работа с текстом стихотворения. Выборочное чтение. Ответы детей: «черемуха душистая», «роса медвяная», «серебряный ручей», «зелень золотистая». Литературоведческая пропедевтика. Эпитет – это образное художественное определение свойств предметов. Эпитеты: пушистая, белоснежная, веселая, задорная, весенняя. Работа в парах Слайд со 2 и 4 четверостишием и выделенными буквами з, с в словах Работа со стикерами. |
Обобщающая беседа | 2) Работа с пословицами: - Прочитайте пословицы на слайде и выберите ту, которая подходит по содержанию к стихотворению. 3) - Какой вывод мы можем сделать после прочтения стихотв.? | 1) Фронтальная работа.Зацветает черёмуха — это, царствует весна, наряжается природа, преображается 3) Высказывают: любить, наслаждаться ее красотой |
Домашнее задание | - Выучить стихотворение наизусть. - Для сильных учащихся написать сочинение о том, как вы видите черемуху в своем воображении. | |
Рефлексия | Беседа по вопросам: 1) Закончить фразу- Что вам показалось на уроке самым интересным - Что оказалось трудным 2) Продолжи фразу - Сегодня я узнал… - Мне было интересно… | |
Итог | - как вы думаете, какую тему автор затрагивает в своем произведен? - Как прекрасна природа в эту пору, а особенно, когда расцветает черемуха, она наполняет воздух чудесным ароматом, радует своими яркими красками. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению "Русская народная сказка Снегурочка" 2 класс
Разработка урока по литературному чтению для 2 класса по программе «Начальная школа 21 века». Автор Л.А. ЕфросининаТема: «Русская народная сказка Снегурочка»».Данный урок разработан и проведен с...
Конспект урока по литературному чтению «Л.Н.Толстой «Филиппок». 2 класс
Цели:прививать учащимся интерес к школе, предмету;работать над развитием грамотной, выразительной речи.Познакомить учащихся рассказом Л.Н Толстого «Филипок»;Развивать умение делить текст на части, сос...
Конспект урока по литературному чтению В Берестов "Хитрые грибы"2 класс.
Конспект урока по литературному чтению В. Берестов "Хитрые грибы" 2 класс....
Конспект урока по литературному чтению. "Чему учат глупые истории". 1 класс.
Конспект урока по литературному чтению." Чему учат глупые истории". М.Зощенко "Глупая история"....
Конспект урока по литературному чтению. "Чему учат глупые истории". 1 класс.
Конспект урока по литературному чтению." Чему учат глупые истории". М.Зощенко "Глупая история"....
Конспект урока по литературному чтению с использованием технологии проектов. 2 класс. Русская народная сказка "Гуси-лебеди"
Урок с мультимедийным сопровождением. На этапе изучения нового материала используются мини-проекты, подготовленные учащимися....
Конспект урока по литературному чтению "Дедушка Мазай и зайцы" (3 класс) Школа России
Цель: создать благоприятные условия для открытия детьми истины: умеем ли мы сопереживать на основе восприятия произведений литературы, собственного сужденияЗадачи урока: Образовательная: ...